23 июля 2013 23.07.13 13 17K

Europa Universalis IV: Превью

Последние годы мы очень часто слышим слово «перезагрузка». Иногда свежие идеи берут верх над архаичностью, когда следует отказаться от чего-то невостребованного в пользу инноваций. Хардкорная серия глобальных стратегий Europa Universalis сегодня известна очень многим игрокам. Но мало кому из них удалось стать преданными поклонниками этого симулятора исторической геополитики от внутренней шведской студии издательства Paradox Interactive. С 2000-го года популярности, достойной серии Total War, «Европе» так и не удалось достичь. Но уже в августе с серьезной оглядкой на потребности широких масс и верностью к своим поклонникам будет спущена со стапеля преобразованная Europa Universalis четвертого поколения.

Авторы используют новые графические возможности движка Clausewitz 2.5 для детальной проработки глобальной карты.
Авторы используют новые графические возможности движка Clausewitz 2.5 для детальной проработки глобальной карты.

Три кита Europa Universalis 4

Для тех, кто не знает, что такое Europa Universalis, сразу поясним. Это настольная игра, ставшая компьютерной глобальной стратегией. Ее удивительная механика вовлекает в политические дебри за считанные минуты и подолгу не отпускает виртуальных правителей. Подобно пошаговому режиму кампании в знаменитой серии Total War, игроки «Европы» в реальном времени творят собственную историю, используя знаменитых исторических персонажей для достижения поставленных целей. С 2000-го года серия Europa Universalis прошла три больших этапа развития, которые породили несколько игр-последователей на том же графическом движке — Hearts of Iron, Crown of the North, Two Thrones, Victoria, Crusader Kings.

Разумеется, если бы эта серия игр не пользовалась спросом, то о ее развитии не могло бы идти речи. Paradox Interactive после запуска в 2007-м году Europa Universalis 3 с трехмерной графикой и абсолютно свободным геймплеем приняла решение сделать перезагрузку серии в Europa Universalis 4, которая получит не просто улучшенную графику, но и полномасштабную реконструкцию абсолютно всех традиционных элементов геймплея. Первая свая в проект была забита в 2011-м году, после чего в 2012-м состоялся ее официальный анонс, наполненный скептицизмом преданных поклонников серии из-за упрощений ради массовости.

Если говорить образно, то Europa Universalis 4 предстоит держаться на трех китах: привлечении как можно большего числа новых игроков, сохранении старых и удержании всех их вместе с помощью последующих DLC и мультиплеера. Первый кит как раз и вызвал опасения поклонников серии из-за возможного «оказуаливания» серии. Однако на деле он обеспечит больше внимания за счет улучшений интерфейса и нового графического движка, успешно обкатанного в Crusader Kings 2. С его помощью Paradox Interactive удалось в деталях воссоздать топографическую карту мира исторического периода Позднего Средневековья с началом событий в середине XV века и заключительной датой в 1820-м году Раннего Нового времени.

Как и прежде, игрок-монарх поведет свое государство на мировую геополитическую арену с помощью интерактивного инструментария, основанного на дипломатии и тщательно проработанных элементах научных исследований, торговли, религии, географических открытий (включая открытие континентов Северной и Южной Америки, Африки и Австралии), национальной идеи, родословных династий и многого другого. В ходе игры будут возникать различные потребности государства в виде миссий, выполнение или игнорирование которых повлияет на будущее виртуальной нации.

Главные особенности отдельных стран выстроены согласно истории. Например, Великобритания традиционно обладает сильным флотом.
Главные особенности отдельных стран выстроены согласно истории. Например, Великобритания традиционно обладает сильным флотом.

Дела государственной важности

Вы до сих пор думаете, что короли только и делали что сидели на своих золотых тронах да раздавали приказы налево и направо? В Europa Universalis 4 столь легкомысленного правителя сдует первым сквозняком заговора. Путем нехитрых вычислений, основанных на параметрах характера исторической личности, игра начнет подсовывать массу препятствий на пути свершения его амбиций. Стоит только королю-клоуну задумать военные действия, как воспротивятся подчиненные или даже начнется восстание.

Успех правления во многом зависит и от того, каким государством вам предстоит руководить, какие исторические персонажи вам попадутся и кем окажутся конкуренты. На протяжении всей игры вам придется расставлять приоритеты. Выбираете ли вы войну или предпочтете возведение торговой империи — все это может потребовать отказа от социальной политики и поддержки, например, сельского хозяйства. Не менее важно определиться с религиозными особенностями своей нации. Кто вы — светский правитель или предпочитаете сторону одной из религий, а может, с помощью радикальных идей вы силой заставите народы переходить на сторону вашего Бога?

В Europa Universalis 4 каждый из существующих в прежних играх серии аспектов подвергся тщательной доработке. Так, национальные идеи стали более разносторонними и эффективными. Другими словами, при выполнении всех целей для отдельно взятого небольшого государства, такого как Богемия, оно становится крайне сбалансированным, что непременно делает нацию всесторонней, способной бороться за новые земли и крепкие позиции на мировой политической арене наравне с ведущими державами. При этом небольшие государства могут также замкнуться на внутреннем развитии. Например, Дания и Швеция находятся в единении под правлением одного монарха. В игре это реализовано таким образом, что, выбрав одну из наций в унии, вы будете исполнять решения главного монарха, сосредотачивая собственные цели на делах в пределах своих границ.

Если вы впервые начинаете играть в Europa Universalis, то должны сразу осознать, что с самого начала получаете уже развитую нацию, находящуюся в моменте экономического спада или подъема, политических репрессий или стабильности, военной экспансии или внешней угрозы… Здесь нет начала с нуля — все проблемы для каждого государства уникальны; их вам и предстоит решать. Важная особенность Europa Universalis 4 заключается в ее временном периоде символической эпохи Возрождения, когда произошли самые интересные научные и географические открытия, появились легендарные деятели, когда прекращалась война за земли и начиналась борьба за технологическое превосходство.

Интерфейс управления армиями был несколько упрощен, но дополнен новыми возможностями перемещений и захвата.
Интерфейс управления армиями был несколько упрощен, но дополнен новыми возможностями перемещений и захвата.

Глобальная игра нового поколения

Но не спешите сейчас браться за прохождение Europa Universalis 3, дабы ознакомиться с серией. Разработчики на этот раз пересмотрели свое видение игровой механики глобальной стратегии. Безусловно, сложный и даже порой хардкорный геймплей и продуманный до мельчайших деталей микроменеджмент были сохранены в четвертой части, однако запутанным спискам характеристик наконец-то пришел на смену новый, интуитивно понятный интерфейс, на который ушла, как говорят создатели, львиная доля времени разработки.

Ранее Europa Universalis порой ставила в тупик, когда принятое решение было сложно исполнить. Казалось, что цепочка выбранных действий должна привести к перемирию с врагом или помощи союзников, однако результат оказывался слишком непредсказуемым, оборачиваясь предательской атакой тех же союзников. Paradox Interactive приложила все усилия, дабы избежать ошибок AI и обуздать перегруженную статистику, для того чтобы действия игрока стали более понятны для него самого.

По этой причине разработка затянулась на долгие три года с учетом многолетнего существования самой серии, где на протяжении трех частей оттачивались игровые элементы и новые идеи. Но даже с таким богатым опытом Paradox Interactive не отказалась от мультиплеерного режима, который теперь стал еще более интересным. В четвертой части Universalis внедрен глобальный режим игры для нескольких игроков. На данный момент известно, что это полноценный «сингл», где вместо AI конкурирующими правителями выступают реальные игроки. Геймплей при этом становится более динамичным и непредсказуемым, поскольку помимо игровых рычагов давления на государства вы получаете еще и реальную дипломатию с общением в чате.

Кропотливый подход

С самого начала кампании мы погружаемся в историю выбранного государства. Больше никакого «сухого» старта, когда мы оказываемся на глобальной карте и советник дает лишь пару рекомендаций. Здесь мы изначально знакомимся с национальными идеями, целями, событиями эпохи и инструментарием, при помощи которого мы будем творить свою историю, полагаясь на советы уже трех групп советников по административным, дипломатическим и религиозным делам. Так, вы вольны вставать на любую сторону, использовать возможности для смены национального языка, внедрения многоженства или вовсе кардинального изменения религиозных устоев. Не нужно ждать удобного момента и стечений обстоятельств, как это было прежде. В любой момент виртуальный король начинает вершить судьбы так, как ему заблагорассудится. Но нельзя забывать и о последствиях.

Настоящее начало времен: неизведанная география мира так и манит захватить девственную Сибирь или туземную Америку.
Настоящее начало времен: неизведанная география мира так и манит захватить девственную Сибирь или туземную Америку.

Политическая арена Europa Universalis 4 полностью основана на очень сложной дипломатической системе, учитывающей сотни характеристик каждого государства и правителя. Новые меню позволяют узнать почти все особенности отдельно взятого события. Например, бунтовщики обзавелись вождями, у которых есть собственные цели. Если раньше наиболее эффективным способом избавления от повстанцев была регулярная армия, то в четвертой части разработчики нам подкинули массу мирных решений. Так, узнав особенности вождя революции или цели бунтовщиков, можно остудить их пыл снижением налогов или изданием новых реформ.

В Europa Universalis 4 любые действия AI, включая даже межнациональные войны, возникают не просто так. До них проходит целая вереница ключевых событий, предвещающих глобальные последствия. В один прекрасный момент агрессивный игрок может и вовсе вовлечь все государства в одну большую мировую войну, результат которой трудно предугадать. Для каждого конфликта выбирается цель — ее достижение будет означать окончательную победу. Целью может быть территориальная экспансия, расторжение союзов, дипломатическое доминирование и так далее.

Благодаря такой системе спонтанные глобальные конфликты, как они происходят в серии Total War, уйдут в прошлое. Искусственный интеллект обучен выбирать приоритеты, основываясь на национальных идеях подвластного государства и особенностях монарха. Так, используя удачные решения из Crusader Kings 2, авторы внедрили в Europa Universalis очки власти помимо традиционных военных, управленческих и дипломатических характеристик для исторических личностей. Эти очки можно потратить на новые технологии, подчинение враждебных провинций, разработку национальных идей и даже на корректив военных операций. Но потеря правителя с накопленными очками власти может привести к замедлению развития государства или даже его распаду на независимые территории.

Создатели улучшили и другие традиционные игровые элементы. Например, торговля обзавелась таким нужным элементом, как торговые пути. Они раскиданы по всему миру и вовлекают товарооборот в большую сеть выгодных сделок и предложений. Вкладываясь в купеческие ветки развития нации, игрок получит дополнительные доходы для своих политических амбиций. На торговом пути размещаются как сухопутные юниты, так и морские. Они определяют вектор потока товаров на пересечениях путей. К сожалению, слишком интенсивная работа государств в купеческих областях ущемляет крупных соседей в возможностях получения доходов со своего товарооборота, что может привести к новым войнам за торговые пути, а это уже, как вы понимаете, очередной виток истории для летописцев.

Торговые пути обладают векторами товарооборота, контроль за которыми обеспечит хваткое государство солидным доходом в казну.
Торговые пути обладают векторами товарооборота, контроль за которыми обеспечит хваткое государство солидным доходом в казну.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что Europa Universalis 4 является очень важным проектом для игровой индустрии. Этот хардкорный представитель глобальных стратегий непременно порадует своих поклонников тщательно продуманной механикой, как обещают разработчики, без ошибок и багов, на исключение которых были потрачены как минимум два года мастерской отточки шведскими программистами. К счастью, Paradox Interactive обратила свой взор и на новичков — в их распоряжении не только кардинально улучшенная графика, но и подробные описания всех характеристик, вменяемый обучающий режим и скрупулезно переработанный интерфейс с интуитивно понятными меню и таблицами. Иными словами, Europa Universalis 4 обещает надолго занять заслуженное лидерство в жанре.


Поддержи Стопгейм!

Europa Universalis IV

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
13 августа 2013
460
4.3
368 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Давно слежу за этим проектом, прочитал все дневники разработчиков(а их ой как немало). Одна из самых ожидаемых мною игр. Главное чтобы багов вначале было поменьше, как CK2, а то опять третьего патча ждать придётся.
хочу хочу хочу. где там предзаказ?
Да, серия потрясная, жду с нетерпением.
А пока ждем можно еще разок сыграть в Europa Universalis 3
Надеюсь оправдает ожидания. А то ведь, большой шкаф громко падает…
Это как посмотреть, мне лично Европа и Виктория нравятся больше Total War.
А ещё она выходит и под линукс! Уже один этот факт заставляет меня снимать шляпу перед разработчиками и идти вытряхивать свои сбережения из копилки…
игра хорошая. глобальная.интересная. надеемся что выйдет без проблем и мы сыграем
Да, серия зачётная. Но до Total War'a не дотягивает.
Читай также