Эту немецкую студию можно было бы заподозрить в привлечении человекоподобных роботов к производству адвенчур — настолько часто разработчики из Daedalic Entertainment выпускают в свет свои творения. Да, можно было бы усомниться в белковой природе квестопроизводственных сил, если бы игры получались штампованными, невнятными и вообще посредственными. Но за последние несколько лет «даедалики» не создали, пожалуй, ни одного проекта в жанре, который бы не заслуживал как минимум оценки «похвально» по шкале StopGame. Что еще удивительнее, адвенчуры у разработчиков получаются очень разные — и по духу, и по букве, и по визуальному воплощению.
Вот и теперь: не успели мы пережить чудесную, мудрую и чуть наивную The Night of the Rabbit, как на подходе уже оказалась Memoria — продукт совершенно иного рода. Игра продолжает сюжетную линию, начатую в The Dark Eye: Chains of Satinav, и снова возвращает нас в королевство Авентурию — мир немного мрачного, но по-настоящему увлекательного фэнтези.
Сфинкс местного разлива
Главным героем повествования поначалу кажется птицелов Герон, с которым мы близко познакомились еще в The Dark Eye. В конце предыдущей адвенчуры его подруга-фея Нури превратилась в ворона, и теперь юноша намерен сделать все возможное, чтобы возвратить «птице поневоле» человеческое обличье. По рекомендации своего приятеля Джакомо Герон отправляется в лес — беседовать с загадочным торговцем Фахи, способным научить незадачливого любителя феечек очень сильному колдунству — превращению одних форм жизни в другие.
Фахи подтверждает свою готовность помочь, но не бесплатно: герой должен сначала разгадать загадку. Оказывается, уже не первую ночь торговец видит сон о древней гробнице, нескольких грабителях могил, искателях приключений и юной принцессе.
Вот тут-то и оказывается, что Герон за время пути от The Dark Eye к Memoria успел несколько подрастерять свою «главность». В смысле он-то, конечно, человек важный, но на горизонте нарисовался, как говорил принц Гамлет, «магнит попритягательней». Стоит Фахи начать рассказывать о своем сне, как мы тут же переносимся на четыреста пятьдесят лет назад, во времена, когда Авентурия воевала с демонами. В роли героини оказывается принцесса Садья, которая мечтает стать великой воительницей и вписать свое имя в пыльный архив истории золотыми буквами. Волею судьбы девушка попадает в отряд, идущий в склеп за сверхмогущественной маской, становится владелицей очень необычного говорящего посоха и внезапно вляпывается в миссию по спасению мира.
The Dark Eye: Chains of Satinav вышла в июне прошлого года. Мир, в котором разворачиваются адвенчурные события, позаимствован из популярной настольной игры The Dark Eye.
Когда мы познакомились с Героном в предыдущей части серии, он был юным и очень неудачливым воспитанником пожилого птицелова. Каждый метр городка Андергаст был пропитан общественной нелюбовью к Герону. В Memoria некоторые горожане уже относятся к герою с уважением, хотя в Академии магов его по-прежнему не слишком жалуют.
Два в одном
Однако не стоит думать, будто мы навсегда прощаемся с Героном буквально на пороге игры. Его проблема никуда не делась: Фахи действительно загадывает пареньку загадку и оставляет всего три дня на поиск ответа. В процессе разгадывания птицелов понимает, что сон про принцессу был очень неспроста — уж слишком многое в настоящем связано с этим далеким и темным прошлым. К тому же время от времени у Герона возникают видения, которые снова переносят нас в эпоху Садьи и временно передают управление принцессой в наши заботливые руки. Получается, что мы одновременно видим развертывание двух на первый взгляд независимых линий.
Обе эти линии по динамичности и внезапности сюжетных поворотов вполне могут поспорить с хорошим приключенческим кино. Стоит Герону пообещать Нури скорое исцеление, как выясняется, что даже физически добраться до Фахи в следующий раз будет очень непросто. Как только Садья доползает, наконец, до города, в который топала всю предыдущую половину игры, ей приходится обнаружить, что она все это время делала нечто прямо противоположное желаемому.
Неудивительно, что игра пробегается на одном дыхании: разработчикам здорово удается удерживать наш интерес к происходящему в течение тех немногих часов, на которые рассчитано прохождение.
Предметный креатив
Вряд ли мы могли бы всерьез увлечься приключениями Герона и Садьи, если бы нам приходилось подолгу «зависать» над решением загадок. Memoria в этом смысле достаточно демократична: более-менее опытный игрок спокойно справится с препятствиями адвенчурного толка.
Основные особенности геймплея остались практически неизменными. Нас снова запирают в рамках одного-двух экранов, дают в руки небольшое количество предметов и заставляют придумывать этим предметам не всегда традиционное применение. Иногда упрямство персонажей, не желающих выходить за пределы очередной комнаты, немного раздражает. Но, если вдуматься, такая пространственная ограниченность очень удобна с точки зрения игрового процесса: нам не приходится бегать кругами, чтобы подобрать пуговицу, которую мы забыли положить в карман пять экранов назад.
Пропустить предмет, кстати, не так и просто, ведь подсветка активных точек на страже нашего покоя. Для тех, кому этого мало, разработчики припасли дневник. В нем можно найти основную цель персонажа на каждом этапе прохождения и подсказку по достижению этой самой цели.
Иногда создатели игры откровенно подшучивают над нами: у задач, с которыми мы привыкли поступать строго определенным образом, внезапно оказывается совершенно другое, альтернативное решение. Как поступит среднестатистический любитель адвенчур, когда NPC попросит главную героиню поискать скрытый в недрах древнего захоронения запирающий механизм? Вздохнет и направится исследовать гробницу, трогать все подозрительные стены и колонны, щупать каждый камень, который можно пощупать хотя бы в теории.
Разумеется, все эти стандартизированные телодвижения ни к чему не приведут. Героине всего-то и нужно подобрать один-единственный, ни разу не эпический, а вполне даже бытовой предмет и отдать его своему товарищу по команде. Замок тут же найдется. В общем, проходить Memoria не слишком сложно, но мозг при этом постоянно поворачивается под каким-то новым углом, обеспечивая тем самым приятный массаж извилин.
Профессиональное починятельство примусов
Дополнительную долю разнообразия в геймплей вносят заклинания. Герон в этом смысле все еще неудачник: он умеет только ломать и чинить некоторые предметы. Способность, конечно, слабенькая, но тем не менее становится основой пары изящных решений. Трудно представить себе, какие штуки, оказывается, можно вытворить при помощи окаменевшей крысы, если использовать это умение героя с умом.
У принцессы все еще веселее. Ее посох обладает не только ироническим пониманием вещей и скверным характером, но также и волшебной силой. Поначалу девушка может только включать и выключать светильники при помощи магии. Спустя некоторое время — уже с легкостью насылает видения и превращает в камень мелкую живность, растения, человеческие руки…
На самом деле, деревянный спутник Садьи прекрасен не из-за каких-то там своих супервозможностей, а из-за разговоров с хозяйкой. Иногда кажется, что его принесли прямиком из Deponia — настолько он контрастирует своей шутовской манерой беседы с общей серьезностью и мрачностью антуража. Выпуклость характеров и естественность диалогов у Daedalic по-прежнему на высоте.
Пожалуй, только реплики персонажей в ответ на неверные действия радуют несколько меньше, чем обычно. Их просто мало — мало вариантов, мало связи с тем, что конкретно мы делаем. Если в Deponia почти любое высказывание главного героя можно было с наслаждением цитировать, то в Memoria мы просто много раз подряд выслушиваем стандартные «нет», «не получится» и тому подобные формулы универсального отказа. Порой возражения персонажа вообще воспринимаются как издевательство: что мешает ему, например, перелить жидкость из одной емкости в другую, притом что обе емкости мобильны и стоят в двух шагах друг от друга? Кстати, варианты ответов в диалогах тоже прикручены как будто бы «для галочки» и маскируют перефразировкой реальное отсутствие какого-либо выбора. Все равно герой скажет то, что нужно, чтобы сюжет покатился по заранее расчерченным рельсам, — так к чему эта шитая белыми нитками иллюзия свободы? Если бы диалоги были просто превращены в видеоролики, игра выглядела бы честнее и солиднее.
Время разбрасывать каменных стражей
Мелкие недочеты разработчикам можно простить. Мир Авентурии предстает перед нами настолько разнообразным, живым и глубоким, что остается лишь удивляться: как создателям игры удалось придать этой картинке объем, обозначив ее буквально несколькими штрихами? Думается, что не в последнюю очередь благодаря визуальной стороне дела. Рисованные пейзажи очень выразительны — глядя на экран, мы верим и в гробницу с каменными стражами, и в горные водопады, и в затуманенный лес, в котором героиня долго блуждает прежде, чем найти выход.
С людьми дело обстоит не так хорошо, потому что здесь одной только красивой статикой не обойтись, а в динамике рисованные человечки все еще недостаточно убедительны. Анимация и в особенности мимика прихрамывают на все лицевые мышцы. Что ж, стандартная болезнь низкобюджетных адвенчур не обошла Memoria, несмотря на все ее прочие неоспоримые достоинства.
Memoria не идеальна и, возможно, несколько уступает другим играм Daedalic, таким как Deponia, Edna and Harvey, The Night of the Rabbit. Однако свежая адвенчура все равно остается весьма достойной представительницей жанра и просто долгожданным продолжением истории Герона и Нури, полюбившихся нам еще в The Dark Eye: Chains of Satinav.
Плюсы: динамично развивающийся сюжет; любовно выписанный игровой мир; оригинальные задачи; естественные диалоги; красивый арт.
Минусы: кривая анимация; повторы отрицательных предложений; неуклюжие варианты выбора в диалогах.
Лучшие комментарии
Сколько вас тут «минусособирателей», имя вам — легион…
Ну да ладно, зато теперь знаю что продолжение тоже стоящее.
А ведь до встречи с играми от этой студии я квестами вообще не интересовался!
какого ж х*я у него +3, а у меня -6? хрен поймешь систему