Когда-то давно, в далекие и уже незапамятные времена игры были весьма сложным и в чем-то даже элитным видом развлечений. Черный экран DOS, угрожающе мигает командная строка, если что-то виснет, то вылечить можно только нежным прикосновением к Reset, а чтобы настроить звук и музыку, нужно знать пару заклинаний. В моей книжке магии такие заклинания были. Произнеся «SOUND BLASTER», я заставлял отряд верных бойцов превращать все окружающее в непотребного вида сплав из металла, бетона, асфальта, крови и кишок. Сверху весь процесс наблюдался отлично — Syndicate тех времен была тактической стратегией в футуристическом мире. Ну, знаете, обычное дело: корпорации захватили контроль над планетой и цинично следуют только собственным интересам. Игра, однако, вышла еще до эпохи лицензионности в России, поэтому практически безвестно растворилась в темноте прошлого.
И вот на волне всякого технического прогресса вроде голограмм, сенсоров, биопроцессоров, распознавателей и прочих штук, словно чертик из табакерки, выпрыгивает Syndicate (2012). Футуризм и трансгуманизм — это модно. Боевые имплантаты — веселуха завтрашнего дня. Вот и Deus Ex: Human Revolution с почти идентичным сеттингом собрала положительные отзывы.
Скриншот показывает, как кинематографично умер паренек: стекла, размытость, красота.
На страже коммерции
Главный герой Майлз Кило отчаянно защищает интересы компании EuroCorp. Он искусственно улучшен, биологически усовершенствован и умеет взламывать вообще все, где бежит электричество. Подозреваю, обесточенные предметы он также прекрасно взламывает, но уже при помощи обширного арсенала. На пороге 2070-го года бизнес стал войной, и вот такие ребята, как Майлз, активно помогают эффективным менеджерам увеличивать продажи. В корпоративном будущем практически каждый человек имеет в голове кусок вычислительной техники, а значит, его можно «хакнуть», взорвать, подчинить — противники так весело выхватывают гранаты и используют их по назначению в компании друзей. Только делают они это теперь не в изометрическом виде сверху, а в привычном «из глаз главного героя». Sydnicate отказалась от тактическо-стратегических корней и стала боевиком от первого лица. Что поделать, таков закон времени — стратегии плохо продаются, на геймпадах в них играть неудобно.
Главгерой собственной персоной. Чем-то напоминает Робби Уильямса.
Дополненная реальность
Мир будущего для меня, как любителя научной фантастики, — прямо рай. Всякие мигающие штучки, гладкие поверхности металлических конструкций мягко отражают солнечные лучи, силовые поля нежно бьются током, всюду переливаются огоньки, светятся кнопочки, голограммы разные… Вся эта ультратехнологичная куча микросхем и проводов образует огромный цифровой мир, который, как внутренний слой, не видимый глазу, живет по своим электронным законам. И тут в дело вступает специальный боевой чип главного героя — DART-6. Он так крут, что может на лету взламывать и манипулировать компьютеризированным окружением. Его функционал крайне широк — от банального открывания дверей до неожиданного исчезновения укрытий, за которыми тщетно пытаются уберечься враги. Реальный пример, что я увидел на «Игромире»: сидят ребятки в комнате за какими-то блоками, постреливают агрессивно, носа не кажут. Щелк — блоки складываются и уезжают в стену. Ошарашенные противники мечутся по комнате под аккомпанемент самонаводящегося автомата. Бежать некуда, команда сопротивления с хлюпаньем принимает пулю за пулей. Десять секунд жаркого боя — и все стихает…
Конкретно в этом примере мне видится очень здравый шаг. За последнее время я обыгрался в боевики с видом от первого лица и не только так сильно, что инстинктивно ищу глазами выступы, груды мусора, остовы механизмов, стоит только выйти на открытое пространство. Поливающие огнем из надежных нычек злодеи достали окончательно в Killzone 3, вспоминаю ощущение фальшивости происходящего в Mass Effect 2, в которой защитные места ждут Шепарда именно там, где для него устроили «внезапную» засаду… Удаление стеночек с поля боя по желанию, оправданное в рамках сеттинга, — это прямо-таки победа. Интересно, а в сберкассе так можно отодвинуть что-нибудь?
Шутки шутками, а в деньгах наш главгерой не нуждается. Ролевой системы и магазинов нет. Пачка апгрейдов и открывающиеся со временем возможности фирменного имплантата DART — даже не «элементы RPG», а уже джентльменский набор. Оно и к лучшему, если честно. Human Revolution действовала на нервы моей манчкинской натуре — ну как можно просто убить бандита и получить 10 опыта, если за тихую ликвидацию дают 50 и бонус в конце задания?! Я радовался как дитя, когда продюсер проекта показал мне процесс захвата турели. Вот пачка противников чувствует себя слишком уверенно, они выкрикивают обидные слова, плюют на пол, размахивают пушками и в целом ведут себя очень вызывающе. Экран взрывается цветами, вскрывается внутренний слой окружения, ярко переливаются внутренности и самих врагов — охранные системы, затаившиеся в стенах, активно реагируют на команду игрока. Пулеметная турель выскакивает из потолка, выхватывает господ зеленым лучом наведения и превращает в форшмак. Ура! Никакого опыта, никаких последствий, мочи — и все.
Чип позволяет видеть противников насквозь. И делать им пакости изнутри.
Даже в «Википедии» уже написано, что аудитория восприняла Syndicate двойственно. Кому-то понравилось, кто-то жалеет, что заветы изометрической тактической стратегии предали… Я вам так скажу — хорошо, что взялись. Если игра станет успешной, как «Колофдьюти», то когда-нибудь мы увидим еще и стратегию. А сейчас остается лишь гадать — смогут ли разработчики на таком адски заезженном шутерном поле соблюсти баланс увлекательного сюжета и перестрелок. Все остальное уже есть, я это видел.