8 июня 2017 8.06.17 11 40K

Friday the 13th: The Game: Обзор

Играл на PC

Джейсон Вурхиз — мужик в хоккейной маске с мачете, подрабатывавший тамадой на пятничных корпоративах американских подростков. Умение организовывать яркое кровавое шоу превратило парня в настоящую икону ужасов 80-х. Казалось бы, слава Джейсона осталась позади. Однако идёт 2017-й год, а разработчики из IllFonic и Gun Media Friday собирают более миллиона долларов во время краудфандинговой кампании Friday the 13th: The Game.

«Да говорю же, занято!»
«Да говорю же, занято!»

Где деньги?

Однако то, как авторы распорядились доверенными им деньгами, вызывает множество вопросов. «А чем вы, собственно, занимались последние два года?» — центральный среди них, и возникает он уже на этапе знакомства с главным меню. Одиночная кампания отсутствует. Обучение представлено в текстовом виде. В мультиплеере нет ни рейтинговых матчей, ни какого-либо разнообразия режимов. То есть можно сыграть в одном-единственном формате либо со случайными соперниками, либо с друзьями.

И если отсутствию «сингла» и режимов можно найти теоретическое оправдание (мало ли, может, там такая новаторская механика, что и не нужны они), то игнорирование создателями интерактивного обучения жутко напрягает. Попадая в игру, не понимаешь ни что тебе делать, ни куда идти. Потом только догадываешься, что прежде всего нужно было обстоятельно изучить текстовый «туториал». Ну кто в наше время знакомит пользователей с геймплеем таким образом?..

Сразу после запуска первого матча догадываешься, что неприятные сюрпризы только начинаются. Дешевизну проекта выдаёт криво поставленная, зато каноничная для «Пятницы» завязка: восемь молодых любителей палаток и свежего воздуха собрались вокруг костра в лесном лагере. И тут без всяких предисловий, без какой-нибудь подводки появляется Джейсон Вурхиз и наносит несовместимую с жизнью травму отбившемуся от стада пареньку. Наши «герои» демонстративно ужасаются и с отвисшей до земли челюстью разбегаются кто куда… Этот идиотский, никчёмно поставленный зачин, в котором никто не говорит ни слова, нужно будет наблюдать абсолютно перед каждым матчем.

То есть игра, в которой напрочь отсутствует сюжет, успевает навязать вам следующую самоидентификацию: «Я сказочно умный американский подросток, который при виде опасности убежал за пару километров от своих друзей и теперь бредёт обратно, чтобы спасти их и себя». Понятно, что в фильмах детишки тоже не отличались особой сообразительностью, но посвящать единственный нарративный момент диагностированию идиотизма героев — это слишком.

Творение IllFonic — дешёвый фансервис, сколоченный из знаковых моментов фильма, на скорую руку соединённых тем, что в элитных девелоперских кругах называется «уникальным геймплеем». Создатели, возможно, и являются воинствующими фанатами «Пятницы», а цели их могли быть искренними и благими. Но видит покойная мама Джейсона, они совершенно не понимают, чем интерактивные развлечения отличаются от кино. Здесь недостаточно собрать в одном кадре хоккейную маску, топор, прячущихся детишек и их расчленённые тела. Видеоигровая адаптация хоррор-фильма — задача, с которой и более профессиональным представителям геймдева справиться непросто.

Кого бы вы испугались больше?
Кого бы вы испугались больше?

Фарс на Хрустальном озере

Дальнейшие события игровой сессии, если смотреть на них с точки зрения здравого смысла, напоминают школьную забаву «Казаки-разбойники», только казачок тут один. Однако поклоннику фильмов о Джейсоне сразу станет ясно, что местный геймплей — это развёрнутая во временной плоскости одного матча сюжетная линия разных картин серии «Пятница, 13-е». То есть пользователи здесь прячутся, вооружаются битами, пытаются вызвать полицию. Только если в фильмах эти действия последовательно сменяют друг друга, задавая атмосферу и выстраивая композицию, то здесь каждый из игроков одновременно с другими реализует какую-то маленькую историю, которая на пару секунд воскрешает ту самую атмосферу и даёт почувствовать тот самый ужас. Однако эпизод заканчивается, и ты остаёшься ни с чем — в хорроре, который претендует на статус страшного и ужасного, прежде всего должен присутствовать выверенный темп.

Вот представьте: убегаете вы от Джейсона. Силы на исходе, маньяк уже дышит в спину. В отчаянии запрыгиваете в окно дома. Через мгновение входная дверь начинает трещать от ударов топора преследующего вас злодея. Вроде всё здорово, но вдруг враг останавливается. Вы смотрите в окно — а он, забыв о вас, уже ковыляет за другим пробегающим мимо «разбойником». Последний выписывает круги около толстого дерева, а Джейсон беспомощно пытается его достать.

Затем парочка возвращается обратно к дому, из которого вы наблюдаете шоу. Картина повторяется: тинейджер запрыгивает в окно, а убийца вновь долбится в дверь. И опять прекращает. На этот раз к громиле подбежала озорная девчонка и бросила под ноги петарду, от которой того настиг десятисекундный ступор. Шалунья тоже запрыгивает в окно, и вы втроём закатываетесь от смеха над убийцей-неудачником.

Подобный карнавал происходит в каждом матче — атмосфера триллера рассыпается, саспенса нет, ужас превращается в комедию. Понятно, что это издержки асимметричного мультиплеера. Но, во-первых, как уже было сказано, разработчики обделили нас одиночной кампанией, на которую можно было переложить ответственность за «правильный» ужастик, а во-вторых, многопользовательский режим мог быть куда более продуманным.

Заливать топливо в лодку ещё никогда не было так весело!
Заливать топливо в лодку ещё никогда не было так весело!

Пять минут спустя

Итак, ситуация на начало матча следующая: выжившие приходят в себя в разных частях лагеря, а Джейсон стартует в своей лачуге. Если с планами на жизнь маньяка всё более-менее понятно, то у его жертв спектр задач довольно широк. Однако все они сводятся к одному — выжить. Чтобы спастись, подростки должны выполнить последовательность действий на карте. Так, чтобы завести машину, нужно отыскать бензин и починить двигатель, а чтобы вызвать полицейских, придётся восстановить связь. Однако задачи различаются лишь формально. На практике 90 % времени ты рыскаешь по округе в поисках вещей.

Детишек восемь, а Джейсон один — с большой долей вероятности в следующем матче нам предстоит заниматься всё тем же: искать предметы. Игр через пять понимаешь, что бегать от маньяка просто надоело. Единственные яркие моменты геймплея — это встречи с Вурхизом, которые довольно часто заканчиваются фатально. Да, ты можешь красться на корточках, тихонько закрывать за собой двери, обыскивать каждый домик и двигаться к своей победе. Но это дико скучно, в этом монотонном процессе нет ничего интересного.

Чтобы добавить остроты, придать действию немного пикантности или хотя бы элементарно ускорить его, начинаешь без стеснения бегать, привлекая внимание Джейсона. Если маньяк великодушно обратит на жертву внимание, зрение персонажа начнёт сбоить, заиграет нервная музыка, и тогда вы испытаете желанный прилив адреналина. Последующая гонка от смерти — это единственная ценность Friday the 13th. И если вам пришлось познакомиться с топором Джейсона, то после гибели будьте добры десяток минут наблюдать за метаниями своих коллег. Иначе опыт не получите.

Выжившие беззащитны, а Джейсон почти бессмертен (его убийство — самый сложный сценарий победы для подростков), поэтому ни о каком силовом противостоянии маньяку в большинстве случаев речи идти не может. Попали в поле зрения убийцы — остаётся только бежать и прятаться. Множество объектов на локациях интерактивны: мы можем залезть в окно, юркнуть под кровать, затаиться в шкафу. В этих эпизодах мощнее всего выстреливает скудная хоррор-обойма «Пятницы»: когда ты, затаив дыхание, лежишь под кроватью, а в метре от тебя ступают тяжёлые ноги Вурхиза, действительно начинаешь ощущать себя героем-бедолагой из фильмов своего детства.

Вот почему страшные парни в кино всегда знают, где прячется их жертва.
Вот почему страшные парни в кино всегда знают, где прячется их жертва.

Доживём до понедельника

Игра за Джейсона куда более увлекательна. У маньяка есть способности, которые позволяют почувствовать себя настоящим злодеем — всесильным и непобедимым. Тут и телепортация, и подсветка жертв, и усиление слуха — основного средства нахождения человечины. Громила может разрубать двери, бросать ножики, останавливать машины. Но самое интересное начинается, когда Джейсон выслеживает врага и берёт курс на его уничтожение. Тушка сначала бежит быстрее нашего героя, но силы покидают её, и скоро беззащитное тело, истерично размахивая какой-нибудь сковородой, полным отчаяния взглядом смотрит в глаза своей судьбе…

Пространства для таких весёлых гонок здесь достаточно. Территория локаций довольно большая — её хватает для того, чтобы парочка выживших могла включить стелс-режим, поселиться в деревенских туалетах и заставить Джейсона выть от одиночества. Карт всего несколько, они крайне однообразны и схожи не только по сеттингу (леса и домики), но и структурно. Территориальные различия никак не сказываются на логике геймплея: везде персонажи выполняют одни и те же действия — перебегают из одной постройки в другую в поисках нужных вещей.

Стоит признать, что баланс сил всё же выдержан неплохо. У детишек множество способов противостоять Джейсону. Особенно в группе: при хорошем командном взаимодействии можно быстро отыскать необходимые предметы, а также дать отпор убийце с помощью всяких капканов, бейсбольных бит и даже ружья.

По мере набора опыта игрок открывает новых персонажей, каждый из которых имеет свои характеристики. Кто-то меньше шумит, кто-то сильнее бьёт, кто-то бегает шустрее. Различия не столь существенны, однако для правильного распределения ролей довольно важны.

Ночь, улица, капкан, мачете…

Приблизившись к подростку, Джейсон может схватить его, после чего перед носителем хоккейной маски встанет нелёгкий выбор: что сделать с телом? Изящно расплющить голову, сжечь в камине, расчленить… Анимаций «фаталити» много, а дополнительные приёмчики можно открыть по мере набора очков опыта. А ещё засидевшиеся в Friday the 13th игроки могут собрать коллекцию Джейсонов из разных частей франшизы, каждый из которых отличается оружием и предпочитаемой казнью. В общем, фансервис обеспечен полностью.

Графическое исполнение в целом не коробит. Но чем дольше играешь, тем больше недостатков подмечаешь. В частности, хуже всего пришлось персонажам: они анимированы из рук вон плохо. Детишки открывают рты, словно щелкунчики, натужно выпучивают глаза, изображая страх, их движения топорны и неуклюжи. Способность Джейсона к телепортации вообще выглядит и ощущается как какой-то баг. Ну неужели нельзя было анимировать момент его исчезновения и появления какой-нибудь вспышкой или дымкой?

Из мёртвой хватки Джейсона почти невозможно освободиться.
Из мёртвой хватки Джейсона почти невозможно освободиться.

И это не тот случай, когда претензии к графике имеют второстепенное значение. В проекте, где всё ориентировано на создание атмосферы, подобным мелочам нужно было уделить максимум внимания. Когда у твоего персонажа настолько холодное выражение лица, что легче поверить в то, что он член команды зомби-подкрепления для Джейсона, а не испуганный подросток, хочется крикнуть шагающему за тобой убийце: «Хорош топорами махать, мы из одной банды!»

Friday the 13th: The Game вышла очень сырой во всех отношениях. Её механика недостаточно интересна и, что ещё хуже, слабо реализована. Игра просто недоработанная, и это ощущается в любом аспекте её дизайна, в отсутствии львиной части необходимого для любого проекта контента. Иногда ей удаётся выдать напряжённые моменты и пощекотать нервы, но большую часть времени геймплей сводится к однообразным и монотонным действиям. Разработчики взялись за очень амбициозную и сложную задачу и провалились.

Плюсы: фансервис обеспечен на все сто; иногда случаются яркие ситуации.

Минусы: сырость во всех аспектах; игра вышла явно недоработанной.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Friday the 13th: The Game

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
26 мая 2017
210
3.2
179 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

По-моему автор вообще не понимает ни поставленной задачи, ни объёма работ для мелкой студии, ни жанровой предрасположенности. Критиковать игру по слэшеру в аспекте ужаса — это вообще вершина аналитики.
Маленькие студии редко выпускают нечто такого уровня, достаточно посмотреть на большую часть инди-проектов. Захват движений для всех убийств, воссозданные образы и места из фильмов, подгон всех условностей слэшера под игровые механики — это не «дешёвый фансервис на скорую руку». К примеру, культовый дом из фильма, что есть в игре, вообще сгорел и разработчикам пришлось поднимать реальные документы с конструкцией здания и т.п. Я не оправдываю технические проблемы, которые сейчас активно правят, но всё же называть игру «дешёвым фансервисом» и отталкиваться от этого в негативном ключе совсем неуместно, ведь игра в первую очередь делалась для фанатов кино, которые и профинансировали разработку. А про сингл вообще было сказано сразу, что будет в качестве обновления позднее летом.
как однажды произнес один хороший человек на stopgame:
«Меня, как потребителя, не должно волновать, насколько тяжело было каким-то разработчикам в процессе их работы, кто именно виноват и что творилось в котле разработки. Я, как потребитель, смотрю на результат, и этот результат разочаровывает».
Когда у твоего персонажа настолько холодное выражение лица, что легче поверить в то, что он член команды зомби-подкрепления для Джейсона, а не испуганный подросток, хочется крикнуть шагающему за тобой убийце: «Хорош топорами махать, мы из одной банды!»

А некоторые так и делают. И иногда это даже работает. Было у меня такое что я предал остальных выживших и в конце Джейсон меня отпустил к полиции. И это большой плюс, что игра позволяет отыгравать и такие ситуации.
StopGame разбивает моё сердце вторым подряд обзором с одной и той же оценкой «проходняк». Да, да я понимаю, что оценка это так — вы обзор посмотрите и почитайте. Читаю, смотрю.

Меня игра удивила, в хорошем смысле. Лично я, ничего подобного не видел. Dbd из-за невозможности убить персонажа или молниеносно умереть завернув не туда — рушила всю атмосферу.

Ну, и да я отношусь к той группе людей, которая хоть и не без иронии, но испытывает достаточно тёплые чувства по отношению к первоисточнику. Собственно и чего зазорного в том, что мы (30+) были той целевой аудиторией для разработчиков для кого эти фильмы, одно из ярчайших воспоминаний детства. В атмосферном плане они сделали всё правильно.
Ну и как сова, не сильно пострадала? Ну после натягивания на глобус-то?
Такое натужное выведение «проходняка» еще поискать надо.

Ну кто в наше время знакомит пользователей с геймплеем таким образом?


Те, кто наконец-то понял, что игра не про то, чтобы растягивать на пол часа мотания по карте с выполнением элементарных действий, когда все это можно уложить в пару абзацев? Одно дело когда геймплей технически сложный, например, в какой-нибудь гранд-стратегии, и совсем другое дело, когда геймплейное отличие игры от типичного экшена от третьего лица в поставленных задачах.

но посвящать единственный нарративный момент диагностированию идиотизма героев — это слишком.


Вот и опять бедная сова. 10 секунд заставки перед матчем. Из каких предпосылок тут «это слишком»?
Какой ты чувствительный мальчик, Томми.

Последний выписывает круги около толстого дерева, а Джейсон беспомощно пытается его достать.


Приводить в пример стандартной ситуации частный случай, случающийся скорее в нубских матчах?

его исчезновения и появления какой-нибудь вспышкой или дымкой?


«Внезапное» появление-исчезновение куда как атмосфернее, чем «ниндзя-стайл» для хоррор\/слэшера. Вот бы Бэтмен «исчезал» со спецэффектами, да?
То есть по вашей логике, любая маленькая студия может выпускать сырые и недоделаные игры?
И его Джейсон так на них взъелся? Ведь его мама первая начала.
Игра более-менее, судя по бетке, однако, как и в DbD, в ней нет вообще никакой динамики: персонажи медленно ходят, медленно бегают, быстро устают, неторопливо взаимодействуют, да и вообще управление топорное. Увы, но вместо погонь и западней здесь какие-то комичные мансы из Suxton Hale.
Симулятор суицидника 2017
Читай также