Переход эпических однопользовательских серий в онлайн-режим невозможно назвать тенденцией последнего времени: достаточно вспомнить World of Warcraft и Star Wars: The Old Republic — образцовые случаи преобразований удачных «синглов» в MMO. Однако нынешний год оказался особенно урожайным для фанатов, мечтавших о трансформации полюбившихся франшиз в многопользовательские онлайн-развлечения. Не успели мы отгулять на «новоселье» The Elder Scrolls Online, как в открытую бету отправилась еще одна культовая игра: Heroes of Might & Magic. На этот раз новое воплощение знаменитой пошаговой стратегии называется «Меч и Магия: Герои Онлайн» и базируется на flash-технологиях. То есть обитает в браузере. У нас появилась возможность взглянуть на бета-тест этого «героического свежака». Поделимся впечатлениями.
Это именно те герои, которых вы ищете
«Меч и Магия: Герои Онлайн» — не первая попытка превратить «Героев» в MMO. В 2008-м году в Китае вышла Heroes of Might and Magic Online, которая поначалу была доступна только жителям Азии. Впоследствии Ubisoft начала бета-тестирование проекта на западных виртуальных просторах, но лыжи, похоже, уехали не слишком далеко. Так что издатели пошли по другому пути: поручили разработку новой онлайн-версии немецкой студии Blue Byte и полностью отказались от игрового клиента.
Браузерный формат совершенно не испортил ни графику, ни интерфейс. Кнопка «играть сейчас» открывает двери в полноценный, красочный и приятный для глаза мир, который, в сущности, не уступает по внешней привлекательности большинству современных пошаговых стратегий. Некоторое неудобство причиняет только скорость — скорость передвижения героя по карте, скорость загрузки новых областей и боевых ситуаций, требующих традиционного для серии переключения из режима блуждания по карте в режим пошаговой битвы.
Вместо привычного изобилия играбельных рас нам внезапно предлагают весьма скромный выбор между Альянсом Света, то есть людьми, и Некрополисом, то есть нежитью. Всякие там демоны, друиды и прочие праздношатающиеся пока что будут встречаться только в качестве монстров. Разработчики обещают отсыпать нам новых… старых… каких-нибудь рас вместе с грядущими аддонами.
Классовая система, напротив, не претерпела особых изменений по сравнению с наиболее удачными играми серии. Мы по-прежнему можем выбирать между воином и магом. В этом вопросе как раз не стоит пугаться излишней аскетичности: мы будем комбинировать навыки по своему усмотрению, создавая, например, воина с упором на тактику или, наоборот, бронированного «танка», «раскачивающего» в первую очередь защиту.
«Шестерка» передает привет
Невозможно обойти вниманием это событие: разработчики вернулись к идее православного гексагонального поля для сражений вместо богомерзкого квадратного, с которым мы мучились в пятом и шестом выпусках!
Однако «гекс» на замену «квадрату» — одна из очень немногих отсылок к HoM&M3, которую многие игроки до сих пор считают самым сильным звеном в цепочке игр, объединенных соответствующим брендом. Очень многое перекочевало в онлайн-версию из Might & Magic: Heroes 6. Так, у нас по-прежнему есть всего четыре вида ресурсов — сера, ртуть и самоцветы окончательно ушли в небытие. Мы все еще находимся в Асхане, которому в очередной раз угрожает не менее очередной апокалипсис. Наконец, музыкальное оформление игры практически полностью скопировано из последнего «синглплеерного» воплощения франшизы.
То есть что же получается: «Меч и Магия: Герои Онлайн» — это такая Heroes 6, только в онлайне и с гексагональной сеткой?
Отнюдь. Скорее это такая King’s Bounty с плюшками многопользовательского формата. Пошаговость, на которой строились в «сингле» не только бои, но и вся кампания в целом, здесь осталась только в битвах. По глобальной карте персонажи передвигаются в режиме реального времени. Разумеется, при этом отпадает необходимость в многоходовых комбинациях, в нескольких героях, один из которых мог бы служить «челноком», перебрасывающим армию от более слабого персонажа к более сильному, — в общем, во всех тех особенностях игры на глобальной карте мира, из которых и составлялась своеобразная шахматная партия в различных HoM&M.
Да и вообще единовременно можно играть только одним героем — как в RPG. Кроме того, в любом случае ячейку для альтернативного персонажа нам выдадут только за так называемые печати, которые представляют собой очень ценную внутриигровую валюту.
Финансы поют романсы
«Меч и Магия: Герои Онлайн» на первый взгляд кажется типичной представительницей рода free-to-play с навязчивым «донатом». Шутка ли: хотим посмотреть количество войск во вражеской армии — платим. Необходимо расширить сумки, в которые изначально влезает совсем немного предметов? Платим. Нужно ускорить строительство зданий или наем войск — процессы, которые здесь, как и во многих браузерных играх, занимают определенное время? Ну понятно уже, что мы делаем, да?
Но зверскими поборы кажутся только поначалу. В сущности, вполне реально спокойно обойтись без вливания настоящих денег. PvP здесь нет на сегодняшний день, хотя разработчики обещают уже через пару месяцев порадовать нас настоящим «махачем» с аренами и прочими ништяками. Пока же в PvE-ориентированном мире пропадает и основная проблема «доната» — завуалированная покупка победы за «реал», когда дело касается сражений между игроками. Представление о силе вражеской армии вполне дает встроенная оценка уровня угрозы. Возможность в любой момент переместиться в свой город и система порталов между провинциями позволяет не особенно заботиться о вместимости сумок — ведь в любой момент мы можем парой кликов переместить героя к торговцу и продать ему все ненужное. Процессы постройки и рекрутирования прекраснейшим образом продолжаются, пока мы приключаемся или вообще находимся вне игры, так что, если не распоряжаться своим отрядом совсем уж по-идиотски, проблем с пополнением обычно не возникает. В общем, играть с «донатом» или без «доната» — вопрос скорее личных предпочтений, чем жизненной необходимости.
Кстати, с войсками дела тоже обстоят как-то не «по-героевски»: количество бойцов, которых мы можем взять с собой в каждое конкретное сражение, ограничено и зависит от уровня. Положено нам на текущем этапе развития сто «основных существ» — значит, в любой битве герой-полководец станет командовать именно сотней, а остальные «юниты» того же типа будут висеть в резерве. Опять-таки невозможно не вспомнить King’s Bounty с ее привязкой размера армии к значению параметра «лидерство» у персонажа. Хорошо по крайней мере, что резерв можно «носить с собой», позволяя живым воинам немедленно занять места павших по окончании боя.
Бить в спину — дешево, надежно и практично
Практически полное отсутствие PvP — по крайней мере на текущем этапе — обычно предполагает достаточно развитую систему PvE. «Меч и Магия: Герои Онлайн» в этом смысле производит несколько двойственное впечатление. Мы, безусловно, найдем здесь и интересных монстров-противников — обычно чуть ли не каждый отряд во вражеском войске обладает своей уникальной способностью. Так, демонические Породительницы исторгают из себя все новых и новых «малых помешанных» — своеобразную пехоту; а волки воют, деморализуя тем самым наших солдат. Существуют и «боссы», которых здесь принято бить группой, хотя в большинстве случаев можно справиться с ними и в одиночку. Если мы принимаем решение «качаться» вместе с другом, количество противостоящих нам войск автоматически увеличивается, подстраиваясь под наши общие силы.
На более высоких уровнях героев ждут «рейды» на пятерых, где выдают много опыта и годной добычи, так что даже после прохождения основной сюжетной линии «старожилам» будет чем заняться. Осада замков тоже встречается, хотя, пожалуй, и несколько реже, чем хотелось бы.
Битвы могут происходить по совершенно различным сценариям даже при одинаковом наборе оппонентов. Ведь тактика во многом зависит от рельефа местности: очень важно, например, прикрывать спину своих солдат в ближнем бою — и, напротив, не позволить противникам занимать позиции, уязвимые только спереди. Удар в спину сносит существенно большее количество хитов, чем удар с фланга, который, в свою очередь, несравнимо лучше обычной, фронтальной атаки.
За родину! За дерево!
Все это звучит достаточно разнообразно, не так ли? Однако на практике получается, что нам приходится ежедневно вступать в массу однотипных боев, чтобы добраться до разбросанных по карте ресурсов и артефактов — путь к ним обычно преграждают враги. Причем если обмундирование и золото можно достать и другим путем, то с деревом, рудой или кристаллами все гораздо сложнее. Без них — грусть-тоска, ведь на улучшение и строительство зданий требуются обычно нехилые количества ценных материалов. Можно, конечно, построить в городе «залы рабочих», чтобы добывать ресурсы постоянно, но и здесь не все так просто: наши склады далеко не безграничны. Как только виртуальные подданные добудут максимальное количество единиц дерева, какое может единовременно храниться в городе, выработка тут же прекратится — и не начнется до тех пор, пока герой не явится домой и не соберет все это счастье. То же касается и войск — за ними нужно приезжать и забирать их с собой, иначе в определенный момент призыв остановится, и новых солдат не станут обучать до тех пор, пока мы не освободим казармы. Улучшение зданий увеличивает этот лимит, но тоже требует ресурсов.
Еще печальнее обстоят дела с шахтами и лесопилками, разбросанными по карте. Они тоже оборудованы хранилищами и тоже останавливают работу, когда на складе заканчивается свободное место. Вот только находятся совсем не в городе и, как правило, оказываются совершенно не по пути, когда мы переходим в следующую, более высокоуровневую локацию.
Отметим, что привычный для серии автоматический бой, который, конечно, неблагоприятно сказывается на численности армии, но экономит время для более интересных свершений, доступен только за печати. Приходится смириться с несколько однообразным «гриндом» и утешать себя тем, что кроме ресурсов мы получаем за каждое сражение еще и опыт.
Веселая логистика
Впрочем, гораздо больше опыта приносит выполнение заданий, с которыми дело обстоит достаточно хитро. Разумеется, квесты содержит основная сюжетная линия, которой в основном и подчинена «прокачка» героя. На низких уровнях именно в процессе продвижения по сценарию нас ненавязчиво знакомят с основными возможностями игры. В большинстве случаев переход в новую локацию происходит после боя с «боссом», причем локации эти организованы таким образом, чтобы перемещение между ними осуществлялось максимально быстро. Например, первый большой город, в который мы попадаем, оборудован парой порталов и еще парой въездов, доступ к которым мы получаем не одновременно, а по очереди, только после выполнения соответствующих сюжетных поручений.
«А хитрость-то в чем?» — спросит внимательный читатель.
Не поверите — в очках действия. Те самые очки действия, которые в предыдущих играх серии определяли дальность наших перемещений за один ход, здесь работают как ограничитель прогресса. Мы расходуем этот своеобразный ресурс на бои в рамках сценария и, когда он заканчивается, теряем доступ к «сюжетным» битвам на некоторое время. Ситуацию можно исправить при помощи специального эликсира — если совсем уж невтерпеж пойти дальше именно сегодня. Если время терпит, достаточно дождаться ночи, когда очки действия обнулятся, и мы сможем устремиться на новые подвиги. Впрочем, никто не мешает приняться за побочные задания, которые можно выполнять при любых обстоятельствах.
Речь идет в основном о ежедневных, повторяемых квестах, большая часть которых ориентирована на убийства и собирательство. Травнику, например, нужны регулярные поставки папоротника, а вампир готов раз в день снабдить нас упырями в обмен на призрачные монеты. Долго рыскать по местности не приходится: принести обычно нужно всего три-четыре штуки искомого чего-нибудь, да и появляется это что-нибудь в одних и тех же местах. Все квесты сопровождаются вполне сносными диалогами, иногда — даже с юмором.
Наверное, к игре «Меч и Магия: Герои Онлайн» не нужно относиться как к многопользовательской HoM&M. Онлайн неизбежно вносит в основную идею серии свои коррективы, так что в результате получается скорее RPG с элементами пошаговой стратегии, чем, собственно, чистопородная пошаговая стратегия. В остальном же даже на стадии бета-тестирования игра кажется годной. Особенно по сравнению с большинством браузерных развлечений, в которые можно играть разве что на работе от большой скуки.
Лучшие комментарии
А игра мне понравилась и последнюю неделю играю только в неё, хотя в пошаговые стратегии я никогда играть толком не умел.
В принципе, добротная вещь, когда не хочется надолго пропадать за компом, а душа гейминга просит.
Иногда создается впечатление, что чат просто не успевает загрузиться, поскольку спустя минуту после открытия игры все становится на круги своя.