Полноценная игра, выросшая из технодемки или поделки «для своих» и прочих несерьезных опытов, — таким сейчас никого не удивить. Уже давно вернулось то время, когда разработчик мог в одиночку писать код, заниматься дизайном, сочинять сюжет и успешно продавать свое творение. Инструменты наподобие полноценных игровых движков, доступных всем и каждому за символическую цену (а иногда и вовсе бесплатно), и сервисы вроде Kickstarter или Greenlight позволяют любому желающему попробовать свои силы в нелегком деле создания собственного шедевра. Кто-то проходит этот путь до конца, а отдельные счастливчики добиваются мирового признания.
Spintires представляет собой яркий пример именно такого развития событий. Пять лет назад — небольшая программка, демонстрирующая возможности движка Havok, а сегодня — полноценный симулятор… советских тягачей-внедорожников? непролазных таежных дорог? самой реалистичной грязи в видеоиграх? всего этого вместе? Попробуем разобраться.
Кругом пятьсот
Как понятно из названия, заниматься в Spintires придется тем, чем занимаются сотни тысяч водителей по всему миру, — за рулем своего железного коня «наматывать мили на кардан». Имеется пять небольших карт, не блещущих особым разнообразием, на каждой из них окружающая местность напоминает о масштабном освоении природных богатств востока нашей родины в середине — конце прошлого века. Таежные просторы, среди которых затерялись незаметные делянки лесозаготовщиков, узкие дороги, никогда не знавшие асфальта, многотонные грузовики, перевозящие лес, вездесущий гнус и непролазная грязь после каждого дождя. В таких местах автомобиль, способный справиться с бездорожьем, точно не роскошь и даже не средство передвижения, а суровая жизненная необходимость.
Каких-то обязательных задач перед нами не ставят — никто не мешает кататься в свое удовольствие, исследуя местность, изначально закрытую «туманом войны». Стоит обнаружить в укромном месте точку разведки — открывается небольшая часть карты. Кроме этих своеобразных «маяков» есть и другие представляющие интерес места. На лесоповале можно загрузиться бревнами и отвезти груз на пилораму; гаражи, если их «открыть» подвозом специального груза, становятся новым местом для старта и позволяют устанавливать на машины различные модули — от прицепа с топливной цистерной до крановой платформы. Все это оборудование нужно не просто так — без дозаправки порой не удается добраться до нужного места, а смена шин позволяет облегчить нелегкую водительскую работу.
Наконец, главные действующие лица Spintires (к слову, здесь нет модели водителя — в кабине пусто) — тяжелые вездеходы, способные справиться с местными дорогами или, скорее, их отсутствием. Машин немного, всего семь штук: от легкового УАЗа до тяжелого четырехосного тягача, в котором легко угадывается МАЗ-7310 «Ураган». Названия у всех машин выдуманные, но определить «родителя» того или иного грузовика сможет каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественным автомобилестроением. Все основные «звезды» здесь: ЗИЛ-130, Урал-4320, КАМАЗ-6520…
Впрочем, с тем, кто здесь главный герой, можно и поспорить. Стоит проехать первые несколько метров по здешней непролазной грязи, которую почему-то называют дорогой, как становится ясно — именно она, ее поведение и влияние на машину определяют игровой процесс от начала и до конца.
Танки грязи не боятся
В самом деле, вряд ли кому-то будет интересен еще один симулятор водителя грузовика. Сколько их было уже? А сколько осталось достойных упоминания? «Дальнобойщики» да Euro Truck Simulator — конкурировать с ними Spintires никогда бы не смогла, если опираться только на те небогатые возможности по исследованию карты и перевозке груза между парой точек на карте.
Вся суть здешних неторопливых поездок заключается в борьбе с бездорожьем. Можно смело сказать, что грязи, настолько похожей на настоящую по внешнему виду и поведению, в видеоиграх еще не было. Моделирование поведения подвески автомобиля в этой самой грязи не отстает: жижа подминается под многотонным весом грузовика, разбрызгивается в стороны, липнет на капот и кузов, в нее можно закопаться по самые оси — и тогда только вторая машина с лебедкой может помочь выбраться из западни.
Принимать «грязевые ванны» приходится сразу же после выезда из гаража: от дорог здесь лишь одно название — колеи полуметровой глубины, огромные лужи, в которых можно утонуть по самый верх кабины грузовика, коварные топи, намертво хватающие забуксовавшую машину… Свернуть с дороги вряд ли получится — вокруг лес, деревья ломаются весьма неохотно, поэтому лучше задуматься над планированием маршрута заранее, дабы не пришлось на полпути бросать застрявшую технику и пересаживаться на эвакуатор.
Автомобили различаются не только внешне — стиль вождения подбирать под каждую модель приходится индивидуально. Там, где проскочит сравнительно небольшой «уазик», тяжеленному лесовозу не протиснуться, зато при попытке переправиться через реку вброд отечественный «джип» может просто-напросто снести течением на глубину. По-другому начинают себя вести машины, если установить на них дополнительные модули — езда с прицепом, полным бревен, разительно отличается от поездки «налегке».
Собственно, именно в показе моделирования работы подвески автомобиля и динамического изменения ландшафта под колесами и заключалась задача той самой «демки» пятилетней давности, из которой выросла Spintires. Даже тогда выглядело это достаточно интересно, а уж сейчас и подавно. Любое движение машины чувствуешь — это не просто коробка на колесах, а сложный механизм, обладающий массой и инерцией.
Дело рук утопающих
Но все-таки, если присмотреться, понимаешь, что игра мало чем отличается от своего прародителя. Основная геймплейная находка хороша, но кроме нее в релизе ничего достойного не найти (за исключением, пожалуй, моделей техники). Попытки разработчиков добавить какие-то цели, толкающие на исследование карты, выглядят весьма слабо, нет достойного стимула бороться с дорогой, а месить грязь колесами лишь ради самого процесса быстро надоедает. Есть мультиплеер, но и его хватает ненадолго из-за отсутствия соревновательного или кооперативного элемента. По сути, до сих пор перед нами лишь заготовка, из которой может получиться по-настоящему интересная игра.
Для этого вовсе не обязательно придумывать сногсшибательный сюжет или подтягивать графику (которая, к слову, и сейчас довольно неплоха) до уровня ААА-шутеров. Один из возможных рецептов успеха — вооружить самих игроков инструментами для создания своих миссий, карт и моделей техники. Если разработчики не радуют разнообразием контента, придется браться за дело самостоятельно. Мощный редактор вкупе с несложным для освоения скриптовым языком — и комьюнити может сделать из Spintires конфетку. Пример серий OFP и ArmA показывает, что при наличии доступных средств для моддинга игра может очень долго оставаться актуальной.
Вместо, признаемся, довольно скучной перевозки груза из точки А в точку B можно придумать столько всего — хватало бы фантазии. Многоуровневый квест с поездкой за бутылкой в сельпо, чтобы было чем отблагодарить Петровича, который обещал дать тягач для вытаскивания застрявшего грузовика (с последующим вождением в нетрезвом виде от лица самого Петровича); выполнение боевой задачи по развертыванию батареи «Скадов» на поле боя под артиллерийским обстрелом (благо «Ураган» здесь уже есть); да хоть поездки по чужим планетам на вездеходе будущего — почему нет?
Несмотря на состоявшийся релиз, работать есть над чем: кроме уже упоминавшегося инструментария для создания модификаций, игре остро не хватает гусеничной техники, горных и зимних карт, достойного музыкального сопровождения, вида из кабины…
Остается надеяться, что благосклонный прием, оказанный Spintires публикой (симулятор прочно обосновался в топе продаж Steam), позволит разработчикам сосредоточиться на достойном развитии своего творения, — все-таки подобными оригинальными идеями нас сейчас совсем не балуют.
Плюсы: реалистичное поведение автомобилей на дороге; симпатичные модели машин; грязь!
Минусы: неудобная камера; малое количество карт и техники; поездки по бездорожью без внятных целей быстро надоедают.
Лучшие комментарии
В игре и правда есть нечто особенное.