15 июня 2018 15.06.18 11 13K

Football, Tactics & Glory: Обзор

Играл на PC

Как известно, мир компьютерного футбола держится на трёх китах — это вечная парочка конкурентов FIFA и PES, а также великая и ужасная Football Manager. Уже много лет каких-то иных достойных проектов на футбольную тему не найти, хотя попытки придумать что-то оригинальное порой случаются. Иногда в этом стремлении к самобытности разработчики заходят очень далеко — как, например, украинская компания Creoteam, известная по своему боевику от третьего лица Collapse 10-летней давности. Пошаговый футбол — как вам такое?

Может ли игра со столь странной концепцией быть интересной — читайте в нашем обзоре.

 

Герои мяча и магии

Football, Tactics & Glory — это смесь сразу двух жанров: перед нами как классический спортивный менеджер, где игроку приходится заниматься работой главного тренера, так и тактический симулятор футбольного матча, где под нашим управлением находятся сами игроки.

Начинается всё, конечно, с тренерских забот. Занятия и расстановка футболистов на поле, изучение соперников, контракты с игроками и выполнение заданий руководства — всё «по-взрослому», как в любом нормальном менеджере.

Впрочем, можно смело отбросить подобное снисходительное отношение к игре — как представитель этого жанра она выглядит весьма достойно, несмотря на всю простоту. Здесь конечно, не найти учёта всего, что только можно, как в Football Manager, зато порог вхождения заметно ниже, и новичку в жанре точно не составит особого труда разобраться в происходящем. Ощущение работы настоящего главного тренера присутствует: у нас есть полноценный календарь, множество лиг, кубков и первенств — от любительских соревнований до международных чемпионатов.

Параметры каждого игрока не взяты с потолка — если заглянуть в раздел статистики, то можно увидеть историю карьеры футболиста, его трансферы и прочие полезные сведения. Всё это пригодится как при подготовке к матчам, так и во время поиска пополнения.

Начало второго тайма, счёт ничейный. Стадион так себе, но это пока — команда ещё в любительской лиге.
Начало второго тайма, счёт ничейный. Стадион так себе, но это пока — команда ещё в любительской лиге.

Игроки не появляются из ниоткуда и не исчезают в никуда — каждый пришёл из молодёжной школы определённого клуба, а после окончания контракта может перейти в другой клуб и даже закатать пару голов вашей команде в следующей встрече.

В FTG, конечно, не найти настоящих лиг и футболистов. Все названия клубам даны по имени родного города. Но в ключевых лигах легко заметить прозрачные намёки на реальные команды — благодаря форме и логотипу коллектива.

Но и это не беда — во-первых, данная проблема решаема с помощью модов, которых уже немало, а во-вторых, в игре есть неплохая возможность кастомизации как формы, названий и эмблем клубов, так и внешнего вида футболистов. Если потратить некоторое время, то вполне реально самостоятельно создать желаемую команду или игрока, добившись даже внешнего сходства в лицах — богатый на настройки редактор это позволяет.

Параметров у каждого игрока четыре: точность, пас, защита и контроль. Кроме того, футболисты обучаются специальным приёмам и навыкам, которые будут использоваться непосредственно на поле. Дело это небыстрое: если начать с любительской лиги, то путь к вершинам мастерства будет долгим — с десяток сезонов, а то и больше. Каждый игрок постепенно растет в уровне, получая определенную специализацию в зависимости от своих действий на поле.

Расстановка игроков перед началом матча очень важна.
Расстановка игроков перед началом матча очень важна.

Единственное, чего не хватает, — это хотя бы небольшое «очеловечивание» игроков. Стресс и физическое здоровье, отношения с коллегами по команде и тренерским составом, обеспеченность бытовыми условиями — всё это играет огромную роль в настоящем футболе, и хотелось бы увидеть хоть какое-то отражение данных аспектов в игре. Из подобного тут лишь травмы, которые на некоторое время отправляют спортсмена на больничную койку.

Необыкновенный матч

К каждой встрече стоит внимательно готовиться. Изучение сильных и слабых сторон соперника — один из ключей к успеху. У вас всего один хороший нападающий? Посмотрите, какой из защитников противника послабее, и поставьте свою звезду рядом с ним — в ином случае довести дело до удара будет сложнее. То же и в обороне: стоит опекать наиболее опасных нападающих другой команды. Имеют значение и погодные условия — в жару или холод игроки чувствуют себя неважно.

Когда все приготовления закончены, звучит стартовый свисток, и матч начинается. Футбол здесь пошаговый, если вы ещё не забыли. На тайм отведено определённое количество действий, в зависимости от стартовых настроек (советую поставить побольше — иначе встречи слишком быстро заканчиваются). Команды ходят по очереди, у каждой в запасе по три действия на ход. Можно перемещать футболистов по клеткам поля, отдавать пасы, бить по воротам. Кроме стандартных действий есть специальные умения, которыми обладают футболисты в зависимости от специализации, будь то обводка защитника, особый пас или особый удар по мячу. Три действия — это немного: за один ход не всегда получается вывести нападающего на удар.

Редактор персонажей тут не хуже, чем в какой-нибудь RPG.
Редактор персонажей тут не хуже, чем в какой-нибудь RPG.

Игровая механика проста: если текущее действие требует противоборства с соперником, то сравниваются определённые показатели футболистов и у каждого «бросается кубик». У кого выпадает большее число, тот и победитель. Опять же, всё довольно незамысловато, но только на первый взгляд — если полистать довольно объёмное обучение, то обнаруживаешь множество нюансов, непосредственно влияющих на геймплей. Перед нами не Blood Bowl, но и далеко не аркада.

Жаль, что нет подробного журнала матча, — ситуация на поле, несмотря на пошаговость, развивается стремительно, так что порой не успеваешь запомнить, что произошло и кто виноват.

Зато хватает драматичных моментов — голов на последней минуте, отчаянных фолов в штрафной, приводящих к пенальти, удалений… Это действительно футбол, пусть разработчики и любят сравнивать FTG с тактическими играми вроде сражений в HoM&M. Быстрые матчи приводят к тому самому эффекту «Ну ещё разок сыграю, и всё», что чревато бессонными ночами.

После матча подводятся итоги — в ту или иную сторону меняется число фанатов, футболистам начисляются очки опыта, подсчитываются заработанные за встречу денежки и очки славы. Всё пригодится для развития клуба — только деньгами некоторые проблемы не решить. Например, если футболист захочет завершить карьеру, то даже заоблачные суммы нового контракта его не остановят — зато потратив славу, можно оставить его в команде ещё на некоторое время.

Молодой, перспективный игрок. Пока без специализации, но, скорее всего, через пару сезонов он будет неплохим полузащитником.
Молодой, перспективный игрок. Пока без специализации, но, скорее всего, через пару сезонов он будет неплохим полузащитником.

Газмяс, вперёд!

Ещё один большой плюс Tactics & Glory — это то, что игра вышла в свет до блеска отполированной, без каких-то багов и серьёзных недочётов. Графика — стильная и яркая, анимации приятны глазу, а интерфейс учитывает любую мелочь, и пользоваться им очень удобно. Предусмотрена и подробная справка, разъясняющая что к чему.

Из забавных «фич» — неплохой сервис интеграции с Twitch, что пригодится любителям стримов. Игрокам можно давать имена подписчиков канала, а если запустить трансляцию во время игры, то комментарии в чате будут видны на трибунах во время матча. Также комментаторы с помощью кричалок могут мотивировать футболистов, повышая их навыки, или помогать стримеру сделать выбор во время очередного хода путём голосования.

Отдельно стоит упомянуть мультиплеер — он присутствует как в классическом варианте, так и в виде игры за одним компьютером. Самое то, учитывая начавшийся мундиаль. Проводятся даже чемпионаты по сетевой игре — к слову, победителем последнего стала команда Бразилии.

Даже странно, что проект — это, как говорится, PC-эксклюзив: игра отлично смотрелась бы на мобильных платформах. Возможно, разработчик портирует её в будущем, пусть даже для этого придётся пойти на некоторые упрощения.

Порой можно забивать очень красивые мячи.
Порой можно забивать очень красивые мячи.

Football, Tactics & Glory — отличный пример того, что даже самая смелая концепция имеет шансы на успех, если подойти к делу с должным старанием. Пошаговый футбол получился весьма неплохим вариантом времяпрепровождения: для победы на поле приходится тщательно раздумывать над каждым ходом, а менеджмент клуба дарит ощущение работы настоящего футбольного тренера, ведущего свою команду к славе.

Плюсы: низкий порог вхождения; за внешней простотой скрывается богатый на возможности геймплей; симпатичный и удобный интерфейс.

Минусы: не хватает журнала событий во время матча; долгий розыгрыш стандартных положений.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Football, Tactics & Glory

Платформы
PC | PS4 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS
Жанр
Дата выхода
25 февраля 2015
22
3.6
16 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Из забавных «фич» — неплохой сервис интеграции с Twitch

Это был анонс?
Мультиплеер, конечно же. Тут много вообще проблем с ним, но основная — неинтуитивность.

Второй BloodBowl сделал очень много качественных шагов, но разбираться в мертвых лигах, искать нужную и создавать новую команду (ведь не всегда попадешь сразу) бывает не очень приятно. А тем более, если попадешь в такую среду впервые.

Не знаю, как там на данный момент обстоят дела, но если был бы (как пример) православный International League, в которую попадаешь по-умолчанию, то это сильно упростило бы порог вхождения. Как аналог простого матчмэйкинга. Но это уже не в тему, да и я давно уже отделился от сообщества, что бы комментарии давать)
низкий порог вхождения

Касательно вышеупомянутой Blood Bowl — один из двух камней, как раз, топящих игру. Хорошо, что разработчики оглядываются на конкурентов в жанре.
Не особо любитель спорта, но думаю стоит дать шанс игре, что весьма не такой уж и плохой, да концепт футбола уже чутка приелся, но все равно
Оно логично. Но не так давно они меняли систему рандома, делая его результаты более «ожидаемыми». Что-то вроде того, что твои футболисты будут чаще выдавать к доступному максимуму (ведь именно этого ждут большинство игроков), а у противника — по старинке случайные значения в доступном промежутке. Функция опциональная и меняется в настройках.

Позже ещё парочка крутых DLC вышли, значительно увеличивающих глубину игры. Рекомендую ознакомиться с ними, но есть нюанс со стоимостью :(

Не очень реалистично в этом футболе, условно Лестер ни когда не станет чемпионом Англии.
Ну почему же. Рандом такая штука, что может и выпасть нужным образом. Ну и опять же, игра больше про продвижение своей команды, остальные больше в своем соку варятся. Во всяких «взрослых» симуляторах в пределах одной части какая-нибудь команда из низа дивизиона тоже чемпионом под управлением ИИ станет вряд ли.
НЕ знаю как сейчас но раньше против сильно команды практически не возможно было выйграть, просто тупо надо что бы на костях вратарю выпало минимальное число а твоему наподающему максимальное, нет варианта условно Синегалом выйграть Французов
Хэй, салют, это перекати-поле, я тут мимо катился, ну и дальше пойду, адьос.
Читай также