Существует литература, которая просто просится на экран. Существуют экранизации, которые буквально-таки умоляют о создании игры по мотивам. Однако не стоит думать, будто удачный сеттинг, что так и рвется в игровой формат, гарантирует легкость создания нового медиапродукта для разработчиков. Совсем наоборот.
Всегда остается одна и та же серьезная проблема: что делать со сценарием, чтобы не скатиться ни в бессмысленный повтор уже прочитанного и просмотренного фанатами, ни во второсортную отсебятину, имеющую к оригиналу лишь отдаленное отношение? Киноленте или сериалу, как в случае с «Игрой престолов», позволено и даже в каком-то смысле приказано слепо следовать сюжетной линии, изложенной в романе-первоисточнике. Фильм презентует нам видеоряд впервые, заменяя наши фантазии и представления плодом трудов съемочной группы. Здесь уже достаточно новизны.
Игра, как правило, выпускается тогда, когда этот видеоряд уже создан, когда мы успели прочесть, увидеть, услышать и только что не обнюхать любимую историю со всех сторон. Понятно, что в таком случае подход должен быть несколько иным: одного только «интерактива» недостаточно, чтобы снова увлечь и подогреть интерес к уже известному.
Сценаристам из Telltale обычно очень хорошо удается сохранять атмосферу и стилистику исходного медиапродукта — и делать при этом новое, непредсказуемое и увлекательное. Тем не менее творение Джорджа «Серийного убийцы» Мартина (George R. R. Martin) и не совсем одноименный сериал на ту же тему — настоящий пробный камень для студии.
Не думай о свинопасах свысока
Авторам сценария удалось легко и изящно выстроить баланс между теми двумя пропастями, о которых мы говорили выше. Все шесть эпизодов игры будут посвящены дому Форрестеров — это такой клан, верный Старкам через Гловеров, который в книгах Мартина упоминается вскользь и мельком. Идеальные кандидаты на роль главных действующих лиц игры — достаточно незаметные и незначительные в оригинале, чтобы можно было «начинить» их любыми характерами, не погрешив против воли автора, однако в то же время как-то в общий сюжет вписанные, что избавляет девелоперов от мучительного поиска хоть какого-нибудь места для новых персонажей в глобальной истории.
Опыт Telltale никак нельзя назвать первой попыткой перенести сагу Джорджа Мартина в игровую реальность. Так, два с половиной года назад вышла довольно-таки пристойная RPG от Cyanide, которая, как ни странно, тоже называлась Game of Thrones. Кстати, подход к сценарию был схожим: новые герои и несколько самостоятельных линий, вписанных в глобальный сюжет, но не дублирующих ни события, изложенные в книге, ни фабулу телевизионной драмы.
Предупреждение! Текст рецензии в дальнейшем может содержать спойлеры не только в контексте игры, но также в контексте книги-первоисточника и снятого по ней телесериала. Если вы не знаете, почему Уолдера Фрея не стоит приглашать в качестве тамады, не настораживаетесь при звуках песни «Рейны из Кастамере» и недоуменно пожимаете плечами, увидев в очередной раз демотиватор с Джоном Сноу, который ничего не знает, — не читайте дальше.
Всего нам обещают пять играбельных героев, но в первом эпизоде доступны всего три. События начинают разворачиваться аккурат во время печально известной Красной свадьбы в вотчине Фреев. Первым под наше начало отдают паренька не слишком благородного происхождения. Это оруженосец лорда Грегора Форрестера, Гаред Таттл, сын свинопаса, которому как раз перед трагическими событиями на свадьбе даруют право сражаться в грядущем бою рядом с рыцарями — на стороне Старков, разумеется. То есть, по сути, обещают рыцарское звание. Но до битвы дело не доходит: начинается резня. Старший Форрестер, умирая, умоляет оруженосца отнести домой, в родовое гнездо, фамильный меч и передать кастеляну загадочную фразу, смысл которой, очевидно, станет нам понятен только в последующих эпизодах игрового сериала.
Болтоны и болтуны
Вернувшись домой, юноша обнаруживает, что на земле Форрестеров благополучно хозяйничают их извечные соперники Уайтхиллы, которые теперь на коне, ведь их сюзерен Русе Болтон стал Хранителем Севера. Гаред сразу же влипает в неприятную историю, а мы постепенно движемся к знакомству со вторым персонажем.
Нынешний лорд Форрестер, вынужденный глава семьи, согласно правилам наследования в феодальном обществе, совсем еще мальчишка. После гибели отца и старшего брата он ощущает на своих плечах всю тяжесть управления делами рода — и дела эти, нужно сказать, совсем плохи.
Большую часть солдат покойные родственники мужеского полу забрали с собой на войну, где все войско вместе с этими самыми родственниками и осталось. Болтон — один из активных участников заговора против Старков, — которому теперь фактически принадлежит Север, отправляет в вотчину Форрестеров своего бастарда, печально известного Рамси Сноу. Просто чтобы показать, кто теперь в доме хозяин. Маленькому лорду Итану приходится очень непросто: его, третьего сына в семействе, не готовили к роли лидера клана. Времени на обучение у него тоже нет. Есть пара советников, из которых нужно выбрать главнейшего, — само собой, их советы вечно противоречат друг другу. Еще в хозяйстве имеются одна сестра-близнец, один младший брат — и вагон проблем. Мать Итана, впрочем, надеется решить часть этих проблем с помощью старшей сестры мальчика, Миры.
Мира Форрестер живет в Королевской Гавани и прислуживает леди Маргери Тирелл, невесте короля Джоффри. Как и положено хорошей девочке, она заботится прежде всего о благополучии семьи. Ей поручена важная миссия: поговорить с Маргери и попросить у той заступничества для всего дома Форрестеров. Правда, после гибели Старков «девушкой с Севера» всерьез заинтересовалась Серсея Ланнистер. А интерес королевы-регента редко проходит бесследно для персон, чем-то ей некстати запомнившихся.
Ставки сделаны
Мы не случайно так долго говорим о сюжете. Именно он занимает в эпизодических играх Telltale почетное первое место в ряду наиболее весомых достоинств игры. Да что там — и второе, и третье, и пятое, пожалуй, тоже. Строго говоря, около восьмидесяти процентов такого вот интерактивного кино — это сценарий.
Первый эпизод предлагает в целом отличную завязку с несколькими взаимосвязанными, но самостоятельными линиями, с трагическим финалом полностью в духе Мартина, после которого остается только разочарованно взвыть: «Как, это все? Вот тут — конец, и нам предлагают смиренно ждать выхода следующей части?!» В общем, с точки зрения развития истории «пилот» Game of Thrones кажется вполне перспективным.
С другой стороны, кроме восьмидесяти процентов сюжета, есть ведь и оставшиеся двадцать, которые в тех же The Walking Dead и The Wolf Among Us приходились на моральный выбор, на ощущение не просто причастности, а непосредственного управления ходом сюжета.
Здесь вроде бы тоже есть решения, которые мы должны принимать, есть выбор, который нам приходится делать, но вариативность результатов существенно ниже, чем в обеих ранее запущенных эпизодически-интерактивных сериях. Понятно, что и там сценарий в конце концов приходил к некоему более или менее предсказуемому итогу. Однако были и разветвления, настоящие разветвления, которые определяли, например, в каком составе мы начнем свои приключения в следующей серии.
Выбирай, не выбирай, — все равно дорога в рай
В Game of Thrones пока ни одна из ситуаций выбора не повлияла на сюжет хоть сколько-нибудь существенно. Взаимосвязь наших слов и поступков с событиями, что разворачиваются, часто бывает до обидного косвенной. Порой она и вовсе отсутствует.
Мы должны, например, решить, как нам встречать Рамси Сноу. Можно подготовить хлеб, соль и дипломатию, а можно настроиться на войну. В теории. На практике это абсолютно никакого значения не имеет: прием бастарда выглядит совершенно одинаково и при мирном варианте встречи, и при «силовом» сценарии, которого, по сути, вообще нет. Зато разговоров-то, разговоров — как будто судьбоносное решение принимаем!
То же касается успехов Миры в Королевской Гавани. Отличная по накалу и драматизму беседа девушки с королевой Серсеей приводит, в сущности, к совершенно одинаковому результату вне зависимости от того, как юная леди Форрестер себя держит и что говорит. Какой-то прямо-таки шаг назад по сравнению с The Walking Dead и The Wolf Among Us.
С другой стороны, если не проходить игру дважды-трижды, чтобы выявить последствия разных вариантов, если ограничиться первым и единственным прохождением, недостаток влияния на сюжет вполне можно и не заметить. Telltale мастерски конструирует иллюзию управления ходом истории и прячет все «ниточки от кукол» за кулисами роскошной, по-настоящему мартиновской недоброй сказки. Здесь вроде бы пока нет таких ярких характеров, какие обычно фигурируют в «теллтейловских» играх, но это не мешает диалогам радовать сердце истинного поклонника «Песни Льда и Пламени» напряженностью, остротой и безукоризненно выдержанной стилистикой. Пусть Форрестеры откровенно списаны со Старков — нельзя сказать, что это очень раздражает. В конце концов, раз поиграть непосредственно Старками невозможно, почему бы не удовольствоваться их заменителем?
Так или иначе, Вестерос предстает перед нами живым и сочным, панорамным и очень жестоким — именно таким, каким мы привыкли его видеть и любить. Авторы нашли способ вписать историю Форрестеров в общую фабулу так, чтобы зацепить максимальное количество «канонических» персонажей. Они появляются ненадолго, но, раз появившись, ведут себя именно так, как могли бы в этих ситуациях действовать мартиновские герои. Невозможно не поверить в такую Серсею или в такого Рамси. Несколько бледным, пожалуй, показался только Тирион Ланнистер, которому досталось просто очень мало экранного времени. Может быть, в последующих эпизодах мы увидим больше карлика?
Об анимации и дискриминации
За что Telltale действительно можно немного поругать, так это за анимацию. Если мимику персонажей нельзя назвать недостаточно живой и выразительной, то с передвижениями все печально. Причем с походкой мужской «команды» можно как-то смириться, а вот у девушки все совсем грустно: так могла бы двигаться разве что негнущаяся кукла, но никак не живой человек. Да и платье Мире Форрестер подобрали очень неудачное. Нет, мы сейчас не о моде и стиле говорим, а о том, что юбка этого платья выглядит как почти неподвижный конус, имеющий к тому же мало общего с пропорциями верхней части туловища героини. Такое ощущение, что на женскую… треть местного активного населения у разработчиков попросту не хватило времени. Что за дискриминация!
В то же время нельзя с полным правом утверждать, будто с визуальной точки зрения игра никуда не годится. Многое здесь впечатляет. Действующие лица, пришедшие к нам из сериала, выглядят действительно похоже на «оригинал» — это касается и внешности, и мимики, и манер. Батальных сцен немного, но смотрятся они достаточно эпично, чтобы дать нам прочувствовать весь размах псевдоисторического полотна, в которое мы, так сказать, погрузились. Вообще все, что сделано в формате кат-сцен, смотрится весьма прилично. Проблемы начинаются тогда, когда очередной ролик заканчивается и начинается «свободное плавание» персонажа по окрестностям. Справедливости ради отметим, что случается это не так и часто, а длятся такие самостоятельные «вылазки» очень недолго.
Оценивая первый эпизод Game of Thrones, нужно четко представлять себе, что это за игра. Она, безусловно, рассчитана исключительно на фанатов книги или телесериала. Ради них, с тоской нетерпения ожидающих выхода следующего сезона; ради них, вопреки всему верящих в то, что Джордж Мартин напишет еще пару книг; ради них, влюбленных в кровавый Вестерос, разработчики из Telltale и запустили еще одну линейку интерактивных фильмов. В этом качестве Game of Thrones очень хороша, несмотря на ряд недостатков. Людям же, не относящимся к числу поклонников мира «Песни Льда и Пламени», делать здесь однозначно нечего. На их внимание никто и не рассчитывал, в сущности.
Плюсы: драматичный сюжет; аутентичная атмосфера; узнаваемые герои; напряженные диалоги; безупречно выдержанная стилистика оригинала.
Минусы: решения игрока практически не влияют на ход истории; анимация местами недоработана.
Лучшие комментарии
По сравнению с Волком может быть, а вот второй сезон Ходячих, простите, смотрелся в этом плане просто чудовищно даже при одиночном прохождении. От тебя постоянно требуют каких-то решений, на которые игра тут же плюёт и гонит тебя дальше по рельсам, а финальный выбор и вовсе выглядел так:
Я очень надеюсь, что Престолы в итоге сумеют избежать подобной участи.
Вообще не играю по вышеозначенной причине. Тот самый редкий лично у меня пример, когда из-за графона я действительно не могу играть в игру.