25 ноября 2016 25.11.16 29 38K

Beholder: Обзор

Играл на PC

Alawar Entertainment давно и прочно ассоциируется с «казуальными» видеоиграми. Рассчитанные на массового потребителя развлечения под патронажем этой компании издаются во всём мире более пятнадцати лет для всех платформ — от «мобилок» до консолей. Как правило, геймплей в них прост до неприличия, а фраза «игра от Alawar» давно уже говорит о том, что каких-то серьёзных испытаний от такого продукта ждать не стоит. Домохозяйки и дети, использующие мобильные девайсы, — вот основная аудитория.

Beholder — довольно нетипичный проект, который точно не придётся по вкусу тем, кто при выборе очередного развлечения на вечер будет ориентироваться на имя издателя. Не стоит обманываться — за простенькой (но тем не менее весьма стильной) картинкой скрывается такой зубодробительный хардкор, что не каждому будет по силам добраться до конца игры.

Несмотря на то что весь дом умещается на одном экране, пропустить что-то важное из происходящего в квартирах можно с лёгкостью — хватает других занятий.
Несмотря на то что весь дом умещается на одном экране, пропустить что-то важное из происходящего в квартирах можно с лёгкостью — хватает других занятий.

Big Brother is watching you

Вы — управляющий жилым домом, только что получивший назначение на новую работу. Вашего предшественника прямо на ваших глазах пакуют в «чёрный воронок», а вам выдают ключи от квартиры в подвале («Папа, тут целых три комнаты!») и довольно прозрачно намекают, что работу надо выполнять качественно и в срок, не обсуждая приказов начальства и вовремя отвечая на звонки. Иначе есть все шансы повторить судьбы прежнего управляющего — такие вот правила.

На самом деле, поиск новых и обслуживание уже заселившихся квартирантов — лишь прикрытие настоящей работы, которая заключается в том, чтобы следить за постояльцами в доме. Отсюда и такая строгость к подчинённым.

Впрочем, мир игры таков, что в этом нет ничего удивительного. На дворе 1984-й год (да, все мы любим Оруэлла (George Orwell)), а страна, где всё происходит, объединяет в себе худшие черты существовавших на самом деле тоталитарных режимов — цветовая гамма и дизайн лишний раз это подчёркивают. Столь же сера и невыразительна здешняя действительность: здесь соседствуют тяжёлая работа на фабриках или шахтах для простого люда и разнообразные развлечения власть имущих и богачей.

Впрочем, никакие деньги не помогут, если гражданин нарушит хотя бы один из многочисленных законов, которые выпускаются с пугающей скоростью и могут быть весьма абсурдными. Если запрет на хранение оружия ещё вполне логичен, то как вам, например, тюремный срок за ношение синих галстуков?

Короче говоря, жизнь в этом мире — совсем не сахар. Чтобы выжить самому и обеспечивать свою семью, главному герою приходится постоянно выбирать между благополучием близких, верностью государству, страхом перед карательными органами, собственной совестью и алчностью. Выбор не всегда будет простым, но всегда будет иметь далеко идущие последствия…

Диалоги лучше читать, а не пролистывать — и не только потому, что они бывают весьма занятными. Иначе узнать кое-какую важную информацию не получится.
Диалоги лучше читать, а не пролистывать — и не только потому, что они бывают весьма занятными. Иначе узнать кое-какую важную информацию не получится.

Хочешь жить — умей вертеться

С первого взгляда может показаться, что Beholder — типичная представительница всё тех же «казуалок», в которой надо выполнять мелкие поручения жильцов, кликая по всплывающим значкам потребностей, а главная сложность будет в том, как успеть добежать от одного значка к другому за отведённое время. На самом деле подобного нет и в помине — жёсткого тайм-менеджмента не найти, а элементы «тайкуна» хоть и присутствуют (заселение новых жильцов, ремонт квартир и мебели), но погоды не делают.

Beholder — это квест с линейным ходом основных событий, однако их влияние на жизнь главного героя может быть совершенно разным в зависимости от того, как на них реагировать. Можно заниматься своими прямыми обязанностями — расставлять камеры слежения в квартирах и подглядывать за жильцами в замочную скважину, обыскивать их личные вещи, пока никого нет дома, а затем писать отчёты и рапорты в министерство.

Найден запрещённый предмет или камера зафиксировала нарушение закона? После нашего доклада за преступником тут же выезжает наряд полиции, а нас ждёт небольшая прибавка к окладу и «Авторитету» (так тут называют специальные очки, которые можно использовать в некоторых диалогах или потратить на покупку камер и инструментов). Но вскоре у главного героя начинают возникать большие и не очень проблемы.

Жене необходимо оплачивать счета за квартиру и заботиться о домашнем уюте, а на это требуются деньги. Дочь может заболеть, сыну необходимо продолжать учёбу — снова расходы. Начальство не забывает подкидывать одно задание за другим, а спустя некоторое время на связь выходят местные революционеры, которым тоже может понадобиться помощь главного героя. А ведь никто не отменял и официальных обязанностей — жильцы не раз попросят оказать им какую-либо услугу, причём некоторые могут быть не вполне легальны.

Грамотно составленный рапорт позволяет получить небольшую прибавку к жалованью, но гораздо важнее, что с его помощью можно избавиться от «лишних» постояльцев.
Грамотно составленный рапорт позволяет получить небольшую прибавку к жалованью, но гораздо важнее, что с его помощью можно избавиться от «лишних» постояльцев.

Приходится крутиться как белка в колесе, пытаясь угодить и тем, и другим, и третьим. Тем не менее быть хорошим сразу для всех не получится — чем-то или кем-то в конце концов придётся пожертвовать. Увлеклись революционной деятельностью — руководство почует неладное и возьмёт на заметку, что грозит окончанием карьеры с последующим наказанием, вплоть до расстрела. Да и революционеры тоже не добрые и пушистые — они могут припомнить, кто им помогал, а кто сразу бежал в полицию. Постояльцы не потерпят халатного отношения к своей персоне, а ведь именно с их помощью можно получить не только деньги, но и кое-какие услуги в ответ. Ну и о семье забывать не стоит, если не хотите наблюдать, как близкие умирают один за другим.

Слабакам здесь не место

Завалив первое прохождение (не думаю, что у кого-то хватит везения пройти игру хоть до какой-нибудь концовки с первого раза), начинаешь понимать, что геймплей здесь совсем не такой простой, как кажется. Рапорты и доклады на постояльцев, слежка за ними сами по себе практически не нужны, истинная цель заключается в том, чтобы заработать как можно больше денег ради выживания своей семьи. А денег будет требоваться не много, а очень много — порой кажется, что разработчики что-то напутали и некоторые задания просто невыполнимы.

Не успел накопить нужную сумму в срок — приходится делать совсем не тот выбор, какой хочется. Например, в истории с больной дочерью — на её лечение требуется весьма кругленькая сумма, так что, чтобы её набрать, придётся идти на всевозможные ухищрения, например воровать вещи квартирантов и подкидывать им запрещённые предметы, дабы затем шантажировать. Конечно, можно потратить деньги на что-то другое, забыв о здоровье ребёнка, — выбор есть всегда. Правда, и последствия каждого такого решения не заставят себя долго ждать.

Лучше не попадаться на глаза постояльцам во время обыска их личных вещей — последствия могут быть фатальными.
Лучше не попадаться на глаза постояльцам во время обыска их личных вещей — последствия могут быть фатальными.

Усложняет ситуацию тот факт, что разработчики, как выясняется, ценители «олдскульного» геймплея, который заключается, в частности, в отсутствии упрощающих жизнь подсказок, меток и записок. Порой оброненная кем-то из персонажей фраза может иметь решающее значение, но каких-то заметок или дневника в игре нет — приходится записывать самому или просто запоминать. Поэтому диалоги и описания тут необходимо читать с максимально возможным вниманием, а не пролистывать наспех.

Впрочем, занятие это совсем не напрягающее — спасибо сценаристам и дизайнерам, которые сумели создать довольно интересный мир, населённый не менее интересными персонажами. Практически каждый квартирант, к примеру, имеет свою собственную историю, раскрыть которую можно как с помощью беседы, так и посредством тщательного наблюдения за ним.

Концовка игры может быть разной — в зависимости от действий главного героя на протяжении всего сюжета, а не только от выбора в развязке. В большинстве случаев с первого раза позитивного финала ожидать не приходится — уж слишком сложно не только достичь личного благополучия, но и сохранить семью, не говоря уже об освобождении всей страны от гнёта тирании. Во время следующих попыток замечаешь, что сценарии, по которым живут персонажи, всегда одни и те же, пусть главный герой и может менять их ход. Да и этот порядок — кому и когда сдавать жильё в аренду, кого отправить за решётку, а кого пощадить — будет принесён в жертву эффективности прохождения. Никакая берущая за душу история очередного квартиранта не устоит перед жёсткой необходимостью выбить из него тем или иным образом как можно больше денег — если полагаться только на эмоции, то главному герою несдобровать.

Судя по одной семье квартирантов, разработчики в курсе, что их игра похожа на Papers, Please.
Судя по одной семье квартирантов, разработчики в курсе, что их игра похожа на Papers, Please.

Beholder — всего лишь головоломка: пусть сложная, красивая и стильная, но, найдя секрет решения, возвращаться к ней смысла нет. Стратегия, обеспечивающая победу, не терпит вариативности — чтобы добраться до лучшего из всех возможных вариантов финала, придётся следовать одним и тем же верным действиям. Тем не менее поиск этого самого идеального пути точно не будет скучным.

Плюсы: интересные сюжетные линии главных героев; возможность выбора; влияние действий на протяжении всей игры на финал истории.
Минусы: необходимость заработать как можно больше денег любой ценой; многим игра покажется слишком сложной.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Beholder

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
9 ноября 2016
869
3.9
600 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ахахахаха, этот пост настолько плох, что даже хорош!
Товарищ, а вы помните, как до н. э. было? Всё жилось и умиралось нормально ;)
Не то что бы это было минусом игры, но аргументация просто замечательная.
аллюзию на современную россию

Возможно хотели сделать донат

Совсем дурной?
По-моему игра тянет на изумительно т.к. Последний минус, не минус- соулсы за это и любят, а так всем добра и мира в душе!
Как много игр хороших, но так мало времени(((
Такие моменты нужно класть под спойлер.
Мне не нравится, что по сути выбора пути нет. Нельзя быть хорошим или хотя бы нейтральным, только плохим. Я как ни пытался, ни в одной игре еще не получалось отыгрывать м**ака.
Не знаю в чем сложность в прохождении игры с первого раза…

Где-то на середине игры я догнал, что шмотки жильцов можно продавать после их выселения. И с этого момента игра не представляла особой сложности.
Вообще, на мой взгляд, эт осамая большая проблема экономической части игры — выселять жильцов банально выгодней, чем покрывать. Ренту жильцы не платят, их задания, в большинстве своем, особой прибыли не приносят. Так что самый простой способ добиться успеха — заселить жильца, подождать 1-2 дня, выполнив его задания (если есть), а потом выселить за какую-нибудь мелочь вроде чтения (вообще, эту «директиву» нарушают поголовно все, кроме таможенника). В итоге пока не понял фишку с личными вещами — я потерял жену и дочь, однако сына я отправил за границу, а потом и сам свалил. К концу игры в доме оставался только таможенник, без жены :)
если будешь отыгрывать ублюдка, первые же жильцы всадят тебе пулю меж глаз, так что по сути выбор только один — отыгрывать ублюдка, который притворяется паинькой.
Игра не понравилась очень жёсткими таймингами и невозможностью сохраняться где хочется. Даже на лёгком уровне сложности. Аналогичный косяк был в The last station во время поездок на поезде.
Ну… Эгоистичного мужика, который выселяет и шантажирует свои жильцов, пытаясь усидеть на всех стульях сразу, пусть и ради своей семьи, святым точно не назовёшь. А вот ублюдком (при определённом взгляде на историю) вполне себе можно.
В то время я был моложе, игр было меньше и нравилось мне в них другое.
Сейчас меня расстраивает отвлечение геймплеем от сюжета и невозможность в любой момент закрыть игру и на следующий день продолжить с тогоже места.
Да и сюжеты про принцесс у меня уже давно вызывают фейспалмы.
Не то что бы это было минусом игры, но аргументация просто замечательная
С первого раза можно дойти до секретной концовки, переворачиваем газету, нажимаем на бумажку, видим номер, звоним на него, говорим что прошли игру, всё вот вам секретная концовка и достижение No Mans Spy.
«Не понял в чем сложность» — > «Потерял сына и дочь»
Нуу… если ты в игре только за себя и паришься, то, естественно игра будет легкой.
Помогите отреагировать .-.
Ну совсем жестких таймингов там мало, но соглашусь. Для спасения дочери нужно буквально все по шагам делать, иначе не получится.
Читай также