За прошедшие годы вышло уже множество игр: были хорошие и средние, плохие и гениальные, среди них были как игры, породившие новые тренды, так и игры, идущие против волны. Всех мыслимых жанров, историй и графического оформления, однако мало какой игре удавалось стать самым настоящим явлением в мире космической научной фантастики наравне с давними и признанными произведениями вроде «Звёздного пути», «Вавилона-5» или «Звёздных войн». Впервые то, что прежде порождалось литературой, кинематографом или телевиденьем было рождено благодаря индустрии видеоигр. И пусть сейчас свет франчайза уже стал приглушённо мерцающим, а для иных и вовсе солнце МЭ зашло за горизонт, но всё-таки его свет всё ещё озаряет просторы жанра и навсегда останется с нами.
В бою у гетов нет ни единого шанса в отличии от невскрываемого контейнера
Массовый заход
Всё случилось в уже далёкие времена середины 00-х годов, когда вошедшая в пору своей зрелости и творческой мощи студия Bioware решила отойти от использования уже имеющихся сеттингов и наработок в пользу разработки собственного продукта по собственной вселенной. И взаправду, хотя первая и вторая Baldur’s Gate и Neverwinter Nights были огромными хитами, а Star Wars: Knights of the Old Republic стала самым настоящим шедевром своего времени, они ограничивали творческую свободу авторов и вносили ограничения на механику самих игр в области боёв и прокачки. И вот результат их собственных усилий, созданный в сотрудничестве с Microsoft, вышел осенью 2007 для X-Box 360, а весной следующего 2008 и для всех остальных платформ — и был это Mass Effect. Сказать что на тот момент игра вызвала эффект разорвавшейся бомбы это не сказать ничего. Игра сразу превратила Bioware из просто очень хорошей студии замечательных игроделов в самую настоящую легенду и овеяла их ореолом неземной славы. У многих людей просто клинило мозг от того что в игре может присутствовать столь громадный и широкий мир — целая Галактика возможностей. Что в сочетании с эпичнейшим сюжетом, снабжённым потрясающим «вотэтоповоротом», инновационной, по тем годам, боевой системой и интереснейшими персонажами, превращала игру в самое эпичное приключение в жанре НФ из всех игр. Что говорить если тогда у некоторых ханжеских моралистов вызвали ярость весьма невинные сексуальные сцены, венчающие романтические отношения в игре, а уж от возможности связи женского персонажа с похожей на женщин инопланетянкой гнев застилал глаза.
Карта всея Галактики — не обольщайтесь, она куда меньше, чем кажется.
Однако если говорить лично обо мне то, в то время игра умудрилась пройти буквально сквозь меня и толком даже не зацепить. Я, как и большинство моих друзей и одногруппников, прошёл игру, но в голове от этого прохождения остались лишь смутные воспоминания и отрывочные фрагменты геймплея. Возможно это стало результатом того что игра зачастую проходилась в ходе дружеских посиделок с друганами и однокурсниками. А алкоголь, громкая музыка и регулярная смена играющих, плохо способствовали и пониманию сюжета и вниканию в атмосферу — нам просто было в удовольствие поездить по скалам на машинке и пострелять чудаков в пещерах и складах. Впоследствии я пробовал пару раз вернуться в игру: перепройти её, понять наконец-то сюжет и уловить то от чего все вокруг тащились, но ни разу я не проходил дальше пролога на первой планете. Но осенью позапрошлого года все обстоятельства сложились: я прочёл книгу-приквел, закончил прохождение других игр, и у меня образовалось немного свободного времени. И как это говориться, меня захватило и понесло по полной…
На невыразительных планетах иногда можно узреть красивые виды
Внутренность Массы
Прежде всего, что такое Mass Effect? Если подходить формально, то это ролевая, приключенческая игра в жанре космической фантастики с боевой системой в формате шутера от третьего лица с укрытиями. Имеется прокачка персонажей и развитие их навыков, миниигры и менеджмент инвентаря, ну и поездки на броневике по поверхностям чуждых, неизведанных миров, много, много поездок. Однако отойдём чуть в сторону от геймплея и посмотрим на внешнее оформление игры.
Если смотреть на местный графон, то главным словом станет плохо согласованный. О чём собственно я говорю. В игре есть достаточно приятно реализованные лица, одежда, текстуры окружения и эффекты освещения, но одновременно с этим большинство одежды, некоторые лица, многие текстуры окружения выглядят просто крайне убого, на уровне чуть ли не первого Half-Life. И вот такое сочетание хорошо сделанных элементов игры и откровенной халтуры сильно бросается в глаза и мешает воспринимать всю игру целостно и в едином стиле. Постоянно возникают вопросы: вот здесь они так замылили графон от технических ограничений своего времени, или это просто наплевательство, а здесь они так хорошо проработали поверхности, сделали чёткие текстуры из-за своих возможностей или просто в этот день у них удалось не пустить к компам своего уборщика?
Ближе к Земле не подойти
Так же и с дизайном, да всего в этой игре. Вот мы высадились на неизведанный и новый мир: любуемся прекрасным небом и эффектами на нём, будь то гроза вдали или нависающий красный гигант над горизонтом, в камеру дует плотная метель или песчаная буря. Но какое тебе дело, если вся планета это просто холмы и скалы, покрашенные разной краской, с расставленными точками интереса на карте, внешне чуть более уродливые, чем в стоковом «Морровинде», Морровинде, Рекс. А уж от того сколь неудобными для исследований вышли некоторые планеты, хочется найти дизайнера этого безобразия и заставить его съесть бумагу с распечатанными картами и скриншотами Нодакруса — кто вообще до таких маразмов догадался. Или помещения на всех этих несюжетных планетах: на всю игру и почти 20 заданий и планет мы имеем ровно 4 одинаковых данжа с одинаковыми ящиками и коробками, расставленными чуть-чуть по-другому. Я не шучу и не утрирую: один корабль, одна шахта, один склад на поверхности и одна подземная база на все дополнительные задания и планеты. Когда заходишь в помещение, которое ты уже зачищал несколько раз невольно взвоешь от обиды и от злости, единственное исключение на всю игру и то будет в DLC — ну не свинство.
Команда мечты
Ничуть, ни лучше обстоят дела со стволами, бронёй и управлением своим инвентарём и пожитками своих напарников. Игра очень сильно завязана на шмоте и его характеристиках, в результате чего непрокачанный герой в крутой броне и с мощным стволом будет однозначно мощнее прокачанного бомжа. И для игры, столь сильно завязанной на вещизм, эти самые вещи созданы максимально безликими и незапоминающимися: какой тебе прок в сотнях стволов, десятках броне костюмов и кучи улучшений к ним, если чаще всего всё отличие между ними заключается в цифрах, но ни в игре, ни чисто внешне разницу уловить трудно. А учитывая, что копошиться в своих вещах и снаряжать напарников придётся процентов 15 времени всей игры, каждый визит в инвентарь или магазин скорее напоминает пытку скукой.
Под конец ты — имба
Ощущение Массы
Ну и с чисто технической стороны игра реализована достаточно криво. До сих пор она умудряется подлагивать и подвисать на системах космических, по годам игры мощностей. На Новерии я постоянно сталкивался с застрявшими в лифте героями, что в сочетании с несовершенной системой автосохранений, может вызвать настоящие всплески ярости. Без Win 10, её скорее всего на современных машинах не запустите – во всяком случае на 7 у знакомого игра просто не запускается. Ну и, конечно же, стремление игры подзагружаться на каждом шагу заставляет только нервно смеяться от своего постоянства.
Сама стрельба и управление героем в ходе столкновений с врагами сразу же выдают консольные корни. Управление перемещением весьма инерционно, а прицел довольно тугой и неудобный. С другой стороны кроме снайперской винтовки, трепещущей в ваших руках как лань в лапах тигра, «честного прицеливания» в игре просто нет – всё решают настройки автоприцела. Применяемые в бою умения и способности с одной стороны перезаряжаются довольно быстро, но действительно полезных способностей, которые могут хорошо помочь в опасном бою, мало. Из этого и вытекает ситуация когда играть за персонажа заточенного под применение оружия слишком просто и скучно, а за биотика или техника – больно и уныло. К слову сложность является очередной из проблем этой игры, даже при выборе самого сложного уровня сложности из доступных с начала, вы увидите следующую картину: боль и страдание в первые 20 уровней, и ультимативное доминирование над беспомощными врагами с 30 уровня. А учитывая скорость прокачки при выполнении всех миссий и «пылесосения» карты, на сбалансированный геймплей уйдёт совсем немного времени. Под конец вы просто идёте по финальным миссиям, вынося всех плевками и забыв о смерти. Может кому-то подобное и повеселит, но играть под «годмодом» мне уже давно не интересно.
Вот и выходит, что именно как игра, с точки зрения игрового процесса Mass Effect был довольно средней игрой и на момент выхода, а сейчас он уже попросту архаичен, крив и неудобен. Играть в него ради самого процесса игры сможет только любитель странного, вроде меня, нашедшего в поездках на «Мако» очень аддиктивное и расслабляющее времяпрепровождение.
I never asked for this
Так чем же игра хороша? Что может привлечь к ней игрока? От чего её по прохождении не хочется забыть как страшный сон? А от того, что Mass Effect это средняя игра, но превосходнейший образец искусства в жанре Si-Fi и подобно тем же старинным сериалам вроде «Звёздного пути» или «Вавилона 5», которые сняты чаще всего весьма дёшево и выглядят паршиво, но при том открывают ворота в огромную и прекрасную Вселенную. Так и Mass Effect создал такой убедительный и интересный мир, с множеством необычных странных инопланетных рас, целой кучей уникальных миров и систем, длительной хронологией, околонаучным обоснуем всего происходящего, и населил эту Вселенную сотнями убедительных персонажей разной степени интересности. Вокруг всего этого был развёрнут громаднейший сюжет, включающий в себя и тяжёлые выборы, и подбор интересных личностей в свой экипаж с непременным общением с ними, решение судьбы целых рас, спасение безвестных аванпостов и финальное противостояние беспринципному и подлому антагонисту, который и сам оказывается лишь марионеткой истинного хозяина бала, и, конечно же как без этого, спасение Галактики и всего живого в ней. Повествование игры просто берёт вас за шкирку и проносит через целую череду невероятных приключений до самых титров, которые вы будете смотреть опустошённым, но довольным своим результатом.
Концентрация подлых политиканов на квадратный метр зашкаливает
Даже столь раскритикованная многими система диалогового колеса на самом деле является громадным усовершенствованием обычных диалоговых систем из стен текста: ты прекрасно можешь понять эмоциональный и этический окрас своих реплик, не пытаясь расшифровывать простыни текста, а уже с середины игры ты просто инстинктивно ведёшь нить диалогов и выстраиваешь своего героя. А уж ругать подсвеченные реплики героя/отступника, которые в том или ином виде присутствуют во множестве РПГ, это тот ещё моветон.
Исход Массы
Вот и выходит, что Mass Effect является прекрасным произведением искусства, но при этом средненькой и очень устаревшей игрой. Даже проходя Half-Life 2 или Doom 3, я не ощущал столь архаичного геймплея и подхода к игровому процессу. Но если вас захватит история, если вы позволите игре вести вас, то она откроется самыми лучшими своими гранями, а сам процесс можно и перетерпеть, закрыть на него глаза и погрузиться в этот чудесный и завлекательный мир конца XXII века. Так что эта игра надолго застрянет в моём сердце и поселится в уме. А тем временем меня уже заждалась втора часть, ведь Пожинатели ещё никуда не делись, а Шепард и экипаж Нормандии полон решимости, дабы им противостоять. Это ещё не конец, история только началась…
P.S.: Пара слов о локализации, у игры существует терпимая текстовая локализация и полный перевод с «Золотого издания». Полный перевод лучше обходить стороной, а если мне не верите, то гляньте хотя бы видео Дениса Карамышева, где можно увидеть всё дно перевода.
Эта игра как раз вышла в то время, когда сетевое распространение игр и контента для них, в том числе и на консолях стали выходить из стадии экспериментов и малоизвестных, неудачных прототипов. Уже в те годы «броня для лошади» в Обливионе успела стать мемом в сети, а производители стали отходить от практики выпуска add-onов и expansion setов на физических носителях в пользу распространения малой доли контента за пару-тройку зелёных. И Mass Effect тоже стал одной из игр подвергшихся подобной практике. Хотя до тех масштабов, что будет в будущих играх Bioware, было ещё очень далеко. И так какой же дополнительный контент должен был нас порадовать:
Гибель с небес стала первым DLC для игры и судя по некоторым сведениям стоила для обладателей игры на 360-м Ящике около 5 баксов, для игроков же на ПеКа дополнение было вообще бесплатным. Помимо самого нового содержания DLC патчил игру внося в неё возможность докачаться до 60 уровня при выборе Новой игры+, за уже имеющегося персонажа, и, по некоторым сведениям, именно это дополнение вносило «безумный» уровень сложности. А так игра добавляла ону систему с весьма интересным и хорошо проработанным заданием. Где мы должны были спасать миллионы колонистов от батарианских (новая раса четырёхглазых инопланетян ранее светившаяся лишь в книжке) террористов, захвативших транспортирующийся астероид, дабы обрушить его прямо на планету. И вот вы как заправский «брюсуиллис» всея Альянса, сперва отключаете все двигатели, приделанные к астероиду, а затем спасаете заложников от главного террориста. Вообще это DLC производит впечатление продукта сделанного с головой и учитывающего недостатки почти всех побочных заданий из оригинальной игры: больше никаких расстрелов беззащитной пехоты из БТРа, защитные щиты турелей предотвращают перестрелки с ними с огромных дистанций, а стандартные помещения переделаны в более интересные и, кроме того, здание для финального противостояния оказывается совершенно уникальным и по своей архитектуре и внутренней стилистике. Вот как нужно было делать побочки в оригинальной игре — будь таких хотя бы половина, то и игра была бы значительно лучше. А что до выборов по ходу миссии, то от батарианцев, которые не хотели связываться с террористами, а только захватить немного рабов мою героиню триггернуло и она всех их перебила. А вот главаря Балака отпустила в обмен на жизни заложников, ибо колония уже была спасена, а сознательно обрекать на смерть тех кто помог тебе спасти миллионы жизней было бы свинством. А так полтора часа игры и хорошо проработанная побочная миссия идут в зачёт как хороший пример дополнительного контента
Станция «Вершина» же представляет собой такой типичный «мультиплеер без мультиплеера». Что я имею в виду? В игру вводится станция, специально построенная для тренировки спектров Совета с прекрасным видом на газовый гигант, где в местном аналоге голокомнат вам предстоит выполнить четыре вида испытаний на четырёх картах разного типа. Эти испытания являются типичными для мультиплееров захватами точек, выживанием против волн врагов и истреблением недругов на время или количество. Однако выполнять эти испытания было бы интересно именно что в кооперативе с другими игроками, а никак не в одиночном режиме, ибо боевая система игры откровенно слаба и дополнение полностью заточенное под боёвку кажется очень странным решением. Только последнее испытание может заставить вас попотеть и будет представлять собой интересную тактическую ситуацию, где придётся поломать свою голову. Да и конечная награда в форме небольшой квартирки, где можно будет пополнять запас гранат и заказывать «лутбоксы» со случайными вещами самого крутого уровня, не очень радует. И в целом всё дополнение производит впечатление сделанного на скорую руку и не слишком продуманного. Будто авторы выкинули результат неудачной попытки разработки многопользовательского режима. И ведь именно это DLC было платным для всех платформ — лучше бы уж прошлое дополнение было таким, а это раздавалось за так.
Кайден Аленко – биотик, потенциальный романтический интерес для женского героя. Детство было тяжким, но общей унылостью недалеко ушёл от Карта Онаси из KotORа. Погиб смертью храбрых на Вермайре, активировав бомбу – ну и что б с ним.
Эшли Уильямс – солдафон, немного ксенофоб, верующая, обладательница большой семьи с пятном на репутации, но стала верной подругой главной героине. Подозреваю, что романтический интерес для мужика – везёт ему.
Гаррус Вакариан – честный служака и бывший коп из турианцев. Болеет душой за справедливость, но толком за игру не раскрывается.
Урднот Рекс – вот этот старый наёмник-кроган мне запал в душу – интересные истории из долгой жизни, удивительное благоразумие для своего народа и очень чёткий и верный взгляд на всё вокруг. Уговорить его добром на Вермайре было столь просто, что я не понимаю, кем нужно быть, чтобы закончить всё смертоубийством.
Тали Зора На’Райя — космическая кочевница и талантливый техник, интересный источник сведений об кварианцах и гетах, вот только помимо молодости и наивности в её характере ничего толком найти не удалось.
Лиара Т’Сони – археолог, азари. Довольно наивна и идеалистична, но по ходу игры ей достанется. В итоге разделила постель с коммандером.
А вот и главное блюдо и центр всей команды – Джейн Шепард: рыжеволосая стерва, коррумпированный ксенофоб, лицемер, политикан по характеру и штурмовик по специализации. Возможно, сей характер поступков стал результатом душевных травм, понесённых Джейн во время нападения пиратов и работорговцев на родную колонию и гибели всего отряда сослуживцев на Акузе – Carpe Diem. Хотя и в её испорченной душе есть некоторые принципы: ненавидит работорговцев и пиратов, истребляя их без всякой жалости, и очень ценит людские жизни – сама готова отнять отнимать чужую жизнь, но позволить страдать и умирать людям она не может.
Ну и немного по выборам:
Аленко умер (сам вызвался),
Рекс выжил (конечно же),
королеву-рахни отпустил (нужно же подгадить Совету и обеспечить им головную боль и повод для повышения статуса человечества),
Совет спас (я надеялся, что главные калибры сверхдредноута Совета станут лучшим аргументом при обстреле Властелина, а он даже в бою не стал участвовать),
Советником поставил Удину (он скользкий политикан и ловкий дипломат – такому должность к лицу, а терять боевого командира на политическом посту мне не хотелось).
Всё.
Лучшие комментарии