Проклинайте того игрока, который возьмет с собой огнемет!
И еще индивидумов с коктейлем Молотова, которые наровят кидать их в самый замес. А так да, с друзьями играть весело, но мотивации для повторных прохождений нет. Маловато как-то за 300 рублей.
Спасибо Роберту Родригесу (Robert Rodriguez) за «Факультет», ведь именно благодаря этому культовому подростковому хоррору на свет появилась серия Obscure. Она, конечно, и близко не могла тягаться ни с Resident Evil, ни с Silent Hill, но собрала приличную армию поклонников. Выигрышным оказался сеттинг, в котором с монстрами боролись типичные «хоррорные» школьники (наркоманы, качки и гламурные девицы). Новаторским для своего времени был и кооператив — игра действительно проходилась вдвоем и умудрялась быть страшной. Не то что Dead Space 3.
К несчастью, особого коммерческого успеха проект не снискал, а потому разработчики были вынуждены сменить курс. Третья часть стала кооперативным платформером в комиксной стилистике. Ценители прекрасного начали протестовать, и Mighty Rocket Studio переименовала проект в Final Exam, а «нормальную» Obscure 3 пообещала сделать, только если эта аркада покажет хорошие продажи. Вот все и замерли в ожидании: получится или нет?
В каморке, что за актовым залом
Поскольку изначально Final Exam была частью серии, «хвосты» Obscure торчат отовсюду. Главные герои снова выпускники и снова представляют самые стандартные типажи в количестве четырех штук. Регбист, помешанный на электронике очкарик, суровый гопник и татуированная танцовщица отправляются навестить родную школу, где сталкиваются с ордой зеленых мутантов.
Это не просто тот же самый сюжет — действие до сих пор развивается в рамках знакомого сеттинга, где встретятся знакомые персонажи и даже места. Но это скорее приятный бонус для фанатов. В остальном история намечена только условным пунктиром. Ее заменяет стилистика — забавный гротеск, посмеивающийся над киноштампами. В этом духе выполнено все: герои, видеоролики, кат-сцены и в целом происходящее на экране.
А происходит здесь невесть что. Картинка едва ли не лопается от количества спецэффектов и убитых противников, геймплей регулярно подбрасывает сюрпризы и веселит неожиданными поворотами. Хотя, на первый взгляд, ничего особенного не ждешь — первый уровень только требует изучить пятиэтажную локацию, собрать несколько предметов да решить задачку.
Поначалу радует просто то, что главная составляющая процесса — боевая система — реализована отлично. В лучших традициях «взрослых» слэшеров игроку предоставлен целый ассортимент способов расправы: рукопашные атаки, огнестрельное оружие, гранаты, активное окружение. Играется все это легко и приятно, на уровне настоящего блокбастера. Это чуть ли не Devil May Cry, в которой одновременно следишь за тремя противниками и думаешь, каким из них сбить муху, сидящую на потолке.
Разнообразия добавляет то, что между этапами каждого персонажа можно «прокачать». Делать это придется индивидуально, то есть в худшем случае нужно будет пройти кампанию четырежды. Откровенно говоря, плохая затея: кроме суперударов (куда без них) и одного уникального навыка герои толком не различаются. Характеристиками разве что — но это в конечном счете не делает погоды.
В зависимости от количества выполненных комбо и собранных секретов раздаются очки для дополнительных возможностей и улучшения базовых параметров. Например, можно открыть новые виды атак. С этим все хорошо — бесполезных ударов нет, а потому каждый стоит освоить. Как раз на протяжении раунда, пока не откроется следующий прием. Кроме того, на каждой карте запрятаны два оружия, которые разнятся не только мощностью, но и спецификой применения. Проклинайте того игрока, который возьмет с собой огнемет!
Противники появляются на экране постоянно, но настоящих битв не так много. Серьезные драки обставлены на манер Left 4 Dead: в определенный момент набегает куча врагов, без убийства которых дальше просто не пустят. А во всех остальных случаях чудищ можно просто оббегать, что ближе к финалу оказывается чертовски полезно делать.
Последний пропущенный звонок
Но уже ко второй миссии понимаешь, что драки не стоят во главе угла, а лишь сопровождают выполнение квестов. Как правило, они состоят из нескольких частей: принести детали для корабля, чтобы потом устроить на нем заплыв по канализации; или таскать ящики с динамитом, чтобы закидать ими «босса»; наконец, загнать полдюжины детей в школьный автобус.
Процесс максимально разнообразили: дети, например, капризничают. Один пойдет только за конфетами, а другая вообще не сдвинется с места, пока не наденешь костюм розового кролика. Достать некоторые предметы можно только изощренным путем. Постоянно приходится катать вагонетки, гоняться за инженерами и затыкать клапаны. Иногда геймплей и вовсе сводится к мини-игре: полетам на комарах или уворотам от знаков во время поездки в метро.
В этом смысле Final Exam далеко выходит за рамки обычного beat ‘em up: она старательно изобретает геймплейные элементы, меняет декорации и структуру уровней. Дважды заниматься одним и тем же не придется (исключая постоянное собирательство).
Все это очень весело играется в компании. Каждый участник зарабатывает очки, которые постоянно сравниваются, — споры о том, кто здесь самый крутой, не утихают. Попадаются действительно кооперативные задачки, да и драки с чудищами сбалансированы так, чтобы игроки не мешались друг другу и не скучали.
А вот в одиночку кампания просто кошмарна. Несмотря на все ухищрения, отовсюду лезет ужасная бюджетность. В игре всего 8 миссий, для которых сделали 5-6 локаций, так что придется дважды бегать по некоторым местам. Противников тоже до жути мало: не больше 6 видов, из которых существенно различаются 3-4.
Но это еще что: «босс» в игре вообще один. Эдакий Халк, бить которого придется на каждом уровне по несколько раз — а надоедает уже ко второму. Причем никаких принципиально новых подходов нет — просто «закликивание». Только какая-то гидра в самом финале может скрасить скуку, но и она смотрится жалко.
Больше того: когда руки доходят до новых уровней сложности, внезапно оказывается, что они влияют только на количество жизней главных героев. Даже при большом желании любая мотивация к перепрохождению оказывается убитой на корню. И это подтверждают вечно пустые лобби; если соберетесь играть, партнера лучше искать загодя.
Не поймите неправильно: достоинства Final Exam значительно перевешивают недостатки. Это хорошая кооперативная аркада, которая поможет убить вечер. За четыре часа она и не подумает надоесть, будет регулярно веселить и, главное, честно станет наращивать сложность к финалу, заставляя даже попотеть.
И все-таки уже назавтра дубасить монстров не будет смысла. Дополнительного контента нет (режим Time Attack не в счет), а сюжетная кампания скоротечна. До хорошей оценки авторам не хватает совсем чуть-чуть: больше юмора, или разнообразных «боссов», или существенных различий между персонажами. Так что выставленная оценка отнюдь не клеймо позора: если вас хоть немного заинтересовали скриншоты — непременно купите и сыграйте. Но на распродаже. С друзьями. Один раз.
Плюсы: отличная механика; разнообразие; стильная картинка; веселый кооператив.
Минусы: схожие герои; критическая нехватка контента; тоскливый «сингл».
Проклинайте того игрока, который возьмет с собой огнемет!
Серьезные драки обставлены на манер Left 4 Dead: в определенный момент набегает куча врагов, без убийства которых дальше просто не пустят.