Научно-технический прогресс не стоит на месте — с каждым днём человечество изобретает всё новые и новые устройства и машины, улучшает уже существующие и не думает останавливаться на этом пути. Одним из флагманов подобного развития является компьютерная техника — ещё три десятка лет назад считалось, что «640 килобайт хватит каждому», а сегодня небольшой смартфон не уступает по производительности среднему офисному PC.
Как ни странно, стремительное развитие доступных обычному пользователю компьютерных технологий — большая заслуга видеоигр. Не требуй очередной хит всё больших вычислительных мощностей, на которые потребитель готов раскошелиться, глядишь, и не было бы сейчас столь производительных машин, которыми располагают не институты и организации, как полвека назад, а практически любой человек.
Впрочем, за последние полтора десятка лет в этом плане мы наблюдали только количественное развитие — увеличивались показатели частоты процессора, росли объём оперативной памяти и мощность видеоускорителей, а чего-то нового до недавнего времени предложить никто не мог. И тут в дело вступил краудфандинг — прямое финансирование отдельных энтузиастов, не нашедших издателя или не желающих связываться с ним. Кто-то собирал деньги на игры или музыку, а Oculus VR замахнулась на давнюю мечту всех любителей «виртуальной реальности» — те самые «очки», позволяющие увидеть происходящее в игре буквально своими глазами, а не на небольшом экране монитора. 28 марта этого года стартовали продажи коммерческой версии шлема, а вместе с ней вышла пачка игр, «заточенных» под использование Oculus Rift. ADR1FT среди них, пожалуй, самый яркий (как в буквальном, так и в переносном смысле) представитель.
Земля в иллюминаторе
Игра вовсю эксплуатирует популярную последнее время тему космоса, а сюжет подозрительно напоминает фильм «Гравитация» трёхлетней давности: главная героиня — женщина-астронавт после аварии на космической станции остаётся абсолютно одна и вынуждена бороться за выживание, используя любые подручные средства. Если кто-то ходил на эту картину в кинотеатр, то наверняка должен помнить ощущения от восхитительной красоты происходящего на экране. ADR1FT вызывает схожие чувства — даже без Oculus Rift здесь всё настолько красиво, что первое время просто-напросто любуешься окружением. Делать скриншоты космических пейзажей, сдобренных обломками разрушенной станции, можно практически без перерыва, даже не утруждая себя выбором экспозиции и постановкой снимка (тут каждый кадр — небольшой шедевр).
Без сомнения, со здешней графикой мало что сравнится — и дело не только в технологии. Дизайнеры знают своё дело не хуже разработчиков Unreal Engine 4, который использовался при создании ADR1FT. Белоснежные поверхности элементов станции, бескрайняя глубина космоса, огромная Земля, на ночной стороне которой видны огни городов и полосы полярного сияния, зеркальные капли воды в невесомости… Лавры самой красивой игры, изображающей космическую технику, достанутся ADR1FT надолго.
Что приятно, все эти красоты не выдвигают каких-то заоблачных требований к «железу», а из помарок можно вспомнить лишь изредка заметную «прогрузку» объектов на грани видимости.
Кислородный голод
Оправившись от первых восторгов и переведя дух, можно приступать непосредственно к игре. С самого начала даёт о себе знать довольно непривычное управление — даже используя геймпад, придётся потратить некоторое время, чтобы приспособиться. В невесомости вовсе не обязательно всё время держать двигатели скафандра включёнными — достаточно коротких импульсов, чтобы начать медленно, но верно двигаться к цели. Излишне «газовать» не рекомендуется ещё и потому, что количество кислорода для дыхания напрямую связано с топливом для двигателей. Чуть не уследил — запас опускается до критических значений, героиня начинает судорожно задыхаться и приходится «рестартовать». Недостаток кислорода ощущается всё время; хорошо, что среди обломков станции постоянно встречаются небольшие капсулы, благодаря которым удаётся продержаться ещё немного.
Спустя некоторое время постоянная погоня за воздухом начинает раздражать. Любоваться красотами особенно некогда — надо искать вспышки маячков, обозначающие капсулы кислорода, да судорожно щёлкать по кнопке сканера, чтобы он подсветил на экране и радаре место, где можно пополнить запасы. Со временем хранящийся в скафандре объём дыхательной смеси можно увеличить, но и тогда её поиск остаётся приоритетной задачей нашего астронавта.
Угроза задохнуться далеко не единственная — главную героиню может ударить током из обрывков силового кабеля или прибить вертящимися обломками станции. Тем не менее эти опасности особо не досаждают — уж слишком легко их избежать.
Само собой, путешествуем по руинам космического корабля мы не просто так — надо найти способ вернуться обратно. Для этого необходимо починить кое-какие системы, добраться до спасательного челнока и постараться не погибнуть по пути. Ну прямо как в «Гравитации», правда? А вот и нет — вынужден разочаровать всех, кто предвкушает геймплей, не уступающий фильму по накалу страстей. Ничего подобного в ADR1FT нет — не будет ни отчаянных попыток добраться до удаляющейся в бесконечность космоса станции, ни массированного обстрела остатков станции космическим мусором, ни каких-то особенных трудностей с запуском оборудования. Вместо этого — полное уныния путешествие от одного кислородного баллона к другому, попытки разобраться в местной системе навигации (радар на редкость неудобный) и всё растущее раздражение от черепашьей скорости главной героини. Маршрут путешествия напрягает не меньше — перелёты типа «пройди через длинный коридор, нажми одну кнопку и возвращайся обратно тем же путём» здесь скорее правило, чем исключение.
Ко всему прочему, разработчики не решились на довольно смелый шаг, сделанный создателями всё той же «Гравитации», в которой нет звуков в вакууме (их и не должно быть в реальности) — только музыка, звуки дыхания, радиопереговоры и шум от соприкосновения скафандра с различными материалами. В ADR1FT же всё привычно — слышны треск электрических разрядов, электронный писк оборудования, звуки ударов и прочие эффекты. Красиво, но ни разу не атмосферно. Про музыкальное сопровождение и говорить не хочется: композиторы игры, видимо, решили, что нагнетать обстановку, включая на полную громкость какую-то какофонию, — отличная идея.
Первые полчаса происходящим на экране восхищаешься, потом ждёшь, когда наконец-то начнётся игра, следующий час откровенно скучаешь, а затем уже не можешь дождаться, когда это закончится. Радует только то, что где-то на этом моменте ADR1FT и подходит к своему завершению (на всё про всё уйдёт часа три от силы).
ADR1FT нельзя назвать полноценной игрой. Это демонстрация возможностей Oculus Rift и движка Unreal Engine 4 — весьма впечатляющая, надо сказать, но не более. Геймплея в творении THREE ONE ZERO немногим больше, чем в Dear Esther, а сюжета — меньше. Примитивный симулятор космического сборщика бутылок с кислородом — к сожалению, это всё, что разработчики смогли выжать из многообещающей концепции.
Плюсы: великолепные графика и дизайн; даже без использования шлема виртуальной реальности происходящее впечатляет.
Минусы: абсолютно примитивный геймплей; неудачное музыкальное сопровождение; раздражающая медлительность главной героини.
Лучшие комментарии