Никаких Deus Ex — 12 не самых известных игр в сеттинге киберпанка
Cyberpunk 2077 всё-таки вышла. Да, на старте у игры целый ворох проблем, но свой след в истории она оставит, без сомнений. В своё время третий
«Ведьмак» показал, какими могут быть ролевые игры в открытом мире и его влияние мы ощущаем до сих пор, в том числе и в проектах крупных студий вроде
Ubisoft. Влияние
Cyberpunk 2077 ещё предстоит оценить – вполне возможно, что в ближайшем будущем мы получим гораздо больше проектов в этом сеттинге. Ну а пока мы ждём, самое время изучить видеоигровую историю, ведь оригинальных, но не слишком известных игр в мире антиутопического будущего, освещённого неоновыми всполохами, разработчики оставили нам в избытке.
All Walls Must Fall – A Tech-Noir Tactics Game
Несмотря на пошаговый игровой процесс, основой механизмов
All Walls Must Fall служит время. Забудьте про классические очки хода – здесь на каждое действие тратятся драгоценные секунды и это не очередная условность, а вполне логичный элемент сценария. Дело в том, что главный герой игры, Кай, может контролировать временной поток. Поэтому, когда в Берлине был совершён теракт с применением ядерного оружия, Кай отправился в прошлое в попытке предотвратить катастрофу. И на это у него есть всего одна ночь.
С таймлайном протагонист может творить практически что угодно. Замедлять, ускорять, замораживать для других и заставлять течь для себя – просчитывая, словно Доктор Стрэндж, массу вариантов развития событий, Кай находит идеальный исход для каждой ситуации, манипулируя потоком времени. Отведённые на выполнение миссии минуты расходуются и при исследовании локаций, и при столкновении с противниками, а каждая схватка завершается красивой склейкой всех ваших ходов в единой последовательности, что служит неплохой наградой за потный поединок.
Подобно
Invisible, Inc., кампания в игре каждый раз генерируется заново, добавляя проекту реиграбельности. А вариантов выполнения задания здесь предостаточно: принцип трёх «У» («Убить, украсть, уговорить») в игре работает если и не всегда, то почти всегда. Можно либо заговорить зубы суровому вышибале на фейсконтроле, либо с помощью дронов проникнуть в вентиляцию и отключить охранную систему, ну а можно и просто ворваться с пушкой наперевес, ловко уворачиваясь от вражеских выстрелов и прячась за укрытиями.
Несмотря на скромный бюджет,
All Walls Must Fall чертовски стильно выглядит, напоминая о ночном клуба Tech Noir из первого
«Терминатора». И это довольно свежий взгляд на жанр: в игре нет осточертевших складов, заводов и канализаций – вместо них масса развлекательных заведений с соответствующими декорациями и саундтреком.
BloodNet
По странному стечению обстоятельств 90-е годы подарили нам множество культовых проектов как в сеттинге киберпанка, так и с участием вампиров.
BloodNet замешала оба этих ингредиента в одном котле, но результат вышел так себе – до жути интересный концепт вдребезги разбивается о скверную реализацию.
Геймплей построен вокруг стандартных механик point-and-click-адвенчуры с солидными горстями RPG-элементов. И если стандартные жанровые черты вроде диалогов и решения головоломок в игре работают без сбоев, то всё остальное бесконечно далеко от идеала. Да, прокачка персонажа и вооружённые столкновения вроде бы добавляют огонька, но уже буквально через пару боёв участвовать в них вы больше не захотите – так плохо они исполнены.
Разработчики умудрились сесть в лужу даже с графикой. Киберпанк вообще один из самых стильных и простых для визуализации сеттингов, а готическая эстетика украшает его ещё больше (киберготы подтверждают), но с художниками у авторов были явные проблемы. Передвигающиеся по 3D-фонам двумерные спрайты персонажей совершенно не перекликаются между собой по стилю, перспектива некоторых локаций играет в какие-то странные игры, а пропорции объектов никак не могут ужиться друг с другом.
Увлечь
BloodNet может лишь сюжетом и необычной атмосферой – звёзд с неба сценарий не хватает, но, пройдя через боль и страдания игровых механик, вы внезапно обнаружите, что с интересом следите за попытками главного героя излечиться от вампиризма, а заодно раз и навсегда решить проблему кровососов хотя бы в рамках нуарно-киберпанково-готического Нью-Йорка.
Circuit's Edge
Одним из негласных правил визуализации киберпанка стали преобладающие японские мотивы: повсеместные иероглифы, палочки для еды, самурай как сленговое обозначение уличных наёмников. Причин тому может быть много – это и характерные особенности аниме, в немалой степени сформировавшие привычный нам облик киберпанка, и гигантский технологический скачок, поднявший Японию на недосягаемую для других стран высоту и, как следствие, сделавший из Токио живое олицетворение неонового будущего ещё в 80-х. Разработчики из
Westwood Studios, однако, решили взглянуть на сеттинг под другим углом и в
Circuit's Edge изобразили мир победившей исламской культуры.
Вполне понятно, что выполненное в 16 цветах приключение 1989 года выпуска, с обилием ролевых элементов и под завязку насыщенное текстом, вряд ли сможет заинтересовать современного игрока, однако самые стойкие проведут немало увлекательных часов на улицах Будайина. Сюжет, правда, глубиной не блещет, даром что сценарий основан на романе «Когда под ногами бездна» (When Gravity Fails). Всё по классике: за главного героя тут типичный детектив-неудачник, вынужденный подрабатывать продажей не совсем легальных товаров. Прибыв на очередную сделку, протагонист обнаруживает своего клиента немного мёртвым, а подоспевшая вовремя полиция, кажется, не очень верит в его непричастность.
Игровой процесс привычен: перемещение по локациям, разговоры с NPC, стычки с врагами, прокачка навыков. Ничего выдающегося, но ценна игра другим.
Circuit's Edge пропитана духом киберпанка (о форме в рамках EGA-графики лучше забыть). Будайин – по-настоящему отвратительное место, накачанное всеми видами людских пороков и смешавшее в себе стили арабских стран, Нового Орлеана и технологичных городов будущего. Не то место, в котором хотелось бы жить, но которое невероятно интересно изучать.
CYPHER: Cyberpunk Text Adventure
Жанр interactive fiction, гремевший в 80-е годы, сейчас, кажется, находится в арьергарде игровой индустрии. Но это и неудивительно – привыкшие к роскошной графике и безостановочному экшену игроки в большинстве своём редко хотят читать полотна текста, не разбавленные игровыми механиками. И совершенно зря, ведь одного мастерски написанного сценария вполне достаточно, чтобы увлечь вас не на один вечер. Этим и займётся
CYPHER, если вы дадите ему шанс.
И стилистически, и сюжетно игра заимствует лучшее у лучших, но в бездарный клон от этого не превращается. Главный герой
CYPHER, зарабатывающий на жизнь доставкой информации на вживлённом киберимпланте с хранилищем данных (кто сказал «Джонни Мнемоник»?), проваливает очередную сделку, а нам предстоит разбираться с последствиями. Действие происходит в Нео-Суши, и, будьте спокойны, этот город пронизан неоном и мрачностью не хуже Лос-Анжелеса из
«Бегущего по лезвию», отсылки к которому здесь видны невооружённым взглядом. Равно как и к «Нейроманту».
Несмотря на практически не изменившийся с 80-х годов геймплей, игра всё же пытается идти в ногу со временем, подкрашивая потоки текста анимированными вставками, кибернетическим саундтреком и массой фоновых звуков, постепенно погружая игрока в нуарную атмосферу антиутопии. Причём разработчики настолько уверены в качестве своего продукта, что без лишней скромности заявляют: «Неважно, сколько игр вы прошли, мы гарантируем, что
CYPHER отличается ото всех них». Самое время проверить, расходятся ли эти слова с истиной.
Dex
Довольно прохладно принятая
Deus Ex: Mankind Divided подостудила страсть
Square Enix к развитию франшизы, и мы вот уже четыре года живём без качественных immersive sim в открытом киберпанковом мире. И мало кто знает, что ещё в 2015 году вышла
Dex, наследующая идеи
Deus Ex, пусть и в несколько ином виде.
Несмотря на пресную завязку, внутри
Dex спрятан крепкий сюжет, поднимающий вопросы вполне философского толка. У фанатов сеттинга, правда, может возникнуть ощущение эффекта заезженной пластинки, но это и неудивительно. Философия киберпанка крутится вокруг вполне конкретного набора элементов, поэтому возвращение к одной и той же центральной теме – дело вполне обыденное.
И пусть вас не смущает двумерная природа игры – с погружением в свой мрачный мир
Dex справляется безупречно. Задания почти всегда имеют несколько способов выполнения, принятые вами решения аукнутся в будущем, а свободу передвижения персонажа почти ничего не ограничивает. Практически в любую локацию можно попасть из самого начала игры, главное – найти способ. Причём во многом это зависит от выбранного пути прокачки – заготовленных классов в игре нет, но развитие умений довольно сильно меняет подход к прохождению и вносит совершенно новые игровые механики.
Конечно, бюджетность
Dex сквозит изо всех щелей, но это как раз тот случай, когда на это можно закрыть глаза: недостаток финансов разработчики в полной мере компенсировали более важными элементами – сюжетом, диалогами и иммерсивностью.
DreamWeb
Пока разгуливающий по улицам города серийный убийца держит в страхе горожан, главный герой игры Райан видит странные сны. Сны о Паутине Грёз, в которую, засыпая, погружается каждый человек. О хранителях, управляющей сложной структурой Паутины, что представляет единую сеть из эмоций, желаний и пороков всех находящихся в ней людей. О семерых нечестивцах, задумавших сместить истинных хранителей и занять их место, превратив Паутину Грёз в средоточие зла и ненависти. И кому, если не Райану, суждено избавить мир от этой опасности?
Надо только разобраться с отключениями сознания, посещающими Райана время от времени. И почему они так некстати совпадают со временем убийств этого маньяка? Ладно, с этим я как-нибудь справлюсь – Паутина Грёз в опасности, и медлить нельзя. Чертовы хранители, почему всеми грязными делами должен заниматься именно я? Кто вообще придумал эту сеть? А не выдумал ли я её сам?
Если искать игровые аналогии, то
DreamWeb больше всего похожа на смесь классической point-and-click-адвенчуры с сильно замедленной
Hotline Miami. Игра не стесняется показывать насилие в неприглядном свете – жестокости разработчики напихали столько, что на релизе умудрились даже вызвать парочку крупных скандалов в СМИ. Но это киберпанк – мрачный, кровавый, низводящий ценность человеческой жизни до нуля. Узнаваемых визуальных отсылок, правда, не так много, зато атмосферы игре не занимать.
DreamWeb с лёгкостью погружает в состояние бессонницы, когда весь мир кажется иллюзорным и вы не можете понять, спите вы или нет. Реальны ли происходящие события, или это только галлюцинации главного героя? Зыбкое настоящее постоянно куда-то ускользает. Ну а разгадка буквально в паре кликов от вас, благо с 2012 года игра стала абсолютно бесплатной.
Gemini Rue
В
Gemini Rue нет ни первоклассной графики, ни открытого мира, ни мультиплеера. Зато есть дождь на мрачных улицах, пистолет в кобуре, робкие вступления саксофона и чувство одиночества. Простая, казалось бы, история о вызволении брата главного героя из Центра коррекции превращается в размышление о том, что делает человека человеком. Пусть внимательные игроки и смогут раскусить твист уже на середине прохождения, менее интересно от этого не становится.
Абсолютно традиционная по геймплею point-and-click-адвенчура прямо со старта цепко хватает вас за шиворот и погружает в свой мрачный мир. В игре запрятан тот самый киберпанк, к которому мы так привыкли: нуар, неон, японские мотивы, уличная преступность и зловещие мегакорпорации. Быстро ставшая культовой во время выхода (в России игру даже выпустили на CD с профессиональной озвучкой), сейчас
Gemini Rue подзабылась, так что пришло время сдуть с неё пыль и вернуться на далёкую планету Барракус.
NEOTOKYO
Соревновательных шутеров в сеттинге киберпанка не то чтобы очень много – мне вот так и не удалось вспомнить ничего достойного. А когда крупные разработчики бездействуют, на помощь всегда приходят фанаты, порою превращая любимые игры в нечто совершенно новое.
NEOTOKYO как раз из таких – мультиплеерный мод на базе движка Source, переносящий концепцию командного «десматча» в декорации Японии будущего. Короче говоря, неоновая
Counter-Strike с щепоткой
Tom Clancy's Rainbow Six Siege.
Структурно игра проста до безобразия: две команды противников собираются в одном матче, матч разбит на раунды, возрождение после смерти происходит в начале нового раунда. Общие ощущения от стрельбы, благодаря использованию Source, передают горячий привет всё той же
Counter-Strike. Из своего в
NEOTOKYO имеется выбор из трёх классов персонажей, различающихся характеристиками и экипировкой, а также больший упор на тактическое взаимодействие, а не на бездумную пальбу.
Ну и самое главное – безумно красивый антураж, в котором происходят все эти кровопролитные баталии. Конечно, модификации стоит сделать скидку на возраст – вышла игра в 2009 году, – однако и сейчас неоновый Токио выглядит достойно, а композитор
NEOTOKYO сочинил для мода настолько забойный саундтрек, что его услышали в
Eidos Montreal и наняли
Эда Харрисона (Ed Harrison) ради написания музыки для режима Breach в
Deus Ex: Mankind Divided.
Увы, в
NEOTOKYO очень сложно найти живые серверы. Однако при наличии компании единомышленников – смело пробуйте, тем более что
NEOTOKYO можно скачать бесплатно.
Quadrilateral Cowboy
Помимо характерного визуального ряда, произведения в сеттинге киберпанка неотделимы от проблематики высоких технологий, искусственного интеллекта и прочих наноботов. А если где-то есть компьютер, обязательно найдётся и тот, кто его захочет взломать.
Quadrilateral Cowboy – это попытка увязать условный симулятор хакера с полноценным повествованием в эстетике ретрофутуризма 80-х годов.
Ядром игрового процесса здесь выступает непосредственно процесс взлома. Причём, в отличие от мини-игр из какой-нибудь
Deus Ex: Human Revolution, все команды здесь вы вводите со своей клавиатуры. Но не пугайтесь –
Quadrilateral Cowboy в первую очередь хочет рассказать историю и погрузить в свой странный мир, а не проверить ваши познания в программировании. На крайний случай можно включить «режим туриста», проиграть в котором невозможно.
Помимо терминала главные герои, которых тут несколько, получают доступ к целой куче гаджетов, поэтому в игре найдётся место и физическому взаимодействию с предметами и окружением. Тактильности здесь вообще уделено много внимания – даже свою рабочую «деку» вы постоянно таскаете с собой, и разложить можете где угодно.
Не ждите от игры графического пиршества – всё окружение выполнено в кубическом стиле а-ля
Minecraft, но хуже
Quadrilateral Cowboy от этого не становится. Главное тут – та самая неуловимая атмосфера, удачно перемешивающая хакерский геймплей с зарисовками быта главных героев. И хотя внешне игра не вызывает ассоциаций с привычным нам обликом киберпанка, суть одного элемента – взлома
Quadrilateral Cowboy передаёт в совершенстве.
Tales of the Neon Sea
Завязка
Tales of the Neon Sea особых надежд не внушает: главный герой облюбовал себе кабинет частного детектива, а в промежутках между делами не расстаётся с бутылкой алкоголя. Дальше привычно – чья-то внезапная смерть, расследование, роботы и их права, борьба за жизнь. Всё это мы видели уже не раз, однако посмотрите, как чертовски круто всё выглядит!
Механически
Tales of the Neon Sea тоже не поражает – это обычная двумерная адвенчура с видом сбоку, под завязку набитая головоломками. Сильно набитая головоломками. Здесь ОЧЕНЬ МНОГО ГОЛОВОЛОМОК. Порой кажется, что и шагу нельзя ступить, не решив очередную задачку.
И это, пожалуй, самая большая проблема игры. Темп повествования постоянно спотыкается об очередной пазл, а они хотя и не заставляют мозг кипеть, но в массе своей довольно скучные, долгие, иногда и с неочевидными решениями. Спасает ситуацию лишь разнообразие – вариаций мозголомок здесь с избытком, и фанатам подобного геймплея скучать явно не придётся.
С другой стороны, любой тупик можно преодолеть, воспользовавшись прохождением – при необходимости пожалейте себя и сделайте это. Эстетика игры просто завораживает, пиксель-арт такого уровня проработки встречается не так часто, чтобы им пренебрегать, а мрачная история на улицах Неонового Моря смягчит ваше недовольство плохо работающими элементами.
Tales of the Neon Sea могла бы стать настоящим шедевром, будь её разработчики поопытней, однако даже в таком виде игра заслуживает внимания.
Technobabylon
Город Ньютон, недалёкое будущее. По улицам разгуливает хакер-убийца, изымающий мозг своих жертв способом, несовместимым с жизнью. За расследование берется доктор Реджис – учёный-луддит, не особо желающий принимать все эти высокотехнологичные штуки и предпочитающий действовать по старинке. Детективная поначалу история, стремительно набирает обороты, захватывая в свой круг андроидов, виртуальную реальность (доступную для исследования), генные модификации и ответственность за деяния прошлого.
Да, визуально и геймплейно
Technobabylon выглядит как брат-близнец
Gemini Rue, но кто сказал, что это плохо? Даже такой консервативный жанр, как квест, пытается найти новые точки роста, экспериментируя то с механиками, то с подачей истории, и парочка интересных находок в игре для вас заготовлена. Однако в своём базисе
Technobabylon – просто отличный квест в сеттинге киберпанка, и этого вполне достаточно, чтобы с ним ознакомиться.
There Came an Echo
Всё течёт, всё меняется, но принципы взаимодействия игрока с игрой остаются неизменными. Привычные клавиатура, мышь и геймпад лишь недавно подвинулись с пьедестала благодаря массовому внедрению виртуальной реальности, хотя и до этого были попытки разнообразить игровые интеракции, в том числе при помощи управления голосом.
Да, голосовое управление с распространением умных колонок и цифровых помощников постепенно приходит и в нашу жизнь, но видеоигр, «заточенных» под такой способ взаимодействия, не так уж много.
There Came an Echo с относительным успехом этот способ реализует, а учитывая футуристичные декорации в понятно каком сеттинге, игре это подходит как нельзя лучше.
Начинается игра совсем как первая
«Матрица». Прозябающий в офисе Коррин получает звонок от некоей Миранды, которая без предисловий сообщает, что протагониста сейчас арестуют, и предлагает тому не мешкать и делать то, что она скажет. После успешного побега из лап захватчиков игра плавно трансформируется в тактическую стратегию, и голосовое управление неплохо освежает классический жанр.
Понятно, что отдавать приказы чем-то отличным от контроллеров довольно непривычно, но почувствовать себя в шкуре условного Тэнка из той же
«Матрицы» игра позволяет. Через пару часов вы будете чеканить команды вида «По моему сигналу Коррин выдвигается на точку Альфа-4, Миранда – на Фокстрот-1 и открывает огонь» так, будто занимались этим всю жизнь.
Ну а если все эти эксперименты вам неинтересны, никто не запрещает взять старую добрую мышь и просто насладиться неплохой историей в кибернетическом убранстве под великолепную музыку
Рональда Дженкиса (Ronald Jenkins). Но переключаться на мышь категорически не рекомендую – игра несложная, темп происходящего заметно снижен для того, чтобы игрок успевал отдавать голосовые команды, да и на погружение это работает великолепно.
Разумеется, этот список далеко не полон. Десятки никому не известных и, вполне возможно, великолепных игр надёжно похоронены в обширных закромах каталогов itch.io и Steam. И они будут прозябать там и дальше, пока кто-нибудь о них не расскажет. Что-то мы находим сами и презентуем вам в «Рефанде», ну а об остальных самое время рассказать прямо здесь и сейчас, в комментариях.
Действительно неизвестные, ибо кому они вообще нужны? Индюшатина, древности, древняя индюшатина, ну камон.