В прошлом году умер знаменитый швейцарский художник Ганс Рудольф Гигер (Hans Rudolf Giger), придумавший образ ксеноморфа для фильма «Чужой». В том же году скончался и отец Петра Рушковского (Piotr Ruszkowski), лидера маленькой польской OhNoo Studio. Какая связь между двумя этими печальными событиями? Дело в том, что Петр решил сделать игру в память о своем отце, Мирославе, — и одновременно ее можно назвать посвящением творчеству Гигера.
На границе между сном и явью
Уже название Tormentum — Dark Sorrow настраивает на нужный лад, и с первых же минут мы погружаемся в атмосферу боли, страданий и смерти. Главный герой, мужчина в длинном плаще и капюшоне, скрывающем лицо, обнаруживает себя в клетке, которую огромный дирижабль везет в неизвестном направлении. Он ничего не помнит: не знает даже своего имени и откуда он родом. Вскоре вместе с другими пленниками наш герой становится узником в огромном готическом замке, где повсюду черепа, кости, камеры пыток, чудовища и загадки.
Сначала ему предстоит сбежать из замка, потом совершить путешествие по диким пустошам и посетить долину Ледяных Слез, чтобы в итоге найти ответ на главный вопрос: кто же он такой, откуда пришел и что вообще все это было — кошмарный сон или мрачная реальность? Или последний шанс спасти свою душу?
Сюжет достаточно долго топчется на месте, заставляя нас искать выход из замка, снова и снова посещать знакомые локации. Однако потом появляется все больше интересных персонажей и ситуаций. А уж развязка в Tormentum — Dark Sorrow и вовсе из серии «стоит того, чтобы ждать». К тому же по ходу прохождения, как и обещали авторы, нам периодически нужно делать моральный выбор — убить, например, симпатичную ведьму, сидящую в клетке, как того просит шут с невеселым лицом, или, наоборот, освободить ее. В основном решения именно в духе «казнить или помиловать», но попадаются и ситуации поинтереснее — выбрать, скажем, кому вручить корону.
Все решения имеют как локальные (спасенного заключенного вы потом увидите еще и даже сможете посетить его дом), так и глобальные последствия, определяющие, какую — «плохую» или «хорошую» — концовку вы получите.
Страшные загадки
Tormentum — это классический квест. Герой не движется, мы перемещаемся между экранами по клику мышки и в каждой локации подбираем важные предметы, решаем головоломки, ищем ключи, крутим рычаги и вентили или проходим мини-игры.
Дизайн задачек соответствует мрачной атмосфере и стилистике. Разбираем кости скелета, чтобы достать ключ, вставляем глаза в мертвые глазницы, с помощью направленных зеркал составляем из лучей света пентаграмму, активируем пыточный механизм, пронзающий стража-мучителя копьями, взрезаем брюхо огромному мертвому червю, чтобы достать драгоценный камень, и так далее.
Правда, многие ситуации и пазлы повторяются и не требуют каких-то особых мозговых усилий — Tormentum периодически напоминает сборник мини-игр. Да и логика порой весьма отвлеченная, из серии «главное, чтобы было странно и таинственно». Например, чтобы отрезать лапу ядовитому пауку, нужно сначала выплавить некий символ и вставить его в лоб огромной кукле, которую тварь потом утащит куда-то. Чувствуете связь? Вот и мы тоже нет.
Игры как искусство
Однако все это можно назвать скорее придирками, чем какой-то серьезной критикой. Сюжет постепенно раскрывается, встречаются новые персонажи, напряжение и желание разобраться в происходящем нарастают. Со сменой локаций появляются новые загадки и головоломки.
Но главное — это, конечно, сама атмосфера и стилистика. Тут бесполезно долго описывать, просто взгляните на скриншоты и арт, добавьте григорианские песнопения и атмосферный дум-метал, и вы поймете, о чем мы. Гротескные фигуры и механизмы, огромные глаза, наблюдающие за вами, застывшее в крике лицо, замурованное в стене, поезд, сделанный, кажется, из мертвой плоти, люди с масками животных и насекомых, гигантские статуи на фоне падающих с неба метеоритов — Tormentum разом напоминает и о некроготике Гигера, и о сюрреализме Сальвадора Дали, и о мистике Иеронима Босха.
Сделать мрачный, атмосферный квест с большим количеством пазлов, моральным выбором и двумя концовками — это, конечно, хорошо, особенно сегодня, когда таких игр раз, два и обчелся. Но в этом нет чего-то сверхъестественного. А вот силами трех человек, на 11 тысяч долларов, собранных через Kickstarter, создать настоящее произведение живописного искусства, которое тут же хочется растащить на плакаты, картины и «обои», — это подвиг, талант и заслуживает уважения. Так что будем с особым нетерпением ждать следующих работ от OhNoo Studio. Или персональной выставки ее художников.
Плюсы: феерический дизайн и атмосфера; обилие загадок и мини-игр; моральный выбор, влияющий на финал; отличная работа со звуком; прекрасный саундтрек.
Минусы: пазлы редко бросают вам вызов.
Лучшие комментарии
А ещё:
P.S. Кому нибудь еще скрин с поездцом напомнил Сокалевский локомотив из Сибири?
Прочитал правильно только со второго раза.Думал продолжение Planescape: Torment запили, а я и не в курсе.