21 июня 2014 21.06.14 17 101K

Spintires: Обзор

Полноценная игра, выросшая из технодемки или поделки «для своих» и прочих несерьезных опытов, — таким сейчас никого не удивить. Уже давно вернулось то время, когда разработчик мог в одиночку писать код, заниматься дизайном, сочинять сюжет и успешно продавать свое творение. Инструменты наподобие полноценных игровых движков, доступных всем и каждому за символическую цену (а иногда и вовсе бесплатно), и сервисы вроде Kickstarter или Greenlight позволяют любому желающему попробовать свои силы в нелегком деле создания собственного шедевра. Кто-то проходит этот путь до конца, а отдельные счастливчики добиваются мирового признания.

Spintires представляет собой яркий пример именно такого развития событий. Пять лет назад — небольшая программка, демонстрирующая возможности движка Havok, а сегодня — полноценный симулятор… советских тягачей-внедорожников? непролазных таежных дорог? самой реалистичной грязи в видеоиграх? всего этого вместе? Попробуем разобраться.

Относительно легкий УАЗ позволяет ездить довольно быстро, но боится глубоких луж и может намертво застрять в колее, если не вовремя сбавить скорость.
Относительно легкий УАЗ позволяет ездить довольно быстро, но боится глубоких луж и может намертво застрять в колее, если не вовремя сбавить скорость.

Кругом пятьсот

Как понятно из названия, заниматься в Spintires придется тем, чем занимаются сотни тысяч водителей по всему миру, — за рулем своего железного коня «наматывать мили на кардан». Имеется пять небольших карт, не блещущих особым разнообразием, на каждой из них окружающая местность напоминает о масштабном освоении природных богатств востока нашей родины в середине — конце прошлого века. Таежные просторы, среди которых затерялись незаметные делянки лесозаготовщиков, узкие дороги, никогда не знавшие асфальта, многотонные грузовики, перевозящие лес, вездесущий гнус и непролазная грязь после каждого дождя. В таких местах автомобиль, способный справиться с бездорожьем, точно не роскошь и даже не средство передвижения, а суровая жизненная необходимость.

Каких-то обязательных задач перед нами не ставят — никто не мешает кататься в свое удовольствие, исследуя местность, изначально закрытую «туманом войны». Стоит обнаружить в укромном месте точку разведки — открывается небольшая часть карты. Кроме этих своеобразных «маяков» есть и другие представляющие интерес места. На лесоповале можно загрузиться бревнами и отвезти груз на пилораму; гаражи, если их «открыть» подвозом специального груза, становятся новым местом для старта и позволяют устанавливать на машины различные модули — от прицепа с топливной цистерной до крановой платформы. Все это оборудование нужно не просто так — без дозаправки порой не удается добраться до нужного места, а смена шин позволяет облегчить нелегкую водительскую работу.

Наконец, главные действующие лица Spintires (к слову, здесь нет модели водителя — в кабине пусто) — тяжелые вездеходы, способные справиться с местными дорогами или, скорее, их отсутствием. Машин немного, всего семь штук: от легкового УАЗа до тяжелого четырехосного тягача, в котором легко угадывается МАЗ-7310 «Ураган». Названия у всех машин выдуманные, но определить «родителя» того или иного грузовика сможет каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественным автомобилестроением. Все основные «звезды» здесь: ЗИЛ-130, Урал-4320, КАМАЗ-6520…

«Нелегкая это работа — из болота тащить бегемота».
«Нелегкая это работа — из болота тащить бегемота».

Впрочем, с тем, кто здесь главный герой, можно и поспорить. Стоит проехать первые несколько метров по здешней непролазной грязи, которую почему-то называют дорогой, как становится ясно — именно она, ее поведение и влияние на машину определяют игровой процесс от начала и до конца.

Танки грязи не боятся

В самом деле, вряд ли кому-то будет интересен еще один симулятор водителя грузовика. Сколько их было уже? А сколько осталось достойных упоминания? «Дальнобойщики» да Euro Truck Simulator — конкурировать с ними Spintires никогда бы не смогла, если опираться только на те небогатые возможности по исследованию карты и перевозке груза между парой точек на карте.

Вся суть здешних неторопливых поездок заключается в борьбе с бездорожьем. Можно смело сказать, что грязи, настолько похожей на настоящую по внешнему виду и поведению, в видеоиграх еще не было. Моделирование поведения подвески автомобиля в этой самой грязи не отстает: жижа подминается под многотонным весом грузовика, разбрызгивается в стороны, липнет на капот и кузов, в нее можно закопаться по самые оси — и тогда только вторая машина с лебедкой может помочь выбраться из западни.

Принимать «грязевые ванны» приходится сразу же после выезда из гаража: от дорог здесь лишь одно название — колеи полуметровой глубины, огромные лужи, в которых можно утонуть по самый верх кабины грузовика, коварные топи, намертво хватающие забуксовавшую машину… Свернуть с дороги вряд ли получится — вокруг лес, деревья ломаются весьма неохотно, поэтому лучше задуматься над планированием маршрута заранее, дабы не пришлось на полпути бросать застрявшую технику и пересаживаться на эвакуатор.

Модели техники проработаны до мелочей, но вот с дальностью прорисовки и поведением камеры до сих пор большие проблемы.
Модели техники проработаны до мелочей, но вот с дальностью прорисовки и поведением камеры до сих пор большие проблемы.

Автомобили различаются не только внешне — стиль вождения подбирать под каждую модель приходится индивидуально. Там, где проскочит сравнительно небольшой «уазик», тяжеленному лесовозу не протиснуться, зато при попытке переправиться через реку вброд отечественный «джип» может просто-напросто снести течением на глубину. По-другому начинают себя вести машины, если установить на них дополнительные модули — езда с прицепом, полным бревен, разительно отличается от поездки «налегке».

Собственно, именно в показе моделирования работы подвески автомобиля и динамического изменения ландшафта под колесами и заключалась задача той самой «демки» пятилетней давности, из которой выросла Spintires. Даже тогда выглядело это достаточно интересно, а уж сейчас и подавно. Любое движение машины чувствуешь — это не просто коробка на колесах, а сложный механизм, обладающий массой и инерцией.

Дело рук утопающих

Но все-таки, если присмотреться, понимаешь, что игра мало чем отличается от своего прародителя. Основная геймплейная находка хороша, но кроме нее в релизе ничего достойного не найти (за исключением, пожалуй, моделей техники). Попытки разработчиков добавить какие-то цели, толкающие на исследование карты, выглядят весьма слабо, нет достойного стимула бороться с дорогой, а месить грязь колесами лишь ради самого процесса быстро надоедает. Есть мультиплеер, но и его хватает ненадолго из-за отсутствия соревновательного или кооперативного элемента. По сути, до сих пор перед нами лишь заготовка, из которой может получиться по-настоящему интересная игра.

Для этого вовсе не обязательно придумывать сногсшибательный сюжет или подтягивать графику (которая, к слову, и сейчас довольно неплоха) до уровня ААА-шутеров. Один из возможных рецептов успеха — вооружить самих игроков инструментами для создания своих миссий, карт и моделей техники. Если разработчики не радуют разнообразием контента, придется браться за дело самостоятельно. Мощный редактор вкупе с несложным для освоения скриптовым языком — и комьюнити может сделать из Spintires конфетку. Пример серий OFP и ArmA показывает, что при наличии доступных средств для моддинга игра может очень долго оставаться актуальной.

Динамически меняется не только дорога под колесами — заляпанную грязью машину можно «отмыть», просто заехав в реку.
Динамически меняется не только дорога под колесами — заляпанную грязью машину можно «отмыть», просто заехав в реку.

Вместо, признаемся, довольно скучной перевозки груза из точки А в точку B можно придумать столько всего — хватало бы фантазии. Многоуровневый квест с поездкой за бутылкой в сельпо, чтобы было чем отблагодарить Петровича, который обещал дать тягач для вытаскивания застрявшего грузовика (с последующим вождением в нетрезвом виде от лица самого Петровича); выполнение боевой задачи по развертыванию батареи «Скадов» на поле боя под артиллерийским обстрелом (благо «Ураган» здесь уже есть); да хоть поездки по чужим планетам на вездеходе будущего — почему нет?

Несмотря на состоявшийся релиз, работать есть над чем: кроме уже упоминавшегося инструментария для создания модификаций, игре остро не хватает гусеничной техники, горных и зимних карт, достойного музыкального сопровождения, вида из кабины…

Остается надеяться, что благосклонный прием, оказанный Spintires публикой (симулятор прочно обосновался в топе продаж Steam), позволит разработчикам сосредоточиться на достойном развитии своего творения, — все-таки подобными оригинальными идеями нас сейчас совсем не балуют.

Плюсы: реалистичное поведение автомобилей на дороге; симпатичные модели машин; грязь!
Минусы: неудобная камера; малое количество карт и техники; поездки по бездорожью без внятных целей быстро надоедают.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Spintires

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 июня 2014
229
4.0
250 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Кажися эта одна из немногих игр где Грязь является положительной характеристикой.
Эхххх... заехал в грязюку, сидишь там значится и колесами ворочаешь....

В игре и правда есть нечто особенное.
Да в этой игре кроме грязи и нет ни чего. Карты бы побольше и по разнообразней. И еще мт-лб не хватает, действительно.
Ну, да. Об этом в минусах и написано. Контента маловато, надоедает быстро. Явно не на 800 рублей. Но, коли уж купили, будем ждать и надеяться на обновления.
И, кстать, да, тоже заметил, что не хватает какой-нибудь гусеничной техники.
В кооперативе игра на 100% интереснее, хоть это и очевидно. Порой такие ситуации случаются, что и сюжеты не нужны
надеюсь минусы исправят с обновлениями ) игра то хорошая
Оригинально. Надо будет поиграть
Ну а что вы хотите, один человек игру делал, а цена в стиме такая высока, можно найти и в 2 раза дешевле.
Автор игры эксперементировал с гусеницами, там не все так просто, по сути нужно весь движок под гусеницы переделывать, так что возможно и будет, но скорей всего нет.
Дух русских дорог:)
На steambuy например стоит 499 руб. А steam специально накручивает цену.
В графическом плане игра — хороша, но уж очень быстро надоедает. Этого и в жизни хватает, при выезде на рыбалку.) Игру спасает коператив.
Мне игра очень понравилась! Соглашусь по поводу того, что маловато контента. К камере в принципе можно привыкнуть. Мне вот только не понравилсь модель Камаза, почему не сделали более старый вариант этой марки?
Давно ждал что то подобное! УАЗ 4х4 не впечатлил… Тем кому по нраву подобное, точно приобретайте, не пожалеете!
Читай также