Рекламируя Fallout 4: Far Harbor, Bethesda особый упор делала на то, что, дескать, это самое большое дополнение в истории компании. И как мне кажется, несколько неверно расставила акценты. The Elder Scrolls III: Bloodmoon и TESIV: Shivering Isles кажутся не менее солидными и масштабными. Правильнее было бы сказать, что Far Harbor — едва ли не самый нелинейный и разнообразный с точки зрения прохождения аддон в истории Bethesda.
Краб-автомобилист? Однако…
Зов Ктулху
Остров Фар-Харбор был когда-то национальным парком, а ныне его главная достопримечательность — ядовитый радиоактивный туман, застилающий всё вокруг. Мы попадаем сюда по просьбе родителей, чья дочка сбежала на остров, в колонию синтов, и сразу ощущаем лавкрафтовскую атмосферу. На берегу — трупы огромных рыбин и мрачные, озлобленные люди, которые могут использовать в качестве оружия гарпун и багор, а в качестве шлема — ловушку для крабов.
Они говорят, что туман порождает чудовищ, и, действительно, далее, в глубине острова, вы встретите невиданных монстров — каких-то заглотов, туманников, удильщиков (такие местные водяные), набредёте на скелеты чудищ размером с дом и даже сразитесь с гигантским крабом, который в качестве панциря использует ржавый фургон на колёсах.
Кажется, здесь, среди воды и тумана, скрывается что-то ещё более безумное, какой-нибудь культ со своим Ктулху. И культ, и безумие будут — за них отвечает община Детей Атома, верящих в Святую Радиацию. Вот только в качестве Ктулху выступает сам туман — именно ему поклоняются, именно он порождает чудовищ не только на местных болотах, но и в головах окружающих…
Фигаро там, Фигаро тут!
Действительно, главные монстры и главные враги людей, живущих на этом острове, — это рождённые туманом страх, подозрительность и ненависть, которые испытывают три местные группировки — люди из прибрежного поселения, синты из Акадии и Дети Атома, обосновавшиеся в брюхе огромной ядерной подлодки. У кого-то с кем-то хрупкий мир, у кого-то — открытая война. Но каждая группа готова уничтожить остальных. И даже те, кто жаждет сказать всем: «Давайте жить дружно!», готовы ради мира пойти на убийство — и не на одно!
Дикие гули тут смотрят кино, а супермутанты живут в самолёте и торгуют с людьми.
Понятно, что у игрока в такой ситуации масса работы. Причём связанной не только с битвами. И это — главное достижение аддона и главное его отличие от оригинала, приближающее Far Harbor к лучшим моментам из New Vegas и дополнений к ней. В оригинале история долго разгоняется и лишь ближе к финалу начинает ставить нас перед более-менее значимым выбором между интересами разных фракций, тут же сценаристы сразу берут игрока в оборот.
Уже минут через десять после прибытия нас прямо спрашивают, готовы ли мы уничтожить одну из трёх общин. Ещё через десять минут другая дилемма: пристрелить облысевшую миссионерку Детей Атома или согласиться вступить в её культ? И вот если идти по сюжету, а не отвлекаться на побочные задания (их много, но в основном это стрельба, зачистка помещений и поиск предметов), то концентрация таких решений приятно поразит тех, кто подобного от Bethesda давно не ждал, — то есть ветеранов первых частей Fallout.
Туманный выбор
Причём выбор этот не всегда очевиден. Стоит слеза старого культиста или седой женщины мира на земле? Совершившего убийство, как и полагается, можно сдать или убедить его самому во всём признаться, но это приведёт к гибели десятков невинных людей. А женщина, которая узнает от вас, что она на самом деле синт, теперь, конечно, будет знать правду — но как ей дальше с этой правдой жить?
И самое главное, выбор этот богат и совершенно не предполагает, что вы пришли спасать мир. Можно уничтожить каждую из трёх общин или спасти всех. Или уничтожить одних, но спасти других. Можно позволить туману поработить и свой разум и вступить в культ Детей Атома, чтобы выслеживать и казнить отступников, стучать верховному психу и вообще чувствовать себя подлецом. А можно лишь притворяться, врать жрецу и помогать тем же отступникам бежать.
Да, это Fallout 4!
Да, при этом не всегда всё выглядит логично. Ваш новый спутник, седой пьющий ирландец с дробовиком и бутылкой виски за пазухой, ненавидит Детей Атома, но, если вы пойдёте к ним на базу, вступите в их ряды и начнёте отыгрывать роль ядерного негодяя, он пойдёт вместе с вами и будет во всём помогать, лишь иногда сухо сообщая, нравится ему это или нет. Хотя в жизни давно бы огрел той самой бутылкой вискаря и удалился, напевая что-нибудь из творчества U2. Но, учитывая общее качество сценария, особо ворчать по этому поводу не хочется.
Сюжет Far Harbor важен ещё и тем, что один из его мотивов логично развивает основную историю. Здесь наконец-то озвучивается тот вопрос, который висел в воздухе во время общения с членами «Подземки» и Института: снятся ли андроидам электроовцы? Когда старый синт спрашивает нас: «А вы уверены, что человек? И почему ничего не помните о своём детстве?», сразу вспоминаешь «Бегущего по лезвию» и старый спор о том, был ли Рик Декард репликантом.
Мы с гарпуном ходим парой…
С точки зрения самого игрового процесса Far Harbor представляет собой классический контент для высокоуровневых игроков. Новые враги сильны и способны показать, почём фунт бритвозлака, даже заскучавшим обладателям сорокового уровня и «прокачанной» силовой брони. Особенно если те не взяли с собой в дорогу паладина Дэна. Причём относится это не только к порождённым туманом чудищам, но и к местным рейдерам (их тут называют трапперами) и супермутантам — один из них снёс меня, несмотря на сороковой уровень, полный бак здоровья и новенькую силовую броню, буквально с двух очередей.
В дополнении появились новые виды оружия и брони (и выпивки, конечно) — например, шлем, похожий на водолазный, увеличивает ваш интеллект по мере роста уровня облучения. Но, пожалуй, самая полезная из новых «игрушек» — это гарпуномёт. По урону — примерно как пусковая установка, но гарпун летит быстрее и по прямой, что позволяет очень эффективно использовать пушку против одиночных целей.
Исследуя остров, можно наткнуться на много необычных мест.
Впрочем, не стрельбой и разговорами едиными! Это дополнение запомнится ещё и необычным заданием, в котором нам нужно, находясь в виртуальной реальности, получать доступ к фрагментам памяти главного синта на острове. Это пять уровней, напоминающих игры-головоломки, где мы в футуристическом окружении прыгаем по кубам, таскаем их куда-то, перенаправляем лучи и гадаем, как же отключить вон ту штуку и добраться до цели. В общем, очень свежо и местами весьма непросто!
Fallout 4: Far Harbor — одно из самых интересных, необычных и нелинейных дополнений в истории Bethesda. Игра с таким насыщенным, небанальным сюжетом и точно выстроенной атмосферой даёт надежду на то, что в будущем Bethesda ещё порадует нас настоящей Fallout.
Плюсы: нелинейный сюжет; тяжёлая атмосфера; обилие действия с первых минут; небанальные ситуации и харизматичные персонажи; большая территория, где можно встретить много интересного; новая экипировка и сильные, действительно пугающие враги. Минусы: побочные задания по-прежнему однообразны.
тут акцент идет больше на атмосферу, ниленейность и рпг составляющую
Серьёзно? Местные фракции язык не повернётся назвать настоящей нелинейностью. В борде, когда одни патроны используются для пушек разной стихии это норма — условность из-за высокого разнообразия, чтобы не снижать тем геймплея, а для Fallout это тупо, когда простой пистолет обычные патроны превращает в зажигательные, Беседка на НьюВегас даже не посмотрела. Моё скромное мнение, как фана обеих сеттингов, что Ф4 не тянет не на Фоллаут, не на Борду. Блин, да в борде с её прямым как рельса(и хорошо, я считаю) сюжетом, другие РПГ-составляющие, такие как система шмота и прокачка лучше чем в Ф4, хотя чистой РПГ должен быть Фоллаут. Фууухх… пора остановится.
Если это твоя первая игра от Bethesda, то может и можно получить удовольствие, но факт в том, что они деградируют в плане квестов. Уже в Скайриме был первый звоночек, когда большая часть заданий сводилась к зачистке пещер, а сюжеты гильдий уступали предыдущим частям, но Фаллаут 4 в этом плане разачаровывает ещё сильнее. Ну и когда я через 200 лет вышел из Убежища и увидел скелеты в одежде своих соседей, то понял, что с атмосферой постапокалипсиса здесь проблемы.
Если бы сам Fallout 4 был хорошим, то это DLC было бы приятным поводом вернуться в игру (как в случае с Ведьмаком), а так думаю многие почувствуют себя обманутыми, что нужно покупать часть игры, которая по качеству превосходит многие сюжетные линии самого Ф4.
Недавно зашёл в Обливион и за первые пять часов интересных квестов и событий словил больше, чем за весь Скайрим. Ничего уровня расследования пропавшей картины, со сбором улик и допросом свидетелей, или Гильдии магов, с разными испытаниями в каждом городе, в Скайриме попросту нет. Не говоря уж о том, что даже квесты с подземельями сделаны интересно (например, в одном тебе не дают точных координат, и ты должен сверяться с запиской, в которой указаны направления и ориентиры). Плюс множество личных историй (однажды я умудрился сломать всё оружие об каких-то троллей и пришлось убегать от них, в Скайриме оружие не ломается, так что там такое невозможно). Хочу отметить, что сначала я поиграл в Скайрим, а потом в Обливион, так что это не ворчание о том, что раньше трава была зеленее.
Ну… я вот не соглашусь. По крайней мере квесты гильдии воров и тёмного братства в Обливионе мне больше понравились. В Скайриме даже гильдия оборотней — уныние на три квеста (казалось бы история про мощных волкообразных чудовищ).
например, в одном тебе не дают точных координат, и ты должен сверяться с запиской, в которой указаны направления и ориентиры
Сразу вспомнился Морровинд с отсутствием в нем фасттревела на карте, где чтобы добраться из точки А в точку Б надо было прикинуть: «Ага, здесь телепорт в гильдию магов, дальше на силт стайдере, а потом по морю». Эх…
Устаревшая механика? Какие такие изменения были в механике Скайрима, помимо урезания и упрощения всего и вся, что она вдруг не устаревшая? Да, в Скайриме все подземелья сделаны вручную, но менее скучными они от этого не становятся. А прокачка в нём — просто верх бессмысленной казуальности. А проблемы с однообразными противниками у обеих игр одинаковые.
Пройтись (а не пробежаться) по острову, всем своим видом напоминающим старый-добрый фильм МГЛА + наконец получить пояснение к фракции Дети Атома = бесценно.
Трудно оценить насколько всё хорошо, ведь сам пока ещё не играл в Far Harbor. Однако, судя по всему, у Bethesda вышло отличное дополнение. И если оно так, то значит, что они могут когда захотят. Обидно, что хотят они далеко не всегда. Именно по этому хотелось бы второго вмешательства Obsidian Ent. в дела этой славной постапокалиптической серии. Однако вряд ли это исправит большое количество упрощений, допущенных в F4.
В Скайриме интересных квестов на не меньшее кол-во часов уж точно. А на счет биндов горячих клавиш: В Скайриме можно было забиндить 8 или 9 кнопок, а потом просто менять их через избранное. Помоему масло масляное. Да и поймите меня правильно, я не защищаю Скайрим или пытаюсь принизить достоинства Обливиона. Это две игры вышедшие в разное время, со своими достоинствами и не достатками, плюс я играл в них очень давно. Просто Скайрим мне пришелся больше по душе. Показался менее скучным и однообразным (например, квесты в обливионе, на сколько помню, можно было взять только в городах или маленьких жилых пунктах на типах таверн на дороге, когда квесты в скайриме встречались и возле данжей, да и просто по дороге). Но я знаю, что это сообщение наберет еще парочку минусов, и как минимум несколько опровержений.