Весенний анонс Might & Magic 10: Legacy прозвучал как гром среди ясного неба, но раскаты его исключительно ласкали слух. Казалось бы, подобные старообрядческие RPG, где партия героев с видом из глаз исследует мир и в пошаговом режиме избивает ящериц, пауков и скелетов, сегодня делают только фанаты в свободное от работы или учебы время да независимые разработчики (как тут не вспомнить Legend of Grimrock). А сама Ubisoft после не шибко теплого приема Might & Magic: Heroes 6 вроде бы решила окончательно перевести знаменитую игровую вселенную в режим online и free-to-play — именно с этой целью были анонсированы условно-бесплатная action/RPG Might & Magic: Raiders и браузерка Might & Magic: Heroes Online. И вот неужели неожиданное возвращение классики? В Ubisoft уверяли, что именно так и будет, но после того, что они сделали с шестыми «Героями», не все им верили. Ранняя версия Might & Magic 10: Legacy частично развеивает эти сомнения, но оставляет ряд важных вопросов…
Знакомые все лица
То, что нас ждет классическая RPG в стиле Might & Magic, становится понятно уже в стартовом меню, предлагающем выбрать три варианта создания партии: по умолчанию, сгенерировать состав случайно или сделать все самому. Мы, естественно, выбрали последний вариант и тут же обнаружили, что ролевая система Legacy в целом укладывается в традиции, хотя и не избежала (во всяком случае, пока) некоторых сокращений.
Как и в большинстве игр серии, партия включает максимум 4 основных персонажа, которые могут представлять хорошо знакомые поклонникам Might & Magic расы: люди, дварфы, эльфы и орки. У каждой из них, естественно, свои преимущества: так, орки наносят повышенный урон демонам, дварфы получают два дополнительных очка здоровья с каждым уровнем, эльфы имеют бонусы к уклонению от атак, а люди начинают игру с дополнительными очками умений.
Последние разбиты на группы. Одни отвечают за мастерство владения разными видами оружия (в наличии меч, кинжал, булава, копья, лук, арбалет, топор), другие — за магическое искусство (всего представлено 7 школ, включая магию воды, земли, воздуха, огня, темное колдовство). Третьи, объединенные под вывеской «Разное», столь же хорошо знакомы: они увеличивают уровень здоровья или маны, шанс избежать урона, эффективность использования двуручного оружия, средней или тяжелой брони и так далее. Как и в Might & Magic 7, каждый навык имеет четыре уровня развития: новичок, эксперт, мастер и «грандмастер». Причем, чтобы достигнуть того же эксперта или мастера, мало иметь свободные очки умений — нужно еще найти соответствующего учителя и заплатить ему денег.
Стартовый набор навыков зависит от класса персонажа. Тут Legacy следует традициям девятой (по мнению многих, самой неудачной) части серии. Свободного выбора специализаций нет. Каждой расе доступны три базовых класса, которые потом, при соблюдении ряда условий, можно будет «прокачать» до более продвинутых вариантов. Так, люди-маги могут стать архимагами, эльфы-лучники — старостами (warden), орки-варвары — подстрекателями (warmonger), а дварфы-защитники — мастерами использования щитов (shield guard).
Кому-то такая система, конечно, не понравится, но в целом она не сильно ущемляет свободу: 12 классов на 4 расы плюс разные условия для получения престижных классов — этого вполне достаточно для того, чтобы получить удовольствие от развития персонажа. Куда больше волнует отсутствие в игре многих классических для серии навыков: ремонта, торговли, обнаружения и деактивации ловушек и скрытых дверей, алхимии, обучения, воровства. И это в конечном итоге сказывается на геймплее не лучшим образом.
Возвращение домой
Впрочем, поначалу игра исключительно радует. Первые же минуты словно возвращают вас в счастливую пору детства и юношества, когда деревья были большими, а компьютерные ролевые игры — увлекательными, настоящими и сложными. Здесь мало что изменилось; разве что добавилась симпатичная современная графика. Мы все так же с видом из глаз перемещаемся строго по клеткам (можно идти только вперед-назад-влево-вправо и поворачиваться на 45 градусов) и сражаемся с пауками, бандитами и нежитью в пошаговом режиме, где все участники драки бьют, защищаются или используют заклинания по очереди.
В самом начале игры нашу группу приключенцев, известных как рейдеры (так Ubisoft явно пытается навести мосты с будущей Might & Magic: Raiders), встречает житель прибрежного городка, где они высадились после долгого плавания, и предлагает провести экскурсию — так сказать, показать местные достопримечательности. Но для поклонников сериала и без него все хорошо знакомо. Вот дом кузнеца, где можно купить новое оружие и отремонтировать старое, вот таверна, где можно переночевать, чтобы восстановить силы и здоровье (здесь реализован суточный цикл, а невыспавшиеся бойцы получают штрафы к характеристикам), вот лавки мага, знахарки и бронника, зал для тренировок, местный гарнизон. И, наконец, церковь, где можно привести в чувство раненых и потерявших сознание героев, вылечить их от болезней и воскресить погибших (потеряв очки здоровья, персонажи сначала теряют сознание, а если продолжают получать урон, то через некоторое время умирают).
Даже если спустя 11 лет после выхода девятой части вы забыли про существование серии Might & Magic, руки и инстинкты все равно помнят. По нажатии клавиши R партия разбивает ночлег даже в чистом поле или на улице — правда, для этого, как и раньше, нужно иметь припасы, пополняются которые в таверне. На месте и традиционная для серии возможность взять в партию дополнительного персонажа, который не будет прямо помогать в сражениях, но даст бонусы. Так, местный скаут поможет быстрее и эффективнее изучать врагов, чтобы обнаружить у них какую-нибудь ахиллесову пяту.
Герои на побегушках
Might & Magic 10: Legacy быстро затягивает в свои сети — прежде всего благодаря большим возможностям по исследованию мира. Абсолютно новый для серии регион Асхана — Agyn Peninsula — манит настоящего приключенца заброшенными храмами и потухшими маяками, темными пещерами, где можно наткнуться на грустного циклопа, охраняющего сокровища, опасными стоянками бандитов, кладбищами, полными призраков, городами, поселками и замками.
Помимо изучения монстров здесь можно собирать какие-то старинные книги с местными легендами, знаниями и даже поэмами, искать сундуки с сокровищами и, конечно, выполнять многочисленные квесты. Сюжет предполагает, что наши рейдеры, прибывшие на земли Agyn Peninsula, чтобы исполнить последнюю волю своего лидера, окажутся втянуты в политические разборки в Картале, крупнейшем городе региона. Однако, едва игроки покинут первый же встречный поселок, сценаристы отпускают их на волю и быстро нагружают многочисленными побочными заданиями.
Квесты традиционные: отнести цветы на могилу, зажечь потухший маяк, найти какую-то утерянную вещь или сокровище, победить шайку бандитов. Да и вообще в Legacy чувствуется дух старинных «олдскульных» RPG. Например, все эти обычные для жанра задания раздают намертво прикованные к земле NPC, которые, в отличие от своих коллег из серии Gothic, не имитируют повышенную жизненную активность, не ходят за водой и не куют мечи у всех на глазах.
Но это не значит, что все здесь сухо и условно. Жители охотно вступают в диалог, делятся слухами, знаниями и забавными историями. Да и юмор им не чужд. В таверне вам расскажут про нападение гоблинов-пиратов, один из которых теперь работает на местной кухне (при желании его можно выкупить), а лидер стражников, выдавая первый сюжетный квест (естественно, доказать свою силу и кого-то победить!), успокоит: дескать, это не будет задание «Крысы в подвале»… оно называется «Пауки в канализации»!
И все бы хорошо, но пока впечатление от игры портят откровенные проблемы с балансом. Если на уровне сложности Adventurer они еще не так заметны, то все истинные поклонники серии, выбравшие Warrior, быстро убедятся, что без навыков ремонта, алхимии и заклинания Town Portal (мы его так и не обнаружили) игра превращается в сплошные забеги из города до первой крупной драки и обратно. Враги буквально не дают спокойно шагу пройти, лечебные зелья у единственной в поселении знахарки не восполняются, экипировка ломается неправдоподобно быстро, день сменяет ночь за пять минут, герои все время ноют от усталости, а постоянные визиты в город быстро истощают запас наличных — тут бы как раз пригодились навыки торговли и воровства.
Впрочем, не будем делать окончательные выводы по ранней версии. Естественно, авторы еще поработают над балансом, да и некоторые умения и заклинания, возможно, вернут — если комьюнити настоятельно их об этом попросит. Главное, что создатели не пытаются упростить и «оказуалить» все и вся, включив в игру какую-нибудь новомодную социальную сеть со скрытой системой микротранзакций, а, наоборот, стараются воспроизвести «олдскульный» дух серии. Так что в 2014-м году нас ждет настоящее, каких сегодня мало, возвращение классики. Прямиком из детства.
Лучшие комментарии
я упрлсЕсть замечательная кнопка «ответить» =)На андроиде тоже играл =)
Не нравится мне в современных играх все эти сокращения и упрощения. Как будто у современного игрока мозг тоже сокращен и упрощен. Если разработчики не злоупотребят этим, то надеюсь игра получится достойная…
посмотрю что там после релиза
приятней всеже на русском и без багов
но судя по твоему описанию такой отряд это именно то что я намучу
может быть есть возможность намутить отряд из 4-х магов
или магов + лучников
Когда то мне и девятая часть нравилась. Хотя она канешно рядом не стояла с 6 и 7 частью.
И система развития там была не самая простая. И это было круто.
Главное чтобы не оказуалили.