На территории бывшего СССР нет, наверное, более культовой и популярной российской серии игр, чем «Корсары». И нет более ожидаемой, чем её потенциальная четвёртая часть. В 2007—2008-м над ней активно работали «Акелла» и студия Seaward — авторы сначала модов, а потом и весьма успешных самостоятельных дополнений (а по сути — отдельных игр) к «Корсарам»: «Возвращение легенды» и «Город потерянных кораблей». Однако потом случился кризис, «Акелла» промахнулась и объявила о банкротстве, и вот уже много лет об игре практически ничего не было слышно. Вплоть до нынешней зимы, когда, как чёрт из табакерки, выскочила студия Black Sun Game Publishing и начала на QIWI Fundl сбор денег на проект «Корсары 4: Чёрная метка».
Тут же Дмитрий Архипов, бывший вице-президент и один из основателей «Акеллы», заявил, что у Black Sun нет на это прав, пообещал, что он вместе с Seaward начнёт свою краудфандинговую кампанию и выпустит «настоящую» четвёртую часть. Оппоненты ответили, что права есть, пригрозили судом и написали несколько открытых писем. В общем, вы и сами всё прекрасно знаете. Я решил пообщаться с обеими сторонами этого конфликта, а главное, вместе с ними и с вами порассуждать, какой же в идеале должна быть игра под названием «Корсары 4» — если она, конечно, снова не утонет в пучине амбиций, судов и невыполненных обещаний…
Подайте пирату!
Обстоятельства судебных тяжб по поводу прав на бренд «Корсары» в последние недели много и подробно описывались, поэтому не будем повторяться. Скажем лишь, что в начале апреля состоится ещё один суд, который, надеемся, поставит точку в этом деле. Пока же Black Sun Game Publishing продолжает кампанию по сбору средств, заявляя мне в интервью, что сотрудники студии работали над серией «Корсары», горячо любят её и жаждут сделать качественное продолжение.
«Идея делать „Корсары 4“ возникла сразу, как пришло понимание, что экс-„Акелла” их уже не выпустит. Мы очень любим эту серию и не хотим, чтобы она пошла ко дну», — говорят представители Black Sun, в которой работают многие бывшие сотрудники «Акеллы».
Правда, пока кампания на QIWI Fundl идёт, мягко говоря, не слишком успешно. На момент написания этих строчек было собрано лишь 7 % от необходимых 2 миллионов рублей, которые авторы намерены потратить на проработку концепта и создание дизайн-документа.
Впрочем, в Black Sun не унывают: «QIWI Fundl — наши партнёры. Их площадка — первый шаг и отличная возможность показать инвесторам заинтересованность игроков в проекте. А интерес к нему не иллюзорный. Если у нас и далее возникнет необходимость использовать краудфандинговые средства, то мы пойдём на известные международные площадки».
В целом весь бюджет четвёртых «Корсаров» авторы оценивают примерно в 6 миллионов долларов — именно за эти деньги они, по собственному признанию, смогут выпустить ту игру, которую хотят показать публике. «Конечно же, любое дополнительное финансирование сделает её ещё лучше, больше, глубже. Но даже если не соберём на QIWI Fundl нужной минимальной суммы, то проект не закроем. Основные средства мы планируем получить от инвесторов. Также рассматриваем вариант выхода на другие краудфандинговые площадки и выпуск ICO», — говорят в Black Sun Game Publishing.
Меж двух огней
Однако помимо инвесторов им придётся привлекать и опытных разработчиков. Со многими уже ведутся переговоры, и они вроде бы готовы влиться в команду. Более того, в Black Sun согласны сотрудничать и с Seaward. Эдуард Зайцев, едва ли не главная движущая сила в той студии, подтвердил, что получил некое письмо, но каких-то внятных предложений там не увидел.
И вообще, судя по нашему общению, Эдуард настроен работать именно с Архиповым, который, как известно, уже заявил о желании также выйти на краудфандинговые площадки и реализовать свои «Корсары 4».
«Я в Black Sun не знаю никого. И мне толком не понятно, на что они способны. И ещё меня смущает желание собрать такую большую сумму только на создание дизайн-документа. А Диму Архипова знаю, я с ним сотрудничал, и его подход мне как разработчику понятен и прозрачен. С ним нам работалось нормально. Он выслушивал идеи, а потом никогда не лез в процесс разработки», — сказал мне в интервью Эдуард Зайцев.
И это при том, что мой собеседник долгое время держал обиду на Архипова из-за банкротства «Акеллы» в 2008 году. «Тогда всю эту ситуацию и закрытие проекта многие восприняли как предательство. Это и моя большая боль тоже», — сокрушается Эдуард, который был руководителем всех трёх проектов на корсарскую тему в Seaward.
Он признаёт, что последние годы работы над четвёртой частью уже не велись. «Когда случился кризис в 2008-м, могу подтвердить, что Дима Архипов не хотел закрывать проект. Нам предложили денег, но недостаточно, чтобы всё закончить. Да и условия были жёсткими. Мы посидели, подумали и поняли в команде, что это дорога в никуда. Поэтому я отказался на тот момент делать четвёртую часть на тех условиях, и, считаю, правильно сделал. Естественно, мы не работали над игрой. Да и Seaward уже толком не работала. Я, по сути, один продолжил профессионально заниматься геймдевом», — вспоминает мой собеседник.
В 2009—2011-м Зайцев делал Sea Legend Online, парусный мультиплеерный экшн, который был продан Wargaming в состоянии альфа-версии. После этого Эдуард занялся мобильными играми, разработав ряд вполне успешных проектов.
Тем не менее о своей боли, о «Корсарах 4», Зайцев никогда не забывал, поддерживал связь с коллегами по Seaward, а сейчас уверяет, что готов снова работать над игрой мечты: «Дима Архипов говорит, что к проекту есть определённый интерес у инвесторов, и ради общего дела я готов перевернуть ту страницу, связанную с банкротством «Акеллы», на которой лично я потерял немалые деньги. И по этому поводу у меня с ним есть определённые договорённости. А ещё есть готовый дизайн-документ со всеми расчётными таблицами по геймплею, есть костяк команды, большой опыт, в том числе по работе с Unity 3D, и желание сделать эту игру. И мне всё равно, как она будет называться. Меня вообще все эти судебные тяжбы не интересуют, главное — выпустить проект таким, каким мы его и планировали».
Свободу пиратам
Так какими же в итоге должны быть четвёртые «Корсары»? На самом деле, у Black Sun и у лидера Seaward, да и у нас тоже, примерно одинаковые представления об этом.
«В основу легли исторический реализм: вместо „слюнтяйной“ романтики — присущая эпохе жестокость и сексуальная составляющая, интересные и аутентичные системы фехтования и использования огнестрельного оружия; живой открытый мир с генерацией игровых событий и изменением геополитической обстановки в результате действий игрока и многое другое», — говорится в описании проекта «Корсары: Чёрная метка» на его странице в QIWI Fundl.
Примерно то же самое говорили и лидеры Seaward в 2008—2009-м в своих интервью различным игровым СМИ. Они уверяли, что четвёртые «Корсары» будут представлять собой единый мир — без подгрузок и с полной свободой передвижения. При этом разработчики стремились воссоздать реальные, а не условные Карибы, к которым мы уже привыкли. Города там не захватываются сами собой, а все события привязаны к историческим фактам.
«Это другие „Корсары“. Новое абсолютно всё: дизайн, технологии, RPG-система. Но главное отличие — в сути игры, в её геймплее и глобальной механике: мы создаём такие условия, такой механизм, который заставит вас быть корсаром. У нас игра называлась „Корсары“, а вы при этом были купцом, негоциантом, капитаном непобедимых армад, который собирал кучу мановаров, строителем. Но здесь ты — пиратский капитан», — говорил тогда Эдуард Зайцев.
И он готов повторить это и сейчас: «Я бы, безусловно, хотел сделать „Корсары 4“ такими, какими они были задуманы. Ведь идеи дизайна совершенно не устарели». То есть свобода, открытый бесшовный мир, реализм и концентрированный пиратский быт — вот столпы, на которых должна строиться новая игра, и с этим согласны все.
Их нравы
Сексуальные сцены, бордели, жестокость, казни офицеров, отношения, браки, исторический реализм вместо приторной романтики — это тоже лично мне очень нравится, но тут надо действовать достаточно аккуратно. «Мы приняли к сведению реакцию людей на трейлер — в нём было многовато „обнажёнки“, и с этим сложно поспорить. Самое важное — знать меру. Мы ни от чего не отказываемся и хотим отобразить ту жестокую эпоху во всей её красе», — обещают представители Black Sun.
«Бордели у нас уже были реализованы, как и браки, но тут надо аккуратно. Да, это должно быть сексуально, но не пошло. Ведь на самом деле пираты женщинами не помыкали. Там были развратные, но довольно равноправные отношения», — объясняет Эдуард Зайцев.
Все эти страсти, сексуальные девушки, казни и жестокость реальных Карибов должны найти отражение прежде всего в ярком, увлекательном и нелинейном сюжете, полностью отражающем солёную пиратскую атмосферу. «В игре должны быть большая, разветвлённая сюжетная линия с участием реальных исторических личностей, вариативность, побочные задания, генераторы миссий, которых, как и в „Городе потерянных кораблей“, нужно очень много», — рассказывает лидер Seaward.
При этом реализм должен вполне органично уживаться с мистикой, что как раз соответствует настроениям Золотого века пиратства. По словам Эдуарда, в те времена в этом регионе были очень распространены мистические истории. Они передавались из уст в уста, и люди в них верили. Так что в таком мистическом восприятии ничего удивительного нет.
Нелинейный сюжет, несколько концовок, исторические личности, реализм «с небольшими элементами мистики, присущими фольклору пиратов Карибского архипелага» — всё это есть и в описании проекта «Корсары: Чёрная метка» на его странице в QIWI Fundl. Вопрос в том, кто этот сюжет будет писать. Конечно, хочется, чтобы им занимался профессиональный писатель или сценарист, а не человек-оркестр, который и квесты пишет, и за программирование отвечает, и дизайн прорабатывает. И тут у Black Sun уже есть свой козырь в рукаве — за сюжет в «Чёрной метке» будет отвечать Константин Сапроненков, старший сценарист самых первых «Корсаров», профессиональный переводчик, стоявший у истоков отдела локализации в «1С».
Пиратская экономика
Прочитав вышеперечисленное, кто-то мог подумать, что авторы обоих проектов хотят избавиться от экономики и торговли. Но это не так. «Мы хотим, чтобы игрок сам мог выбирать, чем ему интересно заниматься. Совсем убрать торговлю и работу на какие-то страны было бы неправильно с исторической точки зрения. Не хотите торговать? Воруйте! Не хотите выполнять какой-то квест? Убейте заказчика! Открытый мир открытых возможностей», — объяснили мне представители Black Sun Game Publishing.
«Куда девать материальные ценности, которые мы захватили? Разве их не надо продавать? А на выручку не надо содержать команду? Нет бунтов на корабле, когда капитан не слишком удачлив? Нет, такие „Корсары“ нам не нужны. Вот нам написал как-то раввин из Израиля с отзывами по «Городу потерянных кораблей»: дескать, всё в вашей игре понравилось, но больше всего — торговать. Ну и пусть торгует, если душа лежит у раввина. Нравится испанцев топить — собирай команду и вперёд!», — говорит Эдуард Зайцев.
Более того, и те, и другие готовы даже развивать экономическую систему. Black Sun обещает реализовать торговлю рабами. А Эдуард Зайцев говорит о необходимости ввести четыре основные валюты с обменными курсами и соответствующими весами. К примеру, если капер грабит испанский корабль, он берёт дублоны, если голландцев — стюйверы.
Морская фигура, замри
Морская составляющая игры, система управления кораблём, модель его поведения в море — всё это в прошлых «Корсарах» было реализовано отлично и впоследствии служило источником вдохновения для многих разработчиков. Поэтому кардинальных изменений здесь не потребуется.
«Да, в целом морскую боевую систему хотелось бы оставить как есть, — соглашается Эдуард Зайцев. — Какие-то вещи в своё время мы не сумели реализовать — например, чтобы во время абордажа движение кораблей в динамике сближения не прекращалось. Но это было ограничение движка, а теперь мы готовы и это разрулить. И даже кое-что добавить: например, обрастание днища, кренгование. Кроме того, современные технологии позволят нам пустить нормальную команду на борт, детализировать палубу, такелаж».
А вот боевая система, вызывавшая вопросы у многих игроков во всех прошлых «Корсарах», совершенно точно нуждается в обновлении. По словам Эдуарда, эти проблемы также были вызваны ограничениями движка Storm. Поэтому в новой игре механику сражений на суше придётся радикально изменить. Как тут не вспомнить обещания Black Sun реализовать интересную и аутентичную систему фехтования и использования «огнестрела», а также ввести большое количество оружия и методов владения им!
Мы вместе?
Естественно, в обоих проектах, если они будут разработаны, огромный пласт геймплея займёт менеджмент команды и флота. Black Sun обещает возможность подбора основного состава команды (формирование, экипировка и прокачка экипажа) и даже строительства собственного корабля (от шлюпа до мановара) и его полной кастомизации. К слову, в компании не считают Assassin’s Creed IV: Black Flag лучшей пиратской игрой всех времён именно потому, что там ничего этого нет — даже просто поменять корабль нельзя.
Как известно, более современные проекты на пиратскую тематику сегодня предлагают свой взгляд на процесс подбора команды. Я, конечно, про кооперативный симулятор лихих пиратских приключений Sea of Thieves, который выходит уже совсем скоро, а также про схожую по концепции Skull & Bones, ожидающую нас этой осенью.
Нужно ли учитывать этот опыт при разработке четвёртых «Корсаров» и впихивать в них модный мультиплеер и кооператив? Отношение к этому у моих собеседников разное. В проекте «Корсары: Чёрная метка» заявлен «современный состязательный режим коллективной игры, напрямую связанный с одиночным». «Мы делаем ставку, условно, не на 16 против 16 парусников среди моря, а на несколько режимов, включая абордаж и захват фортов (в которых будет возможность поиграть за ключевых членов команды от первого лица), королевскую битву и другие», — пояснили мне представители Black Sun Game Publishing.
При этом в компании подчёркивают: «Мы не собираемся копировать чужие механики и руководствуемся тем, что большинство из них должны быть собственной разработки».
А вот Эдуард Зайцев смотрит на перспективы сетевых режимов менее оптимистично. По его словам, тут надо всё взвесить и ориентироваться на мнение фанатов: «Мультиплеер и кампания — разные вещи. Я вот делал сетевые сражения парусников, и это было ошибкой — там ветер даёт преимущества одной из команд. Кооператив допускаю, если фанаты попросят. Но я не думаю, что если мы будем команду реально из игроков формировать, то это будет пользоваться спросом. Вернее, это будет другая игра. Должно быть чёткое разделение на „сингл“ и на мультиплеер — это разные вещи. Мы пробовали уже мультиплеер в „Корсарах 3“, но поняли, что не будет это пользоваться спросом».
Какие же из всего этого можно сделать выводы? На самом деле, это просто замечательно, что о «Корсарах 4» сегодня снова говорят и начались какие-то телодвижения. Да, не факт, что из всего этого что-то в итоге выгорит. Кампания, запущенная Black Sun на QIWI Fundl, буксует, а Эдуард Зайцев и вовсе не верит в саму идею краудфандига. Тем не менее и те, и другие горят желанием что-то реально делать, общаться с комьюнити, учитывать их мнения и не сдаваться. «Как бы конфликт ни закончился, мы приложим все усилия, чтобы сделать игру», — говорят в Black Sun. «Ради этого проекта я брошу всё», — признаётся лидер Seaward.
И вот эта целеустремлённость даёт надежду на то, что рано или поздно мы всё-таки увидим на горизонте корабль с чёрным флагом, на котором золотом вышито «Корсары 4». И если это будут сразу два корабля, пусть и под разными названиями, то нам ещё лучше. Ведь конкуренция, как известно, идёт на пользу конечному потребителю, то есть всем игрокам, соскучившимся по настоящим пиратским приключениям. Другой вопрос, что, пока идут судебные тяжбы и открытые перепалки, инвесторы, на которых так уповают мои собеседники, едва ли захотят серьёзно вкладываться в такой проект. Так что давайте поменьше судов и побольше «Корсаров», хороших и разных!
Лучшие комментарии
8274Во-вторых, они не ведут себя как мудаки.
А в-третьих… ну вообще ты отчасти прав, они не единственные, кто умеет делать нормальные игры.
Но по существу, рисуются красивые замки и никакой конкретики.
Маркетинга больше чем геймдева.
Очень хочется увидеть нормальную игру про корабли и корсаров.
Но с таким подходом врят-ли, что-то выгорит.
8274Чёт странная претензия. Rocksteady пока известны пока только трилогией Бэтмен Аркхэм. Naughty Dog тоже работали сначала с серией Crash Bandicoot, потом Jax, потом Uncharted и т.д. Это хоть как-то мешало им делать хорошие игры и заработать уважение игрового сообщества?
Ты хоть добавляй, что это твоё имхо, а не объективный факт :)
Я, например, в своё время не разделял общие восторги по поводу Dragon Age Origins. Чисто субъективно — «похвальняк». Но при этом признавал, что игра хорошая и своих 12/10 GOTY заслужила.
Никакой ¯\_(ツ)_/¯
Это честная сделка: они молодцы — мы их любим, они засранцы — мы их гнобим.
звучит как анекдот.
Вообще статья обнадеживающая — может быть даже и выйдет из этой авантюры что-нибудь.
8274После первой же строчки расхотелось читать статью. Автор не понимает и не знает истории геймдева СНГ, либо не умеет правильно вводные обороты речи подбирать.
Блин, а мне нравилась старая боевая система! :D Если приноровиться, то начинаешь с первых уровней быть самым опасным фехтовальщиком на Карибах. Я так часто начинал ГПК, выслеживая и убивая банду профессиональных убийц с топовым лутом по квесту. Да и абордаж какого-нибудь галеона почти в одну харю тоже было реально провернуть с прокачанным навыком и прямыми руками. Пускай это и смотрелось нелепо, но зато открывало массу возможностей. Даже обидно, что если когда-нибудь появятся новые Корсары, то в них будет другая боёвка.
У меня была лицензионная копия «Корсары 3» и могу с уверенностью заявить, что он у вас просто не работал. Сколько я не пытался создать свое лобби там или просто зайти к кому-нибудь в лобби, то я просто не мог этого сделать. Лобби не искались и эти же самые лобби не создавались. С другой стороны, если вы грамотно реализуете мультиплеер с интересными режимами, то почему бы и нет?
Я хочу пиратской романтики, я не хочу чтобы моему персонажу не хватало денег даже на сапоги, мне не интересна цинга, после ранений я хочу чтобы персонаж лечился элексирами, а не оставался инвалидом или умирал от сепсиса. Нахер реализм