Японские ролевые игры уже давно погрязли в штампах. И в тех, что связаны со сценарием, и в тех, что формируют механики. Избранные мальчики и сильные женщины бьются со злом, проходя через десятки и сотни часов однообразных битв, заданий типа «принеси/убей» и грандиозных роликов с оркестровой музыкой. Исключений немного, а таких, чтобы могли посмеяться над собой и избежать клише, — единицы. Bravely Second, например.
Ирония судьбы
Совсем отказаться от особенностей жанра не получается. Ведь ноги растут из Final Fantasy: The 4 Heroes of Light, неоригинальной и старомодной. Поэтому партию из четырёх героев, случайные битвы и долю пафоса оставили, но подаётся тут всё с иронией, а избавление от типичных болезней JRPG идёт ещё дальше по сравнению с Bravely Default.
Главный среди персонажей, Йу, вообще пародия на типичного ролевого протагониста: он трусоват, глуповат, нелепо прямолинеен и благороден. Вернувшаяся из первой части Эдея с трудом выносит его, а Тиз в глазах Йу выполняет роль комичной «священной коровы». Последним из четвёрки вновь становится персонаж с неясным прошлым — теперь это девушка Магнолия, утверждающая, что прилетела с Луны. Ну а цель похода — спасение украденной Агнес, самой харизматичной героини предыдущей игры. Злодей, откликающийся на кайзера Обливиона, вроде и претендует на мировое господство, но как-то не всерьёз.
Вообще, вся игра выглядит как «типичная JRPG не всерьёз»: мол, атмосферу сохранили, но давайте будем помнить, что участвуем в комедии. Будем называть врагов Giant Enemy Crab, одному из «боссов» вручим костюм белого кота и прозвище Cat Sitter, вместо корабля дадим героям дырявую лодку и добавим мини-игру, где надо шить плюшевых монстров. Ломать комедию получается лучше, чем в 2013-м, причём смеются в Silicon Studio даже над своими проблемами — например, ненавистная ситуация с повторным прохождением половины подземелий тут быстро превращается в фарс.
Не финальная, не фантазия
Вся эта комичность игре очень подходит. Вспоминаются шестая и седьмая части Final Fantasy, где постоянно творилось безумие. Да и вообще Bravely Second не пытается скрыть своё происхождение. Мы лечимся с помощью Hi-potion и Echo Herbs, призываем монстров командой Summon, копим «лимиты», то есть специальные атаки. Мир чётко поделён на города и подземелья, подопечные получают профессии, небо бороздят летающие корабли. Разве что ездовых страусов чокобо не хватает.
Зато хватает узнаваемого дизайна. Герои выглядят всё так же несерьёзно, хотя и чуть взрослее, чем раньше. Акварельные декорации, раскрывающиеся во всей красе, если не бегать по ним, стали не такими зернистыми. Монстры местами очаровательны — хотя многие из них и остались в неизменном виде. Ну и, конечно, в комплекте пафосные заставки, напоминающие, что ваша 3DS способна на нечто большее, чем кукольные фигурки. (Кстати, все сюжетные диалоги озвучены, причём можно выбрать японскую дорожку.) А вот смена композитора малозаметна: музыка соответствует атмосфере, но редко создаёт её.
Перемен, мы ждём перемен… Четыре хода подряд
Bravely Default вспоминается так часто, потому что нового тут немного. Нас бросают в тот же мир Люксендарк, пусть и проводят другими дорожками, показывая новые места. Нам дают ту же систему профессий, хотя и заметно расширенную. Нам представляют многих знакомых из прошлого приключения, пусть и с переосмысленными ролями. Мы снова восстанавливаем деревню.
Суть боевой системы та же. Можно ходить сразу четыре раза подряд командой Brave и потом пропускать три хода, а можно копить ходы в защите командой Default. Появился стимул потратить сразу несколько действий — если расправиться с врагами в первой фазе, предложат раунд с новыми противниками, за которых дадут в полтора раза больше очков опыта. Это очень помогает при «набивании» опыта, которое периодически необходимо. Ещё в трудном деле «гринда» полезно увеличивать частоту встречающихся монстров; её разрешают и уменьшить, чтобы просто пробегать подземелья, собирая предметы.
Профессии в сражениях не менее важны, чем Brave и Default. Возможных специализаций стало больше, часть старых ушла, зато новые предоставляют такой простор для тактики, что можно забыть о еде. Есть варианты на любой вкус: от банальных фехтовальщика, монаха и тёмного мага до экзорциста и котоманта (то есть повелителя котов, ня!). У профессий тоже есть уровни, дающие новые умения, как активные, так и пассивные. Главное, никуда не делась возможность комбинировать способности — так, рыцарю никто не запретит использовать навыки вора.
Чтобы не подстраивать героев постоянно, теперь мы вольны сохранить подобранную партию и к слабым врагам на мировой карте выходить максимально атакующим составом. С «боссами» лучше заранее заготовить четвёрку, готовую к труду, обороне и статусным эффектам. Магическая система та же — заклинания надо покупать, на большую часть недругов одни элементы действуют лучше других, эфир, восстанавливающий очки чар, стоит намного дороже ночи в гостинице. С элементами всё не всегда логично — например, летающие монстры могут бояться ветра, — но всегда можно потратить ход и проверить противника.
Всё для вашего удобства
Отдельно упомяну использование в Bravely Second всех особенностей Nintendo 3DS. Прежде всего, объёмный эффект тут не просто «для галочки» — в 3D пейзажи городов выглядят как в картинной галерее, а подземелья однозначно создавались с расчётом на перспективу: камера в них установлена так, что получается очень глубокая картинка.
Самая большая мини-игра — то самое восстановление деревни — по-прежнему требует для постройки зданий намного больше часов, чем длится кампания. То же касается и очков для атаки Bravely Second, которая останавливает время. Поэтому консоль жизненно необходимо оставлять в спящем режиме. Ведь из деревни посылают полезные предметы и там же создают улучшения для специальных атак и их новые версии. А возможность избить мощного «босса» без сопротивления — бесценна.
Чтобы ещё больше мотивировать вас не расставаться с Йу и Магнолией, все встреченные через StreetPass люди могут подсобить в битвах. То же касается и ваших друзей, даже если у них нет копии игры. И вы, конечно же, тоже можете отправлять свои данные. Большинство команд выполняется с крестовины и левого «шифта», поэтому, даже когда у вас свободна всего одна рука, проблем не будет. Сложнее в тех ситуациях, когда применяется гироскоп и 3DS надо вертеть, но такого совсем немного.
Словом, продумано взаимодействие не только героев с историей и врагами, но и игрока со всем этим. Даже здесь сотрудники Silicon Studio сделали всё по-современному. Особо «современными» выглядят микротранзакции, но это лишь опция для тех, кто не хочет «напрягаться» и использовать спящий режим.
Bravely Second очень хочется поставить высший балл. Но игра заслужила бы его, если бы была первой частью, а не работой над ошибками длиною в два года. Поэтому похвалить нужно, но изумляться можно лишь тому, что так круто не сделали сразу. Как бы то ни было, BS гораздо больше похожа на Final Fantasy, чем многие игры из этой серии, вроде той же Explorers. Здесь есть атмосфера старых частей, сказочная и немного бесшабашная, и современный геймплей, отбрасывающий всё лишнее, чем покрылись JRPG за десятилетие стагнации. Тут много контента (и его подача очень подходит для портативной консоли), замечательный дизайн и удобное управление. Беда лишь в том, что отличий от предшественницы меньше, чем мы привыкли видеть, получая новые «финалки» (кроме продолжений тринадцатой, конечно). С другой стороны, любителям Bravely Default должно понравиться, а всем остальным будет не так уж важно.
Плюсы: атмосфера старых Final Fantasy в новой обёртке; системы боя и профессий предоставляют гигантское поле для творчества; многие элементы можно настраивать под себя; прекрасный арт-дизайн; отличное использование особенностей консоли.
Минусы: слишком похоже на доработанную и улучшенную первую часть.
Лучшие комментарии
История стоящая, если хочется посмеяться над традиционными штампами jrpg. Bravely — это не серьезная эпика.
отредактировано Дедпулом
История стоящая?
отредактировано Дедпулом
отредактировано Дедпулом