Французская студия Spiders давно и упорно разрабатывает игры, которые идеально подходят под определение «среднебюджетная европейская RPG». Они вроде бы сделаны старательно, по всем законам жанра и при этом используют многие лучшие идеи из суперхитов, например, от BioWare. Но им все время чего-то не хватает, чтобы встать в один ряд с проектами тех же канадцев. Такими были и Faery: Legends of Avalon, и Of Orcs and Men, и Mars: War Logs. Такой же в итоге получилась и Bound by Flame. Хотя где-то до середины игра выглядит очень прилично.
Зима близко
Как и в Of Orcs and Men, французы придумали оригинальный сюжетный ход. Там мы играли за маленького гоблина и большого зеленого орка, здесь — за брутального мужчину-шизофреника. Нет, он не сбежал из психушки. Просто в его голове поселился демон, который периодически разговаривает с нашим героем.
Произошло это неприятное событие в результате неудачного ритуала, с помощью которого группа магов пыталась остановить могущественных некромантов. Последние, захотев стать бессмертными, проводили богохульные эксперименты с запретной магией, а в результате вымышленный континент Vertiel постигли многочисленные беды. Теперь, прямо как в Вестеросе, здесь приближается зима. А на людей, эльфов и дварфов постоянно нападают армии ходячих мертвецов во главе с теми самыми обезумевшими некромантами.
Более, скажем так, традиционные маги с помощью вышеозначенного ритуала пытались помешать нежити и их предводителям, а наш герой по кличке Вулкан охранял их вместе с другими наемниками из ордена Freeborn Blades. Потом что-то пошло не так, и вот теперь внутри Вулкана становится действительно жарко — поселившийся в нем демон принадлежит к стихии огня.
Внутренние демоны
Как видите, сам сеттинг — это такое достаточно типичное и банальное фэнтези. А вот задумка с проживанием демона в теле героя действительно интересная. Главным образом потому, что огненный паразит не просто разговаривает с нашим наемником, но и пытается подчинить себе его душу. А мы при этом можем ему сопротивляться. Или не сопротивляться.
Периодически перед игроком возникает выбор: поступать так, как предлагает демон, или по-своему, сохраняя честь и порядочность. Можно, например, выпить зелье, чтобы защитить свой разум от чужого влияния, прежде чем идти в логово опасного монстра, или не делать этого и согласиться с демоном прибрать энергию этой твари к своим рукам.
То есть все это реализовано как внутренняя борьба в голове главного героя. Приняли одно решение — уровень подчинения демону снизился (а он натурально высчитывается в процентах), приняли другое — увеличился. Причем чем выше этот уровень, тем драматичнее меняется внешность нашего Вулкана — у него появляются рога, глаза начинают сверкать недобрым огнем, а кожа темнеет. Даже голос его приобретает инфернальные нотки. В конце концов, если вовремя не оказать сопротивление, из-под кожи начнут вырываться всполохи огня, а внешность героя будет просто отпугивать окружающих. Согласитесь, такое в RPG встречается не так уж часто.
Ты не один
Вместе с наемником-полудемоном по миру путешествуют полуголая некромантка, потерявшая свою силу; странствующий рыцарь, разговаривающий о себе исключительно в третьем лице; эльф — предатель собственного народа. И наконец, бессмертный дух со светскими манерами и несколько циничным чувством юмора, который вот уже 6 тысяч лет меняет тела, а ныне пребывает в образе высохшего скелета с короной на голове.
И с каждым из них можно общаться. Напарники будут постепенно раскрывать подробности из своего прошлого, делиться мнением о других компаньонах Вулкана и даже просить помощи. Например, крайне любознательная дочка мага, которого мы охраняли в самом начале игры, попросит поговорить с бессмертным духом… о его сексуальной жизни.
А еще в Bound by Flame попадаются моральные дилеммы — и не только в связи с противостоянием между человеком и демоном в душе нашего героя. Освободить симпатичную ведьму или послушать мага, призывающего не делать этого и бросить ту умирать на болоте? Предать эльфов и обречь тех на верную гибель ради того, чтобы больше узнать об экспериментах некромантов, или нет? Да и в финале не обойдется без моральных терзаний и самопожертвований.
Иными словами, потенциал и идеи в Bound by Flame вполне «биоваровские». Другое дело, что ни одну из них авторы так до конца и не реализовали. Моральные дилеммы не такие сложные, а встречаются они (равно как и ситуации, влияющие на исход борьбы между демоном и человеком в душе главного героя) не так часто, как хотелось бы. Некоторые же решения и вовсе создают лишь иллюзию выбора. Да и сам сюжет развивается линейно.
То же самое и с напарниками. Развилка, когда мы можем как-то драматически повлиять на отношение компаньона к герою и даже разругаться с ним, случается за всю игру лишь один раз. Все новые темы в разговорах со спутниками возникают строго по сюжету, а не в зависимости от того, как мы там себя вели.
Один в поле не воин
Впрочем, главная проблема вовсе не в том, что авторы не докрутили какие-то детали, связанные с компаньонами и моральными терзаниями в душе главного героя. Наоборот — хорошо, что эти ситуации вообще присутствуют. Иначе играть в Bound by Flame было бы просто незачем.
Это звучит странно, учитывая, что здесь есть довольно подробная ролевая система и неплохая боевка. Но тут опять же встает вопрос о потенциале и его реализации. Герою доступны три боевых стиля (и, соответственно, три ветки умений) — силовой, ориентированный на мощное холодное оружие; быстрый, делающий ставку на стелс и кинжалы; а также, собственно, демонический, позволяющий забрасывать врагов «файерболами». Вы можете разучивать любые способности и в любой же момент переключаться между силовым и быстрым стилями.
В каждом из них есть свои интересные особенности. Воин может бить противников ногой, чтобы вывести из равновесия тех, кто защищается щитами. Если же вовремя поставить блок, то Вулкан автоматически проведет контратаку. А рейнджер умеет отскакивать от врага, избегая ударов, если вы все делаете быстро и правильно. Кроме того, в любом стиле можно ставить игру на паузу, чтобы сменить стойку, выпить зелье или приказать напарнику выбрать другую тактику.
У каждого компаньона есть свои умения и свой боевой стиль. Кто-то умеет лечить союзника, кто-то — брать под контроль недруга, и так далее. Учитывая, что с собой разрешено брать только одного соратника, а враги в Bound by Flame действительно очень сильны, выбор сопартийца придает происходящему дополнительную тактическую нагрузку. Сила противников (даже на среднем уровне сложности приходится изрядно попотеть) заставляет внимательно относиться и к выбору экипировки, и к возможности улучшать ее с помощью разных полезных ингредиентов — причем последние нужно собирать и комбинировать между собой.
Беги, Вулкан, беги!
В общем, поначалу драться, набирать уровни и возиться с экипировкой интересно. Но чем дальше, тем очевиднее становятся проблемы с геймдизайном и балансом. Когда вас заставляют долго бегать туда-сюда по одинаково унылым локациям и постоянно сражаться с откровенно «перекачанными» врагами, которые еще и возрождаются при каждом новом заходе на карту, «вечер перестает быть томным». Почему авторы не реализовали элементарную систему быстрого перемещения — уму непостижимо!
И если в первой половине игры эти перебежки еще как-то мотивируются многочисленными побочными квестами, то потом второстепенные задания либо вовсе исчезают, либо становятся совсем уж примитивными. В итоге вы просто убегаете от противников, лишь бы поскорее добраться до финала и узнать, чем же все закончится.
Не все в Bound by Flame так плохо. Здесь есть действительно сильные сцены, есть харизматичные персонажи и совершенно шикарные «боссы», за один дизайн которых авторам хочется дать какую-нибудь премию. Да и вообще по сравнению, например, с Mars: War Logs французы явно сделали шаг вперед — как минимум в графике, управлении, навигации и общем удобстве. Но им снова не хватило бюджета, а может, и старания или терпения, чтобы реализовать собственный потенциал на все сто процентов.
Плюсы: интересный сюжет; колоритные напарники; неплохие диалоги; многообещающие ролевая и боевая системы.
Минусы: однообразный дизайн локаций; отсутствие системы быстрого перемещения; ни одна из интересных задумок не доведена до ума; сражения постепенно наскучивают.
Лучшие комментарии
Первую половину игры колупать троих противников несколько минут забавляет. Потом не очень. Самое забавное, что боссы от рядовых противников отличаются разве что размерами и чуть большим набором умений. Но тактика против них остается такой же:" удар-удар-уворот"-повторить до победного.
Видно что французешки могут сделать лучше. Понятное дело что буджета у них явно не биоваровский.
К примеру в орках был весьма и всьма не дурственный графон ( хоть и местами ). Ну и оптимизация была отличная, багов не встретил вообще.
Но если я поддержу рублем сейчас, то мне пидется играть вот в это вот.
А мне времени жалко на такую игру. Хочется чтобы это было всетаки похвально или даже изумительно.
Потому я желаю им успехов, но брать их продукцию не буду, до тех пор пока она не подниметься выше по качеству.
Потанциал у игры есть, как и у студии, если они заработают неплохие деньги, которым им хватит на пару лет разработки — вполне могут сделать и конфетку!
Хорошо что не купил.
Проблемы с перекачанными противниками не было практически до самого конца игры. Имбовое уклонение в быстром режиме способно спасти из любой ситуации. Сам я качался с уклоном в пиромантию, и тактика борьбы с ЛЮБЫМ врагом сводилась до: дать пару тычек с руки — уклонится от удара — дать пару тычек — кинуть фаербол в упор (что важно) — уклонится. При необходимости стрельнуть из арбалета. Использовал стелс часто, кинул в него несколько поинтов. Очень помогало хорошо начать драку, ибо удар из стелса + фаербол пережить могли только некоторые противники.
Различного оружия и брони мне показалось достаточно (правда я до конца игры проходил с кинжалами, которые нашел во втором акте, но это мелочи). Порадовала местная возможность прокачки снаряжения. В том же Ведьмаке улучшение брони никак не влияло на её внешний вид. Тут же и налокотники, и наплечники, и рукояти на любой вкус. Даже подобие крафта есть, если арбалет и болты пригождались (особенно с хорошим арбалетом и нужными перками), то найти применение ловушкам я не смог. В начале — да. Они наносят достаточно много урона, ещё и АОЕ. Но под конец, мобы становятся толще. Проще затыкать мечом и закидать огненными шарами.
Сюжет не совсем-то и плох. Он хоть и не особо оригинален, но все же следить за ним было интересно (концовку испортили невероятно, от нашего выбора зависит только 2 последние строчки, которые произносит ГГ). Даже пару интересных персонажей есть. Ведьма Эдвен (так и вообще показалась мне 1 в 1 Морриган из ДА: О), история которой была занятной. Но признаться честно, я до последнего ждал момента, когда она опрокинет ГГ. А этого не случилось. Весьма забавным был и живой мертвец Мэртрес, если не ошибаюсь. Но и его образ для меня очень заезжен.
Фича с демоном внутри была реализована неплохо, хотя и можно было сыграть на этом получше. В том же Принце Персии 3 на это был сделан больший упор. Сущность в теле принца регулярно реагировала и даже напрямую общалась с ним. Тут же — пару раз в диалоге, да и общение где-то «в неизвестном месте». Все. Никакой истории этого демона подано не было (я так и не понял, кто был последним боссом, ибо началась уже совсем бредовая вакханалия).
Музыкальное оформление нравится только в определенные ключевые моменты. В остальное же время на фоне играет адская фигня.
Bound by Flame получилась действительно средненькой европейской ролевой игрой. И в любой другой момент, её выхода бы никто не заметил, как в своё время неплохую Кингдом оф Амалюр. Но есть одна вещь, о которой нужно помнить. Эта игра вышла в нужный момент, у неё сейчас нет конкурентов в жанре РПГ. Все поклонники жанра могут ознакомится с этой игрой. На мой взгляд, 7/10.
Игра действительно не шедевральная, но поддержать разработчиков стоит, хотя бы из-за надежд на будущие проекты.
Единственное что сильно покоробило, как и в Mars: War Logs — ну просто вырвиглазные модели женских персонажей.
В остальном присоединяюсь к вышеотписавшимся.
Всем любителям РПГ играть.