Раздаю долги! Обещала разбор Рэйчел/Хлоя ещё полгода назад)
Игры об отношениях всегда вызывают у меня уйму эмоций, ведь ссоры и конфликты в них напоминают о собственных непростых жизненных ситуациях. С некоторыми из них я справлялась, на других набивала шишки и чему-то училась; по этой причине я смотрю на проблемы Хлои Прайс объективно, через призму накопленного жизненного опыта.
Прелесть Life is Strange: Before the Storm(BtS) в том, что игроки могут не просто наблюдать за душевными терзаниями Хлои со стороны, как это было впервой части, они могут влиять на поведение героини, склонять её к правильным поступкам и учить принимать непростые, но взрослые решения. Хлоя ещё не неконтролируемая эгоистичная бунтарка, делающая всё вопреки закону и навязанным правилам: в BtS она ранимая, 16-летняя девушка с грустным бэкграундом.
Отец Хлои погиб, лучшая подруга предала её доверие, сама героиня находится в затяжной депрессии и не может найти никого, с кем бы могла поговорить о том, что её мучает; от саморазрушения её отделяют лишь несколько неправильных поступков. Хлоя уязвима, несчастна и одинока, поэтому игроки с радостью хватаются за единственный спасательный круг, школьную знакомую Рэйчел Эмбер.
Девушки создают прекрасный дуэт, делят переживания, радости и проходят через сложный период вместе. Рэйч не всегда соответствует идеалам Хлои, но она остаётся её единственной подругой, поэтому игроки снова и снова неосознанно выбирают Рэйчел, с которой всегда весело и интересно, а Хлоя обретает счастье.
Но было ли это правильным решением?
О той, кто хорошо лжёт и играет в игры
Рэйчел идеальная подруга, особенно для Хлои, которая переживает не лучшие времена. Она способна моментально развести её на авантюру, поддержать советом или разбавить одиночество. Но если игроку удаётся снять намертво прилипшие розовые очки, окажется, что Рэйчел может быть совсем другой: эгоистичной, неконтролируемой и избалованной девушкой, которая не привыкла слышать слово «нет». При пятом прохождении BtS я уже сомневаюсь, что именно такого друга заслуживает Хлоя.
Девушка-загадка овладела мыслями игроков ещё в оригинальной игре. Мы видели её лишь на плакатах и слышали из уст других людей, но были абсолютно уверены в том, что Рэйчел — хороший человек. Она вращалась в абсолютно разных кругах и умела привлекать внимание всех людей: о ней положительно отзывался школьный клуб снобов, парни гики, скейтеры и художник аутсайдер. За спиной Хлои Рэйчел закрутила роман со взрослым наркоторговцем и стала музой для Марка Джефферсона — подобное умение выстраивать отношения с каждым встречным как минимум настораживает.
Узнав Рэйчел чуть больше, можно понять, что атмосфера, в которой она росла, соответствует её поведению: наличие отца прокурора и семьи со шкафами, битком набитыми скелетами, научило её лгать и улыбаться, пряча истинные намерения.
По гороскопу Рэйчел лев (очень важно, что сама Рэйчел оправдывает этим фактом своё поведение), которые отличаются эгоизмом и инфантильностью. Рэйчел по натуре лидер, поэтому стремится занимать главенствующую роль где бы то ни было — в школьной постановке, в учёбе, в отношениях.
У таких людей как Рэйчел, полно знакомых, но нет ни одного настоящего друга — они поверхностны, не любят рассказывать о себе и предпочитают черпать максимальную выгоду из любого встречного. Догадываетесь, о ком я веду речь? О манипуляторах.
«Иногда, когда отчаяние и одиночество достигают своего пика, мы даём шанс не тем людям» — Хлоя говорит это своей матери, но даже не подозревает, что мудрая мысль имеет прямое отношение к ней самой.
Страшно осознавать, что Хлоя встретила Рэйчел на пике своей уязвимости: она нуждалась в подруге и за своим горем даже не заметила, как оказалась втянута в абьюзивные отношения. Как этого не заметил и игрок, находящийся с Хлоей в одной лодке.
Главная героиня говорит, что «Рэйчел хорошо лжёт и играет в игры» — их дальнейшее общение, плавно перерастающее в крепкую дружбу, говорит о том, что Хлоя считает себя особенной. Кем-то, над кем Рэйчел не будет шутить или манипулировать.
Снова пройдя Before the Storm, я хочу поделиться найденным и рассказать о том, как Рэйчел Эмбер с помощью психологической манипуляции заставила себя полюбить, втянув и игроков, и Хлою в эти абьюзивные отношения. Об этом важно знать не только в контексте игры — вы даже не подозреваете, как много манипуляторов находится рядом с вами ежедневно и на какие вещи они способны подбивать, пользуясь минутными слабостями.
Абьюзеры, манипуляторы и прочие очаровательные личности
О таких людях пишут целые статьи, но мы ограничимся лишь кратким описанием (а затем я объясню подробнее на примерах).
Психологическая манипуляция — это тип социального воздействия, во время которого один человек пытается изменить восприятие или поведение другого при помощи обмана, насилия или сокрытия.
Другими словами, хороший манипулятор способен заставить делать вещи, выгодные ему, в то время как жертва будет уверена, что поступает так по своей воле.
Инструментов для такой смены восприятия у манипуляторов много: они могут пользоваться вашими слабостями, играть на чувстве вины, жалости или страха. Такие люди обладают двойными стандартами, всеми способами стремятся привязать к себе жертву, а если «подопытный» взбунтуется и потребует объяснений, быстро и удачно переведут стрелки, вызвав уже знакомое чувство вины.
Это нездоровые, изматывающие отношения, которые приносят пользу только манипулятору — и мне было непросто признать, что Хлоя (как и я сама) с лёгкостью попались на удочку Рэйчел Эмбер.
К сожалению, лишь в теории всё звучит просто и понятно, как по методичке, но на деле опознать такие отношения и выбраться из них очень сложно. Ещё сложнее признать, что твой друг, вторая половинка или даже родитель позволяет себе наглый абьюз. На примере взаимоотношений Хлои и Рэйчел очень просто показать, как работают манипулятивные тактики и почему мы их не замечаем.
Красиво, но больно
Хлоя знакомится с Рэйчел на заброшенной лесопилке, где рок-группа проводит концерт. Уже с первых сцен мы понимаем, как себя ощущает Хлоя: она замкнутая, презирает людей, обижается на мир из-за отца и Макс и предпочитает держаться отстранённо, втайне опасаясь, что кто-то ещё захочет причинить ей боль.
Хлоя учится с Рэйчел в одной школе, но никогда не пересекалась с ней до этой ночи — она понимает, что «золотая девочка» никогда не обратит внимание на кого-то вроде неё. Тактика Прайс — огрызаться и делать вид, что одиночество её устраивает. Но Рэйчел врывается в её жизнь совершенно неожиданно: сначала спасает от пьяных отморозков в клубе, затем тащит на мошпит и уже на утро публикует в соцсети первую общую фотографию.
Комментарий Хлои уже говорит о её реакции на подобный выпад (или его последствия).
Разумеется, ученики школы будут заинтересованы новой подругой Рэйчел, любимицы всего Блэквелла. Этим якобы дружеским жестом Рэйч бессовестно выводит Хлою на передний план, делает вызов общественности и заставляет других людей обсуждать Хлою.
В дальнейшем Рэйчел будет поступать так постоянно — без разрешения вытягивать Хлою из зоны комфорта, не задумываясь о том, что чувствует при этом стеснительная и замкнутая подруга. Многие интроверты, кстати, найдут в этой ситуации себя, ведь такое происходит на каждом шагу.
Спустя пару часов, стоит Хлое оказаться в школе, Рэйчел снова делает выпад и за руку тащит Прайс на репетицию театрального кружка, заставляет высказывать своё мнение перед преподавателем. В этот момент Рэйчел ни капли не заботится ни о чувствах Хлои, ни о том, что у подруги могут быть совершенно другие планы.
В театральном кружке поднимается вторая важная тема на примере персонажей «Бури» Шекспира. «Вопрос в том, вызвана ли мгновенно вспыхнувшая страсть Миранды к Фердинанду отсутствием опыта и трагическими событиями или она действительно встретила любовь всей своей жизни?»
А Хлоя этому и рада — Рэйчел её единственный друг, и Прайс очень боится потерять её или задеть своим отказом. Она переживает, что после ночи в клубе Рэйчел забудет её, но радуется «хлебным крошкам», любому вниманию, прикосновению или взгляду.
Мои подозрения можно считать надуманными (поверьте, я обожаю Рэйчел Эмбер, но это не значит, что я не могу смотреть объективно на её поведение), если бы не скрытые мотивы Рэйчел. Она не пытается продолжить общение или завязать дружбу — накануне девушка прочитала сообщение на телефоне отца и хотела сбежать с уроков, чтобы уличить его в измене.
Кто лучше подойдёт на роль сопровождающего? Одиночка и бунтарка, которой некому будет рассказать о слабости и конфликтах внутри семьи Эмберов. Как и Хлоя, я очень хочу верить в чистые помыслы Рэйчел, но наличие скрытого мотива говорит не в пользу последней. Итак, Рэйчел уговаривает Хлою сбежать с уроков, прокатиться на товарном поезде и затем заставляет спрыгнуть с него по команде (а если игрок откажется, столкнёт с него).
Не «Мне хотелось узнать тебя получше», не «мы клёво потусили», не «мне кажется, что мы подружились». Рэйчел скучно. Для этого ей и нужна Хлоя — асоциальная бунтарка, ни капли не похожая на людей в мире дочери прокурора, где Рэйчел скучно.
В поезде Рэйчел и Хлоя знакомятся чуть лучше. Всё это время Хлоя не понимает, куда и зачем ввязывается, почему Эмбер решила обратить на неё свое внимание, что делает её особенной и самое главное — что говорить, чтобы не накосячить?..
Неуверенность, застенчивость и низкая самооценка, которой Рэйчел легко пользуется.
Когда Хлоя соглашается (потому что ей опять не оставляют выбора) сыграть в игру «Две правды, одна ложь», Рэйчел получает полное описание психологической травмы Хлои.
Все три факта о новой подруге невероятно поверхностны и просты: Рэйчел лев по гороскопу и амбидекстр, которая родилась в Калифорнии. В это же время Хлоя подходит к игре серьёзно, вываливая на Рэйчел весь ворох своих переживаний. Она ненавидит кантри, а именно эту музыку обожал её погибший отец; в детстве Хлоя мечтала стать пиратом вместе со своей лучшей подругой Макс, пока та не бросила её; несмотря на весь этот образ бунтарки, Прайс очень смышлёная и любит науку.
Откровения текут из Хлои рекой, и она выплёскивает малознакомому человеку всё. Рэйчел даже не нужно спрашивать.
Что мы узнали о Рэйчел Эмбер? Ничего. Но что мы узнали о Хлое Прайс? Те вещи, которые тревожили её больше всего на свете: предательство лучшей подруги и смерть отца. Более того, Рэйчел умудряется вывести Хлою на новые откровения, о нелюбви к отчиму, проблемах в семье и погибшем коте. Рэйчел умудряется выжать всё это из небольшой игры, но когда Хлоя пытается задавать те же каверзные вопросы новой подруге, та поразительно быстро уходит от прямого ответа, маскируется за новым вопросом и переводит разговор к новой теме.
Это пока не говорит о том, что Рэйч собирает информацию о Хлое, чтобы воспользоваться ею в будущем: только о том, что Эмбер не привыкла доверять людям и никому не разрешает копаться в своём прошлом. А ещё о том, что она ужасно любит контролировать разговоры.
Следующий тревожный звоночек не заставил себя ждать: Рэйчел ввязала Хлою в очередную игру по шпионажу за людьми через обзорный бинокль в парке, а когда нашла подтверждение отцовской измены, моментально забыла про свою новую подругу. После этого Рэйчел выдает неожиданный пассаж, который замечает игрок, но не замечает Хлоя.
«Что мы делаем? В последний раз, если я правильно помню, ты была Хлоей Прайс. Мы уже часами прогуливаем школу, но всё ещё не напились».
Рэйчел расстроена и делает то, что привыкла — заставляет Хлою сомневаться в себе и подначивает, припечатав Прайс штампом бунтарки и прогульщицы. Несмотря на то, что именно Рэйчел толкнула её на прогул, а затем убедилась, что Хлоя не так однобока и проста. Это излюбленная техника манипуляторов и способ сделать свою жертву удобной и послушной, такой, какой абьюзер хочет её видеть.
Это не первая эмоциональная вспышка Рэйчел и далеко не последняя: в эти моменты Хлою хочется лишь пожалеть, так как она искренне пытается подстроиться под темп общения новой подруги и не понимает, что сделала не так. Важно то, что в этот момент Хлоя винит только себя, не зная о бэкграунде Рэйчел и измене её отца.
Что делает Рэйчел с чувствами Хлои? Ничего. Потому что чувства Рэйчел важнее.
Под влиянием плохого настроения Рэйч втягивает Хлою в новую игру и заставляет украсть вино у отдыхающей парочки. Игроку, как и Хлое, снова не дают выбор, но, к счастью, можно отказаться пить вместе с Рэйчел. Алкоголь не помогает, и героини добираются до свалки.
Хлоя продолжает винить себя: она пытается развеселить Рэйчел и избавить её от внезапного приступа меланхолии, предлагает взять биту и начать крушить всё вокруг, веселит шутками, но Эмбер ведёт себя как любой эгоист. А когда Хлоя попыталась извиниться за своё поведение (!) и узнать, что сделала не так, Рэйчел безжалостно отшивает её.
«Грустной Хлое снова грустно, — говорит Рэйчел, желая максимально задеть и уничтожить героиню. — Может, хоть один чёртов раз ты задумаешься о ком-то другом?»
Этот же манипулятивный приём Эмбер использовала всего пару сцен назад, пытаясь намекнуть Хлое, что бунтарка должна вести себя соответственно, проведя Рэйчел в мир прогульщиков и алкоголя. Не стоит забывать о том, что Рэйчел подвержена перепадам настроения (как и многие актеры, об этом говорит Хлоя), и в своих припадках она чаще всего склонна забывать о чувствах других, концентрируясь лишь на себе. Хлою это ранит, она продолжает не понимать, в чём провинилась, но Рэйчел не захочет объяснять или извиняться.
Из-за этого героини впервые ссорятся — после перепалки Рэйчел покидает свалку, а Хлоя находит разбитую машину отца, который всего два года назад погиб в автокатастрофе. Игроки понимают, насколько Хлоя сломлена, засыпая на голой земле после продолжительной истерики. Она просидела в одиночестве до темноты, но гордость Рэйчел и собственное горе не позволили ей вернуться, чтобы поддержать Хлою, которую она оставила в слезах. Эмбер дожидается, пока её жертва не одумается и не вернётся, чтобы проявить сочувствие. Главный признак манипуляции — односторонние отношения.
Неравноценный обмен
Второй эпизод начинается с выговора за прогул. Вся сцена в кабинете директора — это поворотный момент в отношениях как между Хлоей и Рэйчел, так между Рэйчел и игроком. Директор поднимает вопрос об отчислении Хлои из школы, потому что у героини дурная слава, и для него очевидно, что именно Прайс подговорила отличницу Рэйчел прогулять занятия.
Не выдержав ложных обвинений, Рэйчел решает солгать ради Хлои и взять всю вину на себя — в этот момент она надеется на то, что безупречная репутация выдержит единственное пятнышко, а директор простит первую оплошность. В назидание Рэйчел отстраняют от роли в школьной постановке, и тогда у Хлои появился шанс всё исправить, чтобы «восстановить справедливость».
Проходя BtS впервые, я была куплена игрой Рэйчел с потрохами и вступилась за неё, как и она минутой ранее за Хлою. Но только вот обмен любезностями был неравноценный: взяв вину на себя, Прайс согласилась с отчислением из школы. Рэйчел могла продолжить бороться за неё, но не стала. И это ранило меня в самое сердце. Вместе с болью пришло осознание, которое, к сожалению, Хлоя так и не постигла, думая, что поступает правильно. Из-за этого она не прислушалась к словам своей матери, здраво рассудившей, что между своим благополучием и благополучием дочери прокурора Хлоя должна была выбирать собственную семью.
Отчисление или запрет участвовать в школьной постановке? Обмен неравноценный, особенно если вспомнить о том, что мать Хлои работает официанткой, их семья потеряла кормильца, а сама Прайс училась в Блэкволле на стипендии.
Добившись исключения, Хлоя полностью связывает себя с Рэйчел и становится её защитником, миньоном, жертвой. Дружба не становится равноценной вплоть до финала, и эхо манипуляций Рэйчел ещё долго нарушало душевное равновесие Хлои. После смерти Рэйчел она понимает, что лучшая подруга унесла с собой в могилу ещё много тайн. Например, завела роман с наркоторговцем и боялась рассказать об этом, чтобы не потерять влияние на Прайс.
Рэйчел Эмбер — яркая и запоминающаяся личность, к которой хочется быть ближе. Но создатели BtS, как и разработчики оригинальной игры, очень любят символизм. И в их глазах Рэйчел была не просто человеком, она была неконтролируемым огнём, разрушительной стихией и ветром, который разносит лесной пожар на мили. Не зря ей досталась роль Просперо (колдуна, который призывал шторм) в школьной постановке «Буря» Шекспира.
Между Хлоей и Рэйчел невероятная химия — неизвестно, к чему бы привели их отношения, если бы не внезапная, но вполне ожидаемая смерть Эмбер. Сила Рэйчел была разрушительна, и использование этого неконтролируемого потока привело к тому, что она уничтожила себя, пытаясь подлететь слишком близко к солнцу.
Я не оставляю надежд, что за кадром во взаимоотношениях Рэйчел и Хлои не было настолько нездорового подтекста: они многое пережили, пройдя длинный путь от абьюза до крепкой дружбы и подростковой влюблённости. Но дом, фундамент которого состоит изо лжи, манипуляций и эгоизма, никогда не станет прочным. Об этом стоит помнить и в реальной жизни — каждое нечестное обвинение, ложь или попытки контроля могут оказаться не сменой настроения, но коварной схемой, о которой вы не подозреваете.
Приятно было читать текст. Даже удивлён, как можно найти глубину в персонажах довольно поверхностной (на мой взгляд) игры. Сам очень люблю и оригинал, и приквел, но не нахожу BtS действительно творческим продуктом.
Ещё с первого (и единственного) прохождения BtS заинтересовался вопросом: как Хлоя, будучи «потерпевшей» в абьюзивных отношениях, сама построила с Макс подобные, но наоборот. Влияние Рейчел очевидно, но где тот перелом?
А я сразу раскусила Рейчел. Поэтому многие аспекты игры на мне и не сработали. Не дропнула только из интереса к Хлое. Было сложно смотреть, как она ведется на самые банальные (в моем восприятии) манипуляции. Приходилось играть одной рукой, потому что второй беспрерывно била себя по лбу.
Мне очень сложно не согласться с автором. Многие моменты я замечал сам, но я просто не могу о Рэйчел как об отрицательном? персонаже. Возможно это изза того что я идеализирую всех персонажей которые мне нравятся, живу произведениями которые нашли отклик в моей душе. Мне просто тяжко думать что Хлою предали в третий раз.
Рэйчел при первом прохождении предстала перед моими глазами как старшая подруга для Хлои, как проводник в новую жизнь, хорошую или плохую меня это не волновало. По мере прохождения мне казалось что я нашёл для себя идеальную подругу не для Хлои, а для себя. Мне были абсолютно понятны её действия и реакция на события. Но кульммнацией для меня стала «Буря» я впервые открыл для себя Шекспира. Признание Рэйчел что Хлоя важна для неё и последующая прогулка стала приятным продолжением.
А потом грянул «Гром». Конечно мне было сразу ясно что та женщина, с которой был отец Рейчел, не была причиной измены отца Рэйчел, ведь измены не было вообще. Оказывается мать Рэйчел ей не мать, а настоящая мать это та женщина которую мы видели в парке. Последующие события были немного не предсказуемы. Взлом дома семьи Эмбер, а потом и кабинета отца Рэйчел, Эллиот который оказался помешанным маньяком( ну тут не точно, я не вникал в этого персонажа). Поиски доказательств того кто предал Большого Наркодиллера и потом разговор с мамой Рэйчел. Честно мне очень интересно что чувствовала Хлоя на протяжении этого эпизода, наверно это были те ещё эмоциональные качели. И под самый финал разговор с Рэйчел и её родителями в больнице. (Тут я должен был красиво ввести что не важно кто тебя родил, а важно кто воспитал, но как по мне конкретно в семье Рэйчел виноваты все и сама Рэйчел тоже).
Хоть финал истории я знал, мне было больно думать о том какой финал ожидает других участников истории помимо Рэйчел и Хлои. Конечно я имею ввиду Нэйтана Пресскота. Будучи членом богатой семьи Нейтан не был представителем золотой молодёжи, ну точнее не был тем ублюдков каким он был показан в первой LiS. Мне он показался немного запуганным и зашуганным парнем, у которого проблемы с самооценкой, видимо именно это помогло Джефферсону сделать его своим помощником, не могу судить об этом т.к. нет знаний в этой области. Я помогал ему и сводил с той девочкой которая его жалела. И в результате Нейтан под её влиянием изменился и стал добрее и лучше. В моих глазах. менно поэтому мне было сложно принять что этот парнишка обретший путь к свету станет убийцей той, которая стала моей подругой и отдушиной от реального мира.
Если бы я писал про BtS в целом то я должен бы написать про Стеф и двух братьев и про других персонажей но это всего лишь комментарий к посту, поэтому я лишь вскользь упомяну что благодаря Стеф и мини игры в dnd я полюбил настольно ролевые игры и в которые играю вот уже 5 лет.
Меня в таких анализах всегда забавляет вопрос: когда из более глубоко анализа персонажа складывается достаточно комплексный и стабильны образ, сколько из этого было задумано изначально? Всегда есть очень немаленький шанс, что все эти детали сложились абсолютно случайно, из сиюминутных решений или каких-то подсознательных подсказок, и есть немаленький шанс, что авторы пытались показать Рейчел с абсолютно противоположной стороны.
Я смутно помню очень похожие рассказы про отношения Макс и Хлои в оригинальной Странной Житухи, и тут кажется почти дословное повторение отношений, только на месте Макс теперь Хлоя, а на месте Хлои — Рейчел.
Зарегистрировалась, чтобы поблагодарить за статью! Очень интересный вывод. Когда я играла еще в оригинальную часть, то уже подумала, что Рэйчел не такая уж и приятная. И понравилось, что авторы с такой неожиданной стороны раскрывают персонажей, а не просто «все персонажи хорошие, потому что хорошие» или «персонажи плохие, потому что нам нужен злодей». У всех есть свои слабости и свои сильные стороны.
Например, если в первое прохождение оригинальной игры Уоррен кажется очень милым, а во второе замечаешь, что он сталкерит Макс (если выглянуть в окно утром в какой-то день, то он смотрит на окна Макс и потом прячется). Если погуглить его любимые фильмы, то окажется, что он любитель довольно странных ужастиков, и если играть внимательно, то можно найти много подобных моментов.
Со сценарной точки зрения BtS мне понравилась гораздо больше: в ней и события развиваются стремительней, и накала больше. Отчасти это благодаря количеству эпизодов, если была задача вместить всё в 3, времени на филлеры не остаётся
Мне кажется, исчезновение Рэйчел сильно подкосило Хлою, и она совершенно отстранилась от людей. Рэйчел ведь обещала, что они сбегут вместе, но соврала, как ранее Макс. С другой стороны в BtS нам доступны все мысли Хлои и её можно понять. В оригинальной LiS все события показаны с точки зрения Макс, поэтому не всегда понятно что в голове у Хлои и чем она руководствуется.
Ого, неожиданно круто) Ожидала разноса полюбившейся игры, а всё чётко и по делу. Люблю, когда игры анализируют с точки зрения психологии. Спасибо за статью, вышло увлекательно^^
Я не оставляю надежд, что за кадром во взаимоотношениях Рэйчел и Хлои не было настолько нездорового подтекста: они многое пережили, пройдя длинный путь от абьюза до крепкой дружбы и подростковой влюблённости.
Я думаю что такой путь Хлоя и Рейчел в самом деле прошли хотя бы потому что в комиксах это описано (дальше идут непроглядные спойлеры)
Когда Макс перемещается в одну из параллельных вселенных, видно что у Хлои и Рейчел все наладилось и они состоят в крепких отношения. Правда Рейчел стала чуть более плоским персонажем, возможно это из за того что «другая вселенная», где Джефферсон не маньячина и все такое, но это уже другая история, проще прочитать.
У меня где-то был в электронном варианте комикс, если надо могу скинуть