Самая масштабная часть серии Assassin's Creed, если не пытаться сравнивать с Valhalla. Сегодня поговорим о её достоверности и соответствии с реальной историей Древней Греции, пытаясь при этом в упор не видеть фантастические элементы повествования. По традиции будут как дифирамбы, так и камни в огород студии)
А перед началом могу предложить ознакомиться с историческими неточностями первых частей серии АС и взглядом на достоверность в Assassin's Creed: Origins.
1. Мир в целом
Первое и, возможно, самое важное достижение здесь - это мир, в котором все исторические объекты находятся на своих местах и мы можем увидеть всю Грецию. Пусть расстояния между городами уменьшены и водное пространство значительно сокращено, однако подобное отклонение от реальности идёт лишь на пользу игре.
И если Афины возвышаются над полуостровом Аттики, то стоит направиться на северо-восток, как мы наткнёмся на равнины Марафона, а затем, продвинувшись по дороге на юг вдоль побережья, мы обогнём мыс Сунион, как и в реальной жизни, и вся игра такая!
Мир наполнен воссозданием реальных памятников и зданий в дополнение к сооружениям Золотого века, которые мы все ожидали увидеть в этой игре, такие как Парфенон в храме Оракулов в Дельфах.
Мы также можете найти затонувшие Минойские руины и разрушенные Микенские дворцы знаменитых героев Троянской войны, таких как Одиссей и Аякс.
У Ubisoft получилось показать, насколько многоуровневым был греческий мир еще в то время, и самое приятное то, что в самой игре есть функция базы данных, где мы можем прочитать все о местах, с которыми сталкиваемся, просто наведя курсор, что является действительно удобным способом узнать больше. Эту возможность часто хвалят, особенно учитывая неуклюжую и реже используемую базу данных из прошлых игр.
2. Система завоеваний
И, говоря о карте, разработчики добавили новую механику - систему завоевания, в которой непосредственно мы можем сместить баланс между Афинами и Спартой, тем самым изменяя власть подконтрольных территорий, однако это в полной мере ломает историческую достоверность.
Подобная механика, пусть и вопреки истории, вполне объяснима и я даже рад, что они сделали это подобным образом, это придаёт значимости главному персонажу в продвижении войны.
Но стоит сказать, что в реальной истории Афинам принадлежало Эгейское море, а Спарта держалась за материковую Грецию, и эти границы не сдвигались с места на протяжении 30 лет, что явно менее интересный вариант для динамичной игры.
3. Реализм триер и нереальность триер)
Продолжая тему Эгейского моря, стоит затронуть и новую механику ведения морских войн:
Вероятно, многим пришёлся по вкусу сильный упор на таран и абордаж вражеских кораблей. Триеры действительно были могущественной силой того времени и игра очень точно отражает их стиль ведения боя.
Но несоответствие здесь в том, что триеры практически всегда вели боевые действия на «большой воде» для минимального сопротивления, чтобы быть максимально быстрыми, поэтому, когда на борту 60 гребцов, металлический таран и также есть две дюжины лучников и копейщиков, эти корабли не были бы боеспособны в прибрежных зонах, если говорить о быстрых манёврах и таранах противника, чем они и славились.
Однако, кроме этого не особо существенного упущения, есть еще одна проблема с морскими войнами - Спарта нам показана как победившая в этом сторона, в то время как они не могли даже передвигаться морем. У них не было денег и ресурсов для флота, сами же спартанцы ужасно строили корабли и даже с гребцами приходилось очень туго.
Единственная причина, по которой Спарта выиграла в результате войну, заключалась в том, что они позаимствовали флот примерно через 20 лет после того, как были развёрнуты события в игре (тут уж спасибо за помощь персам). Реальность в 431 г. до н.э. заключалась в том, что Эгейское море полностью контролировалось Афинами, так что как спартанская триера делает игру динамичнее, она точно так же и полностью придумана.
4. Где фаланга, греки?
А сейчас давайте перенесёмся на полвека назад, когда игра начинается битвой при Фермопилах.
Мы погружаемся в игру, сражаясь с персами в одной из самых знаменитых битв в истории, это действительно отличная сцена, которая мгновенно вводит нас в обстановку и атмосферу происходящего. Ведь действительно захватывало дыхание зрелище, как Леонид косит персов обоими остриями своего копья, потому что у греческих копий были лезвия с обоих концов… нет, не было! Обратная сторона была острой для упора в землю и не могла пробивать даже лёгкие доспехи. (к оружию и броне ещё вернёмся)
Но это мелочи, главная проблема здесь и на протяжении ВСЕЙ игры – отсутствие фаланги (ладно, что-то отдалённо похожее можно было увидеть в первые секунды, но это совершенно не спасает происходящего дальше). Такая же ситуация переносится и на завоевательные битвы между Афинами и Спартой, в которых мы можем участвовать по всему игровому миру, мы прыгаем прямо в массовую драку между сотнями солдат, но это просто Беспорядочная Драка! Ни военных формаций, ни славной греческой фаланги…
Ладно, я понимаю, что это могут быть моменты, когда фаланга уже сломана или что-то в этом духе, но на столько беспорядочные битвы выглядят слишком абсурдно для столь опытных в военном деле государств.
5. Враг у ворот! …ну, ничего страшного
И говоря о битвах, я был действительно впечатлен изображением того, как Афины справлялись с тем фактом, что Спарта располагалась лагерем прямо за их стенами, постоянно осаждая их. И это исторический факт, что спартанцы большую часть войны разоряли афинские деревни, при этом же просто фантастически слышать, как Перикл выступает за то, чтобы оставаться в безопасности за стенами, в то время как его оппозиционер Клеон и другие хотели принять бой.
А дело тут в том, что это не исторический недочёт, а неточность подачи информации, ведь Перикл заблаговременно эвакуировал сельских жителей в города за стены, а флот при этом регулярно обстреливал и атаковал прибрежные лагеря Спарты, что тем даже пришлось отступить. А через год сам Перикл и возглавил поход на Спарту, но «Афинская чума» по большей части и стала причиной их поражения. Поэтому факт засчитан, но исполнение подкачало) И да, в истории Клеон действительно был тот ещё мудак (надеюсь, это не мат?).
6. Действительно реалистичные личности Греции
Ладно, если мы посмотрим на такие моменты, когда Odyssey действительно раскрывает правдивые исторические личности и изображает довольно точными стратегические ситуации на ранней стадии войны, и все это содержится в великолепно точной Греческой обстановке, то сейчас явно что-то пойдёт не так. И это верно, но пока поговорим о хорошем)
После прибытия в Афины мы получаем возможность побывать на одном из самых захватывающих событий этой игры - симпосиум в Доме Перикла.
От начала и до конца, весь этот эпизод – невероятное погружение в жизнь и культуру Древней Греции: мы можем поболтать с выдающимися историческими деятелями, драматургами и ссорящимися софистами, а Сократ и вовсе воссоздает дискуссию, взятую прямо со страниц Платоновского «Государства» (Res publica), и даже появление Алкивиада, развращённая личность которого тоже довольно реалистично подана.
И я действительно искал к чему здесь придраться, думал хоть козу засчитать как исторический косяк, но… нет, не могу сказать ни единого кривого слова (Кроме как, если играли за Кассандру, но об этом позже)
Безусловно, это не совсем то же самое, что впервые познакомиться с Леонардо да Винчи во времена Эцио, я до сих пор помню те невероятные эмоции (олды на месте?), но это определенно шаг вперед от Цезаря и Клеопатры в AC Origins, и я благодарен за это.
7. Причины и ход Пелопонесской войны по мнению Ubisoft
Итак, мы выяснили, что у Спарты волшебным образом есть флот, и Афины могут волшебным образом удерживать свои позиции во всех открытых наземных сражениях, что исторически глупо, но не особо важно, поскольку мы на протяжении всей первой половины игры можем лишь догадываться, почему эта война вовсе началась и длилась так долго?!
Если по истории, то Афинский ненасытный империализм спровоцировал конфликт, затем обе стороны хотели вытеснить друг друга: Спарта хотела заморить Афины голодом, но военно-морская цепочка поставок и оборонительная стратегия Перикла остановили это; Афины же надеялись, что Спарта в конечном итоге сдастся и уйдет домой, а не попытается всё захватить, ведь Афины удерживают свои владения в Эгейском море и они считали, что если просто подождут достаточно долго, война закончится в их пользу.
А что нам показывает игра под видом причин начала и долгой продолжительности войны? Таинственный культ!
Как по мне, то это в значительной мере удешевляет повествование и грустно то, что темы Древней Греции идеально подходят для игры Assassin's Creed: свобода против жёсткого контроля и хаоса.
И Афины, и Спарта очень далеки от идеального строя общества:
Афины распространили демократические права на всех своих союзников, но они сделали это с помощью вымогательства и прямого угнетения; в то время как свобода слова была основным продуктом афинского общества, большинство женщин были заперты во второй половине дня дома (это я передаю привет Кассандре на симпозиуме, там в лучшем случае были мудрейшие из гетер); напротив, спартанские женщины имели гораздо больше автономии, а союзники Спарты были гораздо свободнее, но в то же время их цари и олигархическое правительство порабощало все население, называемое илотами, чтобы поддерживать свою экономику. Но нет, во всём виновен культ…
8. Немного о женщинах и почему Алексиос явно реалистичнее
Достаточно для этой статьи геополитики, давайте поговорим о чем-то менее подстрекательском и придирчивом, например о том, что мы можем играть за женщину, это прекрасно, но слишком оптимистично в историческом аспекте. В Древней Греции у женщин было очень мало прав, поэтому если мы говорим о реализме, то женщина, имеющая возможность выйти и сделать то, что делает Кассандра, может показаться явной приукраской действительности.
Но если учесть многочисленные рассказы о преимущественно женских кланах Охотниц, посвященных Артемиде, всей истории амазонок и о том, что среди крутых воинов, размахивающих мечом, тоже были женщины, глупо вести себя так, будто это невозможно в контексте игры. Маловероятно, конечно, но может быть и реально.
9. Озвучка греков
Этот небольшой пункт было добавлен для тех, кто проходил игру в родной локализации, ведь озвучка почти всех персонажей, включая главных героев, была произведена греческими актерами, и действительно круто слышать подлинное греческое произношение слов и имен, это придаёт большее погружение в игру (просто послушайте как это звучит).
Было бы круто иметь полную греческую локализацию аудио для максимального погружения, но результат не оправдал бы финансовых вложений. Все же, было бы очень легко снова сделать всех персонажей британцами, но студия отнеслась к этому моменту более внимательно, чем обычно, - респект!
10. «Я просто подойду и помогу в битве»
Греция полна наёмников, желающих воевать за любую сторону, которая будет им платить, и это зачастую мотивация нашего персонажа в поочерёдной поддержке Спарты и Афин, ведь и те, и другие нас за это вознаграждают.
На самом же деле, в греческой истории наемники были наняты (вот такая тавтология) из разных частей Греции целыми группами и очень сомнительно выглядит, что в военное время постоянная армия позволила бы какому-нибудь парню/девушке подойти и сражаться в битве, а тем более - выполнять важные поручения, поэтому стоит понимать, что система наемников как для игрока, так и для NPC, с которыми мы сталкиваемся, в значительной степени взята из воздуха.
11. Пара слов про оружие и доспехи
Я не стану расписывать очевидные вещи про сет Аида и прочую фантастику, статья уже и так немного затянулась, просто представлю пару примеров, с которых дизайнеры рисовали вооружение:
Если говорить о броне, то большая часть представлена в игре очень даже правдоподобно, особенно это касается шлемов. Кирасы и тораксы очень даже неплохо проработаны в контексте реализма, в отличии от предыдущих игр серии.
Один лишь небольшой выдуманный атрибут брони – наручи. В то время греки их не использовали, это вошло в комплектацию защиты немного позже, в V же веке воины полагались по большей мере на щит.
Если не учитывать мифические элементы оружия и брони, то Assassin’s Creed: Odyssey сделала всё практически идеально в этом плане. Думаю, что на все исторические погрешности в снаряжении студия пошла намеренно, что вполне оправдано.
Сказать про все исторические недочёты в данной игре было бы невозможно, а часть из представленных вполне могут быть оспорены в комментариях, ибо Древняя Греция имеет множество мифов и заблуждений, которые до сих пор преподаются в школах не верно, поэтому я постарался выбрать наиболее яркие примеры, которые могли бы сойти за правду, но всё же в реальной истории было иначе. И говорить о нереальности Минотавра, Горгоны Медузы или цивилизации Ису из очевидных причин не было особого смысла)
Важно отметить, что я не считаю эту подборку единственной возможной и абсолютно верной, хоть и пытался проверять каждое написанное здесь утверждение.
Спасибо за внимание всем, кто решил ознакомиться с этим взглядом на реализм данной игры, буду рад увидеть Вашу реакцию в комментариях и хороших Вам игр!)
Лучшие комментарии
И если кто из админов заглянет — новый редактор блогов Топчик!)
Это выдумка чистой воды, в лучшем случае увеличенные копии реальных) Только при монтаже видео я вспомнил, что хотел включить пункт про скульптуры и статуи, но с этим у игры относительно всё хорошо. Из недочётов лишь слишком большие статуи в игровом мире и не все скульптуры раскрашены.
И спасибо тебе большое за комментарий!)
Да, я знал, что к этой картинке могут возникнуть вопросы, добавил её для наглядности)) Безусловно, что до всеми известной фаланги Филиппа и копий в 5-7 метров ещё около 50 лет и в пелопонесской войне фаланга действительно была про щиты, а не про копья. Собственно, именно поэтому про фалангу так мало и написано)
Построением типа фаланги или «Стеной щитов» пользовались повсеместно в то время, уж точно не было беспорядочных драк в хаосе, лишь это я и хотел подчеркнуть в статье)
И спасибо большое за комментарий!)
Спасибо) Ты и на ютубе поддерживаешь комментами, очень признателен тебе за это!)
Автор молодец, отлично написано и интересно. Я не силен в истории, но звучит все очень правдоподобно
А были ли в Греции так много больших статуй расставленнных по кругу?
Конечно, есть колосс Родоский, но остальные
Про фаланги мало сказано и на картинке показана македонская фаланга, длинные копья — это их фишка. Да и вообще этот строй скорее про щиты, а не копья. А так интересно написано.