Мы знаем примеры, когда фильмы снимали критики, а игры делали игровые журналисты, авторы грозных, ироничных и, конечно, безмерно объективных рецензий. И почти всегда такие работы получаются особыми — что называется, с претензиями. Можно, например, вспомнить Bastion и Transistor, сценаристом и дизайнером которых был небезызвестный Грег Касавин (Greg Kasavin), десять лет писавший обзоры на GameSpot. This Is the Police также разрабатывали игровые журналисты — одним из лидеров проекта стал Илья Янович, работавший в массе российских игровых СМИ, а помогал ему среди прочих Ян Кузовлев, нынешний главред «Игромании». И у них (а точнее, у белорусской Weappy Studio) тоже получилась весьма необычная работа.
Криминальный сериал
This Is the Police, как и многие, прошла через сито Kickstarter, где, однако, собрала лишь половину необходимой суммы. Потом разработчики нашли поддержку в лице издателя Team17, который много с чем помог, но в итоге прекратил сотрудничество. Но и тут руки у Weappy Studio не опустились — они сумели заинтересовать проектом компании Nordic Games и EuroVideo Medien и всё-таки довели игру до ума.
Формально перед нами стратегия и менеджер в одном лице, этакий симулятор работы полицейского управления вымышленного города Фрибург. Учитывая последние события в США, где копы убивают чернокожих, а те — полицейских на митингах протеста, This Is the Police можно было бы назвать очень актуальной, прямо-таки злободневной, тем более что здесь тоже периодически приходится подавлять всякие демонстрации, в том числе и с участием афроамериканцев.
Но действие This Is the Police разворачивается в 1984-м году, и авторы, скажем так, смотрят на вещи шире. Они охватывают все типичные болячки любого полицейского управления практически в любой стране — тут и коррупция, и связи с мафией, и необходимость разрываться между собственными интересами, интересами жителей, городских властей и бандитов, и проблема подбора кадров, когда подчинённые вечно пьют или «копают» под твоё место, и постоянные проверки, и неудобные вопросы журналистов…
Каждый день наш главный герой, шеф фрибургского ГУВД Джек Бойд, отправляет на глобальной карте наряды полиции расследовать или предотвращать преступления — убийства, драки, ограбления, изнасилования, какие-то бытовые ссоры. Эта схема в целом проста: чем больше копов отправляете на вызов и чем более они компетентны, тем больше шанс, что они вернутся живыми, успешно завершив свою миссию и повысив свой уровень профессионализма. В особых случаях на подмогу можно вызывать отряд SWAT. Чем успешнее вы действуете, чем меньше стражей порядка и гражданских гибнет, тем больше денег получаете и тем ближе к конечной цели — заработать за полгода лично себе в карман 500 тысяч долларов.
Фильм-нуар
Но на самом деле This Is the Police рассказывает не только и не столько о премудростях управления более или менее (зависит от вас) коррумпированным полицейским департаментом, сколько о личной драме Джека Бойда. Здесь есть очень интересный, мрачный сюжет, выдержанный в стиле нуар.
Нужно сказать, что Илья Янович учился в Беларуси на режиссёра, так что это вообще очень синефильская игра. Жители Фрибурга ходят в кино на «Более странно, чем в Раю» Джима Джармуша (Jim Jarmusch) и на «Гражданина Кейна» (и иногда поджигают кинотеатры), сотрудников Бойда периодически просят сняться в каком-нибудь кино про полицейских, а сам он постоянно рассказывает о себе и о своей работе грустным, уставшим голосом героев типичных нуар-фильмов, снятых по романам Рэймонда Чандлера (Raymond Chandler).
Поводов для радости действительно мало. Джеку шестьдесят, жена от него ушла к молодому любовнику, лучший друг ввязал его в какие-то мафиозные разборки, а самого его через полгода отправят в отставку. Неудивительно, что Бойд каждое утро, перед началом рабочего дня, слушает блюз или джаз, пьёт, сидит на каких-то таблетках и хамит, невзирая на авторитеты.
Фактически в седле Джека держат лишь два желания — вернуть жену и заработать себе полмиллиона на «достойную пенсию». И он волен не стеснять себя в выборе методов, как этого добиться. Сама жизнь заставляет стать коррупционером в погонах — можно скрывать факт гибели кого-нибудь из подчинённых, чтобы какое-то время получать муниципальные деньги за эти «мёртвые души», можно выполнять заказы на стороне или поручения мафии, помогать одной из группировок в войне банд, а также сбывать оружие, драгоценности, наркотики.
Подолгу игнорировать местных авторитетов просто не получится, иначе через какое-то время Джек получит пулю в лоб. Но и переусердствовать нельзя — в противном случае городские власти или какая-нибудь очередная комиссия, собранная по навету подчинённых, преждевременно отстранят и отправят в отставку. Поэтому всю игру мы вынуждены сидеть на двух стульях, лавируя между самыми разными интересами и принимая решения, которые прямо повлияют на финал всей этой мрачной истории. Чьи поручения и как выполнять, стоит ли использовать силу при разгоне демонстраций, как отвечать на вопросы журналистов, — вы решаете сами.
Производственная драма
Но куда чаще Джеку приходится решать более насущные и приземлённые проблемы. Главный его ресурс — даже не пресловутые «бабки», а время и кадры, которых тут постоянно не хватает. Получив сигнал о каком-либо происшествии, нужно успеть отреагировать на него, послав на место полноценный наряд, а не пугливого копа пенсионного возраста. А таких сигналов, как правило, поступает сразу несколько, к тому же постоянно возникают какие-то просьбы от мафии, мэрии или местных бизнесменов, которые просят помочь с охраной нового ресторана. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы людей (и как можно более компетентных) хватало на всё.
Добиться этого непросто. Во-первых, над головой Джека постоянно висит дамокловым мечом угроза урезания штата управления. Чтобы избежать этого и, наоборот, выбить пару новых мест под полицейских и детективов, «проапгрейдить» отряд SWAT и добиться увеличения муниципальных расходов на ваш департамент, нужно вовремя выполнять поручения мэрии. Приходится разгонять митинги, увольнять всех чернокожих или слишком старых копов, нанимать азиатов (перед визитом важной делегации из Японии) или, по прихоти чиновницы-феминистки, обеспечивать равенство полов среди сотрудников. Правда, потом придётся отвечать на неудобные вопросы перед очередной комиссией: почему, например, разогнали демонстрацию темнокожих?
Во-вторых, сами наши подчинённые имеют неприятное свойство выбывать из строя надолго или навсегда — их убивают, они устают, уходят в запои и даже травятся той едой, которую Джек по своей неосторожности разрешил поставить в управление. А некоторые и вовсе уходят из профессии, когда кто-то, например, по вашей просьбе снялся в кино про полицейских (на этом можно неплохо заработать), а теперь вот решил уйти покорять Голливуд. Плюс постоянные проверки, комиссии и тесты, которые также выбивают на пару дней некоторых ваших подопечных.
А ещё сотрудники постоянно просят отгулы. Если заболел кто-то из близких, это вполне уважительная причина, а если кто-то просит отпустить, чтобы дочитать интересную книгу или сходить на похороны соседского кота, то приходится отказывать или даже просить поработать на следующий день. Но чем строже вы, тем больше шансов, что кто-нибудь из ваших подопечных начнёт собирать на вас компромат и сдаст с потрохами комиссии. На такие случаи лучше завести «крота» среди сотрудников. А ещё можно затыкать недовольным рты взятками и делиться с ними прибылью от продажи конфиската через мафию — в общем, обычная полицейская рутина…
Музыкальный фильм
Таких вот интересных деталей в This Is the Police масса, и именно они не дают заскучать во время обычных рабочих будней шефа полицейского управления. Мы, например, можем отправить сотрудников на обучение в академию или на неформальный пикник, чтобы собрать важную информацию. Можем выкупить у мафии информацию об их сходках, чтобы случайно не отправить туда подопечных и не получить в итоге три трупа.
Кроме того, периодически игра превращается в текстовый квест. В какой-нибудь особенно сложной ситуации мы сами подсказываем подопечным, например, попытаться взять штурмом дом подозреваемых или проникнуть через окно, выстрелить в человека, взявшего заложника, или провести мирные переговоры и так далее. А во время работы ваших детективов нужно изучать показания и буквально по кусочкам складывать картину произошедшего.
Вообще, This Is the Police — игра многогранная. Помимо пунктика насчёт кино у авторов ещё есть особые чувства к музыке. Джек не просто каждое утро включает джаз или классику (Бетховена и Шопена, например), он может и покупать разные виниловые пластинки (а позже и плёночные кассеты), формируя свой личный музыкальный каталог. И на каждую из композиций лично Ян Кузовлев выдаёт краткую рецензию.
Полицейская академия
Всё это дополняется юмором. Да, несмотря на весь мрак, нуар и тяжёлую депрессию, мучающую нашего шефа полиции, в This Is the Police много иронии. Когда по сюжету Джек возвращается после долгого перерыва на своё место в управлении, авторы торжественно выдают ему новую красную «тачку», модную одежду, жёлтые очки и награждают новым званием «настоящего воина, независимого и уверенного в себе». Эта ироничная отсылка к типичному повышению уровня в играх не может не вызвать улыбку, как и возможность иногда поиграть в старомодные «пиксельные» аркады.
Кроме того, жители Фрибурга обожают обнажаться в публичных местах и демонстрировать свои причиндалы в кинотеатрах, а также совершать ложные вызовы — кто-то требует наказать стоматолога, сделавшего особо болезненный укол, кто-то кричит в трубку, что в его дом прокрался кот-убийца. Или, например, звонит ребёнок и жалуется, что его держат взаперти и не пускают гулять.
Полиция, понятно, должна на всё это как-то реагировать: а вдруг это не ложная тревога и что-то действительно случилось? Но когда людей и без того не хватает, тут снова становится не до смеха. Впрочем, порой винить в этом можно только себя. Помните, шеф, на прошлой неделе вы позволили тибетскому монаху посетить ваше управление? Ну так вот, Флорис и Хэмильтон ушли в Тибет…
This Is the Police — одна из самых необычных и ярких игр этого года, в которую авторы поместили и стратегию, и менеджер, и фильм-нуар, и юмор, и массу кросскультурных отсылок, и ностальгию по 80-м, и моральный выбор, и настоящее раздолье для любителей хорошей музыки в целом и джаза в частности. Игровые журналисты словно специально сделали игру, которую их коллегам очень сложно критиковать (разве что за некоторую затянутость и рутину).
Плюсы: увлекательная история в стиле нуар; необходимость принимать массу решений, прямо влияющих на происходящее; харизматичный главный герой; многогранная, богатая на детали стратегическая часть; обилие хорошей музыки; необычный стиль; хороший юмор и ирония.
Минусы: периодически игра может показаться затянутой и несколько однообразной.
Лучшие комментарии
— Да…
— Пошёл на х**, Трой Старр!
бесценно...
— Пошёл нах*й, Трой Старр!
Кстати об отсылках к кино — понравился обычный вызов, который напрямую ссылался на фильм «Телефонная будка».
Еще в самом начале и в момент 3:18
Но внутриигрового контента, всё же маловато. Неизбежно наступает момент, когда ты разбираешься в механике и логике, находишь правильный алгоритм поведения, и… и через какое-то время начинается откровенная рутина. День за днем ты решаешь схожие задачи — в ожидании следующего витка сюжета (который становится оч-ч-чень неспешным). Имхо, во-первых: действие можно было бы ускорить, ужав игровые события с 180 — 120 дней, скажем. Во-вторых, хочется больше эмоциональной «отдачи» от расследований и полицейских операций. То есть не просто «преступник пойман, ок, всё».
Во всем же остальном, игра — маленький шедевр. Сразу видно, что делали её люди с хорошим вкусом и неплохим чувством юмора.
Да и комментарии, смотрю, по большей части хвалебные)