Начало 2015-го года ознаменовалось настоящим «ремастеропадом». Игры, которые мы любим, игры, о которых мы успели забыть, игры, о которых мы только читали и слышали, — все они, словно при зомби-апокалипсисе, встают из могил, чтобы радостно помахать нам обновленными пикселями.
Сначала мы честно собирались писать рецензию на каждую из них. Потом — поняли, что не отобьемся. Ремейки все сыпались и сыпались! Тогда мы решили объединить всех «молодящихся старушек» индустрии в один материал, который вы сейчас как раз и читаете.
Под знаком пятнадцатой луны
Возникает естественный вопрос: почему именно сейчас? То есть, конечно, переиздания бывали в истории и раньше. Достаточно вспомнить очень качественный, с юмором и фантазией сделанный ремейк The Secret of Monkey Island, который вышел в 2009-м году, или DuckTales Remastered в 2013-м, или Broken Sword 2: The Smoking Mirror — Remastered в 2010-м. В общем, прецеденты были, но раньше они не носили столь массового характера.
Теперь же картина выглядит примерно так:
— 20 января — Resident Evil HD Remaster;
— 27 января — Grim Fandango Remastered;
— 29 января — Fahrenheit: Indigo Prophecy Remastered и Heroes of Might and Magic 3 HD;
— 25 февраля — Homeworld Remastered Collection.
Чувствуете размах? Напомним, между прочим, что в конце 2014-го также вышла Gabriel Knight: Sins of the Fathers 20th Anniversary Edition. Так почему же все происходит сейчас?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить годы выхода оригинальных игр. Resident Evil — 1996-й, Grim Fandango — 1998-й, Heroes of Might and Magic 3 и Homeworld — 1999-й. Не вписывается в этот ряд только Fahrenheit 2005-го года, которую просто адаптировали под iOS, а компьютерную версию выпустили явно в качестве «побочного продукта». Остальные — представители славного поколения конца девяностых, так называемого золотого века, о котором с ностальгической слезой на бороде вспоминают окончательно повзрослевшие гики.
Нетрудно догадаться, что за 15 — 20 лет с момента выхода проекта безнадежно устаревает не только графика, но и совместимость игры с операционными системами. Вопреки распространенным убеждениям, сегодня многие готовы примириться с крупными пикселями ради знакомства с шедеврами прошлого. Это показывают даже результаты кампаний на краудфандинговых платформах — любители восьмибитных «рогаликов» и RPG находятся всегда.
Однако смириться с операционной системой DOS и всевозможными эмуляторами, например, гораздо сложнее даже просто с технической точки зрения. Вот и получается, что классика игрового «олдскула» оказывается для многих некоей абстракцией. То есть она, классика эта, как будто бы есть, но в сознании игрока существует в основном в качестве странички из «Википедии».
Money-money-money
В сущности, в игровой индустрии сейчас начинается примерно тот же процесс, который около десяти лет назад запустился в Голливуде. Афиши кинотеатров тогда буквально-таки наводнили ремейки, которые до сих пор продолжают оставаться одним из глобальных трендов. Старые популярные фильмы эпохи 50-х, 60-х переснимались пачками — потому что это выгодно и надежно. Не нужно придумывать новый сюжет, который может успешно показать себя в прокате, а может оставить публику равнодушной. Не нужно тратиться на раскрутку с нуля — сам факт повторности хорошо стимулирует сарафанное радио и вызывает интерес у тех зрителей, которые еще помнят и любят первоисточник. В общем, ремейки — жила не менее золотая, чем экранизации известных романов.
В случае с играми все еще веселее. Здесь можно оставить неизменным не только сценарий, но и почти все остальное. В списке обязательных изменений — только графика и совместимость с современными устройствами. То есть, конечно, «плюшки» вроде обновленного управления и каких-нибудь закадровых комментариев разработчиков, как у Double Fine получилось с Grim Fandango, — отличная идея. Но можно вполне обойтись и без дополнительных бонусов — достаточно посмотреть на перерисованную Heroes of Might and Magic 3, чтобы в этом убедиться. Геймплей, сеттинг, история, атмосфера, герои к моменту выхода переиздания уже в обязательном порядке прошли «проверку долларом» еще в далеком девяносто каком-нибудь году. То есть вероятность провала ремейка у новой, свежеподросшей за 15 — 20 лет аудитории стремится к нулю.
А как же люди, которые успели в свое время поиграть в оригинал и теперь жаждут новшеств? Удивительно, но факт: эта часть публики обычно готова покупать переиздание вне зависимости от того, хорошо или плохо оно сделано, просто чтобы быстро и удобно запустить его на актуальных платформах.
Но довольно пустых разглагольствований. Пройдемся по конкретным проектам нынешнего «ремастеропада» и попытаемся расставить точки над i.
Танец старых костей
Grim Fandango — первая трехмерная (полноценным 3D, впрочем, в игре щеголяют только персонажи и некоторые важные объекты — «задники» так и остались рисованными) адвенчура славной, но, увы, уже покойной LucasArts Entertainment. Любили ее не за техническую революционность, а за необычную историю, оригинальную игровую вселенную, фирменный юмор и невероятную атмосферность.
Напомним, игра посвящена приключениям мертвеца по имени Мэнни Калавера в загробном мире, где Мэнни не повезло служить туристическим агентом в Департаменте смерти. Работа Калаверы состоит в том, чтобы продавать свежеусопшим клиентам путешествия по стране мертвых. Местной «валютой» для оплаты туров становятся добрые дела при жизни. Следовательно, совсем святые покойники могут позволить себе доехать до загробного мира на Девятом экспрессе — быстро и безопасно, — а грешники вынуждены топать на своих двоих, да еще и целых четыре года!
В один прекрасный день в Департаменте смерти наступает праздник — отравление, на котором можно неплохо подзаработать, ведь среди отравившихся вполне могут попасться праведники. С этого и начинаются приключения Мэнни, обильно сдобренные черным юмором, белым юмором и даже серо-буро-малиновым юмором. Диалоги — настолько ядреные, что каждую фразу можно смаковать, как мороженое. В общем, Grim Fandango была лакомым кусочком для повторной продажи. Создатель оригинала, Тим Шейфер (Tim Schafer), не смог удержаться и вместе со своей карманной студией Double Fine взялся за «ремастеризацию».
А теперь, как говорится, следите за руками. Прежде всего, разработчики перенесли игру на современные консоли — PlayStation 4 и портативную PS Vita. Версия для персональных компьютеров тоже вышла, само собой. Графика была слегка обновлена. Не вся. Не полностью. Так, чтобы найти различия между рисованными «задниками» эпохи 90-х и рисованными «задниками» 2015-го года, нужно очень долго и внимательно присматриваться — и все равно, скорее всего, мы так ничего и не обнаружим. Добавлено сглаживание. Кое-где, или даже, точнее сказать, в отдельных местах, чуть-чуть подправлены текстуры. Широкоэкранное разрешение вроде бы есть. Однако, учитывая, что при выводе картинки на весь экран пропорции «сплющиваются», толку от этой модификации немного. Переработано управление: теперь мы можем направлять героя при помощи мышки. Зато, если мы добровольно откажемся от этого бонуса и пройдем всю игру с «танковым» управлением, нам дадут милое достижение от тролля девяностого уровня Тима Шейфера.
Ах да, он снабдил всю игру своими ценными комментариями. При желании мы можем их включить, чтобы услышать весьма неразборчивую речь — как будто Тим разговаривает с манной кашей во рту.
Впрочем, все бы ничего, и даже с сомнительным подходом к переработке графики можно было бы смириться, если бы Grim Fandango Remastered хотя бы прорисовывалась целиком. Увы, компьютерная версия стартовала небезупречно. У кого-то фигурки персонажей не видны вообще, у кого-то, наоборот, видны только герои посреди темного экрана. Иногда игра просто «вылетает», что особенно печально, учитывая отсутствие автоматических сохранений.
В общем, выглядит вся эта вакханалия покойников как неприкрытая попытка заработать на уже однажды проданном продукте. Без особых усилий и напряжения.
Маловато градусов по Фаренгейту
Внимание, сенсация! Все эти ваши серии от Telltale вроде The Walking Dead, The Wolf Among Us и Game of Thrones начались, на самом деле, с Fahrenheit. Именно этот проект начал популяризировать жанр интерактивного кино, резво вытесняющий адвенчуры из игровой панорамы современности.
История Лукаса Кейна, как-то случайно в состоянии одержимости убившего посетителя закусочной в туалете, была очень тепло принята игроками и критиками в свое время. Нелинейный сюжет, достоверная иллюзия свободы выбора, атмосферное музыкальное оформление и инновационные для того времени геймплейные решения сделали Fahrenheit не просто одной из игр в ряду других, а чем-то по-настоящему особенным. Понятно, почему обновленное творение Дэвида Кейджа (David Cage) должно было стать одним из самых ожидаемых переизданий этой зимы.
Но что это? Мы включаем Fahrenheit: Indigo Prophecy Remastered — и что видим? Местами обновленные текстуры — далеко не все, кстати. Слегка пересмотренное управление — теперь Fahrenheit поддерживает современные геймпады. Подкорректированное разрешение экрана — долой черные полосы на широких мониторах. В сущности, на этом улучшения и заканчиваются. Разница между оригиналом и переизданием настолько незначительна, что на первый взгляд ее можно вовсе не заметить.
Правда, и стоит обновленный интерактивный фильм не то чтобы очень дорого — всего 250 рублей. 600 рублей придется заплатить только за версию для iOS.
Героическое HD
Heroes of Might and Magic — из тех игровых серий, которые занимают в индустрии место столпов — чего-то вечного, незыблемого и неустаревающего. Третий же выпуск «Героев» — вообще феномен. Эта пошаговая стратегия, вышедшая шестнадцать лет назад, до сих пор не утратила актуальности: в нее играют и по сей день. В чем секрет? В богатстве геймплея? В балансе? В сюжетной линии?
Должно быть, все-таки центральную роль сыграло невероятное разнообразие контента. Восемь типов замков, в каждом — по семь разновидностей «юнитов», каждый из которых еще и улучшается, — шутка ли? Наземные и подземные уровни карты, куча навыков героев, невероятное количество ресурсов, бонусов, зданий, разбросанных по суше и морю, — неплохо, верно? А еще — бои на гексагональном поле, а еще — огромная книга заклинаний, разделенных на четыре школы магии, а еще — умный AI, умеющий обращаться с войсками и магией порой не хуже, чем мы. В некоторых случаях — даже лучше.
О Heroes of Might and Magic 3 можно говорить взахлеб. Кстати, все мелкие нюансы и тонкости вроде влияния такого-то типа местности на передвижение героя, принадлежащего к такой-то фракции, полностью постичь без руководства не то чтобы невозможно, но, по крайней мере, непросто.
Однако, даже несмотря на все дифирамбы, которые мы только что наворотили, приходится признать: сам факт переиздания третьих «Героев» выглядит несколько забавно. В случае с Grim Fandango и Fahrenheit речь идет не просто о других жанрах, но о единственных в своем роде играх. В серии HoMM до сегодняшнего дня, напротив, успела выйти уже не одна новая стратегия с HD, 3D и прочими «D» — любыми, каких может пожелать душа графо… поклонника.
Что же сделали «ремастеризаторы» из студии DotEmu под покровительством Ubisoft? Они просто перерисовали практически все спрайты, какие были в игре, и опять-таки «подружили» ее с широкоформатными мониторами. Из весомых улучшений — прекратились бесконечные «вылеты» на современных операционных системах, которые доставляли немало неприятных минут при попытке играть в оригинал. Кроме того, стратегию портировали на iOS и Android. Теперь можно будет сражаться с черными драконами и древними чудищами на планшете, сидя в метро, например.
На этом список изменений, в сущности, заканчивается. Обновленная картинка выглядит вполне мило, но совершенно не сочетается с архаичной анимацией, которую оставили «как было». За что Ubisoft хочет 800 рублей при наличии фанатских HD-модов — понять трудно. Особенно огорчает отсутствие в переиздании дополнений Armageddon's Blade и The Shadow of Death.
Зомби-апокалипсис на пять с плюсом
О Resident Evil HD Remaster мы решили не писать подробно, хотя именно это переиздание заслуживает, пожалуй, наиболее пристального внимания. Выпущенный в 2002-м году для GameCube и в 2008-м — для Wii, ремейк достаточно долго оставался доступным только для любителей возиться с эмуляторами и тех игроков, у которых сохранилась одна из этих консолей. Зато теперь вступить в неравную схватку с дважды отреставрированными зомби сможет любой обладатель PS3, PS4, X360, XONE и старого доброго компьютера, конечно же.
Главная отличительная особенность ремейка — существенная переработка геймплея. Изменены локации, скрипты, пересмотрена механика посмертного перерождения монстров. Появились даже дополнительные сюжетные ветки и эпизоды. В сочетании с очень пристойной графикой все эти обновления составляют как раз то, чего мы и ожидаем от качественного ремейка. Узнать больше о Resident Evil HD Remaster и даже немного полюбоваться ей можно вот тут, буквально за углом, в локациях «обзор» и «видеообзор».
Выпуск переизданий, похоже, становится по-настоящему важной тенденцией современной игровой индустрии. К сожалению, не всегда эта тенденция приводит к появлению качественных поводов для ностальгии и перепрохождения. Из четырех ремейков, вышедших в конце января, лишь один кажется действительно удачным. Остальные предлагают нам просто удовольствоваться возможностью увидеть любимые игры такими, какими они были и десяток-другой лет назад, на современных системах. И далеко не всегда это стоит тех денег, которые хотят получить за них разработчики-издатели.
Лучшие комментарии