Sid Meier's Civilization: Beyond Earth - Rising Tide: Обзор
Если DLC для пятой части Civilization были сродни украшению, то «Прилив» впору сравнить со спасательным кругом. Ведь после вялого старта Beyond Earth, прохладно принятой как критиками, так и фанатами, осталась надежда только на знаменитое «второе дыхание» Firaxis. А оно, если учесть Brave New World и XCOM: Enemy Within, дорогого стоит — разработчики уже зарекомендовали себя доками по части дополнений. Но оправдывает ли Rising Tide возложенные на добавку надежды и не слишком ли поздно подогревать интерес к разочаровавшей многих стратегии?
Кто живёт на дне морском
С выходом DLC игра действительно изменилась, но знакомые с «ванильной» версией вряд ли заблудятся в трёх соснах геймплея. Как и в оригинале, надо взять под опеку группу беженцев с гибнущей Земли, чтобы колонизировать одну из далёких планет, включая свежие миры — вулканический и ледяной. Путей к победе всё так же пять: кроме банального завоевания и контакта с внеземным разумом можно достичь цели любого из совершенств — Превосходства, Праведности или Гармонии. Да и бытие по-прежнему определяет сознание: праведники, ждущие бедных родственников с Земли, предпочитают антигравий и титан, для триумфа Превосходства нужен фираксит, а Гармония отращивает клешни в лужах ксеномассы. Несмотря на возможность комбинировать совершенства ради гибридных войск, прямой курс всё-таки более выгоден, поскольку чистокровные «юниты» крепче, а открытие «сортовых» технологий приближает победу.
Не тронув основные миссии, Firaxis в Rising Tide живо разнообразила окружение. Океан теперь — такая же полноценная среда обитания, как и суша. Здесь можно строить города, бороться с гигантскими моллюсками, разоряя их подводные гнёзда, вести раскопки и обрабатывать ресурсы, зачастую отличные от тех, что встречаются на берегу. Но разница между плавучими и обычными колониями куда разительнее сходства и не ограничивается одной лишь эстетикой или упором на флот в ущерб сухопутным войскам. Фактически DLC предлагает два стиля развития, отличных друг от друга, как бокс и карате. Город на воде не растёт сам по себе, за счёт очков культуры, поэтому для расширения границ его приходится перемещать либо по старинке скупать клетки за энергию — местный аналог монет.
С одной стороны, это удобно: чтобы дотянуться до особо ценного ресурса, не обязательно тренировать поселенца и закладывать аванпост — достаточно придвинуться ближе. Если нефть не плывёт к Магомету, Магомет плывёт к нефти — всё логично. С другой стороны, морские города либо движутся, либо что-то производят — третьего не дано. Поэтому тратить драгоценные ходы на шажок в клетку всё-таки накладно, особенно в начале партии. Зато пучина намного податливее для изучения, чем суша: пока исследователи на берегу огибают разломы да скалы, давясь ядовитой «миазмой», в океане достаточно лавировать между гидрокораллами — шутка природы, а не препятствие. Впрочем, здесь Rising Tide уравнивает шансы, ведь путешествия по воде и отправка торговых судов перестали требовать отдельной технологии.
Дополнение подстёгивает авантюрный азарт не только возможностью селиться везде, где душа пожелает, — открывать карту теперь вдвойне полезнее. Ведь кроме обломков с неба и капсул от спонсоров появились могильники доисторических тварей, а также чудеса и руины предтеч — разумных инопланетян, которых и след простыл. Экспедиции или зачищающие гнёзда аборигенов солдаты то и дело находят артефакты — земные, оставшиеся от предтеч или местные. Как несложно догадаться, эти предметы пригождаются в хозяйстве: использовав один или два, можно получить разовый бонус, а совместив три — постоянный. Возня с артефактами разбавила рутину второстепенных заданий, знакомых по оригиналу и до сих пор вгоняющих в тоску тем, что повторяются они из раза в раз.
От любви до ненависти
В Rising Tide прежний набор из восьми фракций дополнили ещё четырьмя. Мастера городского развития Аль-Фалах, Североморский альянс с прочными колониями на море, специалисты по тайным операциям Чунгсу и ИНТЕГР — европейцы, способные экономить дипломатический капитал. Это новый ресурс игры (наравне с энергией, наукой и культурой), под который даже подстроили бонусы Бразилии и Паназиатской ассоциации. Отныне затевать переговоры с оппонентами без очков дипломатии — как ходить в магазин без денег: услуги в кредит здесь больше не котируются. А работает принцип, здорово напоминающий систему престижа из Endless Legend, где политика на основе одних лишь намерений невозможна.
В любой договор, вплоть до перемирия, надо вкладывать очки дипломатии, начисляемые в основном от зданий. Соглашения в Beyond Earth теперь выглядят так: вы обмениваете часть поступлений дипломатического капитала на какой-либо бонус. Разумеется, чем он полезнее, тем дороже: хотите увеличить зону действия спутников — раскошельтесь на 9 очков дипломатии в ход, а поднять на 20% доходы столицы будет стоить уже 25. У каждого лидера — свои предложения, поэтому ассортимент внешнеполитических актов получился весьма внушительным. Жаль, упразднили обмен ресурсами — за ними приходится отправлять караваны или армию. Но ещё обиднее запрет на настройку условий договоров, чем всегда отличался сериал Sid Meier’s Civilization.
Зато нововведения оживили соперников под управлением ИИ: каждый обрёл характер и меняет отношение к вам в зависимости от ваших действий. Правила таковы, что всем сразу угодить нельзя. Миролюбивых строителей восхитит развитая инфраструктура, а затянув с агрессией, услышите из Храброграда едкое: «Пацифист?» Международная напряжённость в Rising Tide зависит от двух метрик — уважения и страха. Чем теснее сотрудничество с лидером и чем сильнее ему нравится ваш стиль игры, тем скорее он предложит сотрудничество и союз, да и стоимость соглашений с ним заметно упадёт. В противном случае — рост страха, санкции и война.
Наконец, дипломатический капитал можно конвертировать в личные умения вашего предводителя. Всего их доступно четыре: одно врождённое, а остальные — гражданское, политическое и военное — разрешается тасовать как угодно и, в случае необходимости, менять за дополнительную плату, словно в какой-нибудь RPG. Оно и правильно, ведь на разных этапах партии пригождаются различные вещи: сейчас важно поправить здоровье колонистов, а затем — рвануть в науку или производство. Благодаря этому дипкапитал не скапливается и не лежит мёртвым грузом — он постоянно в деле, всё время приносит пользу.
Колонизируй это
То есть Rising Tide — это серьёзное дополнение в духе Firaxis: с уймой контента, перелопаченной механикой и совершенно особым характером. Civilization: Beyond Earth наконец-то обрела ту индивидуальность, которой ей не хватало в момент релиза, из-за чего стратегию корили неполноценностью и обзывали расширением пятой «Цивилизации», раздутым до состояния «вещи в себе». Теперь же продукт созрел и готов к употреблению, так что большинство претензий к разработчикам можно оставить в прошлом.
Правда, чтобы насладиться этой завершённой, полноценной стратегией, геймеры заплатят дважды — оригинал-то тоже не даром раздают. При всей новизне и элегантности, Rising Tide — отнюдь не комплимент «ванильной» версии, которая приедалась уже после трёх партий. Это не извинение перед поклонниками, задавшимися в 2014-м вопросом о том, куда катится сериал. Наоборот, дополнение подаётся как хорошая добавка к отличному блюду. Но что было уместно во время релиза Brave New World, вряд ли сработает в данном случае. DLC, безусловно, толковое — здесь Firaxis подтвердила свою репутацию. Но если разработчики с издателями не планировали приурочить его релиз к новости о сфере Дайсона вокруг KIC 8462852, а всё-таки намеревались подстегнуть интерес к оригинальной игре, то это событие затронет разве что фанатов сериала. Вместо всеобщего праздника закатили клубный.
Плюсы: колонизация океанов; логичная дипломатия; благодаря синергии совершенств, артефактам, новым монстрам, «юнитам» и зданиям стратегия стала глубже оригинальной версии.
Минусы: нельзя настроить условия соглашений; прежние мини-квесты и сценарии побед.
Лучшие комментарии
У меня, почему-то, CiV всегда ассоциируется как релиз новой главы в серии, в стиле «необходимого минимума», а потом наращивания на него контента. Ни одна другая игра (ну пожалуй еще Sims) у меня такий четких и ярких чувствт не вызывает.
Но это все, как по мне — простительно) Все из-за специфичности продукта.
Будем надеяться что следующий DLC не заставит долго ждать.
Я думал астрономы действительно нашли сферу Дайсона вокруг какой-то звезды и офигел.
А так. Лично для меня даже ванильная версия цива вполне нормальная.
Просто нужно еще пару аддонов и игра зацветет новыми красками).