Как известно, Тим Шейфер (Tim Schafer) — это прежде всего повелитель квестов, автор множества более или менее юмористических, но неизменно богатых на выдумку, блестящих адвенчур. Однако его студии Double Fine Productions, на самом деле, не чужды эксперименты с разными жанрами: в ее послужном списке есть экшен Brutal Legend, tower defense Iron Brigade, пародийная RPG Costume Quest. А в этом году студию вдруг потянуло на стратегии. Сначала вышла Spacebase DF-9, а вскоре после этого Double Fine выложила в Steam раннюю версию Massive Chalice. И если откровенно не доведенный до ума симулятор управления космической базой получил массу негативных отзывов, то необычная фэнтези-стратегия, судя по тому, что мы увидели в превью-версии, с лихвой компенсирует эту неудачу.
Тактика, стратегия и выбор
По своей механике Massive Chalice отчасти напоминает фэнтезийный вариант XCOM. Мы выступаем в качестве бессмертного правителя некоей страны, на которую периодически нападают опасные твари и монстры. Чтобы успешно противостоять им, придется в равной мере заниматься и стратегией на глобальной карте, и тактическими боями на пересеченной местности.
На глобальной карте, понятно, мы решаем, что и где строить и какие исследования проводить, рекрутируем бойцов, экипируем их. Некоторые постройки, если назначить туда кого-то из своих героев, ускоряют исследования, другие дают бонус к приросту опыта — все ваши подопечные постепенно растут в уровнях и получают новые умения.
Когда враги атакуют одну из подконтрольных нам территорий, мы формируем отряд быстрого реагирования и решаем, куда именно отправить этот «спецназ». Соответственно, одна точка будет зачищена, а вот другая, наоборот, поражена скверной. Значит, через какое-то время это место обязательно станет источником новой опасности, отсюда противники смогут нападать на другие территории. В итоге вы даже можете вовсе потерять эту локацию. Поэтому приходится поломать голову, какие секторы на карте защищать — каждый из них дает свои бонусы, например к находящимся в нем постройкам или «юнитам».
Драка в лесу
Сами сражения поначалу напоминают излишне упрощенную версию XCOM. Бойцы трех классов (киберджек эффективен в ближнем бою, алхимик забрасывает врагов разными взрывоопасными склянками, а охотник палит из арбалета) по очереди перемещаются, атакуют или используют уникальные умения, но никогда не прячутся за укрытиями, не лезут на крыши и не пытаются одним точным попаданием из гранатомета похоронить сразу несколько противников под грудой обломков. Просто потому, что ничего этого здесь нет — драки проходят в каких-то полях.
Однако чем дальше в лес, тем интереснее и сложнее бои. Одни враги пытаются добежать до вас и подорвать себя, другие после гибели испускают волну энергии, парализующей на какое-то время всех наших подопечных поблизости, третьи плюются спорами, из которых тут же вырастают другие монстры. В таких ситуациях приходится активно использовать не только беспроигрышных поначалу киберджеков, но и алхимиков с охотниками, как-то выманивать оппонентов и даже уничтожать издали ягоды, сносящие при взрыве всех вокруг. Кроме того, большое значение приобретает экипировка: приходится изучать и открывать все новые виды оружия, брони и разных вспомогательных предметов, увеличивающих, например, уровень здоровья или шанс уклониться от атаки.
В бой идут одни старики
Однако Тим Шейфер не был бы собой, не добавь он к этой достаточно привычной механике какую-нибудь собственную фишку. Massive Chalice — это стратегия не про сражения, а, скорее, про время и его неумолимость.
На все про все нам отведено ровно 300 лет — именно столько длится война. Время постоянно течет на глобальной карте и останавливается, лишь когда происходит что-то важное, давая игроку возможность решить, что делать дальше. На строительство и исследования, соответственно, тратятся не абстрактные ходы, а конкретные годы и месяцы.
Поэтому и ваши герои в Massive Chalice постепенно стареют и умирают — если не на поле боя, то в собственной постели по естественным причинам. Причем кто-то может отправиться на свидание к предкам в 44 года, а кто-то — в 80. Все зависит от генетики и индивидуальных особенностей каждого героя. Один, например, изначально наделен навыком долгожителя, другой любит выпить.
Да и вообще у каждого героя, помимо стандартных для всех параметров, обязательно присутствуют и уникальные «черты характера», которые влияют — положительно или отрицательно — не только на продолжительность жизни, но и на эффективность в бою. Так, подопечные с врожденной склонностью к излишнему оптимизму реально наносят меньше урона, чем предполагается при наведении курсора на врага. А обладатели навыка «Одинокий волк» получают бонусы, если рядом с ними нет союзников.
Имеет значение в битве и сам возраст: молодые бойцы получают штраф к «интеллекту» и «интуиции», у пожилых, наоборот, эти показатели увеличены, но снижены «сила» и «ловкость». А мужчины и женщины в самом расцвете сил (к вам на службу поступают герои обоих полов) сильнее и здоровее прочих. А вот старики в силу своего дряхлого возраста получают дополнительный урон от каждой пропущенной атаки.
Отцы и дети
Если мы говорим о генетике, то, значит, надо говорить и о родителях. И вот тут всплывает еще одна фишка Massive Chalice. На глобальной карте мы также должны назначать регентов, которые будут править от нашего имени в столицах. А каждому регенту, ему или ей, нужен муж или жена. То есть мы еще заключаем браки, получаем детей и таким образом основываем целые династии. Дети, которые при рождении приписываются к одному из трех классов, растут, получают новые уровни, участвуют в боях, стареют и умирают.
Впрочем, детей может и не быть — некоторые герои изначально бесплодны или имеют низкий шанс обзавестись потомством. Поэтому мы должны внимательно подбирать партнеров, ориентируясь на их индивидуальные особенности и черты характера, — от этого зависит, какими у них будут дети и будут ли они вообще. А молодые да ранние тут нужны как воздух: именно они пополняют ряды постоянно стареющих и умирающих героев и регентов. Можно, конечно, просто рекрутировать новых персонажей или поискать маленьких сироток, но на это уйдет время, и придется пожертвовать каким-нибудь важным исследованием. К тому же дети получают в наследство от своих ушедших в мир иной родителей полезные умения и реликвии.
Помимо врожденных генетических особенностей у персонажей могут быть и приобретенные. Периодически на карте происходят определенные события: один из героев попросит отпустить его на пару лет побродить по миру в поисках своего «я», другой захочет развеяться и сходить, например, в театр, третий готов отправиться на опасное состязание. Если вы согласитесь, у каждого по возвращении появится по одной новой черте характера — если они, конечно, вернутся.
Кроме того, подобные события очень удачно вплетены в игру и добавляют происходящему элементы неожиданности и непростого выбора. Однажды, например, доктор сообщит, что беременная жена вашего регента может умереть при родах, и вам нужно решить, кого спасать — мать или дитя.
В итоге Massive Chalice, конечно, увлекает и постоянно держит в напряжении. Враги нападают, время идет, герои, регенты и их жены мрут как мухи, вы вынуждены выдавать юную наследницу престола замуж за шестидесятилетнего деда-охотника, с которым пережили немало боев, или вовсе заключать однополые браки — просто потому, что других вариантов пока нет. А тут еще странный девайс, изобретенный одним из ваших подопечных, взорвался и уничтожил важную постройку… Все это дополняется симпатичной картинкой, забавными рассказчиками, которые комментируют происходящее и периодически спорят друг с другом. И, наконец, уникальной возможностью увидеть, как седая бабушка-алхимик пятого уровня стоит рядом с трупами своих троюродных племянников и яростно забрасывает ошарашенных врагов гранатами.
Лучшие комментарии
я даже мог себе представить, что однополый брак может быть стратегическим вариантом, это конечо же стрёмно, но похвально для игры… ну или наоборот)
почему же нельзя редактировать комменты
Нужно поставить изучаться «рождение ребёнка» и как семью выбрать семью… нетрадиционных.