«Хоррор в космосе» — одно это словосочетание сегодня, вопреки желанию разработчиков, может вогнать не в страх, а, скорее, в скуку. Всё примерно ясно заранее: опять одинокий главный герой (как правило, страдающий амнезией) исследует заброшенную космическую станцию, собирает записки и аудиодневники и постепенно узнаёт, что все вокруг погибли (или превратились в каких-нибудь чудищ) в результате очередных неудачных экспериментов с инопланетными формами жизни или просто из-за того, что эти самые формы (вещества/ресурсы) начали как-то нехорошо воздействовать на членов экипажа. Ну чем тут, казалось бы, можно удивить и взбодрить?! Однако авторам Hollow это удалось — хотя и с некоторыми оговорками.
Космос как клише
Все вышеперечисленные штампы и клише в Hollow, на самом деле, присутствуют. Мы играем за некоего пилота по имени Марк, который приписан к станции «Шахтёр-1» — та добывает ресурсы из атмосферы Юпитера, а мы их отвозим на Землю. В начале игры герой, понятно, ничего не помнит кроме кода для стыковки с одним из доков. А там начинается стандартная программа развлечений — станция заброшена, членов экипажа нет, электричества нет, вокруг лишь темень, трупы да какие-то чудища-мутанты с голыми женскими грудями.
Мы находим записки и периодически получаем сообщения от неизвестного, который сообщает, что надо делать, куда идти и как запустить все генераторы, чтобы найти выход и покинуть станцию. Иногда он даже мелькает в кадре, пробегает мимо, но догнать его наш герой, естественно, не в силах.
Марку приходится делать всё самому, следовать указаниям, вручную запускать генераторы, проходя простенькую мини-игру, искать карточки для доступа к лифту и подбирать правильные цифры к кодам на некоторых закрытых дверях — иногда подсказку можно найти в какой-нибудь записке, иногда нужно разглядеть нужные цифры на записях с камер видеонаблюдения. Где-то, чтобы пройти дальше, нужно взорвать огнеопасный баллон и проделать дыру в стене.
А ещё героя периодически — куда уж без этого — посещают нехорошие видения и воспоминания. Свет в глазах меркнет, на стенах проступают какие-то зловещие надписи и следы кровищи.
Ищите женщину
Однако, при всех штампах и предсказуемости многих приёмов, которые используют авторы, кое-чем Hollow всё-таки цепляет. Во-первых, в сюжете ключевую роль играет то ли жена, то ли просто любимая женщина Марка. Герой периодически видит её, общается, она его ругает и обвиняет, а Марк оправдывается и обещает, что спасёт их. А потом не понимает, то ли это было взаправду, то ли очередное видение, а его любимая на самом деле уже мертва. Всё это чем-то напоминает Silent Hill 2, заставляя задаваться тем же вопросом: а уж не сам ли герой виноват в том, что произошло с ним и его женщиной?
Во-вторых, в Hollow можно и нужно использовать оружие. В большинстве современных хорроров мы лишь крадёмся мимо, прячемся и убегаем от монстров, а тут никто не запрещает взять в руки лазер или бластер и мочить монстров в космических сортирах и других отсеках станции. Причём боеприпасов, как и шприцев с оздоровительной инъекцией, всегда не хватает (поэтому всю игру мы тщательно обыскиваем все углы и ящики), враги убивают быстро, но прицельным выстрелом можно в буквальном смысле снести голову злыдням — в такие моменты Hollow уже чем-то напоминает Dead Space.
К тому же, надо признать, авторы умеют создать напряжение. Они отлично работают со звуком, светом и обстановкой. В самые напряжённые моменты всё вокруг темнеет, начинаются странные видения, пол и стены идут ходуном, трясутся, звучит пугающая музыка, а Марк начинает тяжело дышать. Мы буквально кожей чувствуем, как страшно главному герою, — и этот страх невольно передаётся и нам.
Понятно, что это такая «Dead Space для бедных». Это всё-таки инди-проект со всеми вытекающими — графика симпатичная, но оптимизация никуда не годится, встречаются баги, сюжет коротковат, а игровой процесс не слишком разнообразен и грешит пустопорожними забегами туда-обратно через полстанции. И тем не менее Hollow способна заинтриговать, а главное, напугать. Так что все, кто любит пощекотать себе нервишки, просто обязаны попробовать эту игру. Возможно даже, они захотят увидеть продолжение — вопросов после прохождения остаётся много, но в финале авторы прямым текстом обещают вторую часть, которая и должна дать все ответы. Приём, конечно, дешёвый, но, знаете, он работает.
Плюсы: достаточно интересный сюжет; наличие оружия; напряжённая атмосфера; симпатичная графика; отличная работа со звуком и музыкой.
Минусы: плохая техническая реализация и оптимизация; простенькие пазлы; слишком короткий сюжет.
Лучшие комментарии
Насчет отвала башки не знаю, но отвал рук от управления и интерфейса в первой части им обеспечено) Какими бы инновационной она не была для своего времени, сейчас в нее играть физически больно. Со второй как-то намного проще.
Да и как-то глупо наезжать на рецензента за то, что он не вспомнил именно твою любимую игру, особенно если игра реально многими элементами похожа именно на Dead Space.
Понятно, что до Дедспайса, там, как до Ишимуры пешком, но что-то мне подсказывает, что и до той же Сомы игра не дотянется.
Только вот сюжет вопрос вызывает — там реально все так с деда Спайса скомунизжено? Или это только на первый взгляд?