12 сентября 2013 12.09.13 47 54K

Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist: Обзор

Никто не сомневался, что Сэму Фишеру, вроде бы отошедшему от дел в концовке последней игры серии Splinter Cell, спокойной жизни не дадут — рано или поздно ему придется снова облачиться в костюм невидимки и пугать врагов зелеными отблесками прибора ночного видения. Испуг зачастую оказывается смертельным; впрочем, все зависит от выбранного стиля прохождения — вершиной мастерства было по максимуму незаметное достижение целей миссии. Спасители мира, обходившиеся без единого выстрела, — довольно нетипичные представители когорты супергероев, но именно за это Сэм и полюбился своим многочисленным поклонникам. Правда, за последнее время старина Фишер сдал — разработчики Conviction заставили его куда чаще использовать силу, а не скрываться в тенях, научили «укрываться и перекатываться», одним движением расстреливать полдесятка врагов и сделали еще кучу ужасных вещей, превратив одну из лучших серий в пусть и неплохой, но ничем не выдающийся боевик с элементами стелса.

Первое знакомство с новой штаб-квартирой. Возможности впечатляют.
Первое знакомство с новой штаб-квартирой. Возможности впечатляют.

Анонсировав Blacklist, Ubisoft клятвенно обещала, что в продолжении с этим все будет в порядке и поклонники скрытного прохождения без единого убийства могут спать спокойно. Впрочем, подобные заявления не мешали демонстрировать ролики, где Сэм в яркий полдень на бегу расстреливал вражеских солдат, время от времени отдыхая за теми самыми укрытиями. Все это заставляло ждать релиза Blacklist с несколько смешанными чувствами — повторения пройденного в прошлой части совсем не хотелось.

Порох в пороховницах

Ubisoft особо не церемонится с развитием сюжета — игра начинается с небольшого ролика, в котором какие-то нехорошие ребята в очередной раз собираются поставить Америку на колени, устроив теракт на военной базе. Совершенно случайно здесь же оказывается старина Сэм, вроде бы отправившийся на пенсию, но боевых навыков не растерявший, что демонстрирует нам короткая обучающая миссия.

Плохие парни, как оказалось, зовут себя Инженерами и выступают против американского военного присутствия во всем мире. Нападение на базу в Гуаме — лишь первая строчка «Черного списка», в котором перечислены акции устрашения, что будут проведены террористами, если США не выполнят их требования по выводу войск из стран, подвергнувшихся американской интервенции. Само собой, президента (на этот раз в данной роли выступает суровая тетенька, чем-то напоминающая Хиллари Клинтон) Штатов такой расклад не устраивает. Однако решить вопрос привычным путем — уничтожить главу террористов с помощью масштабной военной операции, заодно захватив пару-тройку небольших государств, на свою беду обладающих значительными запасами нефти, — не получится. Никто не знает, откуда взялись Инженеры — в плен они не сдаются, раненых на поле боя не оставляют (но и с собой не берут). ЦРУ и АНБ разводят руками: все ниточки, ведущие к лидеру дерзкого противника, обрываются, едва начавшись.

Единственный, кто может противостоять таинственному врагу мировой демократии, — наш старый знакомый, когда-то шпион, а теперь обычный пенсионер Сэм Фишер. Руководство страны дает бывшему разведчику полную свободу действий — мол, делай что хочешь, но ни один из пунктов «Черного списка» не должен быть воплощен в жизнь. Так как Третий эшелон спустя некоторое время после событий Conviction прекратил свое существование, Сэм создает Четвертый эшелон (оригинально, да) — небольшой отряд высококлассных специалистов с собой во главе. Так как действовать придется по всему миру, штаб-квартирой новоявленной секретной организации становится специальный самолет «Паладин», оснащенный по последнему слову техники.

Радует, что укрытия — далеко не панацея. Неосторожно высунувшись из-за угла, можно с легкостью быть обнаруженным.
Радует, что укрытия — далеко не панацея. Неосторожно высунувшись из-за угла, можно с легкостью быть обнаруженным.

Место действия игры скачет по различным уголкам планеты, команда Сэма медленно, но верно загоняет Инженеров в угол, несмотря ни на какие препоны. В конце концов мир будет спасен, виновные — наказаны, а герои — награждены. В чем, само собой, никто не сомневался — законы жанра надо соблюдать. Впрочем, несмотря на достаточно незамысловатый сюжет с незатейливо торчащими из кустов роялями, кое-какие моменты запоминаются и выглядят несколько нетипично для подобных историй о бравых суперагентах без страха и упрека.

Тимур и его команда

Штаб на «Паладине» — весьма удачное место для погружения в атмосферу шпионских страстей. Меню в привычном понимании, где мы выбираем миссию, подбираем снаряжение и занимаемся другими, не относящимися непосредственно к игровому процессу вещами, можно и не заметить — его с успехом заменяет отдельная локация, тот самый суперсовременный самолет. Можно прогуляться по отсекам, слушая, как первый пилот предупреждает о предстоящей «болтанке» (и вскоре самолет действительно начнет ощутимо трясти), поговорить с другими сотрудниками Четвертого эшелона, зайти в оружейную комнату, позвонить дочери Фишера по спутниковому телефону… Именно благодаря «Паладину» сюжетная линия не провисает, а атмосфера работы в команде здесь под стать Mass Effect — разве что романы с напарниками крутить не получится.

Вдоволь набегавшись по штаб-квартире (будьте внимательны во время таких прогулок — в укромных уголках самолета можно найти тайники, открывающие доступ к дополнительным материалам), рано или поздно придется вспомнить, ради чего, собственно, Сэм получил карт-бланш от президента США.

Первые миссии, на первый взгляд, совсем не похожи на то, что ожидают увидеть поклонники серии. Сэм теперь действует не в темных закоулках, а на солнечных улочках: прятаться от врагов приходится путем исполнения акробатических номеров (вроде перебежек по крышам и прыжков с высоты), знаменитые очки ночного видения по понятным причинам совершенно бесполезны, а уровни представляют собой линейный коридор, в котором негде развернуться гению шпионской мысли. Зато всегда имеется возможность вынести очередной патруль в открытом бою, не утруждая себя поиском обходных путей. Спецагент с «калашом», палящий из-за укрытий по набегающим солдатам, взрывы гранат, крики на всю округу — все как в кошмарных снах фанатов Splinter Cell.

«Админа вызывали?»
«Админа вызывали?»

Впрочем, такие безобразия творятся недолго. Уже через парочку миссий локации становятся преимущественно ночными, террористы — толстокожими и многочисленными, а сценаристы начинают подсовывать игроку сложные задачки вроде требований не поднимать тревогу или необходимости выполнить задание за определенное время. Сам Фишер тоже не подкачал — несмотря на солидный возраст, спецагент все еще в форме и вполне в состоянии разобраться в рукопашном бою с любым противником, провисеть несколько минут над пропастью, уцепившись за еле заметный выступ кончиками пальцев, не говоря уже про всяческие прыжки и прочий паркур.

Вопреки кажущемуся перегибу в сторону стандартного боевика (однажды придется даже повоевать с видом от первого лица), Blacklist по сравнению с прошлой частью гораздо ближе к классическим Splinter Cell. Да, имеется возможность зачищать локации с помощью чего-нибудь крупнокалиберного, но чем дальше, тем более бестолковым становится такой способ прохождения. Куда интереснее действовать как и положено суперагенту — скрытно, по возможности не убивая, а обходя врагов. Желаете стелса? Он здесь есть — главное, не ленитесь его найти.

Единственный заметный минус — это дизайн уровней. Он так и остается сугубо линейным, никаких огромных локаций-«песочниц» во время прохождения кампании не найти. Каждая миссия — коридор, поделенный контрольными точками на эдакие подуровни, которые уже можно пересечь по-разному, но ощущения полной свободы, естественно, нет и в помине. А вот часть дополнительных заданий для кооператива, напротив, представляет собой ту самую «песочницу», поэтому игра на этих картах куда интереснее, тем более что действовать надо вдвоем с товарищем.

ПНВ практически бесполезен, а вот без второго режима очков — эхолокатора — не обойтись. Он подсвечивает противников, предметы окружения, следы патрулей… Ему и стены не помеха — отличная штука.
ПНВ практически бесполезен, а вот без второго режима очков — эхолокатора — не обойтись. Он подсвечивает противников, предметы окружения, следы патрулей… Ему и стены не помеха — отличная штука.

Служебные расходы

Выполнять дополнительные поручения можно только для собственного удовольствия, а можно и с вполне меркантильными целями. Война — дело затратное, пусть даже наша армия состоит из одного солдата. По завершении миссии высчитывается боевая эффективность каждого из трех возможных стилей игры: «Призрак», «Пантера» и «Штурм». Первые два требуют бесшумных и незаметных для противника действий, причем «призрачный» способ прохождения не допускает убийства врагов, что делает его самым сложным из всех трех. Что такое «Штурм», понятно и без лишних слов — забыв про спецподготовку, устраиваем ад и погибель с помощью всего доступного вооружения. Чем больше очков получено в том или ином стиле, тем больше денег достанется команде Четвертого эшелона. Валюту можно потратить на покупку оружия и снаряжения либо на улучшение самого «Паладина».

Денежки зарабатываются (и тратятся) не только в одиночной кампании. Кроме миссий для кооперативного прохождения в Blacklist имеется полноценный PvP — уже знакомый по предыдущим частям серии режим «Шпионы против наемников». Мультиплеер получился довольно занятным. Воюющие между собой команды разительно отличаются друг от друга — шпионы быстры и незаметны, но значительно уступают наемникам в огневой мощи и защите. Играть интересно и за тех, и за других, но удается это не так часто, как хотелось бы.

Самым большим препятствием для сетевых баталий становятся не самые прямые руки тех программистов Ubisoft, что занимались созданием PvP-режима. Тщетные попытки присоединиться хоть к кому-нибудь, постоянные вылеты, обрывы связи… Вкупе с совсем коротким «синглом» это заставляет отложить игру на дальнюю полку — за неделю вполне можно успеть пройти кампанию и кооперативные миссии всеми возможными способами, после чего остается лишь ждать дополнений и ремонта мультиплеера.

Пару раз нам доверят управление беспилотным дроном для пущего разнообразия. Идея не из лучших, если учитывать, что ждут от Blacklist вовсе не подобного тира.
Пару раз нам доверят управление беспилотным дроном для пущего разнообразия. Идея не из лучших, если учитывать, что ждут от Blacklist вовсе не подобного тира.

Blacklist пусть и не дотягивает до Chaos Theory, но выглядит весьма достойно, особенно на фоне заметного застоя в жанре. Да, без уклона в сторону боевиков, давно превратившихся в конвейер красочных кат-сцен, не обошлось: будут здесь и перестрелки с прущими напролом злодеями, которых нельзя избежать, и несколько эпизодов, вполне уместных в какой-нибудь Call of Duty, но никак не в Splinter Cell. Но если суметь отбросить всю эту шелуху, призванную, по мнению авторов, привлечь к игре большую аудиторию, в сухом остатке получится тот самый стелс, благодаря которому Сэм Фишер обрел мировую известность.

Плюсы: отличная анимация; интересный мультиплеер — как PvP, так и кооператив; вариативный геймплей.
Минусы: перебор с экшеном в некоторых миссиях; нестабильная работа сетевой игры в PvP-режимах; неудобная система сохранений; коридорный дизайн уровней.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U
Жанр
Дата выхода
20 августа 2013
2.3K
4.3
1 828 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я лично в восторге от этой игры, она для меня на все изумительно и наш выбор тянет. Это действительно стелс, и играть надо на харкоре, с выключенным радаром, тогда проникнешься игрой в полной мере. Внимание к мелочам, вплоть до того, что при ударах грозы, ПНВ гаснет на некоторое время. Спасибо разработчикам, я давно такого колоссального удовольствия не получал от игры.
Я бы все равно поставил изумительно!!!)))
с оценкой не согласен, игра достойна оценки «изумительно»
нестабильная работа сетевой игры в PvP-режимах; неудобная система сохранений
ничего такого в игре не встречал.но признаюсь, играю на консоли.
А кто тут с ней согласен???) Есть опасения что оценку занизили как раз те люди для которых чужды прелести хорошего стелс геймплея (где надо думать, прятаться, искать пути решения), для них такая игра это — скучное, дермецо), их максимум хватает на 5- 7 минут и потом они не выдерживают этой «тягомотины», вынимают АК-47 и начинают всех мочить…
Опять в серии стелс-экшенов появился стелс.
Почему они не хотят сделать то что они уже делали? Теорию Хаоса я имею в виду
Иди Dark Souls пройди на клаве.
Потом и говори, насчет управления.
Насчет игры: я до этого, вообще не интересовался этой серией, но пройдя Blacklist, я получил массу удовольствия, не только от интересного и хорошего геймплея, и графики, но так же, и от сюжета. Т.е, после прохождения Blacklist, у меня остались, только положительные эмоции.
Как по мне, игра вполне заслуживает оценки «Изумительно».
если играть в совместные задания, то игра будет достаточно продолжительная.
Есть. На самой высокой сложности эхолокатор не видит сквозь стены, не подсвечивает маршруты и вообще почти так же бесполезен, как и ПНВ. И быстрой ликвидации нет. И пополнения боеприпасов. Удачи.
Так вот поиграй сначала. Игру нахваливают как раз потому, что в ней есть очень интересная сложность «ветеран». Задолбаешся давить на кнопку рестарт.
Так у тебя и с железо все в порядке, не тормозит и не фризит)
Не хватало акробатических элементов из прошлых частей, когда была масса объектов, откуда можно незаметно пробраться или понаблюдать. Да, были трубы и карнизы, но это не то, все прятки либо за углом, либо за ящиком. Недоразумение вызывала коронная фраза пока еще 2-3х живых ИИ, после того, как Фишер в открытом бою кладет 10 человек и прячется: «Расходимся и ищем!» Да! это именно то, что нужно делать в такой ситуации.
Я не знаю, как вам, но я прошел всю игру на Ветеране призраком. Да, бывали перезапуски миссий, но раза 2-3 и то по собственной глупости. О какой сложности и «почти что Chaos Theory» может идти речь, если посреди бела дня на глазах у охранников можно прыгать через заборы, перебегать по укрытиям, топать, гасить лампы? Половину этапов миссий вообще легче пробежать на максимальной скорости, пока охрана не начала патрулировать, чем медленно и верно пробираться по теням. Это НЕ хардкор. И если бы между оценками «проходняк» и «похвально» стояла оценка «нормально», то я поставил бы именно ее.
Спасибо за достаточно грамотный текстовый обзор, Степан. Почти со всем согласен. Коридорный дизайн и так называемый перебор экшна меня ничуть не задевает, но насчет оптимизации и работы Uplay я с вами согласен на все 100%. За 2 недели я не смог поиграть в кооперативе и бесился из-за фразы «не удалось подключиться, повторите позднее» — оценить ни кооператив, ни всеми хваленный режим «ШпН» мне, к сожалению, не удалось. Но если рассматривать игру в общем, то однозначный Маст Хэв.
P.S. Сначала я думал, что текстовым обзором будет заниматься Глеб, он ведь столько материала подготовил по этой игре. Сразу видно, что игрой он заинтересовался так сильно, что мог взять на себя ответственность и обзор сделать. Но не смотря на это, и Вам спасибо.
Автор не играл в предыдущие части? Когда в Splinter Cell был открытый мир? Да здесь только за дополнительные задания можно ставить изумительно, да и саму игру можно пройти вообще никого не убив.
В миссии в Гуантаномо без ПНВ не обойтись, и не такой уж он и бесполезный.
Читай также