Alawar Entertainment давно и прочно ассоциируется с «казуальными» видеоиграми. Рассчитанные на массового потребителя развлечения под патронажем этой компании издаются во всём мире более пятнадцати лет для всех платформ — от «мобилок» до консолей. Как правило, геймплей в них прост до неприличия, а фраза «игра от Alawar» давно уже говорит о том, что каких-то серьёзных испытаний от такого продукта ждать не стоит. Домохозяйки и дети, использующие мобильные девайсы, — вот основная аудитория.
Beholder — довольно нетипичный проект, который точно не придётся по вкусу тем, кто при выборе очередного развлечения на вечер будет ориентироваться на имя издателя. Не стоит обманываться — за простенькой (но тем не менее весьма стильной) картинкой скрывается такой зубодробительный хардкор, что не каждому будет по силам добраться до конца игры.
Big Brother is watching you
Вы — управляющий жилым домом, только что получивший назначение на новую работу. Вашего предшественника прямо на ваших глазах пакуют в «чёрный воронок», а вам выдают ключи от квартиры в подвале («Папа, тут целых три комнаты!») и довольно прозрачно намекают, что работу надо выполнять качественно и в срок, не обсуждая приказов начальства и вовремя отвечая на звонки. Иначе есть все шансы повторить судьбы прежнего управляющего — такие вот правила.
На самом деле, поиск новых и обслуживание уже заселившихся квартирантов — лишь прикрытие настоящей работы, которая заключается в том, чтобы следить за постояльцами в доме. Отсюда и такая строгость к подчинённым.
Впрочем, мир игры таков, что в этом нет ничего удивительного. На дворе 1984-й год (да, все мы любим Оруэлла (George Orwell)), а страна, где всё происходит, объединяет в себе худшие черты существовавших на самом деле тоталитарных режимов — цветовая гамма и дизайн лишний раз это подчёркивают. Столь же сера и невыразительна здешняя действительность: здесь соседствуют тяжёлая работа на фабриках или шахтах для простого люда и разнообразные развлечения власть имущих и богачей.
Впрочем, никакие деньги не помогут, если гражданин нарушит хотя бы один из многочисленных законов, которые выпускаются с пугающей скоростью и могут быть весьма абсурдными. Если запрет на хранение оружия ещё вполне логичен, то как вам, например, тюремный срок за ношение синих галстуков?
Короче говоря, жизнь в этом мире — совсем не сахар. Чтобы выжить самому и обеспечивать свою семью, главному герою приходится постоянно выбирать между благополучием близких, верностью государству, страхом перед карательными органами, собственной совестью и алчностью. Выбор не всегда будет простым, но всегда будет иметь далеко идущие последствия…
Хочешь жить — умей вертеться
С первого взгляда может показаться, что Beholder — типичная представительница всё тех же «казуалок», в которой надо выполнять мелкие поручения жильцов, кликая по всплывающим значкам потребностей, а главная сложность будет в том, как успеть добежать от одного значка к другому за отведённое время. На самом деле подобного нет и в помине — жёсткого тайм-менеджмента не найти, а элементы «тайкуна» хоть и присутствуют (заселение новых жильцов, ремонт квартир и мебели), но погоды не делают.
Beholder — это квест с линейным ходом основных событий, однако их влияние на жизнь главного героя может быть совершенно разным в зависимости от того, как на них реагировать. Можно заниматься своими прямыми обязанностями — расставлять камеры слежения в квартирах и подглядывать за жильцами в замочную скважину, обыскивать их личные вещи, пока никого нет дома, а затем писать отчёты и рапорты в министерство.
Найден запрещённый предмет или камера зафиксировала нарушение закона? После нашего доклада за преступником тут же выезжает наряд полиции, а нас ждёт небольшая прибавка к окладу и «Авторитету» (так тут называют специальные очки, которые можно использовать в некоторых диалогах или потратить на покупку камер и инструментов). Но вскоре у главного героя начинают возникать большие и не очень проблемы.
Жене необходимо оплачивать счета за квартиру и заботиться о домашнем уюте, а на это требуются деньги. Дочь может заболеть, сыну необходимо продолжать учёбу — снова расходы. Начальство не забывает подкидывать одно задание за другим, а спустя некоторое время на связь выходят местные революционеры, которым тоже может понадобиться помощь главного героя. А ведь никто не отменял и официальных обязанностей — жильцы не раз попросят оказать им какую-либо услугу, причём некоторые могут быть не вполне легальны.
Приходится крутиться как белка в колесе, пытаясь угодить и тем, и другим, и третьим. Тем не менее быть хорошим сразу для всех не получится — чем-то или кем-то в конце концов придётся пожертвовать. Увлеклись революционной деятельностью — руководство почует неладное и возьмёт на заметку, что грозит окончанием карьеры с последующим наказанием, вплоть до расстрела. Да и революционеры тоже не добрые и пушистые — они могут припомнить, кто им помогал, а кто сразу бежал в полицию. Постояльцы не потерпят халатного отношения к своей персоне, а ведь именно с их помощью можно получить не только деньги, но и кое-какие услуги в ответ. Ну и о семье забывать не стоит, если не хотите наблюдать, как близкие умирают один за другим.
Слабакам здесь не место
Завалив первое прохождение (не думаю, что у кого-то хватит везения пройти игру хоть до какой-нибудь концовки с первого раза), начинаешь понимать, что геймплей здесь совсем не такой простой, как кажется. Рапорты и доклады на постояльцев, слежка за ними сами по себе практически не нужны, истинная цель заключается в том, чтобы заработать как можно больше денег ради выживания своей семьи. А денег будет требоваться не много, а очень много — порой кажется, что разработчики что-то напутали и некоторые задания просто невыполнимы.
Не успел накопить нужную сумму в срок — приходится делать совсем не тот выбор, какой хочется. Например, в истории с больной дочерью — на её лечение требуется весьма кругленькая сумма, так что, чтобы её набрать, придётся идти на всевозможные ухищрения, например воровать вещи квартирантов и подкидывать им запрещённые предметы, дабы затем шантажировать. Конечно, можно потратить деньги на что-то другое, забыв о здоровье ребёнка, — выбор есть всегда. Правда, и последствия каждого такого решения не заставят себя долго ждать.
Усложняет ситуацию тот факт, что разработчики, как выясняется, ценители «олдскульного» геймплея, который заключается, в частности, в отсутствии упрощающих жизнь подсказок, меток и записок. Порой оброненная кем-то из персонажей фраза может иметь решающее значение, но каких-то заметок или дневника в игре нет — приходится записывать самому или просто запоминать. Поэтому диалоги и описания тут необходимо читать с максимально возможным вниманием, а не пролистывать наспех.
Впрочем, занятие это совсем не напрягающее — спасибо сценаристам и дизайнерам, которые сумели создать довольно интересный мир, населённый не менее интересными персонажами. Практически каждый квартирант, к примеру, имеет свою собственную историю, раскрыть которую можно как с помощью беседы, так и посредством тщательного наблюдения за ним.
Концовка игры может быть разной — в зависимости от действий главного героя на протяжении всего сюжета, а не только от выбора в развязке. В большинстве случаев с первого раза позитивного финала ожидать не приходится — уж слишком сложно не только достичь личного благополучия, но и сохранить семью, не говоря уже об освобождении всей страны от гнёта тирании. Во время следующих попыток замечаешь, что сценарии, по которым живут персонажи, всегда одни и те же, пусть главный герой и может менять их ход. Да и этот порядок — кому и когда сдавать жильё в аренду, кого отправить за решётку, а кого пощадить — будет принесён в жертву эффективности прохождения. Никакая берущая за душу история очередного квартиранта не устоит перед жёсткой необходимостью выбить из него тем или иным образом как можно больше денег — если полагаться только на эмоции, то главному герою несдобровать.
Beholder — всего лишь головоломка: пусть сложная, красивая и стильная, но, найдя секрет решения, возвращаться к ней смысла нет. Стратегия, обеспечивающая победу, не терпит вариативности — чтобы добраться до лучшего из всех возможных вариантов финала, придётся следовать одним и тем же верным действиям. Тем не менее поиск этого самого идеального пути точно не будет скучным.
Плюсы: интересные сюжетные линии главных героев; возможность выбора; влияние действий на протяжении всей игры на финал истории.
Минусы: необходимость заработать как можно больше денег любой ценой; многим игра покажется слишком сложной.
Лучшие комментарии
Не то что бы это было минусом игры, но аргументация просто замечательная.
Совсем дурной?
Где-то на середине игры я догнал, что шмотки жильцов можно продавать после их выселения. И с этого момента игра не представляла особой сложности.
Вообще, на мой взгляд, эт осамая большая проблема экономической части игры — выселять жильцов банально выгодней, чем покрывать. Ренту жильцы не платят, их задания, в большинстве своем, особой прибыли не приносят. Так что самый простой способ добиться успеха — заселить жильца, подождать 1-2 дня, выполнив его задания (если есть), а потом выселить за какую-нибудь мелочь вроде чтения (вообще, эту «директиву» нарушают поголовно все, кроме таможенника). В итоге пока не понял фишку с личными вещами — я потерял жену и дочь, однако сына я отправил за границу, а потом и сам свалил. К концу игры в доме оставался только таможенник, без жены :)
Сейчас меня расстраивает отвлечение геймплеем от сюжета и невозможность в любой момент закрыть игру и на следующий день продолжить с тогоже места.
Да и сюжеты про принцесс у меня уже давно вызывают фейспалмы.
Нуу… если ты в игре только за себя и паришься, то, естественно игра будет легкой.