Игры LEGO сегодня малоинтересны массовому игроку — они очень редко мелькают на больших презентациях или вырываются в чарты продаж. Даже «выстрелившая» The Skywalker Saga в первые дни собрала онлайн в десять раз больше, чем любая другая LEGO-игра когда-либо, но в десять раз меньше, чем недавняя Elden Ring.
Но в последние 27 лет ежегодно выходят новые проекты «по мотивам» конструктора. Из-за их низкой популярности неясно, почему The Skywalker Saga привлекла так много внимания. Чтобы это понять, мы проследили путь игр от примитивных «бродилок» до масштабных лицензионных проектов.
Дебютная игра от LEGO вышла в 1995-м на обучающей консоли Sega Pico. Fun to Build была сборником аркадных мини-игр в духе достройки простых машинок, пинг-понга, гонок или добычи каких-нибудь предметов. Сейчас десятки таких веб-проектов можно найти прямо на официальном сайте LEGO.
Через два года под эгидой специального бренда LEGO Media вышла полноценная LEGO Island. Она совместила перемещение по открытому миру от первого лица, point-and-click-квест и строительство. Помимо этого были небольшая сюжетная кампания, сайд-квесты и несколько играбельных персонажей с кинематографичными роликами-предысториями. Местами Island была совсем непохожа на детскую игру — гоночная трасса там могла переместиться в абстрактное пространство с гигантским скелетом, люди подпрыгивали отсоединяя торс от ног, а из пациентов в больнице вылезали животные. И из этих животных тоже вылезали животные.
В 1998 году LEGO Media выпустила аж три игры — Loco, Creator и шахматы. Первая была железнодорожным симулятором с развитием инфраструктуры и проведением дорог. Но все постройки были доступны с самого начала, а их функции ни на что не влияли. Поэтому странно, что в Loco присутствовал полноценный мультиплеер. Самая интересная часть Loco — квестовая мини-игра, в которой надо собирать открытки из фигурок и марок. Самое время отметить, что тогда видеоигры от LEGO были способом продать побольше конструктора и из-за его популярности не проваливались.
Другая игра LEGO 1998 года — Creator, которая интерфейсом напоминает что-то среднее между игровым движком и панелью управления звездолётом. Зато в ней можно было строить любые конструкции и фигурки и выбирать цвет деталей. Сегодня это гораздо удобнее делать в LEGO Digital Designer, утилите для упрощённого моделирования.
Шахматы в тот год удались лучше всего. В отличие от предыдущих игр LEGO, этой занималась именитая Krisalis Software, создатель портов Alone in the Dark и Z. В Chess перенесли популярные на тот момент пиратскую и ковбойскую серии конструктора, а во время столкновений фигур проигрывались забавные кат-сцены.
После 1998-го LEGO-игры стали гораздо смелее. В 1999 году вышли, например, аркадная гонка Racers в духе Mario Kart и примитивная стратегия в реальном времени Rock Raiders, которую даже портировали на первую PlayStation. А ещё через год появился симулятор LEGOland наподобие Evil Genius и SimCity, где нужно было строить свой парк развлечений.
В 2000 году LEGO окончательно ударилась в эксперименты. Появилась стратегия Alpha Team, в которой нужно было расставлять специальные панели по уровню так, чтобы секретный агент, перемещаясь от одной к другой, добрался до выхода и не наткнулся на врага. Что-то вроде пошаговой MGS. Тогда же вышла Creator: Knight’s Kingdom, в которой нужно было создавать замки, осадные орудия и боевые юниты, чтобы победить вражеское королевство. А Stunt Rally стала новой аркадной гонкой, но уже с видом сверху.
В 2001-м вышли сиквелы к Island и Racers и первая игра по популярной тогда серии конструктора Bionicle — Quest for the Toa для GBA. В напоминающей ранние The Legend of Zelda игре с видом сверху нужно было в роли островитянина-бионикла спасти местных старейшин и призвать древних воинов Тоа, чтобы те победили вселенское зло. Игра получила негативные отзывы, хотя многие отмечали продвинутую по меркам GBA графику.
Тогда появилось ещё несколько аркадных гонок и сиквелов и даже футбольный симулятор. Но именно Bionicle вспоминают до сих пор. В прошлом году фанаты даже анонсировали собственный экшен по мотивам конструктора — с современной графикой и удобным геймплеем.
В 2002-м на GBA стартовал сиквел Quest for the Toa с подзаголовком Matoran Adventures. Платформер получился очень коротким, зато многие сравнивали его с легендарной The Lost Vikings. В Matoran Adventures тоже было несколько героев с уникальными способностями и их комбинированием. В итоге студии-разработчику Argonaut Games доверили создание Bionicle, новой игры серии.
Это уже был серьёзный трёхмерный экшен с неплохой графикой и несколькими уровнями, в каждом из которых игрок управлял одним из воинов Тоа. Игра получилась гораздо лучше и целостнее предыдущих. Правда, пройти Bionicle можно за два-три часа. После неё вышло ещё две игры о биониклах: очередной экшен для GBA и 3D-блокбастер Bionicle Heroes.
Жаль, что всё это буйство идей и жанров сегодня практически забыто, ведь современные LEGO-игры развиваются в другом русле. И началось всё как раз со «Звёздных войн» и TT Games, которая работала над Bionicle Heroes.
На заре 2000-х у LEGO начались проблемы: цены на конструктор росли, интерес потребителя падал, а новые дизайнеры компании не понимали, что делать. Не помогли и игры Creator по мотивам книг о Гарри Поттере. Спасти компанию от банкротства и забвения помогли «Звёздные войны», которые подняли интерес к наборам, а заодно сделали LEGO-игры такими, какими мы их знаем сегодня.
LEGO Star Wars: The Video Game запустилась в 2005 году на ПК, портативных и стационарных консолях и телефонах. В ней нужно было проходить задания, повторяющие события эпизодов-приквелов, и попутно собирать валюту-детальки, открывать мини-наборы и новых персонажей. Эти мини-наборы были спрятаны на каждом уровне, и для их поиска надо было перепроходить миссии несколько раз за героев, недоступных там по сюжету. В кафе-хабе можно было тратить заработанные детальки на новых героев и читы вроде бессмертия и детектора мини-наборов. После заполнения на каждом уровне специального счётчика деталек открывалось задание-тизер из «Новой надежды».
Первая LEGO Star Wars стала хитом и около месяца удерживала первое место в чартах продаж — выгода от работы с известной IP была очевидна. Уже через год выпустили LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy с героями и заданиями из оригинальных «Звёздных войн». А в 2007-м появилась The Complete Saga, наконец-то объединившая все шесть фильмов под одним ярлыком. Правда, эти две игры почти ничем не отличались от первой, так что оценки с каждым разом становились немного ниже.
В LEGO Star Wars обозначились главные геймплейные элементы современных LEGO-игр. Проходить задания можно в одиночку или с другом на одном устройстве, в режиме сюжета или свободной игры. Во втором случае выбор героев ничем не ограничен, что позволяет с помощью, например, способностей из пятого эпизода открывать секреты в первом. А ещё LEGO Star Wars с юмором относятся к сюжету саги, так что понять их может даже ребёнок.
После этого LEGO вошла во вкус. Совместно с TT Games она начала выпускать игры по самым популярным франшизам одну за другой, одновременно продавая наборы по ним. Уже к 2014-му вышли игры по «Индиане Джонсу», «Гарри Поттеру», «Пиратам Карибского моря», «Войне клонов», «Властелину колец» и «Хоббиту». За тот же период Бэтмен получил собственную игровую трилогию с оригинальным сюжетом, а на фоне успеха киновселенной Marvel появилась LEGO Marvel Super Heroes. Игры о Поттере получились особенно успешными, ведь очень лёгкий настрой проектов LEGO хорошо ложился на сказочную атмосферу поттерианы.
Тогда наметилось и несколько новых черт LEGO-игр. Самая главная — большой открытый мир. Во «Властелине колец» можно было исследовать Средиземье, во второй части LEGO Batman появился Готэм, а в третьей — и вовсе целая россыпь планет. Вместе с открытым миром пришли и побочные задания вроде сбора специальных золотых или красных блоков и гонок на время на земле, в воде и воздухе — за них игрок обычно получал новых героев или транспорт.
LEGO-игры по лицензиям превратились в целый конвейер, который одновременно радует фанатов и помогает продавать конструкторы. За последние десять лет вышли игры по мотивам фильмов о Мстителях, «Суперсемейки» и «Парка Юрского периода», LEGO Marvel Super Heroes 2 и отдельная игра про злодеев из комиксов DC. У каждой из этих франшиз огромное число фанатов, которых привлекали именно проекты по их любимым вселенным.
И хотя игры были гораздо веселее, чем, например, Island и Football Mania, геймплейно все они почти ничем не различались — всё равно что вертолёт из LEGO, покрашенный в разные цвета. Но прежде чем разбираться, какие изменения в привычный геймплей внесла The Skywalker Saga, посмотрим, что стало с оригинальными LEGO-играми за последние 10 лет.
С 2009 года вышло 30 LEGO-игр, из которых ПК и консоли посетили лишь 10. Всё остальное — россыпь мобильных проектов, которые мало чем отличаются от типичных телефонных аркад. А вот с «большими» играми всё гораздо интереснее. В 2009-м, например, свет увидела LEGO Rock Band, очередная часть известной музыкальной серии, в этот раз — полностью в эстетике датского конструктора.
Через год запустилась впоследствии закрытая LEGO Universe, полноценная MMORPG, в которой было несколько миров по мотивам популярных серий конструктора. А саундтрек к ней написал сам Брайан Тайлер (Brian Tyler) — композитор Assassin’s Creed IV: Black Flag и Far Cry 3 (LEGO Universe стала первой игрой в его карьере). «Вселенная» пыталась перенести строительство и сбор деталей в многопользовательский формат и совместить их с привычным MMO-геймплеем, но в итоге провалилась.
А в 2013-м вышла LEGO City Undercover, которая идейно сильно отличалась от других LEGO-игр. Геймплей в ней был такой же, как в проектах по лицензии, зато действие происходило в реалистичном городе. Никаких световых мечей или волшебных палочек — только война с преступностью в антураже наборов LEGO City. Undercover — GTA от мира LEGO-игр, в которой даже появился сносный нарратив. Ещё в ней стало очень много прямых ссылок на самые разные произведения вроде «Матрицы», а задания в открытом мире больше походили на ту же GTA.
После LEGO City Undercover было аж две попытки сделать новую MMORPG. Legends of Chima Online закрылась через полтора года после релиза, а Minifigures Online — через год с лишним. Но в 2015-м появилась LEGO Dimensions — чисто консольная игра на базе одноимённого конструктора. В разных наборах LEGO Dimensions были фигурки, которые работали по принципу Skylanders, — тут тебе и Итан Хант, и Челл, и Красти, и Доктор Кто, и герои «Времени приключений». Dimensions продержалась всего два года — в 2017-м к ней перестали выпускать наборы с новыми героями.
Примерно в этот период вышли игровые адаптации «Лего. Фильм» и мультика по LEGO Ninjago. Они, как и лицензионные проекты, представили привычный геймплей в новых декорациях. Разве что в них появились уникальные механики вроде выбора инструментов и секции с полётом на драконе в духе Panzer Dragoon.
А потом была разработана LEGO Worlds, явный конкурент Minecraft. В ней можно было терраформировать природный ландшафт, одевать своего персонажа в любые костюмы, которые когда-либо попадались в конструкторе, а ещё строить и расставлять по миру любые детали LEGO. А через год вышел уже полноправный клон Minecraft — LEGO Cube, который отличается от игры Mojang только стилистикой.
В последние два года жанровое разнообразие в играх LEGO особенно удивляет. В 2019-м, например, вышла минималистская и уютная LEGO Builder’s Journey, которая с помощью трассировки лучей и перемещения каждой детальки передавала тактильность сборки конструктора. А в 2020-м — простая пошаговая стратегия LEGO Legacy: Heroes Unboxed. Но эти игры все пропустили, зато внимание к The Skywalker Saga было приковано с самого анонса. И не зря.
Если коротко, LEGO Star Wars: The Skywalker Saga — ультимативная LEGO-игра. Во-первых, она вбирает в себя всю историю саги, которая когда-то реанимировала и сам конструктор, и игры по нему. Да и вообще «Звёздные войны» до сих пор остаются одной из главных медийных франшиз.
Во-вторых, геймплей The Skywalker Saga одновременно объединяет и переизобретает любимые элементы предыдущих LEGO-игр. В «Звёздных войнах» есть чёткое разделение персонажей по фракциям и навыкам, то есть можно дать каждой группе побольше уникальных способностей. Это значит, что будет больше причин возвращаться на пройденные уровни, ведь стало ещё больше способов прятать секреты.
И даже те геймплейные особенности, которые встречались в предыдущих играх редко, The Skywalker Saga встраивает в общий процесс. Например, здесь есть целый класс героев, которые могут использовать несколько уникальных инструментов. А полёты на кораблях стали гораздо зрелищнее и приятнее, чем в старых играх по «Звездным войнам», — Теперь они напоминают аркадные авиасимуляторы или лётные миссии из какой-нибудь Call of Duty: Infinite Warfare.
В-третьих, в The Skywalker Saga много вещей, которые привлекают далёких от LEGO игроков. Например, гигантский открытый мир объединяет все планеты девяти эпизодов, а игровой процесс больше напоминает об AAA-экшенах от третьего лица. Тут даже прокачка навыков есть, да и выглядит The Skywalker Saga гораздо лучше предыдущих LEGO-игр.
И всё же «природа LEGO» местами мешает саге. Взять хотя бы трилогию приквелов, из которых в The Skywalker Saga пропали все намёки на хоть какую-то драму или романтику. С одной стороны, разработчики будто не хотят «травмировать» юных игроков, с другой — из-за этого воспринимать историю становится сложно. Вот и получается, что The Skywalker Saga не столько полноценная сюжетная игра, сколько аттракцион для преданных фанатов. Взрослые любители «Звёздных войн» получат от него быстрый пересказ самых зрелищных схваток и мемов франшизы, а дети — большое приключение с отточенными механиками игр LEGO.
Со времён LEGO Fun to Play игры, основанные на знаменитом конструкторе, превратились из сугубо детской забавы в полноценный развлекательный продукт. Жаль, что среди LEGO-игр прошли те же процессы, что и в остальной индустрии, — жанровое разнообразие уступило место экшенам от третьего лица с прятками и стрельбой из укрытия. Но даже в таком виде в проектах LEGO остаются вещи, которых нет больше нигде: атмосфера доброй сказки и простота, при которой игрока не наказывают за каждое неправильное действие.