Мир The Elder Scrolls: история сотворения

Джуби 2022-10-24 01:11:10 58

В начале 90-х трое любителей ролевых игр — Тед Петерсон, Виджей Лакшман и Джулиан Лефэй (Ted Peterson, Vijay Lakshman, Julian LeFay) — собрались создать экшен-RPG. В ней игроку в компании троих друзей предстояло сражаться на аренах по всему миру за титул чемпиона и выполнять небольшие квесты, чтобы в итоге сойтись в поединке со злым волшебником Джагаром Тарном на арене имперского города. По мере развития проекта первоначальная идея постепенно ускользала: от завоевания титула отказались, путь герою нужно было преодолевать в одиночестве, а квесты стали более значимыми и необходимыми для понимания сюжета и всего мира.

Вышедшая в 1994 году The Elder Scrolls: Arena ещё не обросла огромным количеством лора — окончательно он сформировался только к третьей части, — но дала начало одной из самых известных, сложных, интересных и продуманных игровых вселенных, созданных коллективным трудом. Так Джагар Тарн из типичного злого волшебника в замке стал узурпатором, который похитил императора Уриэля VII Септима, эльфийское божество Ауриэль превратилось в наследника творца мира и главного бога Пантеона Девяти, архимага Магнуса повысили до архитектора мира смертных и самого солнца, салачи, боичи и моричи были переименованы в знакомых нам альтмеров, босмеров и данмеров, демоны стали даэдра, а типичные для сеттинга фэнтези гномы впоследствии превратились в двемеров, глубинных эльфов.

Сложный, многоуровневый лор, разбросанный по разным играм и книгам c кучей дат и персонажей, — одна из главных особенностей The Elder Scrolls, одновременно притягательная и отталкивающая. Начав однажды разбираться в мире «свитков», можно потеряться в противоречивой официальной и полуофициальной информации, ведь вся история TES — это прошедшее сквозь годы и мягкие ретконы коллективное творчество, в котором все изменения лора объяснялись впоследствии субъективностью авторов игрового мира.

Разные народы, фракции и страны по-разному интерпретируют своё и чужое происхождение, пишут аннотации к несуществующим книгам и спорят друг с другом, создавая в голове у игрока невообразимую кашу. Что уж говорить, если даже вышеупомянутый «Карманный путеводитель по Империи» хоть и достаточно полно описывает мир TES, но при детальном рассмотрении представляет собой лишённую объективности имперскую пропаганду.

Начать погружение в запутанный мир The Elder Scrolls можно с самых основ — с мифов о сотворении мира и космологии, чтобы позднее чувствовать себя более уверенно во вселенной, где постоянно говорят о магии, богах и их планах, а затем с легкостью ответить на самые насущные «лорные» вопросы: в чём разница между аэдра и даэдра, кто такие эльнофей и цаэски, почему меры презирают Лорхана, а люди обожествляют его, откуда на Нирне появились аргониане и почему Талмор ненавидит Талоса? Разбираться в хитросплетениях лора будем в небольшом цикле статей — мало ли когда в будущем вам пригодится эта информация :)

Сначала была пустота

Сотворение мира The Elder Scrolls сопряжено с дуализмом двух братьев, противостоянием порядка и хаоса, добра и зла, Ану и Падомая, и более полно раскрывается в самой распространённой внутриигровой книге — «Ануаде с комментариями», в русской локализации ставшей «Детским Ануадом», который вы вряд ли захотите подарить своему ребёнку.

Согласно легенде имперского культа, Ану и Падомай появились в Хаосе предвселенной во время Эры Рассвета как изначальные космические сущности, а затем создали Аурбис — само пространство и материю, пронизывающую вселенную. Пытаясь познать себя, рефлексировать и понять собственные пределы, братья обрели души: у Ану появился Ануи-Эль, а у Падомая — Ситис.

«Игра Света и Тьмы» создала Нир, которую полюбили оба брата. Нир выбрала Ану, а Падомай был отвергнут, за что жестоко избил Нир. Братья сошлись в схватке, Ану выбросил Падомая за пределы Времени, а его возлюбленная умерла от ран, успев родить перед этим 12 миров. Сумев вернуться во Время, Падомай возненавидел и уничтожил их, что повлекло за собой последнее сражение с братом.

И затем появилась Нирн

Сойдясь в битве с Падомаем, Ану схватил его и вытащил их обоих за пределы Времени, но вселенная не опустела с их уходом — изначальные духи эт’Ада всё ещё населяли Аурбис, и после их тяжелого труда Нирн наконец стала упорядоченной частью Мундуса. Теорий, из-за чего Мёртвый бог решил создать новый план бытия, несколько. Последователи Ситиса верят, что сам Отец Ужаса был недоволен Нирном, поэтому подговорил своего первенца, Лорхана, разрушить мир, другие исследователи склонны считать, что в Лорхане, как в падомаике, было заложено стремление к созиданию путём движения к разрушению.

Проектируя Мундус, Лорхан привлёк к работе многих эт’Ада, в том числе бога магии Магнуса, который стал архитектором плана бытия. Мотивы изначальных духов в разных культурах тоже различаются. В имперском культе считают, что Лорхан убедил эт’Ада познать родительство и стать создателями, а согласно альтмерскому мифу, духи хотели создать план, где смогут царствовать. Отсюда и разница в отношении к Лорхану — люди благодарны Шезарру и остальным духам как своим создателям, а меры ненавидят Барабан Рока за то, что он обманул эт’Ада и вынудил их отказаться от божественности.

Иные аэдра были разочарованы и разгневаны потерей и обозлились и на Шезарра, и на всё созданное, ибо им казалось, что Шезарр солгал и обманул их. Эти аэдра, боги альдмеров, под предводительством Аури-Эля, с трудом переносили свою нынешнюю слабость и с отвращением смотрели на сотворённое ими. «Отныне и навсегда всё испорчено, и всё, что нам осталось, — учить эльфийские расы терпеть достойно и с благородством, а самим нам корить себя за безумство и нести возмездие Шезарру и его союзникам». И потому боги эльфов столь мрачны и задумчивы, и потому сами эльфы извечно недовольны своей смертностью и всегда с гордостью и стоицизмом сносят жестокости этого сурового и безразличного мира.

— Сиродильский миф, Мономиф

Обманом или уговорами Лорхан вынудил изначальных духов присоединиться к сотворению Мундуса даже после того, как узнал, что многим из них придётся пожертвовать собой. Некоторые эт’Ада отказались участвовать — это и стало причиной деления божеств на несколько групп.

Отказавшиеся эт’Ада стали принцами Даэдра — по мнению исследователей, они были созданы от крови Падомая, поэтому не имели способности к созиданию. Магнус, не пожелавший жертвовать собой, ушёл из мира смертных в свой родной план, Этериус, и на том месте, где он прорвал ткань мироздания, появилось солнце, называемое Магнусом. Его последователи (произошедшие от крови Ану Магна-Ге) отправились вслед за ним, создав звёзды. Те эт’Ада, которые пожертвовали своими силами, создавая Мундус, но выжили, стали Аэдра, Восемью Божествами. Считается, что они рождены от крови Ану и Падомая, так как могут творить добро и зло, созидать и разрушать. Деление на группы условное, потому что не определяло эт’Ада в Эру Рассвета и стало иметь значение только в эпоху возникновения религий.

Многие эт'Ада погибли в ходе создания Мундуса или лишились большей части своих сил. Восемь Божеств создали собственные планы и стали покровителями смертных, оставшиеся заселили Нирн и стали эльнофей, предками многих рас. Но Лорхан за свой обман поплатился — рыцарь Аури-Эля Тринимак сошёлся с ним в поединке и вырвал его сердце.

Но когда Тринимак и Ауриэль попытались уничтожить Сердце Лорхана, оно рассмеялось в ответ и сказало: «Сие Сердце — сердце мира, ибо последний был создан ради ублажения первого». Тогда Ауриэль привязал его к стреле и запустил её далеко в море, где ни один аспект нового мира вовеки не сможет его найти.

— Мономиф

На месте падения сердца Лорхана образовались вулкан Красная Гора и остров Вварденфелл — именно в этом месте спустя много лет искру бога находят двемеры, а потом и Нереварин во время событий Morrowind. Тело же Мёртвого Бога, по легенде, было разорвано на части и превратилось в две луны Нирна — Массер и Секунду.

Такую модель сотворения мира поддерживают далеко не все жители Нирна, но креационные мифы разных народов имеют схожие черты (многие из них описаны во внутриигровой книге под названием Мономиф). К примеру, во всех религиях есть свои аналоги Ану и Падомая, Лорхана и Акатоша, изменённые согласно особенностям каждой отдельной культуры.

Неизвестно, какая из этих легенд была первой и насколько она соответствует истине, но если не стремиться к идеальному познанию вселенной, не искать противоречия, а просто баловаться и находить схожести и различия, то можно сделать изучение мира The Elder Scrolls увлекательным приключением. Каджиты, к примеру, считают, что Анурр и Фадомай были котятами из одного помёта, которые родили некоторых аэдра, даэдра и саму Нирн, называемую в культуре каджитов Нирни. Она получила право рождения и произвела на свет все остальные расы, в то время как один из её братьев, Лорхадж, пообещал создать для них мир, а затем обманул и пленил на нём.

Согласно йокуданскому мифу, творцом всего был Сатак, Первый Змей, в переливах чешуи которого рождались все миры. Вскоре их стало слишком много, и внутри Сатака появился Акел, Голодное Чрево, который мог сбалансировать количество созданных миров, но вместо этого пожирал их ещё до того, как там зародится жизнь.

В итоге ненасытный Акел заставил Сатака укусить собственное сердце, но остался голод, называемый Сатакалом. В мирах тем временем появилась жизнь, изначальные духи брали имена и осознавали себя, поэтому, когда Сатакал снова пожирал себя, духи научились избегать исчезновения. Завладев Древним свитком, Довакин в The Elder Scrolls V: Skyrim также избежал уничтожения мира, отправив Алдуина в будущее и тем самым отложив апокалипсис.

Альтмерский миф «Сердце мира» описывает Ситиса как душу Ану-Эля — в их версии мономифа Падомая никогда не существовало, а все эт’Ада ведут свою родословную от Ану. Когда населяющие Аурбис изначальные духи осознали себя, то стали понимать свою природу и брать имена. В этом мифе Лорхан обманом уговорил создать Мундус, полный ограничений мир, для стабилизации которого многим духам пришлось пожертвовать собой.

Единственная раса, которая не придерживается вышеизложенных креационных мифов и не почитает ни аэдра, ни даэдра, — аргониане. В «Ануаде с аннотациями» их покровителей и соплеменников, разумные деревья хист, считают одной из старейших рас на Нирне, которая прибыла на планету после соединения 12 миров в один. Они не походят от эт’Ада, в отличие от прочих рас, а сами аргониане не верят в загробную жизнь в Этериусе. Центральный персонаж религии аргониан — хист, в чьё общее сознание их души уходят после смерти и откуда они перерождаются в новых телах.

С сотворением Мундуса всё только начиналось, и жизни на Нирне ещё предстояло расцвести в следующей, Меретической Эре. Из жителей 12 планет, которыми когда-то была Нирн, выжили только хист, а оставшиеся эт’Ада впоследствии стали прародителями всех известных нам рас эльфов, цаэски и людей. Впереди ещё были и появление каджитов, и создание религий с пантеонами, но это будет уже совсем другая статья.

А эта статья увидела мир благодаря содействию отличного специалиста по миру The Elder Scrolls — Pixel Tea. Спасибо ей за помощь!

Другие новости

Комментарии

«Вжух»-это звук с которым кокаин исчезает со стола сценаристов
я бы не советовал, потому что он намешал в своих видео официальный лор и фанфики, на выходе — каша
от того, что лормастера вдохновлялись фанфиками, они не перестают быть фанфиками
не слушай его, щас он намешает тебе официальный лор с фанфиками киркбрайда и на выходе получится несочетающиеся месиво. лучше обрати больше внимания на TESO, там очень много лора
Тут бесспорно ты молодец, но вот на граундед слишком поверхностный обзор получился( многие в комментах на это указали, выживач заслуживает большего..
Все комментарии