На днях состоялся релиз Stray, приключения о коте, путешествующем по заброшенному кибергороду. Этим летом вышло уже несколько игр, завоевавших внимание аудитории — TMNT: Shredder’s Revenge вызвала ностальгию по старым мордобоям от Konami, фанаты Cuphead наконец-то получили дополнение The Delicious Last Course, а любители «кинца» проводили время в The Quarry. Однако любовь к Stray оказалась настолько велика, что сравнивать этот релиз с остальными даже как-то неправильно.
Возникает ощущение, что человечество нуждалось в подобной игре, особенно в традиционно тихий для индустрии период. Должно было появиться развлечение одновременно доброе, необычное и очаровательное — такое, чтобы с ним можно быть ознакомить далёких от видеоигр людей, снимать о нём потешные видеоролики в TikTok и Twitter и так далее. Stray отлично с этим справляется, хотя это не очередная онлайн-забава или «казуалка» с мультяшным стилем — просто игра про кота.
Думаю, сейчас самое время вспомнить, как из знакомой лишь энтузиастам игры Stray превратилась во всенародную любимицу и какие милейшие события с ней связаны.
Впервые о Stray стало известно в июне 2020 года на мероприятии Future of Gaming, посвящённом играм для PlayStation 5. Однако разработка началась задолго до этого — идея игры с кодовым названием HK Project зародилась аж семь лет назад. Когда коллектив (состоявший на тот момент из двух человек, выходцев из Ubisoft) поделился первыми скриншотами в Twitter, издательство Annapurna Interactive заинтересовалось проектом и вызвалось помочь дуэту. То есть это произошло ещё до того, как Annapurna прославилась благодаря What Remains of Edith Finch и заработала репутацию одного из лучших инди-издателей.
Кибергород был навеян существовавшим до конца прошлого века городом-крепостью Коулун, на месте которого раньше располагался китайский военный форт. А протагонист внешне похож на Мёрто, рыжего кота, чьи владельцы — сооснователи создавшей Stray студии BlueTwelve. Тот, как и главный герой, был бродягой. Разработчики вообще кошатники до мозга костей — у подавляющего большинства сотрудников BlueTwelve есть пушистые питомцы, плюс в самой студии обитают два кота. Наблюдение за их повадками помогло авторам сделать персонажа более реалистичным и придумать немало забавных эпизодов.
Долгое время симулятор выживания The Day Before занимал первую строчку в списке игр, наиболее часто добавляемых в список желаемого в Steam. Однако со временем игра всё реже оказывалась в инфополе, а в мае вообще была перенесена на весну 2023 года, в том числе из-за перехода на Unreal Engine 5.
Меж тем популярность Stray росла с каждой неделей и достигла пика в первые дни лета. Во время презентации State of Play стала известна дата релиза иры — 19 июля. Примерно в то же время приключение обогнало The Day Before в списке самых ожидаемых игр в Steam. Оригинальность наверняка сыграла не последнюю роль — если предыдущий лидер напоминает смесь The Division и The Last of Us, то в случае со Stray аналогии возникают лишь с Cyberpunk 2077, и то не у всех.
За несколько дней до релиза издатель Annapurna Interactive решил продолжить рекламную кампанию, сделав несколько совместных анонсов. Во-первых, было объявлено о сотрудничестве с компанией Travel Cat — в продажу поступили шлейка и рюкзак в стиле Stray. Шлейка не только позволяет прогуливаться с котом за пределами дома, но и облегчает поиски костюма для косплея, а рюкзак просто стильно выглядит.
Вскоре после этого стало известно о нескольких акциях, запущенных издателем совместно с кошачьими приютами и благотворительными фондами. Британская Cats Protection и американская Nebraska Humane Society запустили раздачу ключей от Stray. Первая провела розыгрыш среди всех участвующих, а вторая — среди тех, кто пожертвовал минимум $5. Как тут не растопить сердца любителей животных?
Stray — далеко не первая игра с котом в главной роли, но явно самая популярная. Поэтому неудивительно, что другие разработчики игр про котов воспользовались на этой неделе возможностью прорекламировать собственные творения.
Началось всё с того, что создатели приключения Little Kitty, Big City пририсовали протагониста своей игры к скриншоту из Stray. Затем настала очередь коллектива Astral Clocktower, занятого фэнтезийным соулслайком Kristala. Со временем присоединялось всё больше разработчиков, в том числе авторы Catlateral Damage, Astro Kat, Snacko, Schrodinger’s Cat Burglar и так далее. Кошатники, наверное, не знали о большинстве этих проектов — отличный повод их опробовать или добавить в список желаемого.
Игра, завоевавшая внимание аудитории ещё до релиза, обычно и продаётся неплохо. Обладателям консолей Sony повезло больше всех — если они подписаны на продвинутые версии PlayStation Plus, Stray они могут загрузить без дополнительной платы.
На популярность новинки в Steam это, судя по всему, не сильно повлияло. Спустя пару часов после релиза Stray побила рекорд издательства Annapurna Interactive — по числу одновременно играющих в неё пользователей она обогнала все проекты компании. Раньше лидером была 12 Minutes — видимо, помог звёздный состав актёров озвучки.
Показатели Stray оказались почти в восемь раз круче — если в 12 Minutes одновременно сидели 8 тысяч игроков, то котом управляли аж 60 с лишним тысяч. О продажах пока ничего не сообщалось, но в успехе сомневаться не приходится. Для издателя это, кстати, не единственный удачный релиз в этом году — хотя Neon White оказалась не так популярна в Steam (чуть больше 3 тысяч одновременных игроков), аудитории она пришлась по душе.
Пользовательские отзывы тоже не могут не радовать. По данным SteamDB, на момент написания статьи Stray расположилась на 87-м месте в списке самых высокооценённых игр в Steam, рядышком с Cuphead и первой Dishonored. А если брать исключительно этот год, то она занимает третье место, уступая лишь PowerWash Simulator и God of War. Neon White идёт сразу за ней, на четвёртой позиции.
Домашние питомцы плохо разбираются в технике, поэтому движущиеся на экране телевизора объекты вызывают у них немало вопросов. Но когда они реагируют на Stray, это выглядит особенно потешно. В день релиза социальные сети были переполнены видеороликами, в которых коты и кошки (а иногда и собаки) с интересом наблюдают за протагонистом, пытаются ударить его лапой или найти за телевизором. В «Твиттере» даже появился аккаунт CatsWatchStray, посвящённый реакциям питомцев на игру.
Для простых людей это отличная возможность поднять себе настроение, а для разработчиков и издателя — бесплатная реклама, благодаря которой они наверняка продали не одну дополнительную копию. В выигрыше в итоге остались все.
Вокруг Stray образовалась такая непробиваемая аура доброты и позитива, что глубоко анализировать игру и уж тем более ругать её не хочется. И рекламная кампания была очень душевная, и ожидания по большей части оправдались, и завирусилась игра милейшим образом. Разработчики доказали, что необязательно создавать шутеры или перегружать свои проекты мудрёными сюжетами — иногда людям просто хочется поуправлять котом, скидывающим банки с полок.
Чем у вас там главред занимается? Даже изюм для мафии 3 и то не так тошно выглядел, как эта статья.