Я собирался писать рецензию DiRT 5 для главной SG, но не сложилось: прохождение карьеры далось тяжело и затянулось, я отвлекался на какие-то другие дела, а потом я сменил компьютер и по ходу переезда вайпнул жёсткие диски, где оставались футажи для гифок и скриншоты.
В общем, пока я разбирался со всем этим делом, рецензия DiRT 5 всякую актуальность растеряла, да и, судя по просмотрам новостей, людей не шибко интересовала. Но черновик у меня остался. Выбрасывать жалко, так что я его причесал и выкладываю сюда. Да и лишний раз потестить новые блоги не помешает!
Когда-то аркадные гонки были играми-блокбастерами: каждый издатель хотел свою серию про машинки, платформодержатели гонялись за эксклюзивами в жанре, а в номинации «Лучшая гонка года» могла стоять нешуточная борьба. Burnout, Flatout, золотые годы Need for Speed, Ridge Racer, MotorStorm, Carmageddon, Midnight Club, OutRun, Test Drive Unlimited, Wipeout — это только самые известные серии, а ведь есть ещё отдельные звёздочки вроде Pure, Split/Second и Blur.
Но сейчас обычные аркадные гонки практически мертвы: из перечисленных серий в наше время вяло брыкается разве что Need for Speed. Остальное похоронено и забыто (ну, окей, TDU недавно откопали). Среди аркадных гонок-блокбастеров уверенно себя показывает только Forza Horizon. Даже у реалистичных симуляторов дела идут пободрее, хотя по идее они должны уступать в массовости простым и понятным аркадам.
В столь шатком положении любая крупнобюджетная аркадная гонка способна нарушить агонистическое состояние жанра: либо выбить его обратно на вершину индустрии, либо закопать окончательно.
Так вот, DiRT 5 — закапывает.
Сперва про хорошее
DiRT 5 превосходно выглядит. Дороги обросли массой мелких штрихов, свет покрывает всё вокруг правдоподобнее прежнего, а повсюду льются приятные сочные краски, создающие ощущение гоночного праздника. Если DiRT 4 отпугнула вас своей аскетичностью и сдержанностью, то DiRT 5 возвращает в серию визуальное веселье и капельку сумасшедшинки в визуальном стиле.
Главная звезда местной графики — погода. Многие гонки начинаются, скажем, в спокойном закате, а заканчиваются в проливном дожде с молниями. Все погодные эффекты завораживают — северное сияние переливается в небе, песчаная буря застилает обзор, во время буранов в свете фар сияют снежинки, а на фоне уходящих вдаль грозовых туч появляется радуга. Загляденье просто, одна из самых живописных гонок на моей памяти — даже с учётом четырёх времён года в Forza Horizon 4 и физических капелек дождя на лобовых стёклах в Driveclub.
Особенно приятно смаковать внешний вид DiRT 5 в фоторежиме. Здесь врубаются повышенные параметры графики, есть всякие фильтры, тонкая настройка фотографических примочек (в том числе лампа для подсветки тёмных мест или создания атмосферы). Особенно мне понравилась смена гоночных условий на ходу — по щелчку кнопки раннее утро превращается в поздний вечер, а ты понимаешь, насколько по-разному выглядит одна и та же локация в зависимости от цикла дня и ночи.
Итоговые скриншоты выглядят так детально, гладко и богато, что начинает казаться, будто смотришь постановочные «булшоты», а не кадры, которые только что сделал своими руками.
Среди того, что ещё хочется похвалить:
- Управлять автомобилем интересно. В DiRT 5 нет ощущения неповоротливого утюга, которыми грешат последние Need for Speed, — здесь тачки попроворнее и поотзывчивее. Но это всё же не симулятор и даже не «симкада», поэтому постоянного сражения с машиной на манер DiRT Rally не ждите.
- DiRT 5 стала шустрее ворочать данными. Я замерял: DiRT 4 на моём PC загружала трассу за 16 секунд, а пятая часть, где ассеты хорошенько прибавили в детализации, — уже за шесть секунд.
- Саундтрек без откровений, но приятный — парочку треков занести в свой плейлист захотелось.
- В автопарке есть диковатые (ну, на мой обывательский взгляд) машины — подходит для визуального и геймплейного разнообразия.
Но всё хорошее — это лишь тело. В душе у DiRT 5 только серая гнилость.
Гнилость, гнилость, гнилость
В DiRT 5 нет нормальной карьеры. «Одиночка» здесь — это занудное повторение одних и тех же трасс и режимов. Формально присутствует сюжет: вас берёт под крыло знаменитый гонщик Эй Джей в исполнении Троя Бэйкера и начинает тренировать против Бруно, которого играет Нолан Норт.
Трой Бэйкер против Нолана Норта! Два самых известных актёра озвучивания снова в одной игре! И они сражаются друг против друга! Это ж какой потенциал для разных ситуаций, колкостей, спортивной драмы, интриг, «пасхалок», в конце концов!
Но всё, что вы делаете в карьере DiRT 5, — это катаете абсолютно одинаковые гонки. Игра пытается делать вид, что происходит некий повествовательный прогресс: кампания разделена на главы, а на фоне время от времени звучат подкасты от реальных автомобильных энтузиастов из Donut Media, которые обсуждают последние события в игровом мире.
Однако эти подкасты — единственное нормальное напоминание о том, что в DiRT 5 есть подобие сюжета. У персонажей Троя Бэйкера и Нолана Норта нет никакого визуального образа — это просто голоса на фоне. Они никогда не появляются в кадре даже в виде статичных портретов. Все реплики — это заурядная мастурбация эго игрока, а персонаж Норта пытается создавать дух соперничества такими душными фразами, что хочется форточку открыть. В финале, когда вы продерётесь сквозь полсотни монотонных заездов, вас не ждёт красивая пафосная заставка. Нет, на фоне рядового экрана с результатами матча герой Норта просто скажет: «Ты оказался достойным соперником».
GGWP, титры.
Codemasters уже давно не может сделать увлекательную карьеру в GRID и DiRT. Но почему? Не хватает бюджета? Бедные компании не продают за миллиард долларов. И даже если ресурсы были ограничены, это не оправдание — малыми средствами можно сделать очень многое.
Мой любимый пример — серии событий в Forza Horizon 4. По механике это чаще всего обычные заезды из точки «А» в точку «Б», но Playground придаёт им уникального контекста. Скажем, в одной из серий вы катаете девушку-видеоблогера, которая собирает материал про историю классических гоночных игр. В этой серии нет ни дорогих кат-сцен, ни уникальных локаций — просто уже существующие машины немножко стилизованы под определённые игры, а собеседница без умолку трещит о том, как в детстве играла в гонки. Однако этого хватает, чтобы банальный геймплей заезда превратился в маленькое уникальное приключение. Playground малыми силами создаёт необычное впечатление — то есть делает то, что должен уметь любой хороший разработчик.
А вот карьера DiRT 5 даже не пытается разбавить поток абсолютно одинаковых заданий. В самом начале ещё радуешься: о, гонка по замёрзшей реке! о, полоса препятствий с каменюками и крутыми склонами! о... а, не, это снова гонка по льду. А это снова полоса препятствий. Опять гонка по льду. Опять полоса препятствий. Опять гонка. Гонка. Гонка. Игра пыжится и делает вид, будто она предлагает разные типы заездов, но в реальности через десяток матчей всё превращается в однообразную кашу, из которой выделяется только «Джимхана». Но я её терпеть не мог раньше и терпеть не могу здесь, так что мне остаются только снова и снова повторяющиеся заезды, в ходе которых не происходит ровным счётом ничего нового.
Мультиплеер совсем скудный — на релизе даже нет нормальных лобби, только группа на четырёх друзей, с которой позволяют сходить в матчмейкинг. Сразу во время старта в Steam из двух плейлистов мультиплеера хоть кого-то найти можно было только в одном.
Может, аркадные гонки как жанр просто изжили себя? В это я не верю. Почему бы, например, не поиграться с идеей коротких карьер со случайной генерацией свойств и событий по типу «рогаликов»? Или не ввести систему вроде Nemesis из Middle-earth, где ты постоянно сталкиваешься с соперниками на протяжении кампании, а они тебе припоминают, как ты их протаранил пару заездов назад? В карьере DiRT 5 есть вкладка Throwdowns с дуэлями против соперников с уникальными именами. Каждая дуэль открывается после выполнения каких-то особых условий, но я так и не понял, чем всё это отличается от обычных заездов. Я даже кидал клич в обсуждениях Steam — ответа никто не знает.
Почему, чёрт побери, DiRT 5 не пользуется своим потенциалом? Может, серия всегда была такой беспомощной, а тёплые воспоминания о былых заслугах — всего лишь обманчивая дымка ностальгии? В конце концов, нежно любимая мной Need for Speed: Underground сейчас кажется чудовищно монотонной, потому что точно так же повторяется из заезда в заезд.
Для сравнения я решил запустить DiRT 2 и освежить память о ней. Глаза моментально полезли на лоб. Меню — не скучный список разделов, а целый трейлер, по которому ходит наш герой. Противники в заездах — не пустая безликость, а хотя бы иногда ругаются на вас, если вы решили их бортануть. У персонажей есть не только голос, но и внешность — пускай даже в виде банального портрета. Да, это мелочи, не оказывающие существенного влияния на геймплей, но от них игра расцветает, высекается искорка, уходит душок серой унылости. Почему всего этого нет в пятой части?
Мне особенно больно от неудач DiRT 5, потому что высокобюджетные аркадные гонки сейчас почти не появляются. А те, что появляются, как будто застыли где-то в середине нулевых (за одним исключением в виде Forza Horizon, да). Из-за схожего застоя когда-то умерли стратегии в реальном времени: они просто перестали развиваться, не поспевали за индустрией, не могли предложить нечто новое. Если раньше RTS запросто входили в список главных блокбастеров года, то теперь они вылетели куда-то на обочину жизни, где обитают инди средней степени паршивости.
Точно такое же вот-вот случится (или даже уже случилось) и с аркадными гонками. Каждая крупная представительница жанра, которая боится вводить инновации или экономит на структуре геймплея, приближает всё направление на шаг ближе к могиле. Без ярких, заманчивых, удачных проектов общественный интерес к жанру угасает; чем больше угасает интерес, тем сложнее его вызвать снова; чем сложнее вызвать интерес, тем меньше разработчики интересуются жанром; чем меньше разработчики интересуются жанром, тем меньше игр выходит; чем меньше игр выходит, тем ближе смерть жанра.
Вот и получается: DiRT 5 хоронит аркадные гонки. От её мертвецкого дыхания и тошно, и страшно.
Лучшие комментарии
Поклонник творчества КодзимыНе ну это точно пятничный косарь
Ему и так зарплату платят. Может не надо косарь? )
Gran Turismo симулятор, у симуляторов сейчас дела обстоят лучше, чем у аркад.
Почему не являющаяся-то? В DiRT и бюджет вбухивают внушительный, и с продажами там, судя по живучести серии, всё вполне хорошо. Хоронит тем, что это редкая крупнобюджетная аркадная гонка, которая привлекает много внимания, но она скучная и неизобретательная, из-за чего это самое внимание разбазаривается понапрасну. Из-за этого в следующий раз внимания будет меньше.
Хороший обзор, но мне непонятен основной посыл — Как не являющийся блокбастерами серия CMR может хоронить уже мертвый жанр? =)
PS Гонки умерли раньше чем стратегии(спасибо StarCraft'у 2) — год смерти где-то 2005-6: NFS MW, Burnout Revenge, Flatout 2. Дальше в основном только графика улучшалась.
PPS Сейчас есть маленькая надежда, что Gran Turismo 7 сможет хоть немного вдохнуть жизнь в гонки. =)
В свое время играл только в Colin McRae Rally 3. По ощущением это такая же смесь аркады с симулятором как GT. Мб со временем ушли в аркаду, не следил. =)
Мне кажется что это хорошая серия категории Б, как какой-нибудь Darksiders. Дальше определенного круга заинтересованных не распространяется. Просто хоть и не интересуюсь автосимами про Crew, NFS и Форзу наслышан, в отличии данной серии.
Так и к этой внимания почти не было. Так скажем пик онлайна Dirt 4 — 4к, тогда как у пятой только 800. В тоже время сейчас в проходной NFS Heat в Стиме играют 4к человек…
Чет меня не туда понесло. Короче:
1) Dirt довольно средняя серия (в хорошем смысле)
2) «Что мертво умереть не может», а аркадные автосимы за последние 15 разве что FH4 откопала, но не принесла в него ничего нового. =)
PS Скорее всего это завышенные ожидание сказались. Ожидал роскошных похорон вроде — Starcraft 2 похоронила RTS, Dying Light — зомби шутеры, а тут просто игра не о чем. =)