Примерно в те же дни, когда Firaxis анонсировала XCOM 2, Тим Шейфер (Tim Schafer) и его компания Double Fine Productions выпустили свой «икском», точнее, его фэнтезийную версию, где герои, защищающие королевство от вторжения монстров, могут умереть не только в бою, но и в собственной постели — от старости, инфаркта или пьянства. Речь, конечно, о Massive Chalice.
Давай поженимся!
Тим Шейфер остается верен себе. Что бы он и его коллеги ни делали: квест, платформер или вот стратегию, — всегда получается интересно, необычно, что называется, с юморком и фантазией. Казалось бы, что можно добавить нового в старую формулу успеха? Защищаем территорию от вторжения злыдней, посылаем отряд быстрого реагирования в горячие точки, пошагово уничтожаем там агрессоров, развиваем и экипируем бойцов, возводим полезные постройки и изучаем разные технологии. Пусть даже действие перенесено в фэнтезийный мир, а вместо инопланетян на нас нападают какие-то растения, — суть от этого не меняется.
Однако и тут Double Fine Productions сумела приятно удивить. Мы уже подробно описывали механику Massive Chalice в нашем превью, так что коротко напомним основные моменты. Война с загадочными чудищами, известными под общим названием Cadence, длится 300 лет. То есть время постоянно идет, оно тратится на исследования и постройки, и оно же заставляет героев стареть и умирать по естественным причинам — пожалуй, только в Massive Chalice в одном отряде плечом к плечу могут сражаться седая бабушка с арбалетом и девятнадцатилетний юноша, забрасывающий врагов алхимическими зельями и бомбами.
К тому же этот юноша вполне может оказаться племянником старушки или еще каким-нибудь более или менее дальним родственником. Для того чтобы поддерживать популяцию постоянно стареющих и мрущих как мухи героев, мы должны создавать династии, заключать браки между имеющимися в наличии персонажами и ждать детишек — те получают в наследство набор генов и даже какую-нибудь семейную реликвию, подрастают и вливаются в стройные ряды защитников отечества.
Таким образом, каждый ваш боец отличается не только классом и соответствующими ему умениями (есть, условно говоря, лучник-охотник, алхимик-бомбометатель и воин, избивающий чудищ каким-то странным бревном), но и персональными особенностями, чертами характера, доставшимися ему от предков. Кто-то дальше видит, кто-то быстрее устает после пробежки, один привык к одиночеству и лучше сражается, когда рядом нет союзников, другой любит выпивать, а третий является по жизни пессимистом, поэтому предполагаемый урон, который он нанесет врагу, всегда будет меньше реального.
Кроме того, различные бонусы и штрафы дает возраст персонажа (молодой, средний или пожилой). И все это нужно учитывать, когда вы подбираете очередную пару для продолжения династии. Например, отпрыск охотника и алхимика может получить в наследство навык, позволяющий ему стрелять из арбалета взрывными болтами.
Покой нам только снится
Единственный вопрос, возникавший во время изучения бета-версии, звучал так: как долго эта семейно-селекционная механика сможет удерживать игрока у экрана? Ведь экономическая и стратегическая части в Massive Chalice откровенно слабее, чем в любой игре серии XCOM, — по сути, нам доступны лишь два типа построек: одни ускоряют прирост опыта, другие уменьшают время исследования. Миссии проходят по стандартной схеме (просто «убить всех»; никаких дополнительных условий и заданий), а вся эта возня с детьми, подбором мужа или супруги (тут есть и однополые браки) рано или поздно превращается в рутину.
Есть еще система случайных событий, когда нам нужно принять какое-то решение — например, кого спасти во время родов: мать или дитя, — но случались они реже, чем хотелось бы.
Однако релиз полной версии развеял сомнения. Авторы подкрутили баланс, увеличили сложность, и игра теперь постоянно держит в напряжении. Монстры атакуют все чаще и агрессивнее, пытаясь оттяпать кусок вашей территории, появляются новые виды противников. Поэтому вам приходится использовать все тактическое мастерство, умения и особенности всех классов, чтобы выиграть битву, не потеряв половины отряда.
В то же время на глобальной карте приходится постоянно ломать голову над тем, кого назначить в гильдию ученых, ускоряющих исследования (старики мудрее молодежи!), стоит ли тратить годы на изучение продвинутого типа брони для алхимиков или лучше призвать новую группу героев — ведь у вас давно уже «в бой идут одни старики», и через год-другой половина из них отправится к праотцам. Да и интересные «ивенты» в полной версии случаются почаще.
Кроме того, в релизе более явно сделан акцент на возможности получать гибридные классы — опять же в результате династических браков. Так, если один из родителей был охотником, а другой — воином, то их дитя получит класс Shadowjacker: это теневой воин-убийца, который умеет не только сильно бить и «станить» врагов, но и прятаться, наносить особенно мощные удары из состояния невидимости.
После невразумительной Spacebase DF-9 Тим Шейфер со товарищи полностью реабилитировались. С выходом Massive Chalice они еще раз доказали, что являются одними из главных специалистов по созданию оригинальных, необычных, ироничных и очень увлекательных игр в индустрии. Несмотря на ряд недостатков и некоторое однообразие, эта стратегия обладает как минимум одним важным преимуществом — «синдромом еще одного хода», когда вы думаете: «Ну вот, сейчас еще одну битву выиграю, и все — спать!» И так — полночи. Так что готовьтесь к долгой, но увлекательной трехсотлетней войне, во время которой вы будете играть роль не только стратега и полководца, но и профессиональной свахи.
Плюсы: необычный, но очень увлекательный геймплей; интересные тактические сражения; стильная картинка; ироничные рассказчики, постоянно комментирующие происходящее; система случайных событий.
Минусы: стратегической части не хватает глубины; через какое-то время сказывается некоторое однообразие происходящего.
Лучшие комментарии
Приятно, что Шейфер не бросил этот проект в «потрясающем и всеми любимом» Раннем доступе и довел её до релиза