При беглом взгляде на скриншоты из My Memory of Us кажется, что создатели хотели повторить успех Valiant Hearts. Заменили Первую мировую войну на Вторую, сфокусировали внимание на страданиях польских евреев, а главными героями сделали двух детей. В итоге получился платформер с головоломками и мини-играми — прямо как у Ubisoft в 2014 году. Но если французам удалось рассказать мрачную историю, способную выдавить слезу даже у самого чёрствого геймера, то подход поляков из Juggler Games порой приводит в недоумение.
https://www.youtube.com/watch?v=QspV4m9pxrg
Во всём виноваты роботы
Начало My Memory of Us повествует не о войне, а о современном мире, где жаждущая найти какую-то новую историю девочка отправляется в книжный магазин. Отыскав нужный фолиант, она относит его продавцу, который решает пролистать его и, увидев внутри старые фотографии, предаётся воспоминаниям. Юная леди подозрительно похожа на его подругу детства, поэтому старик решает рассказать покупательнице о том, что пережил много десятков лет назад.
А пережил он не понятную всем Вторую мировую войну, а какую-то её вариацию с роботизированными солдатами. Игра использует тот же визуальный стиль, что и «Список Шиндлера», а именно чёрно-белую цветовую палитру с редкими вкраплениями красного. Только если в фильме Спилберга (Steven Spielberg) была знаменитая девочка в красном пальто, то здесь в красный цвет окрашивают будто бы всех подряд. Пройдя специальную процедуру (или просто оказавшись облитым краской), персонажи становятся изгоями — роботы запрещают им проникать в те или иные области, сажают в клетки в гетто и всячески над ними издеваются.
В «Списке Шиндлера» образ девочки в красном был чрезвычайно важен для сюжета и позволил режиссёру раскрыть персонажа Лиама Нисона (Liam Neeson). А в My Memory of Us этот цвет как будто существует просто так, чтобы игра стильно выглядела. И для того, чтобы игрок понимал, с какими предметами ему можно взаимодействовать — они здесь тоже красные. Помимо позаимствованного у Спилберга приёма проекту предложить нечего — вместо нацистов повсюду гуляют забавные роботы, и с такой массовкой показать ужасы Холокоста невозможно.
Нередко героям будут помогать случайные знакомые.
Поэтому My Memory of Us не вызывает те же эмоции, что Valiant Hearts. В игре Ubisoft не было столь явных попыток показать войну с помощью образов, тем более таких детских и не совсем уместных. После прохождения о том времени не узнаёшь ничего нового, ни одного интересного факта или подробности, о которых многие могли бы не знать. И ценность такого сюжета стремится к нулю.
Хотя нет — в игре есть коллекционные предметы, спрятанные в каждой главе и рассказывающие о реальных людях той эпохи. Жаль, что такие вещи спрятаны (и иногда даже очень хорошо — я пытался всё искать, но пропустил три штуки), а в выборе эпизодов не сказано, где расположены недостающие фотографии.
Перемудрили
С геймплейной точки зрения проект тоже не получился выдающимся. Главных героев здесь двое, управляем мы обоими, переключаясь между ними в любой момент (за исключением некоторых эпизодов). Только девочка умеет быстро бегать и стрелять из рогатки, только мальчик способен воровать вещи и скрытно передвигаться. По отдельности они слабее, чем друг рядом с другом. Отдельной кнопкой можно ухватиться за руки и использовать некоторые навыки товарища. Мальчик, к примеру, медлителен, но вдруг набирает скорость, если его тащит за собой девочка. Вот только никогда нельзя точно сказать, взяли ли вы приятеля за руку или нет, пробегая мимо него. Особенно это раздражает в эпизодах с погонями, которые приходится перезапускать после провала.
Даже загадки в таких огромных помещениях редко вызывают проблемы.
Вообще, с управлением в My Memory of Us иногда возникают серьёзные проблемы. Чтобы забраться наверх, вам нужно подойти к объекту, наклонить стик вверх, а когда персонаж поднимется, придётся опустить стик и слезть. С непривычки хочется сделать всё это одной кнопкой, но так нельзя. Вдобавок дети прекращают держаться за руки, когда поднимаются по лестнице или куда-то лезут. Поэтому, когда персонажей преследуют роботы, от которых необходимо убежать, игрок сражается с управлением и постоянно путается.
За что разработчиков можно похвалить, так это за желание сделать каждый эпизод непохожим на предыдущий. Тут и езда на мотоцикле с коляской, и головоломки с рычагами, и скрытное прохождение некоторых участков. Особенно интересной была глава, в которой дети печатали в типографии постеры, а затем развешивали их по всей улице, пытаясь не попасться на глаза солдатам-роботам и прячась от фонарей летающих «железяк». Сцены, где одного из детей куда-то забирают, оставляя его товарища в одиночестве искать дорогу к партнёру, тоже в большинстве своём хороши.
Но многие загадки кажутся абсолютно неуместными и даже лишними. Почти в самом начале вы попадёте в дом к деду, который не пустит детей в свою квартиру, пока те не принесут ему яблоки с дерева неподалёку. Ничего необычного в эпизоде нет — вы находите рогатку, учитесь ею пользоваться, сбиваете фрукты и несёте корзину старику. А после этого он вынуждает детей… правильно расставлять на столе посуду, чтобы тарелки с определёнными символами оказались на нужных местах. Такие бредовые головоломки в игре о Холокосте (пусть и с роботами вместо нацистов) смотрятся как-то странно, и встречаться они будут вплоть до финала.
Друг без друга детям трудно добиться успеха.
Наверняка у разработчиков My Memory of Us были лишь благие намерения — они хотели создать добрую игру о мрачной эпохе и, возможно, поглядывали в сторону Valiant Hearts. Но не получилось — и история странная, хоть и трогательная, и геймплей посредственный. Начало и концовка, действие которых происходит в наше время, получились замечательными и душевными — без них было бы совсем худо. Но в промежутке между ними авторы будто не понимали, что хотели сказать своим произведением.
Минусы: история двух детей во время Холокоста не вызывает эмоций из-за смешных роботов вместо нацистов; неудобное управление; многие загадки кажутся неуместными и не вписываются в игру.
Вопрос стоял про атмосферу, а не конкретные действия или твое отношение к самому фильму. С погружением в атмосферу войны фильм хорошо справляется без изображения конкретного врага. И да, мне хватает мозгов самому понять, о чем кино, поэтому в обзорах всяких там циников не нуждаюсь, сори.
То есть, я не оправдываю выбор девелоперов, а имею в виду то, что это возможно в принципе. Просто в отношении разработчиков этой игры — сие явно не тот случай.