Авторы инди-хорроров словно сорвались с цепи — ну, или среди них сейчас одни извращенцы. В последние недели друг за другом выходят игры, в которых привычные монстры, кровища, убийства и скримеры более или менее органично соседствуют с голыми женщинами, сексом и не то чтобы эротикой, а где-то почти порнографией: Agony, Lust for Darkness и наш сегодняшний клиент — The Dark Inside Me. Последняя сделана одним человеком, турецким музыкантом и режиссёром по имени Акчай Караазмак (Akcay Karaazmak) и является классическим point’n’click-квестом. Именно в жанре заключается её главная, хотя и не единственная, проблема. Причём настолько серьёзная, что местами игру действительно хочется назвать порнографией, но совсем не в том смысле, о котором вы сейчас подумали.
https://www.youtube.com/watch?v=e2hlWRhIiMw
Из больницы — в концлагерь!
История в The Dark Inside Me начинается достаточно традиционно: молодой человек с повязкой на лице и амнезией в голове просыпается в больнице, толком не понимая, где он, кто он и почему в обрывках его воспоминаний какие-то злые дядьки, утыканные гвоздями и словно сбежавшие со съёмок фильма «Восставший из ада», хотят его смерти. Наша задача — сбежать и разобраться, что, чёрт возьми, происходит.
В какой-то момент протагонист видит, как на улице парочка занимается сексом или мужчина насилует женщину (хотя та вроде и не сопротивляется особо), пытается подойти поближе, и в этот момент действие совершенно неожиданно переносится в прошлое, во времена Второй мировой, где мы в роли военнопленного в форме то ли британской, то ли американской армии оказываемся в вагоне. И уже на следующем экране видим, как какой-то фашист примерно в той же позе опять же насилует голую девушку. Тут же возникает подозрение, что автор, скажем так, несколько зациклен на теме изнасилования или просто секса вот в таких вот позах. И вместо чувства сопереживания и погружения в происходящее рождаются совершенно другие эмоции, самой безобидной из которых является лёгкий смешок и немой вопрос: что это было?
Акчай Караазмак, видимо, хотел сказать что-то серьёзное на тему сексуального насилия — и в целом, и в нацистских концлагерях в частности. Но когда в этих самых концлагерях и живые, и уже мёртвые голые женщины напоминают порномоделей с идеальными пропорциями, а не тех измождённых жертв, похожих на обтянутые кожей скелеты, которыми они были в реальности Второй мировой, опять же трудно воспринимать всё это всерьёз.
Умирает герой часто, больно и разными способами.
Что это было?
Впрочем, главная проблема сценария совсем не в этом. Обилие «обнажёнки» было обещано изначально, это часть игры и её атмосферы, оправдывающая в том числе и возрастной рейтинг. И понятно, почему молодой турок везде видит красивых молодых женщин в интересных позициях. Проблема в том, что автор мешает в одну кучу всё — чудовищ, пожирающих голых девушек (да, опять!) в прошлом; каких-то на лицо ужасных, но красивых на тело тёток, насилующих мёртвых мужчин в настоящем; чудиков, напоминающих героев фильма Hellraiser, и девушек с волосами, закрывающими лицо, из «Звонка»; нацистские концлагеря и проституток с пулей в голове…
Да, автор при этом умеет напугать — с помощью, естественно, достаточно дешёвых, но действенных скримеров. Когда, например, в свете включённых фар появляется та же девушка с закрывающими лицо волосами, а потом ещё и прыгает в нашем направлении, невольно подпрыгиваешь на стуле, орёшь благим матом и жалеешь, что рядом нет валидола.
В The Dark Inside Me местами ощущается настоящая атмосфера этакого по-хорошему трешового и пугающего хоррора. Создаётся она, в частности, отлично нарисованными заставками, качественным дизайном монстров, натуралистичными кровавыми сценами (когда, например, мы лично отрубаем трупу руку с зажатым в ней ключом) и хорошей работой со звуком. Да ещё и ситуации выбора периодически встречаются: пощадить насильника или смачно забить его ломом?
Он насиловал женщин — теперь мы его убиваем!
Но атмосфера эта то и дело тонет в винегрете, который тут называется сценарием и который явно сделан по принципу «Намешаю-ка я в одну кучу всё так, чтобы игрок постоянно спрашивал себя, что это было». Но если в качественных играх, фильмах и телесериалах (например, в «Легионе») такая мешанина только возбуждает интерес, то в случае с The Dark Inside Me лично меня она скорее веселила и коробила.
Предупреждаю — сейчас будет спойлер, но он очень показателен. Главный герой встречает запертую в клетке полуголую девушку, которая слёзно просит его о помощи и клятвенно обещает помочь в ответ. Но уже минут через 10 протагонист, наплевав на неё, зачем-то прыгает в окно этажа этак с пятого. И тут же рядом на асфальт приземляется вроде бы эта запертая в клетке девица. Оба живы. Что, как, почему… Ближе к финалу возникло полное ощущение, что перед нами наркотический трип, ахинея и бред, рождённые в голове озабоченного человека, который любит порно, хорроры и порнохорроры…
Охота на точки и логику
И посреди всего этого — герой с ограниченным словарным запасом и несколько ущербной логикой. Ткните курсором в картину — он скажет: «Картина», ткните в чашку — логично сообщит, что это чашка. И всё в таком духе: «Я могу это использовать», «Сейчас я не могу это использовать», «Я не буду это использовать». Хоть бы пошутил, что ли, для разнообразия и для разрядки этой полуидиотской атмосферы. Или, наоборот, мрачно выругался.
Многие проблемы приходится решать насилием — хотя иногда бывает и выбор.
В других ситуациях шутить хочется уже нам — когда, например, персонаж почему-то не может просто закрыть дверь (в этом случае его не увидят и не пристрелят), а вместо этого перегораживает проход кроватью, разливает на ней хлороформ и поджигает его. Дескать, в огне его не заметят. Вместо того чтобы подкрасться и тихо снять нож, висящий на стене справа от фашиста, насилующего заключённую, мы устраиваем целую спецоперацию, в результате которой нож со звоном падает на ящик, а мы его со скрипом подтягиваем к себе скомбинированным в инвентаре крюком. Никто, конечно, самодвижущихся ящиков не замечает.
Нет, в The Dark Inside Me есть интересные ситуации — например, нам нужно выстрелить синхронно с упражняющимися на стрельбище нацистами, чтобы снять мешающего пройти фрица. Но как вообще получается так, что по концлагерю разгуливает военнопленный в шлеме американской армии? В другом случае нам надо растопить горячей водой пистолет, примёрзший к ноге трупа. Но если вы поставите чайник не на тот огонь, то намертво застрянете, так как снять его почему-то нельзя. И таких потенциально опасных зон, «вешающих» прохождение, тут несколько.
Но главная беда игры как квеста — это совершенно адский, махровый «пиксель-хантинг». Что такое подсветка активных точек, давно уже принятая как стандарт в современных квестах, — автор не знает. И с каким-то садизмом заставляет нас нащупывать курсором крохотные скважины замков, выискивать среди почти одинаковых белых прутьев решётки один слегка погнутый или догадываться, что вон та веточка на дереве на самом деле является рычагом. И всё это дополняется совершенно ужасным, вот уж действительно по-турецки сделанным управлением.
Практически любая дама в игре обнажена более или менее полностью.
The Dark Inside Me — вещь очень амбициозная. Страница в Steam изобилует словами «уникальная игра» и «психологический хоррор следующего поколения». Отчасти эти амбиции действительно подкрепляются неплохой графикой, стильными роликами, насыщенными и зачастую пугающими сценами. Ну и вообще чувствуется, что Акчай Караазмак — человек явно не только озабоченный, но и увлечённый своим делом: он неплохо разбирается в эстетике ужасов.
Беда, видимо, в том, что он всё делает один. Как делал свой единственный турецкий фильм ужасов Reminiscence, отчего тот напоминает любительскую поделку с обильно поливаемыми кетчупом полуголыми женщинами. В The Dark Inside Me дела обстоят лучше именно с визуальной и эстетической точки зрения (учитывая, что всё сделано в одиночку, можно только восхититься), а вот с сюжетом и геймплеем есть большие проблемы. Акчай — явно хороший музыкант, художник, постановщик клипов и вообще «визуал». Но пока никудышный гейм-дизайнер. Поэтому хочется, чтобы кто-нибудь помогал ему, подсказывал — например, про ту же подсветку активных точек.
Пока вышла только первая глава The Dark Inside Me, а всего их автор наметил аж восемь. Он обещает «сценарий, меняющийся от действий игроков». Как он там будет меняться — посмотрим в следующих эпизодах. Но если сюжет и геймплей и дальше будут представлены в таком же виде, как сейчас, то игра будет сродни тому кошмару и ужасу, в который попал главный герой.
Плюсы: игра умеет пугать; неплохая графика; стильные ролики.
Минусы: пока в игре совершенно бредовый и нелогичный сценарий; ужасный «пиксель-хантинг»; примитивные и нелогичные загадки; неудобное управление.
Ну не знаю, анимация не очень, мягко говоря, хотя на скриншотах игра выглядит действительно неплохо. А желание будущие «восемь глав» желание есть? Честно говоря, веры, что хоть часть обещаний автора сбудется, нет вообще.
Мне понравилась концепция, тоже влечёт мрак и обнаженка, считаю это хорошо дополняет друг друга, а насчёт не подсвеченых объектов, хм это к казуалкам и поиску предметов, там все подсвечивается, подсказывается и вообще считают игрока идиотом. Тут правильно сделано, хардкорно и на манер старых квестов. Буду брать игрулю, даже знал про неё.