13 августа 2017 13.08.17 3 16K

Displaced: Обзор

Играл на PC

Видеоигры — отражение нашей с вами действительности. Ничего удивительного, что насилие в той или иной форме присутствует едва ли не в каждой игрушке. Один из самых популярных жанров современности — шутер, где умение как можно быстрее отправлять противников в мир иной является определяющим условием для победы. Стратегии, RPG, даже такие вроде бы мирные на первый взгляд квесты или спортивные симуляторы недалеко ушли — и там без возможности насолить ближнему своему редко обходится. Неудивительно, что в центре множества сюжетов находится война (не важно, реально случившаяся в прошлом или выдуманная в каком-нибудь фантастическом мире), а главными героями становятся солдаты или военачальники.

А вот проектов, пусть даже косвенно затрагивающих тему выживания мирного населения во время войны, практически не найти. Впрочем, есть и исключение, которое только подтверждает правило, — многие вспомнят великолепную This War of Mine, где небольшая горстка обычных людей пытается просто-напросто выжить в городе, охваченном войной.

Displaced начали сравнивать с творением польских разработчиков с самого анонса, и не зря — общего у этих двух игр хватает. А вот получилось ли у питерской студии Gamexy достичь тех же высот — сейчас узнаем.

Можно назвать этот стиль «минимализмом». А можно сказать правду — графическое исполнение игры оставляет желать лучшего.
Можно назвать этот стиль «минимализмом». А можно сказать правду — графическое исполнение игры оставляет желать лучшего.

Новый дом, новая жизнь

После того, как некая неназванная страна погрузилась в хаос гражданской войны, небольшая группа самых обычных мирных жителей решает отправиться в путь, чтобы покинуть свою родину в поисках более счастливой доли. Кто будет среди этой горстки беженцев — решать игроку. Отряд может состоять только из пяти человек, но персонажей заметно больше. Однако не все они доступны с самого начала — кто-то разблокируется по мере выполнения определённых достижений. Благодаря этому второе и последующие прохождения позволяют сформировать отряд уже иначе. В первый же раз выбор совсем небольшой — шестеро героев на пять слотов. У каждого есть свои особенности: у кого-то хорошо подвешен язык, что позволяет сбить цену при бартере, другой — умелый боец, а третий — хороший врач или повар.

Достичь цели можно несколькими способами — добраться до пограничного поста, успеть в пока ещё работающие аэропорт или морскую гавань. Но пограничники требуют документы о миграции, которые надо где-то раздобыть, место на корабле стоит немалых денег, а для того, чтобы покинуть страну по воздуху, необходимо обзавестись авиатопливом. В любом случае путь в мирную жизнь будет нелёгким: беженцы — обычные люди и вряд ли могут защититься от вооружённых соотечественников, будь то военные или бандиты, которые с началом боевых действий почуяли свободу и безнаказанность. Хватает и других опасностей — все «прелести» гражданской войны, начиная от беззакония, нехватки продовольствия и медикаментов, заканчивая возможностью сойти с ума от происходящего в своей собственной стране, не обойдут наших героев стороной. Да и при достижении одной из трёх выбранных точек назначения игра, на самом деле, не кончается — это всего лишь завершение первой главы, которых здесь всего три. Впрочем, даже полное прохождение не занимает много времени — испытать все три способа бегства можно буквально за один вечер.

«Направо пойдешь…»

Главное в Displaced — это выбор. Выбирать придётся часто и в самых различных ситуациях. Например, по пути встречается раненый, который обречён на смерть без посторонней помощи. Что делать? Оставить его, забрав всё мало-мальски ценное? Или помочь, отдав последнюю аптечку? А вдруг это ловушка и сообщники притворщика сидят в засаде и ждут удобного момента для нападения? Как правило, во всех подобных ситуациях (а таковых здесь хватает) стоит выбор между помощью другим и пользой своей группе. Впрочем, порой выбранный вариант, при всей его очевидности, может оборачиваться несколько неожиданными последствиями — в ответ на вроде бы благородные и бескорыстные действия можно получить выстрел в упор.

Текстовые квесты. Между прочим, перед вами один из самых подробных и проработанных в игре.
Текстовые квесты. Между прочим, перед вами один из самых подробных и проработанных в игре.

Порой необходимо самому брать в руки оружие — бандиты разных мастей встречаются довольно часто, и от них приходится отбиваться всеми доступными способами. А можно и самим стать «беспредельщиками» — ничто не мешает нападать на такие же группы беженцев, у которых есть то, чего нам так не хватает, например еда или медикаменты. Однако грань между мирным жителем и бандитом, как это часто бывает во время гражданской войны, весьма размыта, а порой приходится стрелять первым (или первым получать пулю), не успев узнать, кто перед тобой — честный человек или убийца и насильник. После боя тем более не разобраться — трупы-то разговаривать не умеют.

Так или иначе, остаться чистеньким вряд ли получится — если сильно прижмёт, то придётся и у беззащитных детишек последний кусок хлеба отнять, иначе можно помереть голодной смертью где-нибудь на полпути к цели.

Быть плохим — значит жить с собой в мире

Технически игра очень проста, если не сказать больше. Двумерная и довольно небрежно отрисованная карта, на которой значками обозначены различные «точки интереса» — от квестов до мест, где можно добыть что-то полезное. Наша группа, как и группы других людей, от журналистов до бандитов, — такой же значок, только движущийся по карте. Изначально окрестности скрыты «туманом войны», поэтому приходится исследовать местность, чтобы увидеть что-то полезное или найти безопасный путь в нужное место. Тот самый выбор, о котором сказано выше, реализован в виде небольших текстовых диалогов-квестов. Нет, на проработанность и масштабность этих историй и не надейтесь: зачастую всё, что нас ждёт, — это пара-тройка реплик, к тому же порой повторяющихся.

Именно малая глубина проработки подобных событий, постоянно происходящих с беженцами, и низкая сложность сводят на нет все попытки разработчиков рассказать действительно захватывающую историю. Да, при высоком уровне стресса возможны ссоры и даже драки между героями, но, как правило, добиться такого развития событий возможно лишь намеренным игнорированием потребностей персонажей. Если с показателем стресса всё в порядке, то наша группа почти не реагирует на происходящее — не ждите фатальных ссор среди героев из-за внутренних противоречий по поводу принятого решения или ещё каких-то сюрпризов. Пара-тройка фраз, брошенных за всё прохождение, — и только. Практически всегда найдётся возможность набить полные карманы припасов и денег, особенно если не заморачиваться насчёт моральной стороны своих действий. Последнее совсем не сложно, учитывая безуспешные попытки авторов пробудить хоть какие-то чувства к действию на экране. Видимо, разработчики рассчитывали на то, что игрок будет стараться всегда быть «хорошим», — в таком случае появляется призрачный намёк на сложность.

Так здесь выглядит бой. Учитывая, что любое сражение завершается полной победой, никакого смысла в нём нет.
Так здесь выглядит бой. Учитывая, что любое сражение завершается полной победой, никакого смысла в нём нет.

«И так сойдёт!»

За механикой не видно персонажей — это всего лишь картинки на экране со своими нехитрыми потребностями. Здоровье, голод и стресс — если с ними всё в норме, то и беспокоиться не о чем. Казалось бы, пример той же Darkest Dungeon показывает, как можно умело обыграть этот самый стресс, но тут подобного нет и в помине. Ни к чему сочувствовать и другим беженцам, которые удостоены лишь пары строчек в диалоге, — на них даже нормальную картинку пожалели.

Неудивительно, что вскоре на происходящее на мониторе начинаешь смотреть взглядом прагматика. Главное, чтобы эти три полоски потребностей были в порядке, а всё остальное — лишь досадные помехи на пути к цели. Но отсутствует не только переживание за героев: системы инвентаря и торговли, навыки персонажей, сражения — всё столь же примитивно даже с точки зрения чистого геймплея. Бои вообще представляют собой пошаговые схватки (с традиционным для Displaced ужасным графическим исполнением), где участники наносят удар по очереди, пока один из отрядов не будет полностью уничтожен. Игрок — лишь наблюдатель, после выбора стартовой позиции и одной из трёх тактик для каждого героя единственный способ вмешаться — отдать приказ к отступлению. Хотя зачем спасаться бегством? Смерть отдельного персонажа вряд ли кого-то тронет — погиб, да и чёрт с ним.

Впрочем, ни один бой для меня не заканчивался поражением. Может быть, виной тому какой-то баг, но такое ощущение, что под моим контролем не бывшие клерки и рабочие, которые не знают, с какой стороны браться за автомат, а элитный отряд спецназа, порой расправляющийся с противником голыми руками.

Во время привала можно заняться чем-то полезным.
Во время привала можно заняться чем-то полезным.

Displaced можно было бы простить и совершенно убогое творчество художников, и примитивность игрового процесса, да и всё остальное, будь в наличии хоть что-то, что «цепляло» бы при прохождении. Если авторы хотели добиться тех же ощущений, которые вызывает This War of Mine, — тревоги за своих подопечных, сопереживания им, новых впечатлений от взгляда на ужасы войны с другой стороны, — то у них это не получилось никоим образом.

И даже малая стоимость продукта не может служить оправданием — если браться за подобную тему, то игру необходимо создавать именно как произведение искусства. Ну а нам вместо этого досталась наскоро слепленная ремесленная поделка, состоящая из примитивнейшего геймплея и сюжета глубиной в пару миллиметров, лишённая, ко всему прочему, хоть какого-то стиля.

Плюсы: можно пройти за пару часов.

Минусы: низкая сложность; невыразительный дизайн; примитивный геймплей; отсутствие драматичного сюжета.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Displaced

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 июля 2017
5
1.5
1 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Быть плохим — значит жить с собой в мире

Респект за отсылочку к Кровостоку)))
Многие твердят, что мол надо поддерживать отечественных игроделов, но когда игра сделана на от… бись, что то не хочется этого делать, ну ни как.
Если кому-то концепт показался крутым, то советую обратится к Dead state, СГ зачем-то влепили ей проходняк, видимо у автора плохое настроение было. Но на самом деле это стоящая рпг/менеджер на 80 часов.
Читай также