Кооперативный экшен студии Hazelight кажется полным вымысла. Тюрьма здесь напоминает пансионат, где на окнах не хватает решёток, узникам разрешено носить ремни с пряжками, а из-под носа у недотёпы-охранника можно запросто стащить стамеску. Да и удрав из этой «неприступной» крепости, герои A Way Out ведут себя как ни в чём не бывало: ловят рыбу, бренчат на банджо, соревнуются в метании дротиков, дебоширят на стройке и навещают родных — короче, отрываются по полной. Есть ли в сценарии хоть капля правды? Чтобы разобраться, сравним сюжет игры и реальные истории побегов из тюрем США.
Величайший побег в истории США
Поклонники кино наверняка заметили, что A Way Out обильно цитирует два фильма — «Побег из Шоушенка» и «Побег из Алькатраса». Если первое произведение навеяно исключительно фантазией Стивена Кинга (Stephen King), по повести которого оно было снято, то второе основано на реальных событиях. А именно — на бегстве группы преступников из самой надёжной тюрьмы Америки, расположенной на скалистом острове в заливе Сан-Франциско.
Первые узники появились на Алькатрасе в 1861 году, когда здесь был оборудован лагерь для военнопленных, но только через сто лет состоялся побег, который с некоторыми оговорками можно назвать удачным. Это не значит, что никто не пытался удрать отсюда раньше, однако беглецов либо ловили, либо убивали. А иногда находили их трупы в воде — из-за сильного течения и холода добраться до берега вплавь было практически нереально. А планы строились один хитрее другого: грабитель Джон Джайлс (John Giles) вышел за ворота в форме сержанта армии, раздобытой им в тюремной прачечной, а Джон Пол Скотт (John Paul Scott) перепилил решётку кухонного подвала ниткой с абразивом и доплыл на плоту из резиновых перчаток до Сан-Франциско — но и таких ловкачей в итоге брали за жабры.
Легенду об Алькатрасе развенчал Фрэнк Моррис (Frank Lee Morris), переведённый сюда из тюрьмы Атланты в январе 1960 года. К тому моменту на счету преступника уже было 11 попыток побега, причём две из них — удачные. И надо же было такому случиться, что его определили в камеру блока «Б», связанного с крышей здания вентиляционной шахтой без бетонной защиты. Если герои A Way Out ковыряли стены камер за унитазами, то Фрэнк начал с решётки под раковиной. Бетон вокруг неё как раз испортился от сырости и солёного воздуха с океана.
Выбраться по техническому туннелю на крышу непросто, особенно в тюрьме, где даже в столовой спрятаны баки со слезоточивым газом на случай потасовок. Как и Лео Карузо из игры, Моррис нуждался в сообщниках. Чтобы кто-то оповещал его о появлении надзирателей, он взял в напарники автоугонщика Аллена Уэста (Allen West) из соседней камеры-одиночки. Сцена коллаборации этой парочки показана в фильме «Побег из Алькатраса» и практически дословно процитирована в A Way Out. С той лишь разницей, что реальные заговорщики использовали для долбления стен украденные в столовой приборы и самодельную дрель, сконструированную из ложки, пылесосного мотора и серебряного припоя из монеты достоинством 10 центов.
Другой вопрос, не дававший Фрэнку покоя, — водная преграда между островом и побережьем, которая оказалась непреодолимой для дюжины беглецов до него. В том числе — для Теда Коула и Ральфа Роу (Theodore Cole, Ralph Roe). Оба пытались достичь Сан-Франциско вплавь, держась за автомобильные камеры и пустые канистры из-под бензина, но, скорее всего, погибли. Хотя их тела не были найдены, эксперимент с участием профессиональных пловцов доказал очевидное — зимой, в тумане, да ещё и при сильном течении, подобный трюк не по силам даже подготовленному человеку. Значит, бежать надо было летом, заранее изготовив плоты. С этим помогли приятели Морриса — братья Джон и Кларенс Энглины (John Anglin, Clarence Anglin), один из которых умел шить и мог раздобыть прорезиненные плащи.
Администрация Алькатраса разрешала узникам читать журналы и заниматься живописью — обе лазейки в режиме помогли Моррису и компании соорудить из папье-маше фальшивые решетки и манекены в рост человека, к головам которых приклеили настоящие волосы, собранные в парикмахерской теми же братьями Энглинами. Всего на подготовку ушло шесть месяцев — за это время преступники совершили несколько пробных вылазок, оставляя в койках кукол вместо себя. Охрана ничего не заподозрила.
Наконец, в ночь на 11 июня 1962 года состоялся знаменитый побег. Замешкался только Уэст: поскольку его фальшивая решётка постоянно отваливалась, он по совету Морриса посадил её на цемент, но конструкция подвела в решающий момент. Пока Аллен отдирал бутафорию, трое его подельников успели выбраться на крышу. Прихватив нехитрый скарб, они спустились к воде, где при помощи концертины — это маленькая гармонь, на какой играл капитан Джанек в фильме «Прометей», — надули плот, сшитый из 50 плащей. И были таковы.
Моррис и братья Энглины получили девять часов форы — их хватило, чтобы пропасть без следа. Возможно, поэтому их одновременно объявили утонувшими и в розыск, а детали хитроумного плана выпытали у Уэста, с которого были сняты обвинения в попытке побега. Менее чем через год власти закрыли тюрьму на острове, сочтя её чересчур затратной. Сегодня там работает музей.
Сам себе напарник
Зэки во главе с Фрэнком Моррисом действовали вчетвером, и у каждого была своя роль — сложно поверить, что аналогичные приготовления под силу одному человеку. Тем не менее в 2001 году грабитель, автоугонщик и фанатичный борец с абортами Клэйтон Ваагнер (Clayton Lee Waagner) сумел удрать из тюрьмы округа ДеВитт, штат Иллинойс, — впервые в истории этого заведения, которое до того считалось столь же надёжным, как и Алькатрас образца 60-х.
Если Моррис проделал лаз при помощи ложки, то Ваагнеру хватило пластиковой расчёски — преступник использовал её как отмычку, чтобы вскрыть дверь, ведущую из его камеры, B-5, в технический коридор. Правда, на это он потратил целых два месяца. Затем последовала серия вылазок для исследования лабиринта труб и поиска пути наружу. Только вот напарника у Клэйтона не было — пришлось заучивать маршруты надзирателей и засекать время, проведённое вне камеры; получались промежутки примерно по 20 минут.
В коридоре беглеца ждала новая преграда: оказалось, что на волю можно выбраться лишь через дренажное отверстие трубы, куда мужчина не втиснулся бы при всём желании. Преступник сел на диету и сбросил 12 килограммов, а пока опадали его бока, он всё так же методично проверял лазейку и голыми руками откручивал болты на решётке. Сравните с игрой — для решения аналогичной задачи Винсенту и Лео из A Way Out пришлось раздобыть гаечный ключ. Наконец, 22 февраля 2001 года, аккурат после отбоя, Ваагнер взобрался по трубе, протиснулся сквозь дренажное отверстие на крышу и прыгнул с шестиметровой высоты во тьму. Сам побег занял у него не более 10 минут, поскольку был отрепетирован от и до.
Почти год — до декабря 2001-го — власти страны ловили Клэйтона, внеся его в десятку опаснейших преступников США. А тот ловко уходил от преследования. Но в итоге пал жертвой собственной неугомонности и самонадеянности: его взяли в интернет-кафе со списком абортариев, взрывными устройствами и оружием. Учитывая серьёзность багажа, преступник выйдет на волю не раньше 2046 года.
Современные герои A Way Out
Действие игры разворачивается в начале 70-х годов, но что если бы Винсент и Лео жили в современном мире? Допустим, в 2015-м. На этот вопрос отвечает реальная история побега двух заключённых — Ричарда Мэтта и Дэвида Суита (Richard Matt, David Sweat) — из тюрьмы округа Клинтон. За 150 лет работы заведения из него никому не удалось удрать: здесь строгий режим и надёжные системы слежения, да и узников не назовёшь душками — сплошь убийцы да криминальные авторитеты. Мэтт и Суит — не исключение. Первый мотал срок за грабежи, похищения и пытки, а второй угодил за решётку после того, как застрелил полицейского. Тем удивительнее, что негодяев вдохновили жизнеутверждающие фильмы — уже упомянутые «Побег из Алькатраса» и «Побег из Шоушенка».
Оба зэка вообще с почтением относились к искусству: Ричард неплохо рисовал и преподал несколько уроков живописи Дэвиду. Во время одного из таких занятий они и решили дать дёру. Чтобы раздобыть необходимые инструменты, заговорщики наладили контакты с работниками мастерской и даже с надзирателями — считается, что Мэтт охмурил служащую тюрьмы Джойс Митчелл (Joyce Mitchell). Между прочим, замужнюю женщину. А она тайком передала преступникам ножи и долота, при помощи которых удалось проделать лаз в технический отсек, связанный с городской канализацией. Только трубы там гораздо прочнее, чем в кино, — разбить их камнем под раскаты грома не вышло бы и за месяц.
Пришлось искать дисковую пилу. Её раздобыли и заодно придумали, как использовать, не поднимая лишнего шума. По примеру Фрэнка Морриса с братьями Энглинами, сообщники действовали по очереди, оставляя в койках под одеялами свёрнутую в форме человеческого тела одежду, будто там кто-то спит. Как только окошко в трубе было пропилено, они отправились в путь, прихватив с собой пакет еды, бритву, упаковку чёрного перца и оставив на месте преступления записку со смайликом и пожеланием Have a nice day. Это произошло 6 июня 2015 года.
Перец Мэтт и Суит использовали, чтобы оторваться в лесу от преследователей с собаками. Спали по очереди, ориентировались по звёздам, применяли на практике партизанские приёмы из фильмов о вьетнамской войне. Преступники углубились в чащу, где три недели вели развесёлый образ жизни — прямо как Винсент и Лео из A Way Out. В хижинах охотников они раздобыли оружие, макароны, арахисовое масло, самогон и марихуану — много ли вариантов употребления такого «пайка»? Неудивительно, что, находясь всего-то в 40 милях от канадской границы, оба решили прорываться в Мексику. Никак охотничьи припасы подействовали.
Более полутора тысяч сотрудников полиции оцепили район и устроили блокпосты на дорогах. За ловлей криминальной парочки следили все мировые СМИ, включая российские. Ричарда Мэтта загнали в угол 28 июня: он затаился среди деревьев с дробовиком, но выдал свою позицию кашлем и был убит выстрелом снайпера — вскрытие показало, что в тот момент преступник был в стельку пьян. Дэвида Суита взяли несколькими днями позже. На допросе он рассказал, что решил бросить своего напарника, поскольку тот вечно прикладывался к бутылке и был скорее обузой, чем помощником. Досиживать срок беглеца отправили в тюрьму максимальной безопасности Файв Поинтс, штат Нью-Йорк.
История Мэтта и Суита — яркая, но не единственная. Достаточно вспомнить побег Отиса Бланта и Хосе Эспинозы (Otis Blunt, Jose Espinosa) из бетонной крепости в Нью-Джерси, спланированный по тому же кинематографическому сценарию. Так существует ли доля правды в сюжете A Way Out? Можно ли удрать из самой защищённой тюрьмы и реален ли дуэт беглецов вроде Лео и Винсента? События, произошедшие в действительности, дают нам утвердительный ответ. Иногда жизнь подражает искусству, а бывает и наоборот.
Лучшие комментарии
Этот парень мог бы курсы пикапа вести.