Когда Telltale выпускает очередной эпизод очередного интерактивного сериала, Telltale, конечно же, не думает о несчастных авторах рецензий, которым нужно о каждом новом куске разделенной на отрезки истории написать тоже что-нибудь относительно новое. Что нового можно увидеть в бесконечном повествовании, на всем протяжении которого люди убегают от зомби?
А теперь, когда пятиминутка нытья на нашем канале закончена, мы в действительности расскажем вам, что нового разработчикам удалось привнести и с чем нас познакомить в очередной, но совсем не проходной серии The Walking Dead.
Предупреждение! И текст ниже, и даже просто скриншоты к нему содержат зашкаливающее количество спойлеров, так что, если вы не хотите испортить себе удовольствие от самостоятельного осознания, что убийца — зомби-садовник, не читайте, не смотрите и вообще закройте глаза, чтобы на ощупь найти крестик в правом верхнем углу экрана. Иначе мы ни за что не отвечаем.
Шаблон как двигатель сюжета
Чуть присмотревшись к драматургической канве нового эпизода, мы легко можем заметить, что в Telltale используют некую универсальную схему, определяющую основные повороты сюжета и ситуации Тяжелого Морального Выбора, в которые мы должны попадать. В начале первого эпизода маленькая девочка Клементина, которая оказалась в главной роли с первых же минут второго сезона, должна была решить, сбежать ей от бандитов сразу или попытаться сначала отвлечь внимание от попавшей в беду «напарницы» Кристы. Здесь она попадает в аналогичную ситуацию с одним из новых друзей, живущих посреди большого и удобного дома, в котором героине удалось обосноваться в конце серии под названием All That Remains.
Не обходится и без уже знакомых нам моральных задачек на тему горькой правды или лжи во спасение. Так, Клементина может рассказать добродушному бывшему учителю-гею, кто убил его приятеля, или дождаться, пока невольный преступник признается сам. Может защитить этого, в сущности, случайно попавшего в переплет парня, а может заявить, что убийца — такой же, как все. Но не будем забегать вперед, ведь мы еще не выдали читателям убойную дозу спойлеров, которую обещали изначально.
Незваный гость хуже ходячего
В последний раз мы бросили Клементину на распутье: во время атаки слишком бодрых мертвецов ей пришлось выбирать между добрым и мудрым, но укушенным Питом и слабым, инфантильным, но все еще здоровым Ником, которого этот самый Пит воспитал как своего сына.
Девочке и ее спутнику удается запереться в сарае и пересидеть там некоторое время. Обнаружив, что ряды зомби слегка поредели, они пытаются выбраться, подвергаются атаке, и Клементина в итоге возвращается в дом своих новых друзей одна. Обитатели этого дома разбредаются на поиски пропавших товарищей, так что малышка остается «на хозяйстве» наедине с дочерью врача Карлоса — Сарой, за которой Клем велели присматривать. Как раз в это время в гости к людям, приютившим нашу героиню, приходит довольно-таки неприятный тип. Он представляется Джорджем, рыскает по чужим комнатам без всякого стеснения, расспрашивает Клементину о хозяевах и вообще ведет себя не слишком вежливо.
Естественно, впоследствии выясняется, что странный гость — человек, которого все обитатели большого и уютного дома очень боятся. Так что стоит жильцам узнать о визите, как они немедленно пакуют вещи и выдвигаются в путь в поисках нового убежища, нового места, где можно будет осесть на какое-то время — пока еще какие-нибудь обстоятельства непреодолимой силы не погонят их в путь.
Разумеется, Telltale опять опробует на нас прием, зарекомендовавший себя еще в рассказах Конан Дойля и употреблявшийся впоследствии в разных фильмах-книжках-играх вдоль и поперек. Речь идет о внезапной встрече с кем-то, кого главная героиня считала погибшим — и мы вместе с ней. В The Wolf Among Us такое тоже было.
Семейные драмы и домашние дрязги
Во втором эпизоде не слишком много нападений зомби — всего дважды Клементине приходится спасаться от безумных мертвых охотников за живой и вкусной плотью. Зато здесь очень много эмоционального накала и личных драм. Сценаристы на сей раз сосредотачиваются на человеческих взаимоотношениях и на их преломлении в экстремальных ситуациях. То есть эта тема, безусловно, каждый раз в центре внимания, но сейчас — особенно.
Во-первых, персонажей просто много. Если в первом эпизоде сезона Клементина преимущественно представала перед нами в одиночестве или в компании одного-двух знакомых, то теперь разработчики выстраивают настоящую многофигурную композицию, в которой ни одна «фигура» не является актером массовки. У каждой — свой характер, своя какая-то внутренняя боль, своя уникальная история. Каждому «аборигену» разработчики сумели посвятить хотя бы немного времени для того, чтобы мы могли познакомиться с этим человеком или припомнить, как знакомились раньше, проследив его историю немного дальше.
Вот Ребекка, которой вот-вот рожать. Однако ее беспокоит не только и не столько перспектива стать матерью посреди полного апокалипсиса, сколько происхождение ее малыша: не все здесь так просто и гладко, как кажется.
А это Уолтер, тот самый гей-учитель, о котором мы говорили чуть раньше. Он цитирует Стейнбека, варит обед из консервированных бобов и персиков, выглядит вполне счастливым, относится к Клементине ласково и душевно. Но все это — ровно до момента, когда Уолтер узнает, что его партнер погиб.
Или взять, например, Карлоса, ревностно оберегавшего свою пятнадцатилетнюю дочь Сару от любых потрясений. Нетрудно догадаться, что в конце эпизода Саре предстоит потрясение, по сравнению с которым многое другое покажется детским лепетом.
Проблемы выживания уступили в этой главе место проблемам правды и лжи, доверия и подозрительности, поддержки и жестокости и, конечно же, метаморфоз, происходящих с персонажами под влиянием обстоятельств.
Каравай, каравай, кого хочешь убивай
Выбор, который приходится делать Клементине в A House Divided, оказывается не столь драматичным, как в All That Remains. Действия девочки лишь косвенно влияют на развитие событий и часто становятся той самой овчинкой, которая не стоит выделки. Юная выживальщица практически в каждом диалоге может повести себя как нежный и добрый ребенок или как опытное и циничное существо, которое никому не верит и не гнушается ни резкого слова, ни откровенной подлости, если эта подлость ведет к спасению собственной шкуры.
Вот только на практике все эти варианты высказываний в ходе бесед ведут к одному и тому же итоговому результату. Даже реплики персонажей очень мало зависят от того, что и как говорит малышка Клем, — и поэтому часто напоминают разговор глухого с немым, когда в ответ на реплику ребенка взрослый говорит нечто почти не связанное с услышанным.
Впрочем, может быть, в этом есть определенная сюжетная идея? Взрослые вообще редко прислушиваются к девочке, не всегда берут ее слова в расчет, часто откровенно игнорируют — и, как правило, зря.
Кстати, снижение градуса жестокости пошло истории только на пользу: во втором эпизоде нет зашивания рук по живому или отпиленных ног, и динамика повествования от этого совершенно не страдает — наоборот.
Пока что второй сезон The Walking Dead не сбавляет темпа. Это потом, после прохождения, мы начинаем анализировать: был ли выбор или не было его, достаточно ли вариативны сюжетные ветки, которые нам предлагают, что авторы хотели этим сказать и при чем тут синие занавески. Во время прохождения игра буквально приковывает к себе, удерживает в напряжении и кое-где даже способна выжать суровую мужскую или обильную женскую слезу из особенно чувствительных глаз. Вот только заканчивается быстро. И продолжения ждать долго. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо.
Плюсы: динамичный сюжет; живые характеры персонажей.
Минусы: иллюзорность выбора; некоторая шаблонность сценарных схем.
Лучшие комментарии
Как ни странно, благодаря меньшему количеству экшена и большему количеству диалогов этот эпизод мне кажется лучше прошлого. Заметно возросла общая кинематографичность, ракурсы камеры стали совсем как у взрослых.
И вот еще что порадовало — при втором прохождении, на этом же месте картина облаков была уже другая.
osprey