24 февраля 2015 24.02.15 67 73K

Total War: Attila: Обзор

Играл на PC

Что общего между сериями Assassin’s Creed и Total War? Верно, после каждого нового релиза в среде фанатов начинается забавная викторина: какой исторической эпохе будет посвящена следующая часть? Но если поклонникам ассасинских приключений по большей части все равно, где и когда придется покорять вышки синхронизации, то любители «тотальных войн» долгое время челом били перед разработчиками, умоляя вернуть им благие времена расцвета Римской империи. Creative Assembly вознаградила ожидания фанатов: после выхода долгожданной Rome 2 разработчики решили задержаться на страничке древней истории и взялись за создание Total War: Attila.

Переписывание истории — задача «легендарной» сложности.
Переписывание истории — задача «легендарной» сложности.

Понаехали тут

В Total War: Attila отражена геополитическая ситуация в Европе на стыке IV — V веков. Некогда великая Римская империя ныне еле удерживает свои владения под напором многочисленных варварских племен — вандалов, франков, вестготов и прочих. С Востока же движется сила, которой предначертано поставить крест на многовековой истории великого Рима…

Впрочем, предначертано ли? Как обычно, общая историческая фабула в кампании сохранена — важные события будут происходить в соответствии с реальной историей: Карфагенский собор, рождение Аттилы и так далее. Информируют нас о них как оповещающие окошки в начале хода, так и видеоролики, знаменующие собой переход между главами. Однако переписать историю и направить ее ход в альтернативное русло нам никто не запрещает. Поднять великую империю из праха и вернуть былое величие? Или же возглавить гуннов и повторить подвиг Аттилы?

На выбор нам предложены одиннадцать фракций, включающие в себя как кочевников, так и оседлые народы. Каждая из них имеет собственные исторические задачи и особенности, дающие те или иные бонусы. Кампании различаются уровнем сложности, что обусловлено историческими обстоятельствами. Так, самой незавидной оказалась судьба Западной Римской империи — ее социально-экономическое положение таково, что огромная территория, которой она располагает вначале, будет сокращена до нескольких провинций.

Кульминационный момент кампании — выход Аттилы на историческую сцену. Это произойдет не с самого начала. Гуннам также нужно время, чтобы подготовиться к великому завоевательному походу. От того, как вы распорядитесь данными вам бонусными десятилетиями, зависит ход дальнейшей борьбы с главным врагом.

А вы умеете играть со спичками?
А вы умеете играть со спичками?

На этот раз гуси не спасли

Впрочем, и без Аттилы в новой Total War не так уж и просто. Стратегия получилась одним из самых хардкорных творений Creative Assembly. Да, традиционная концепция, сочетающая пошаговые действия на стратегической карте со сражениями в реальном времени, сохранена без изменений. Однако суровые стартовые условия и добавленная «миграционная» механика, позволяющая некоторым народам перемещаться на большие расстояния и изменять свое «место проживания», полностью изменили логику и стиль игры. Экспансионистские задачи уступили место одной цели — выжить. Это новшество требует от пользователя совершенно другого уровня стратегического расчета.

Как и раньше, в деле городского менеджмента мы обязаны следить за тремя главными показателями: порядком, производством еды и экономической отдачей. Первые годы в игре испытываешь сильное напряжение от общественных неурядиц и военного давления соседей. Во избежание бунтов приходится строить всевозможные социальные учреждения. Ситуация ухудшается новой напастью — болезнями, которые поражают целые города и армии. Дабы сопротивляться недугу, необходимо возводить соответствующие санитарные пункты. Пока пытаешься разобраться с подобными мелкими проблемами, рядом с городом прогуливаются легионы гуннов или других «миролюбивых» соседей. Однако времени и ресурсов на то, чтобы усилить военную мощь, катастрофически не хватает.

Правил больше нет — даже не находящиеся в состоянии войны с вами народы могут спокойно прогуливаться по вашим землям. Все это повышает степень ответственности за каждое движение на глобальной карте — двигать фигурки генералов нужно очень осторожно. Сконцентрировав большую армию в одном месте, вы наверняка получите удар по незащищенному городу и потеряете его.

И вот, когда вы вроде бы утрясли все социальные проблемы в своем королевстве, наладили дипломатические контакты и только собрались взяться за подготовку войск, тут на горизонте появляется армия Аттилы, превосходящая вашу в разы. Скрепя сердце, сжигаете родной город до последней щепки, дабы нажива не досталась врагу, пускаетесь в вольное странствование, а курсор уже тянется к кнопке перезапуска кампании. Но в голове нет ни одной идеи, каким образом можно подойти к нашествию гуннов более подготовленным.

Такие «радостные» вести поддерживают в тонусе.
Такие «радостные» вести поддерживают в тонусе.

Однако подобное чувство нестабильности, опасности и постоянной нехватки предполагается самой сюжетной кампанией. Разработчикам удалось воспроизвести упадочную атмосферу, царившую в Европе того времени. Стратегия медленного, постепенного роста и расширения территории на этот раз срабатывает далеко не всегда. Привыкайте к тому, что, играя за варварские племена, зачастую вам придется действовать, не имея за плечами ни одного города. Единственным способом выживания окажется плата дани гуннам или блуждание по просторам Европы в поисках наживы.

Власть людей не портит. Дураки портят власть

Возросшая сложность игрового процесса обусловлена и избытком текстовой информации о состоянии нашего государства. По сравнению с Rome 2 интерфейс стал чуть более удобным, но на первых порах и здесь испытываешь некоторый дискомфорт. В уме нужно держать огромное количество информации, касающейся собственной семьи, заключенных союзов, боевых качеств тех или иных генералов и так далее. Все персонажи обладают целым набором параметров, на которых сказывается наличие у них жен и компаньонов.

Вполне типичная для Attila ситуация: в одном городе наблюдается наплыв иммигрантов и высокий уровень недовольства, что требует постоянного присутствия войск; в другом — царит голод; в третьем — поднят мятеж. Наша армия на границе страдает от небоевых потерь и деморализована, единственный выход — децимация. Всюду нужно издавать декреты и назначать губернаторов, улучшать характеристики десятков военачальников, заключать дипломатические договоры и не забывать о времени года. Так один ход может растянуться на десяток минут.

Значение политики в новой Total War велико, как никогда. Все персонажи со временем развиваются, у каждого из них есть индивидуальные качества, дающие те или иные преимущества. Членов нашего или родственного семейных древ можно назначать на должности судей, губернаторов и прочих. Очень важными параметрами являются «контроль» и «власть». Первый отражает ваш авторитет как правителя. Второй — отношение к вам политической элиты, которое можно улучшить посредством интриг. Наращивание политической мощи и принятие сложных решений — отдельный пласт игры, к которому, однако, трудно привыкнуть из-за вышеуказанной неадаптированности интерфейса и общего способа подачи информации пользователю.

Через полминуты остготские копейщики бросят копья и с позором помчатся к краю карты. Здесь даже харизма полководца бессильна.
Через полминуты остготские копейщики бросят копья и с позором помчатся к краю карты. Здесь даже харизма полководца бессильна.

Все это, конечно, рай для «хардкорщиков», но излишняя «детализированность» геймплея может отпугнуть новичков. Тем не менее игровой процесс воспринимается реалистично, и после преодоления довольно высокого порога вхождения начинаешь получать неподдельное удовольствие от всех хитросплетений политического и экономического менеджмента.

…И колодец тоже надо

Боевая составляющая в новой части изменилась незначительно. Перед нами все та же игра в стиле «камень-ножницы-бумага», в которой кавалерия с легкостью шинкует пехоту, но страшится копейщиков, а последние, в свою очередь, беспомощны перед мечниками. Пожалуй, главные нововведения коснулись городских осад. Если до штурма поселения мы уделили несколько ходов его осаде, то во время сражения сможем увидеть нанесенный ему урон.

Битвы выглядят более зрелищно, но не столько благодаря улучшенной графике, сколько за счет высокой концентрации огня на поле боя. Способствует погружению в действо и великолепный звук. У каждой фракции есть свой саундтрек, во время битвы генералы выкрикивают вдохновенные речи, а «юниты» издают яростные вопли. Attila смотрится отлично, но найти десять отличий по сравнению с «Римом» будет сложновато. Это и неважно, ибо и сейчас далеко не у каждого найдется компьютер, способный «без тормозов» воспроизвести самые масштабные битвы игры на максимальных настройках.

Искусственный интеллект стал ошибаться реже, научился более чутко оценивать дислокацию войск на поле боя, но все же ему далеко до совершенства. На глобальной карте тоже нельзя однозначно заявить о приросте компьютерного IQ: с одной стороны, некоторые дипломатические решения оппонентов дальновидны и разумны, а малочисленные группы врага, готовые быть разбитыми, теперь можно увидеть очень редко. С другой — часто вы будете получать от далеких государств странные дипломатические предложения о союзе при условии немалой денежной выплаты или натыкаться на другие «косяки» ИИ.

Аттак — наследник Респендиаля. Сасаса оставим про запас, а Маду пора бы выдать замуж. Красавец Инсазагос вполне подойдет.
Аттак — наследник Респендиаля. Сасаса оставим про запас, а Маду пора бы выдать замуж. Красавец Инсазагос вполне подойдет.

Attila, конечно, не пронесется смерчем по миру, не взорвет ваши представления о жанре стратегий и не оставит неизгладимый след в истории. В целом это еще одна качественная, добротная Total War. Только вот советовать новичкам начинать знакомство с серией с нее не стоит. Здесь запросто можно утонуть в огромном количестве новых экономических и дипломатических факторов, требующих постоянного контроля. А с хардкорной кампанией быстро не удастся справиться даже ветеранам. Впрочем, последние будут только рады.

Плюсы: хардкорная одиночная кампания; отлично удавшаяся «миграционная» механика; глубокая политическая составляющая; зрелищные сражения; реалистичные графика и звук.
Минусы: все еще долгое ожидание хода противника; далеко не самый интуитивный интерфейс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Total War: Attila

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
17 февраля 2015
377
4.2
274 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Максим, когда наконец будет чертов стрим?
Что бы там не говорили про каждую из частей Total War — все они являются стабильно отличными играми. Стратегия-эксклюзив на ПК — спасибо разрабам оромное. Аттила получилась на старте лучше Рима 2, однако все же жаль что всех этих плюшек не будет в Риме 2, все же тот временной период поинтересней будет. Да, и надо подождать пока сюда завезут еще пачку играбельных фракций и пару кампаний. А так все хорошо — изумительно вполне заслуженно. Ждем следующую часть — Warhammer Total War — будет особенно интересно, так как это одновременно и развитие для разрабов(все таки фентези, магия, такого они еще не делали) и вызов(отличный мод на Медь 2 Call of Warhammer еще никто не отменял). Очень надеюсь также, что жадная ЕА поделится правами с СА и мы в будующем все таки увидим еще и Middle-Earth Total War в полной красе.
Поиграл за Западную Римскую Империю. Это блин дарк соулз от мира TW.Варвары лезут со всех щелей, империя большая, войск мало, лютая дизмораль, растет недовольство. На 10м ходу началась гражданская война, приходится сдавать город за городом, недовольство растет в геометрической прогрессии, каждых ход появляются все новые новые армии сепаратистов, экономика умирает, продовольствия мало, болезни, кочевники с постоянными набегами… Ни в одном TW до этого не было такого стартового состояния ни у одной фракции. Боюсь предположить что будет после «рождения Аттилы»… Обычный сценарий TW, появляешься маленькой фракцией, развиваешь экономику делаешь пару стеков армии и методично выпиливаешь город за городом страну за страной. Тут же охарактеризовать ситуацию в стране можно лишь словом «Хаос». Похожее было в Med II при игре за Русь при нашествии монголов, но не так хардово.Игра определенно удалась.
Ага, от Максима будет 2х-часовой видеообзор, он там так игру расхвалит…
Выбирай какой временной период тебе больше по душе, на мой взгляд они все самодостаточны друг от друга…
Каким бы хорошим он не был, но идеализировать тоже не стоит. Первый Рим устарел, в технологическом плане, уже сто раз. И я не про графон.
Деньги вместо рекламы на допил игры просто кинули
Думал, что это будет провал. ''Я никогда ещё так не ошибался.''
Прошу читать, что пишут другие люди… Мой комментарий про 35-40 фпс в игре Рим 2, а не в Attila… К Attile у меня как раз претензий нет…
При чем здесь вообще альтернативы или всплеск эмоций? Человек не знакомый с серией спросил, с какой начинать. И при всем уважении к легендарной игре, начинать явно нужно не с технически, идейно и морально устаревшего первого Рима. После того, как втянешься в серию, попробуешь разные игры, можно для ознакомления попробовать то, с чего все начиналось. Но не так вот, с ходу в карьер. Ты б еще первого Сегуна предложил, что б наверняка человек втянулся)
Вылеты в русской версии. Вылеты тайт скрина. баги с Империумом. Сломанная боевка и лучники. Занерфленные в щи Зри и Ври, которых боты убивают уже к 401 году, превращая Европу в в пустыню времен второй мировой и тд. Список можно продолжить.
Я люблю Тотал вар, но креативы здесь как всегда. Говорить то что Аттила без багов и тормозит только у 5 процентов людей глупо.
Просто открой офф форум. ах да. еще чуть сломанная дипломатия.
Впрочем главное что нет десинхрона и стабильный(более менее) сетевой код. Остальное фиксится со временем+ отличные и крутые длс
Медивел на то и медивел что про Европу и ближний восток. В китае там были свои разборки. Креативы не могут нормально сделать Европу+ часть Азии, какой весь мир. Они такую игру будут чинить не год, как рим 2, а года 3
Полный бред. Attlila — чуть ли не первая часть серии, прекрасно играбельная на старте.
В игре действительно лагает только начальная заставка и, как ни странно, главное меню. Всё остальное — стандартные придирки старого тоталварщика, привыкшего, что каждая новая часть на старте тормозит и глючит и, по инерции, проецирующего это на новую часть, не включая голову.
Аттила это обкат фишек 3 медивела+ поиск нового пути тотал вара, за счет смешивания разных игр и добавления назад старых идей. Проблемы 2 рима с боевкой и тд, остались, но их скорее всего пофиксят к 3 медивелу. А так Лучший Тотал вар на данный момент и самый хардкорный. Вы будете страдать =)
Все почищено и драйвера последние не переживай. Но система одинакова и РИМ идет Атила нет. Я пожаловался на требовательность игры, что она возросла значительно для меня например. А ФПС легко измерить в стиме есть опция показывать фпс в играх.
Как-то на этот раз игра бесшумно вышла. Обычно выход Total War это прям событие о котором трубят на каждом углу. А тут тихо и не особо заметно
вот, чувак, спасибо тебе и плюс в карму.
первый дельный комментарий, что можно уже играть и не ждать патчей
Читай также