18 октября 2020 18.10.20 5 3327

Syberia: работа над ошибками Бенуа Сокаля и Microids

+11

Синоним к Syberia 3 — разочарование, но, кажется, у нас есть надежда на достойное продолжение.

Небольшое объявление — оценивая объём текста, вы можете подумать: “А жить-то когда???” Согласна, сама иногда не хочу читать большие тексты. Поэтому я придумала статью-конструктор.

Если хотите побыстрее прочитать основной текст — он перед вами. Для любителей длинных статей я написала дополнительные абзацы, спрятанные под «спойлерными» окошками — нажимайте и читайте всё целиком. Игнорирование спрятанных абзацев не исказит ваше понимание текста — под окошками находятся кусочки, которые не обязательны для чтения, но я не хочу их выкидывать.

Ещё вы можете сразу перейти к частям «Боль и ненависть к юколам» и «Надежда Сибирии», чтобы прочесть текст ещё быстрее.

Предупреждаю: спойлеры будут везде. Если вы не прошли игры Syberia, хоть и планируете, лучше не читайте. Если играть лень, но спойлеры не пугают — добро пожаловать в первую запись моего личного блога!

Я обожаю графические приключения, их ещё называют point-and-click adventure. Но особа я привередливая: мне надо и сюжет поинтереснее, и графику покрасивее, и чтоб всё сразу. Вспомните ещё, что на вкус и цвет фломастеры разные, поэтому заядлой игроманкой я себя не назову. Но, как минимум, в Memoria от Daedalic Entertainment и четыре творения Бенуа Сокаля я за свою жизнь поиграла. О последних и поговорим.

Рай Бенуа Сокаля

Любовь в загадочному сюжету, мистическим головоломкам и — на моё субъективное мнение — относительно открытым мирам мне привил бельгийский художник комиксов. Дома завалялся диск с Paradise, внезапно, полностью на английском. Покупал игру, вероятно, папа, из иностранных языков говорящий только на иврите, поэтому не знаю, как такое чудо к нам попало. Вспоминая об этом сейчас, я считаю это странным — до выхода Paradise Бенуа Сокаль выпустил две части Syberia, которые получили положительные отзывы от критиков и игроков. Первую часть серии PC Gamer и GameSpot назвали лучшей приключенческой видеоигрой 2002 года. Но про Syberia папа не слышал, и я начала знакомиться с жанром в Paradise.

Игра захватила меня, несмотря на языковые сложности — английским в средней школе я владела так себе. Часто приходилось лезть в прохождение игры, чтобы выполнить квесты. Ой, кого я обманываю — мой опыт с Paradise состоял из чтения прохождений чуть менее, чем полностью. Что там надо делать? Непонятно. Сюжет? Вообще не врубилась. Но игра понравилась? Да просто огонь! Гуляешь по красивым местам, общаешься с персонажами, подбираешь безделушки и собираешь их в крутые штуки. Мне было интересно взаимодействовать с окружающим миром, где не надо никого убивать, потому что  необходимость стрелять или убегать от погони приносит мне страдания.

Paradise вышла провальной, если её сравнивать с Syberia. Куча багов, мутная история, запаздывающая анимация — профессиональные критики часто жаловались на необходимость перезапускать игру, потому что в один момент она переставала работать. Как неопытный игрок, я не заостряла внимание на эти вещи, да и сравнивать было не с чем. Мне полюбился Paradise за маленькие неочевидные детали, описанные выше. Именно эта игра подтолкнула меня к Syberia и к графическим приключениям в целом.

Боль и ненависть к юколам

Я не буду долго описывать впечатления от первых двух частей Syberia. После Paradise эти игры выглядели ещё лучше, и я сама уже понимала, куда надо идти, как выполнять квесты и зачем спрашивать персонажей обо всём на свете. Изображения городков и тундровые пейзажи тоже показались милее африканских джунглей из Paradise. Syberia зацепила архитектурой и интерьером, которые напоминали мне Европу первой трети ХХ века, и пофиг на мобилки с видеокамерами. В обе части я играла на русском и смогла полностью проникнуться историями о том, как Кейт Уокер сначала ищет изобретателя Ганса Форальберга, а потом помогает ему исполнить мечту и увидеть мамонтов вживую. Когда Ганс удалялся верхом на мамонте в закат в Syberia 2, я посчитала историю законченной, хоть и было интересно, как Кейт доберётся домой. Поэтому новости о разработке третьей части серии обрадовали меня, и я стала дожидаться игры.

Раньше я часто скачивала игры через торрент и игнорировала проблемы цифрового пиратства. Когда я устроилась на стабильную работу и начала обеспечивать себя, я решила пересмотреть свои взгляды и благодарить разработчиков за их труд. То есть Syberia и Syberia 2 я добыла себе нелегально, зато за третью игру я уже честно заплатила.

Syberia 3 вышла в 2017 и обернулась полным разочарованием. Наверное, новые приключения Кейт Уокер и были синонимом разочарования в том году. Я говорила, что история для меня завершилась, но раз вышла третья игра, то я хотела узнать, как разработчики вернут Кейт в Америку и что её там ждёт. Ответы на эти вопросы я не получила — их никто не получил. Более того, этих вопросов после завершающей сцены стало в разы больше, а главный из них: «Что это было?» Серьёзно, Кейт и так отправилась на край света без особой подготовки, но на чистом энтузиазме. На том краю света она чуть не умерла, если верить завязке к третьей части. Кейт, ты находишься непонятно, где, непонятно, с кем, без работы и родных рядом. Кейт, ты не хочешь… домой? Дауншифтинг привлекает в двух случаях — у тебя или много денег, или ни гроша за душой. В игре не говорилось прямо о твоём достатке, и у тебя вряд ли припрятан миллион, но, Кейт, ты всё ещё посередине. До попрошайки тебе так же далеко, как и до списка «30 до 30» журнала Forbes. Мне сложно поверить, что тебе совсем плевать на установки общества, жизненные ценности, и ты с радостью пойдёшь, куда глаза глядят, вместе с кучей непонятных людей. Вернее, ценности у Кейт есть: она за всё хорошее и против всего плохого. Только конкретно эти ценности подкладывают свинью её личной жизни и безопасности.

Разработчики забили на 90% того, что происходило в предыдущих двух играх. Они не рассказали о том, как Кейт добралась с острова, что с ней было в пути. Очнувшись в больнице, она сразу находит себе новые приключения в виде Курта, проводника племени юколов. После знакомства прошлые события Уокер волнуют немногим больше, чем ребят из Microids и Бенуа Сокаля. Да, был и старый знакомый Ганса Семён Штайнер, и адвокат Ник Кантин, которого американские службы попросили арестовать якобы за хищение денег и убийство Ганса Форальберга. А, да, и Оскар — автоматон с характером, который тоже решил не разводить сопли из-за прошлого и сразу стал помогать юколам с зимней миграцией страусов. К Оскару, кстати, претензий нет: он действительно, кхем, «живёт» без дома, а его задача — служить своему создателю, которого больше нет. А от Кейт хотелось больше сознательности.

Финальная сцена убивает наповал. Повторяю: меня интересовало возвращение героини домой, и я не одна такая. Ладно, ей необязательно лететь в США, тем более, что в штатах её домом на ближайшие годы станет тюрьма. Но определенность должна же быть! Вместо этого, всё заканчивается похищением Кейт местной армией, из-за которых у юколов и возникли проблемы с миграцией, так как у солдат проблемы с толерантностью и мультикультурализмом. В итоге, Кейт опять исчезла, о её судьбе ничего неизвестно, с продолжением тоже всё мутно.

В своём обзоре на ещё одно разочарование-2017 — среди экшен-приключенческих ролевых игр — Константин Тростенюк сказал, что в Mass Effect: Andromeda можно вообще не играть и вы ничего не пропустите. С Syberia 3 ситуация схожа: события первых двух игр не развиваются, а оригинальная история третьей части уходит в тупик. Я не знаю, были ли планы на четвёртую игру тогда, или всё получилось спонтанно. Если верно первое, то Syberia 3 похожа на заполнитель, которым надо забить дыры между Syberia 2 и Syberia: The World Before. Я, может, не против отправить Кейт в современный ГУЛАГ добывать слоновую кость, но можно сделать это без нудной истории про страусов, озерного чудища и расовую дискриминацию.

В общем, Microids сильно нагадили самим себе. GameSpot и PC Gamer, которые называли Syberia приключенческой игрой года, ставят третьей части 4 из 10 и 30 из 100 соответственно. На обычных игроков надежды тоже нет — оценки Метакритика равняются 51 для компьютера и 48 для PlayStation 4. Дело не только в сюжете — Syberia 3 изобиловала багами, плохой графикой и такими углами обзора, что можно выпускать брошюру «Камасутра в индустрии игр: инструкция для левел-дизайнера». Сам геймплей тоже изводил: события развивались медленно, Кейт бесконечно бегала туда-сюда, чтобы поговорить с персонажем, забрать вещь из другой части городка, вернуться к персонажу и поговорить снова. Пока не достанешь нужный предмет, персонаж не будет разговаривать во второй раз. Карт в Syberia нет, поэтому нельзя просто так взять и телепортироваться из точки А в точку Б.

Кстати, о необходимости постоянно возвращаться на прежние локации. У меня в издание игры включает входит основной сюжет и небольшое дополнение «Автоматон, у которого есть план». В основной игре, Кейт и юколам нужно найти храм, чтобы попросить у духов благословения на следующие походы. Ключ к храму находится в книге, которая принадлежит Дуняше, дочери юкола и местной буфетчицы. Девушка отдаёт Кейт книгу и просит привести к ней Курта, так как Дуняша давно ни с кем не общалась и хочет «поговорить с кем-то из своих». После этого, я нашла с Кейт храм, юколы получили благословение, мы отправились дальше по маршруту… не пообщавшись второй раз с Дуняшей. Игра меня даже не остановила, а я сама забыла о девушке — так хотелось уйти вперёд. Оказалось, без разговора Курта с Дуняшей я не смогу поиграть в «Автоматона, у которого есть план», потому что игра просто не активирует дополнение после основного сюжета. Сохраняться меня не учили, поэтому пришлось проходить игру заново. Правда, второй раз я до Дуняши так и не дошла, и дополнение осталось не активированным. Как пишут в интернете, оно вообще не проливает свет на то, что происходит с Кейт после похищения и жива ли она.

Мне Syberia 3 напоминала Paradise, но если в Paradise я играла неопытной школьницей, то к Syberia 3 у меня были четкие требования. Ожидания не оправдались, что расстроило меня и других игроков по всему миру. Расстроило настолько, что Microids и Сокалю пришлось думать не только над сюжетом для Syberia: The World Before, но и над восстановлением доверия среди фанатов. Без доверия четвертая часть грозилась стать катастрофой с точки зрения прибыли. Думаю, поэтому разработчики выпустили бесплатный пролог в Steam — после ужасной Syberia 3 разговоров и демонстраций об улучшениях в игре было недостаточно. Игрокам необходимо самим ощутить прогресс, через свои экраны, мышки и клавиатуры, не опираясь на рассказы журналистов. Даже если фанаты не увидят ничего захватывающего, они должны попробовать.

Я попробовала, и у меня получилось.

Надежда Сибирии

Syberia: The World Before тянет на современную игру. Может, графически она не выглядит так, будто индустрия в шаге от консолей следующего поколения, но, на мой вкус, картинка выглядит приятнее. Здесь я опишу то, что заметила сама во время прохождения пролога. Я не буду подробно останавливаться на сюжете — про него можно ещё длинный пост писать — а сфокусируюсь на технических деталях.

Начнём с локаций: Microids решили проблемы безобразных углов обзора! Пролог выглядит цельным, движение камеры близко к тому, что можно увидеть в экшн-приключениях вроде Watch Dogs или Grand Theft Auto V. Я даже пыталась воспользоваться клавишами WASD, но они не сработали. Мне нравится задумка разработчика, потому что таким образом погружаешься в игру сильнее. Покажу на примере: Кейт нужно подкатить тележку, которая находится по проходу и направо. Как и раньше, мы направляем героиню щелчком мыши. Когда Кейт свернёт, нас не перебросит резко на другой экран — камера плавно последует за девушкой. Бывают сцены, где кажется, что сейчас точно придётся менять угол наблюдения, но разработчики хитрые. В таких случаях они начинают крутить заготовленные ролики, где камера гуляет как душе режиссёру угодно. Так происходит во всём прологе и, я думаю, будет происходить во всей игре. 

Сама игра стала проще — ты узнаёшь о задании из роликов, а потом оно высвечивается справа на экране. Не нужно искать активные точки методом тыка — если игрок захочет приступить к чему-то слишком рано, Кейт объяснит, что нужно сделать вместо этого. Персонажи вокруг тоже подсказывают, куда пойти и что взять. Про тупиковые фразы «Невозможно!», «Неправильно!» и «Это не сработает!» можно забыть. На всякий случай в углу справа есть кнопка с вопросом, которая подскажет дальнейший путь. Подвезли также обучение, чтобы не вращать мышкой по экрану интуитивно. Нельзя сказать, что теперь игра как просмотренный фильм, который неинтересно включать заново. Наоборот, сюжет и загадки стали увлекательнее, но нас избавили от необходимости кипятить мозг над простыми головоломками.

О, про сюжет. Я же проводила параллель с советом Кости про Mass Effect: Andromeda? В Syberia 3 можно действительно не играть — основную суть для ввода в четвертую часть можно вычитать из дневника Кейт. Там вы узнаете, как Уокер попала в плен и что от неё нужно адвокату Нику Кантину. Выдержки из письма кратко рассказывают о том, что произошло в первых трёх частях игры. Можно сэкономить тринадцать часов своей жизни и сорок евро в придачу, йу-ху!

Ещё добавлю про общий сюжет. Microids поставили смелую цель объединить две истории и временные эпохи. С одной стороны, у нас Дана Роуз из европейского Вагена на пороге Второй мировой войны. С другой — Кейт из соляных шахт в тайге в 2004 году. Мы сначала играем с одной героиней, потом нас перемещают к другой, а через время всё повторяется. Хоть между событиями Даны и Кейт 67 лет, такое переключение выглядит гладко: игроки завершают один сюжет и после этого попадают в другое время. Мы понимаем, что закончился один этап игры по загрузкам экрана, на котором нам показывают красивые открытки.

Последним я упомяну языковую сторону разработки. Пролог в Syberia: The World Before я проходила на английском языке — хотелось попрактиковаться и лишний раз доказать себе, что диплом лингвиста я получала не зря. Мне понравились диалоги персонажей, возможность понять их даже без субтитров — настолько четко и понятно они говорили — и красивая речь, которая у каждого персонажа своя в зависимости от акцента. Картавое «р» Даны, имя сокамерницы Кейт, произнесённое на американский манер, или русские интонации в словах Катюши — любая их этих особенностей ласкает слух. Ну, или я просто лингвофилка, что тоже не исключено. Единственное, что меня заинтриговало — это обращения Love и Babe между Кейт и Катюшей. В Великобритании действительно называют Love даже незнакомцев без намека на романтику, но Кейт-то американка, и разговаривает она с русской в таёжных шахтах. Такое нежное обращение не очень стыкуется с происходящим вокруг в игре. Хотя некоторые сцены между пленницами и запись в дневнике Кейт намекают, что в Syberia: The World Before, мы можем застать современную повестку. Не стану прямо выражать своё мнение, но, зная про российский закон о пропаганде ЛГБТ,* мне будет интересно посмотреть, как русскоговорящие переводчики обойдутся с этой темой, если Кейт и Катюша влюблены друг в друга. Или всё закончится наклейками «18+» и «Запрещено для детей», как в случае с The Last Of Us Part II.

Впечатления от пролога у меня положительные. Хоть и многое неизвестно про будущее игры, её сюжетные и технические характеристики, мне нравится то, что я вижу. Графика стала светлее, даже в тайге, развитие истории понятнее и поладить с игрой в техническом плане легче. Приятно, что разработчики вспомнили золотую эпоху Syberia и возвращаются к первоначальным событиям. Но пролог — лишь малая часть, и общее восприятие Syberia: The World Before может быть другим. Я надеюсь, что если моё мнение о четвертой части серии изменится, то только в лучшую сторону.

Вот такой обзор и рассуждение. Не стоит говорить об окончательном возвращении доверия к Бенуа Сокалю и компании, но моё сердце слегка оттаяло. Если опять отдам за игру свои кровные, то сначала почитаю мнения критиков и других игроков. Если выпадет возможность написать полноценный обзор, то буду рада. Но об этом далеко загадывать — Syberia: The World Before выйдет в следующем году, и Microids пока не называли конкретную дату. Тем не менее, я буду ждать игру и поглядывать, как идут успехи в работе над ней.

* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Syberia

Платформы
PC | Mac | Linux | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | NSW | iOS | Android | WM
Жанр
Дата выхода
9 января 2002
1.5K
4.4
1 013 оценок
Моя оценка

Paradise

Платформы
PC | NDS | iOS
Жанр
Дата выхода
21 апреля 2006
74
3.8
53 оценки
Моя оценка

Syberia 3

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
20 апреля 2017
625
3.2
224 оценки
Моя оценка

Syberia: The World Before

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
18 марта 2022
562
4.1
177 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Интересно, меня одного смущает, что у Кейт и Катюши одна и та же моделька персонажа? Различий практически нет. И Кейт здесь вообще не похожа на Кейт из первой, второй и даже из третьей части.
Хм, мне моделька не бросилась в глаза. Может, они одинаковые по внешности, но я это списала на условия — шахты, невольницы, с бритыми головами и синим цветом на волосах. Я заметила, что имя одно на двоих, пусть и с разной формой.

Мне кажется, Кейт из первой и третьей части тоже различаются)
Сейчас сравнила Кейт из третьей и четвертой частей — я сходства вижу, но прическа очень отвлекает. Из-за этого кажется, что это вообще разные люди. И брови другие (но брови можно выщипать и нарисовать, хотя в шахтах это сделать трудно, соглашусь)

Оставляю комментарий, потому что быстро посмотрел статью и хочу вернуться и прочитать целиком

Вангую, что и в четвёртой части Кейт не уедет из России дальше, чем во Францию, и игроки опять будут недовольны что в игре опять нет «определённости»)

Читай также