20 октября 2014 20.10.14 44 58K

Alien: Isolation: Обзор

После провального во всех отношениях шутера Colonial Marines игровое ответвление «Чужих» срочно нуждалось в реабилитации. Потенциальный хит получился пустышкой, пусть и для успеха у него имелось все, что нужно, — популярный жанр в не менее популярном сеттинге, армия фанатов, готовая раскошелиться… Но в итоге о «Колониальных морпехах» если и вспомнят, то лишь как об игре, где рекламные ролики до сих пор (несмотря на без малого пять лет разработки, тонны заплаток и пачку DLC после релиза) выглядят заметно лучше конечного продукта.

Видимо, подразделение SEGA, отвечавшее за «Чужих», уже заранее догадывалось о том, что затянувшаяся разработка ACM не сулит ничего хорошего, и решило загодя дать зеленый свет смежному проекту. До конца прошлого года о новой игре было известно сравнительно мало: да, Alien (тут самые внимательные сразу заметили отсутствие окончания множественного числа), нет, морпехов не будет. Интриги добавлял и тот факт, что единственным разработчиком являлась The Creative Assembly, доселе ничем, кроме стратегий, не занимавшаяся.

Что в итоге получится, не было ясно до самого последнего момента: никто не забыл историю с Colonial Marines, поэтому ко всем обещаниям и демонстрациям народ относился с прохладцей, хотя сулили нам много интересного. Как выяснилось, новая игра создается в несколько нетипичном для франшизы жанре survival horror, а главным приоритетом называли воссоздание атмосферы именно первого фильма серии.

Вроде бы мелочи, но именно подобное внимание к деталям обеспечивает полное погружение в игру.
Вроде бы мелочи, но именно подобное внимание к деталям обеспечивает полное погружение в игру.

Яблоко от яблони…

Для пущего сходства с культовым ужастиком Ридли Скотта (Ridley Scott) главной героиней сделали дочь Эллен Рипли, Аманду. Личность во вселенной совершенно нераскрытая — кроме небольшого эпизода с фотографией (на которой, кстати, запечатлена мать Сигурни Уивер (Sigourney Weaver)) из фильма Кэмерона (James Cameron) и того факта, что Аманда в возрасте 66 лет умерла от рака за четыре года до событий второй части серии, о ней ничего не было известно.

Как выяснилось, Рипли-младшая спустя 15 лет после исчезновения Эллен работает техником в космическом доке и до сих пор не оставляет надежды найти мать. Жизнь идет своим чередом, пока в один прекрасный день к ней не наведывается представитель Weyland-Yutani Corporation Кристофер Самуэльс с деловым предложением — принять участие в операции по возвращению бортового самописца того самого «Ностромо», о судьбе которого (а заодно о судьбе матери Аманды) до сих пор ничего не известно. Сам «черный ящик» находится на космической станции «Севастополь», принадлежащей конкурирующей корпорации — Seegson, поэтому в составе команды, кроме Аманды, капитана корабля и Кристофера, присутствует еще и юрист. А вот зачем Weyland-Yutani нужна Рипли — непонятно, ведь Компания никогда не славилась излишним альтруизмом, да и остальной состав экспедиции следовало бы пересмотреть на случай непредвиденных обстоятельств.

Обстоятельства, да еще какие, не заставили себя ждать — по прибытии оказывается, что «Севастополь» не выходит на связь, сама станция выглядит полуразрушенной, а стыковка невозможна. Авария во время попытки проникнуть на борт станции через открытый космос приводит к тому, что Аманда все-таки попадает на «Севастополь», но остается одна, совершенно не понимая, что происходит вокруг и где остальные члены команды.

Характером Рипли пошла в маму — долго сидеть на одном месте не стала и решила самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Задачка, как оказалось, не из простых — станция вот-вот развалится, половина систем не работает, а местное население почему-то совсем не любит чужаков. К тому же на «Севастополе» завелся некий Убийца (хм, кто бы это мог быть?), несущий смерть всем, кого повстречает на своем пути. Судя по всему, именно проделки нежданного гостя и стали причиной хаоса.

Главная цель теперь — выжить, по возможности стараясь разобраться в произошедшем. Знала бы Аманда, что похожее уравнение с теми же самыми неизвестными пришлось решать ее матери 15 лет назад…

Под столом, конечно, уютнее, но любопытство пока пересиливает страх. Лишь бы он не обернулся…
Под столом, конечно, уютнее, но любопытство пока пересиливает страх. Лишь бы он не обернулся…

Одна против всех

Именно это слово — «выжить» — точно отражает действия игрока на протяжении всего прохождения. По отношению к главной героине враждебны все и всё — люди, потерявшие разум из-за постоянного страха; вышедшие из-под контроля андроиды; критическое состояние станции; и, конечно же, виновник торжества в хитиновом панцире.

Если с андроидами и персоналом «Севастополя» можно справиться с помощью оружия (Рипли хоть и хрупкая девушка, но пользоваться им умеет), то с Чужим такой номер не пройдет. Убить его нельзя, убежать, если он вас обнаружил, — практически невозможно. Единственным способом выжить остается игра в прятки с этой хитрой тварью. Шкафы и тумбочки — теперь наши лучшие друзья, а вид точки сохранения, стилизованной под телефонный терминал, успокаивает почище валидола.

У Isolation великолепно получается передать атмосферу постоянного напряжения. Игра света и тени, звуки непонятного происхождения — постепенно входишь в состояние непрекращающейся тревоги, нервы начинают шалить не на шутку. После первой встречи с Чужим все еще «веселее». Пусть ты знаешь, чего боишься, тем не менее встречаться с источником своих страхов совсем не хочется. Неуязвимый охотник все время находится где-то рядом, сохраняться можно лишь в определенных местах (зачастую таких мест по одному-два на весь уровень), поэтому приходится обдумывать каждое свое действие. Постоянная проверка датчика движения, паника и судорожные поиски укрытия при любом загадочном звуке, внимательный осмотр очередного подозрительного закоулка (а таких на «Севастополе» хватает)… Слабакам тут не место — как минимум до получения огнемета, с помощью которого можно ненадолго отогнать Чужого в вентиляцию. Тут страх пропадает совсем — но, когда топливо кончается (как всегда, в самый неподходящий момент), игра в кошки-мышки начинается по новой.

Само собой, вышесказанное справедливо не для всех — тем, кто обладает железными нервами и не боится таких глупостей, как нарисованный на экране монстр, подобные рассказы, возможно, покажутся смешными. Но людям впечатлительным и не большим любителям жанра (как, например, автор статьи) играть порой становится просто физически тяжело — настолько вживаешься в образ.

Взломов различных терминалов и систем в AI хватает. Особенно увлекательно подбирать очередной код, когда где-то сзади слышны чьи-то гулкие шаги по палубе.
Взломов различных терминалов и систем в AI хватает. Особенно увлекательно подбирать очередной код, когда где-то сзади слышны чьи-то гулкие шаги по палубе.

Теплый, ламповый «сай-фай»

Не последнюю роль в создании атмосферы играет дизайн. Сказать, что он великолепен, — ничего не сказать. Low-fi Sci-fi прямиком из 70-х — ЭЛТ-мониторы, огромные пульты с кучей клавиш и лампочек, намеренно примитивное и громоздкое с современной точки зрения электронное оборудование и компьютеры. Все как в фильме Ридли Скотта, вышедшем 35 лет назад. Дизайнеры продумали все — начиная от одежды героев и устройства станции, заканчивая обложками журналов и стилизацией видеозаписей под VHS-качество.

А эти звуки? Писк датчика движения, шипение открывающихся дверей между отсеками, давящая тишина открытого космоса… Да одно получасовое DLC, дающее возможность почувствовать себя в роли Эллен Рипли из оригинального фильма, на голову выше неисчислимого количества поделок по мотивам той или иной кинокартины.

Дизайн прекрасен не только тем, что копирует стиль «Чужого». Это не просто декорации в выверенном стиле: игра света и тени, пар из поврежденных труб, даже расположение мелких предметов вроде чашек на столе — порой все выглядит будто режиссерская задумка. Некоторые совершенно случайные ракурсы и сочетания звуков нагнетают атмосферу не хуже различных событий, происходящих по велению скрипта, которых здесь тоже хватает.

Perfect organism

Ксеноморф, напротив, выглядит на редкость реалистично, отчего еще больше пугает. Он нетороплив, но лишь когда находится в поисках жертвы. Стоит ему заметить человека (на андроидов Чужой не обращает внимания) — стремительный бросок, пара смертельных ударов и молниеносное отступление. Не поленитесь понаблюдать за тем, как ксеноморф атакует кого-нибудь из выживших работников станции, — благодаря великолепной работе аниматоров его движения по-кошачьему грациозны.

«В космосе никто не услышит твой крик…» Домочадцы особо впечатлительных игроков могут с этим поспорить.
«В космосе никто не услышит твой крик…» Домочадцы особо впечатлительных игроков могут с этим поспорить.

А вот интеллект инопланетного монстра совершенно не впечатляет. Иногда Чужой ведет себя не хуже своего киношного собрата — мгновенно вычисляет местонахождение цели по малейшему звуку, без движения сидит в засаде или не реагирует на «обманки» вроде броска горящего файера в тупик. Шуметь сверх меры крайне не рекомендуется: он может услышать даже топот при беге, не говоря уж о стрельбе или взрывах. Само собой, этим тоже можно пользоваться в своих целях, отвлекая внимание мерзкой твари броском светошумовой гранаты. Самый смак — поднять шум при встрече с враждебно настроенными людьми и, дождавшись, когда на вечеринку заглянет главный гость, спрятаться, а то и вовсе побежать напрямик к цели. Некоторое время ксеноморфу будет не до нашей персоны — пока не стихнут крики, вы в безопасности.

Но как выясняется при более близком знакомстве, со зрением у Чужого имеются определенные проблемы (или, скорее, проблемы несколько иного рода присутствуют у программистов The Creative Assembly). Порой он не замечает Рипли прямо в упор, может пройти мимо, буквально задевая ее своим хвостом, а иногда совсем не против того, что Аманда прячется в шкаф у него на глазах, громко хлопая дверью.

Нелогично выглядит и то, что Чужой все время находится рядом с главной героиней. «Севастополь» огромен, но ксеноморф почему-то предпочитает путешествиям по остальным отсекам нашу компанию. Понятно, что в противном случае существовал бы нешуточный шанс пройти всю игру, так и не встретив причину всех бед, но хоть какое-то объяснение такой любви Чужого к нашей персоне можно было придумать?

Все-таки та великолепная атмосфера пугающей безысходности и постоянного напряжения — никак не заслуга программистов ИИ. Чужой оказался не столь умен, как его нахваливали разработчики, и это, пожалуй, единственное, что может испортить удовольствие от прохождения.

И все-таки Чужой чем-то прекрасен, особенно в этой игре. Можно понять восхищение андроида Эша этим «идеальным организмом».
И все-таки Чужой чем-то прекрасен, особенно в этой игре. Можно понять восхищение андроида Эша этим «идеальным организмом».

Тем не менее реабилитацию можно считать состоявшейся. Соглашаясь на столь нетипичный для франшизы жанр и отдавая разработку в руки студии, специализирующейся исключительно на стратегиях, SEGA изрядно рисковала. Но все удалось: благодаря в первую очередь превосходной работе дизайнеров и постановщиков мы получили отличную игру — сложную, пугающую, созданную по канонам оригинальной вселенной, с любовью и вниманием к деталям. Одна из лучших игр о Чужом и настоящий подарок для каждого поклонника — избитая формулировка, но здесь тот случай, когда она как нельзя к месту.

Плюсы: превосходный дизайн в стиле оригинального фильма и скрупулезная проработка окружения; атмосфера безысходности и страха; напряженный, не дающий расслабиться геймплей; графика и звуковое сопровождение; оптимизация.
Минусы: игра немного затянута; однообразные задания по починке всего и вся на станции; ксеноморф оказался не таким умным, как ожидалось.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Alien: Isolation

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
6 октября 2014
2K
4.3
1 488 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень люблю текстовые обзоры, даже больше чем видео. Очень приятно, что на стопгейме до сих пор, в век ютуба и т.п., сохранилась такая традиция — публиковать текстовые материалы. Спасибо.
Солидарен. Жаль, конечно, что определенная часть посетителей читает лишь последний абзац и «плюсы/минусы», ибо текстовый обзор намного информативнее, на мой взгляд, нежели видео.
Не согласен с минусами.

— Ксеноморф достаточно умен. Умнее ему быть не стоит, а я ведь на харде прошел. Если бы он был умнее то игру было бы пройти еще сложнее. Но не в плане интереса, а в плане просто затягивания процеса. Было бы просто больше смертей.

— Насчет затянутости. Мне наоборот понравилось. Почти все издатели делают сейчас короткие игры. Часов на 6-8, иногда 10. Вот у Ивил Визин есть ачивка для тех кто пройдет игру за 5 часов.
На алиена у меня ушло 30 часов. И мне понравилось. Сейчас очень редкая линейная игра столько длится. Я канешно не учитываю игры с открытым миром как Дарк соулс или Скайрим. Да и в целом все 30 часов давольно ровно шли, не было провалов которые можно просто убрать.

А из плюсов, неплохой крафт, я девайсами пользовался по полной. Сюжет мне понравился.
Дизайн отличный и графон тоже. Лично у меня ни одного бага не было. Хотя знаю — это редкость.
Локализация не ахти канешно. Но в целом на четверочку с небольшим минусом.
Отличная игра. СЕГА молодцы. Криатив Ассембли тоже молодцы.

Изумительно с двумя плюсами.
Ну устал Ксеноморф, устал — что ж он вам, железный, что ли, бегать за игроком столько часов. Cовсем зверюгу не жалеете ;)
Вот очень нравится эта игра, но после её прохождения как то не тянет играть во что-либо другое ( Так называемая «игровая импотенция»: Е
да. Как — то больше понравилось. В фильме намешали кучу всего, а на выходе ничего. Показали только бета версию Чужого))
Не было бы огнемета, было бы огромное количество взорванных пуканов по поводу его отсутствия.
Только вчера пересмотрел первые 2 части Чужих и ты знаешь, люди там и по вентиляциям ползают и воздействуют на различные механизмы и даже по радиосвязи говорят. Девушка на самом деле хрупкая, просто как и любой человек она со временем начинает адаптироваться к возникшим сложностям. Ладно хоть скажи спасибо, они не перемудрили, как в случае с последней Ларой Крофт.
В целом согласен с оценкой, после прохождения осталось много положительных эмоций, хотя, могу понять тех, кто скажет, что игра заслуживает «Похвально». Всё-таки огнемёт, который не только отпугивает чужого, но ещё и избавляет от страха, портит атмосферу обречённости в борьбе с пришельцем. Ближе к концу становится много backtracking'a, что немного раздражает и вызывает желание скорее добраться до следующего этапа.
Что касается ИИ Чужого, я бы не назвал его безмозглым, скорее недоделанным. Его задача всегда быть рядом (недалеко) с игроком (по крайней мере, когда играл я, это было так), это приводит к тому, что он может телепортироваться (чужой ушёл от меня в противоположном направлении, я сделал несколько шагов по направлению к закрытой комнате, открылась дверь, а за ней из вентиляции уже лезет ксеноморф). Иногда он не знает, куда идти. Я залез в дальнюю комнату без вентиляции, чужой зашёл за мной, меня не увидел и ушёл. В течении следующих 10 минут, я наблюдал, как чужой бегает перед входом туда сюда с периодичностью в пол минуты.
Шикарный продукт получился, я больше 2х часов игры не тяну, атмосфера и обстановка давить начинает, давненько не было таких ужастиков-выживастиков. С оценкой полностью согласен.
Я думаю в первую очередь тут влияет угол обзора.
Если он тебя не видит и ты не шумиш, то можно от него ныкатся и на свету, в хорошо освещенном помещений. Я так с ним хороводы водил. Он ходит вокруг ящика в одну сторону. Я на картах кружу также. В двух метрах от него. И да иногда бег не привлекат его. Но всетаки иногда.
игра очень — очень понравилась! Получилось куда лучше, чем тот же «Прометей» в плане истории. Советую играть на харде!
пы.сы. Присоединяюсь к предыдущим комментариям о текстовой рецензии! Такой вариант больше люблю))
ЭТо с какой стороны посмотреть. Кто-то любит больше читатЬ, кто-то смотреть. Стараюсь и читать, и смотреть обзоры. ибо обеспечивает более полную информацию об игре. Вот. Ну а теперь осталось только купить.
С этим не поспоришь. Его отсутствие привело бы к увеличению сложности и продолжительности игры. Но всё же, после его появления, чужой из опасной зверюги превращается в назойливую муху (он всё ещё может убить, но только если игрок отвлечётся).
В стиме гайд был. Человек описал свои наблюдения за поведением Чужого.
Там получлось примерно так. Чем менее надежно было твое укрытие и чем ближе ты был к чужому когда он тебя искал, тем больше время на которое он потом уйдет. Плюс есть ощущение что некоторые моменты заскриптованы. Отсюда наверное и телепортация. И да очень редко, но иногда он тебя в притык не видит. У меня такое было раза 3. На фоне продолжительности канешно это капля в море. Но всеже.
А я так испугался, что, когда получил огнемет-тут же израсходовал весь боезапас
оффтоп, конечно, но управление TEW намного лучше, чем RE4, где даже мыши не было. Скорее тогда уж RE5.
Пока единственная претензия — нелепо уезжает обзор, приходится камеру вкруговую пускать вместе с тушкой, чтобы вырулить на правильный угол (в основном в приседе).
Серьёзно? То есть Прометей, где рассказывается о появлении Предтечи и Чужиз таками, какми мы их знаем, хуже, чем игра, где история не нова, а просто обычна? Игра шедевральна, но сюжет — просто компиляция лучших идей серии.
Читай также