Строительные игры про космос выходят редко. Из сравнительно недавних приходит на ум разве что Anno 2205, где дают развить лунную базу, чтобы добывать там ресурсы. И отчасти Civilization: Beyond Earth, которая не столько про строительство, сколько про войну за место под солнцем. Остальное — совсем мимо. Вот почему выход Aven Colony воспринимаешь с энтузиазмом. Особенно если тебе обещают полный контроль над развитием колонии, выращивание отнюдь не пищевых культур, борьбу с местными формами жизни и растущим недовольством поселенцев — ну прямо космический Мааскантье.
Кто проживает на дне Эйвен Прайма?
Представьте: вы — директор форпоста человечества на далёкой планете, откуда корпорации намерены выкачивать витамины и минералы. С чего начнёте? С сельского хозяйства, плодами которого можно прокормить новоприбывших, или всё-таки с добычи металлов, идущих на производство нанитов — устройств для возведения зданий? А может, лучше заняться энергетикой, ведь без электричества не будет работать ничего: там заглохнет фильтр, превращающий ядовитый газ планеты в воздух, здесь застопорится производство пищевых добавок. На деле Aven Colony предлагает заниматься всем сразу — независимо от выбранного режима игры.
Просто в сюжетной кампании все локации, от пустынь до заснеженных ледников, проходишь поочерёдно и под мудрым руководством с орбиты, а режим «песочницы» открывает гораздо больший простор для творчества. Выбирай любую карту и развивайся как душе угодно. Но потом не жалуйся на голод, убивший половину колонистов, — без принятия специальной политики они не смогут собрать чемоданы и удрать с ближайшим рейсом. Или на то, что адский грибок проник в вентиляцию и разрушил жизненно важные здания. Наштамповать ферм вместо теплиц в холодной зоне и узнать, почём фунт лиха? Классика.
У Aven Colony есть всё, что нужно приличному симулятору градостроительства. И учёт граждан с возможностью следить за каждым, и настройка приоритетности рабочих мест, и улучшение практически всех построек в два-три шага. Можно выбрать, что и в каких количествах производить или выращивать на грядках, а также — куда это всё потом девать.
Через центр иммиграции прибывают новые колонисты, которых нужно расселять по жилищам и снабжать необходимым: здесь строим парк, там — развлекательный комплекс, а вот и закусочная. Торговый челнок возит товар на орбиту и обратно. Приходится ломать голову и над путями сообщения. Туннели из плексигласа, выполняющие функцию дорог (под открытым-то небом не выжить), имеют определённую пропускную способность. То есть, если соединил спальный и индустриальный районы всего одним переходом, жди проблем.
Это всё настолько же здорово, насколько и стандартно. Так что к обычным для жанра механикам разработчики из Mothership Entertainment добавили ингредиентов по вкусу. Например, на Эйвен Прайм сменяются времена года — прямо как в Endless Legend. Летом солнечные батареи и фермы выкладываются на все сто, а с наступлением зимы они превращаются в бесполезный хлам. Даже генераторы, работающие от ископаемых минералов или бьющих из-под грунта испарений, снижают обороты, а урожайность, казалось бы, защищённых от мороза теплиц резко падает.
В размеренный ход дней вклиниваются квесты. Они бесхитростны: построй сооружение, отправь экспедицию на сигнал о помощи, вырасти колонию до стольких-то жителей. Зато за выполнение дают награду — чем не повод разжиться дармовыми нанитами или едой? На чужой планете первооткрыватели сталкиваются с силой стихии вроде метеоритного дождя, а также с причудливыми существами. То вылезет из-под земли червь, будто сошедший со страниц «Дюны» Фрэнка Герберта (Frank Herbert), то невесть откуда прилетят пузыри с ядовитыми спорами. Дополняет картину политика: в списке законов есть ограничение расхода воды и пищи, запрет на смену места жительства и работы, а то и вовсе принудительный труд сверхурочно. Правда, драконовскими мерами счастье всем и каждому не обеспечить, поэтому законы принимает лишь тот, за кого голосуют. И чтобы оставаться эффективным менеджером, приходится идти на компромисс.
Ускользающая красота
Несмотря на смелые решения и необычный сеттинг, Aven Colony — не то, чем кажется. Судите сами. За тридевять парсеков от дома люди имеют дело ровно с тем же самым, чего от души нахлебались на Земле. Им нужно что-то есть и пить, где-то жить, куда-то ходить развлекаться и сдавать анализ мочи. И хотя некоторые функции вроде строительства, дезинсекции и охраны порядка переложены на титановые плечи роботов, сути это не меняет.
От квестов ждёшь открытий чудных — например, вскрытия пришельцев или обнаружения и применения в хозяйстве артефакта, оставленного другой разумной расой. Да чего угодно, пускай бы и сюжетов, нагло выдранных из книг Шекли (Robert Sheckley) или Хайнлайна (Robert Heinlein). Но настолько унылой вариации на тему «слетай туда и посмотри, что там мигает» нет, наверное, ни в одной другой стратегии. То есть что-то интересное, конечно, происходит — скажем, спасение потерпевшего бедствие астронавта или нападение пиратов. Но оно всегда остаётся за кадром, а игрок жуёт сухую сводку.
А что исследуют на Эйвен Прайм учёные? Не технологии постройки мегасооружений, которых здесь всего два и которые при должном количестве нанитов с киловаттами хоть завтра возводи. Не вирусы на основе местных культур для какой-нибудь глобальной войны на Земле. Не звёздные карты, оставленные инопланетянами в пещерах Шотландии. Нет. Учёные здесь изобретают пищевые добавки. Мы летели в космос, а попали на консервный завод. Система политики тоже далека от шедевральной. Хотя бы потому, что без неё прекрасно обходишься. Можно вырастить плотно сбитую колонию из тысячи поселенцев и ни разу не принять ни одного закона.
Гигантские черви, которые, судя по виду, должны одним махом разваливать полгорода, оказываются безобиднее мух. Вылезет такой из норы, смотрит на людишек, плюёт на них и уползает восвояси. Конечно, разработчики не обещали эпических битв с этими тварями, но почему мелкая зараза вроде спор умеет досадить неподготовленному игроку, а такой здоровенный монстр служит декорацией? Иными словами, если вынести за скобки причудливую архитектуру зданий, игра ничем не выделяется на фоне других представителей жанра.
Вот яркий пример произведения, авторы которого погнались за двумя зайцами: взяли традиционные механики жанра и попытались привить им что-нибудь эдакое, своё. В результате первая часть ощущается урезанной, а вторая не работает как надо. И тут возникает вопрос: стоит ли брать Aven Colony, учитывая её нынешнюю стоимость? Если вы ждёте от игры космической романтики и выживания в незнакомых условиях, то проходите мимо. Но любители совершать однообразные действия под расслабляющую музыку, которым не хватает подобного на работе в офисе, найдут прибежище на Эйвен Прайм.
Плюсы: медитативное градостроительство в традициях жанра; приятные музыка и дизайн; есть перевод на русский; можно посмотреть на песчаного червя из «Дюны».
Минусы: нет ощущения научной фантастики; однообразные задания; флора и фауна планеты вгоняют в тоску.
Лучшие комментарии
Почему до сих пор нет шуток про Андромеду?