Многие знакомы с серией Red Orchestra, с 2006-го года несущей в массы идею «хардкора с человеческим лицом». Несмотря на дотошное следование военным реалиям (смерть от одного-двух пулевых ранений, достоверное оружие и техника, влияние боевого духа на действия солдата и множество других аспектов), дело рук Tripwire Interactive не превратилось в унылое действо с трясущимися за свою виртуальную жизнь бойцами, не высовывающимися из-за укрытия. Наоборот — такого насыщенного событиями на момент времени зрелища в антураже Второй мировой еще не было. За это RO и полюбили.
Полюбили и вторую часть, ставшую чуть «попсовее», но сохранившую дух оригинала. И вроде бы ничего не мешало разработчикам ковать железо дальше — знай себе клепай карты, добавляй оружие и технику, вводи новые игровые режимы. Но как-то не заладилось: за небольшим исключением, все нововведения ограничивались обещаниями авторов выпустить дополнение к Heroes of Stalingrad, посвященное войне на Тихом океане. И вот, спустя полтора года после релиза RO2, Rising Storm наконец-то увидела свет.
Флаги не наших отцов
Перенос места действия игры с берегов Волги на тихоокеанские острова, где сошлись в смертельной схватке американские и японские войска, вполне понятен — за рубежом тема Сталинграда не столь популярна и не так известна, как, к примеру, битва за Иводзиму или Гуадалканальская кампания. Даже наоборот — кажется странным, что Tripwire в свое время выбрала именно Восточный фронт, а не, например, популярную в боевиках (и уже всем осточертевшую) высадку в Нормандии. Теперь пришло время американских морпехов и японских пехотинцев, чьи схватки по ожесточению ничуть не уступали происходившему в Сталинграде.
Тем, кто уже знаком с серией Red Orchestra, не составит никакого труда разобраться в Rising Storm. Изменений в игровой механике практически никаких: все так же есть две противоборствующие стороны, стремящиеся одержать победу на относительно небольшой карте, разделение на классы, использование укрытий, тот самый «умеренный реализм» и огромное влияние на исход боя приказов командира и четкости их выполнения (а вовсе не умения обычных стрелков поражать цель).
А вот оружие, карты и модели солдат теперь совершенно другие. Американская винтовка M1 Garand с характерным звоном отстрелянной обоймы, японская Арисака Тип 38 и 99, знаменитый автомат Томпсона, ручной пулемет BAR, дробовик M12… Но, в конце концов, винтовка она и в Африке винтовка — ничего существенно нового по сравнению с оружием из Heroes of Stalingrad у этих образцов нет.
Однако имеется и совершенно новое вооружение. У американцев это огнемет, отлично подходящий для выкуривания врагов из бункеров и зданий, а японская пехота получила новый класс минометчика с небольшим ручным минометом. Благодаря ему можно «накрывать» цели через половину карты, не подставляясь под пули. Особенно эффективен этот класс, если действия минометчиков координируются командиром (впрочем, это справедливо и для всех остальных бойцов), указывающим, где необходима артиллерийская поддержка. Кроме того, японские солдаты могут устанавливать небольшие мины-ловушки, а их офицеры получили в свое распоряжение катану, с которой можно доставить врагу немало неприятностей во время ближнего боя.
Пуля — дура, штык — молодец!
Вообще, рукопашному бою в Rising Storm уделено куда больше внимания, чем в предшественнице. Известно, что во время войны на Тихом океане японцы часто применяли тактику так называемых «банзай-атак» — внезапный штурм позиций противника с применением холодного оружия, перераставший в жестокую рукопашную. Название пошло от клича «банзай!» (что-то вроде нашего «ура!»), который выкрикивали бойцы во время атаки. Поначалу такой необычный для той войны тактический прием себя оправдывал: длинная и тяжелая винтовка в руках — не лучшее подспорье в ближнем бою против штыка и меча, который запросто перерубал ствол оружия. Не стоит забывать и о психологическом факторе — рукопашные схватки, пожалуй, больше любого другого вида боя требуют от солдата крепкого боевого духа и физической стойкости. Однако американцы вскоре выработали эффективную тактику противодействия, и к концу войны «банзай-атаки» больше напоминали массовое самоубийство, нежели навязывание врагу своего стиля ведения боя, — пулеметы, дробовики и скорострельные автоматы оказались сильнее японской стали и самоотверженности солдат императора.
В Rising Storm японцы имеют возможность успешно использовать штыки, приклады и офицерские катаны против американских морпехов. Стоит зажать кнопку ближнего боя, как солдат примет положение для штыковой атаки и закричит что-то воодушевляющее на подвиг во имя Родины на японском языке. Чем больше таких одержимых собирается в одном месте, тем мощнее будет их натиск: во время «банзай-атаки» увеличивается скорость бега, противник начинает нервничать (выражается это в уменьшении показателя «боевого духа», из-за чего экран теряет краски, игроку становится труднее целиться и стрелять). Подданные императора, напротив, не замечают ран и могут задорого продать свою жизнь даже в условиях численного превосходства врага.
Но и здесь, как вы уже, наверное, догадались, львиная доля успеха зависит от командира. Правильно определить силу и направление удара, выждать удобный момент и отдать приказ на рукопашную — нетривиальная задача даже для ветеранов Red Orchestra. Можно и самому повести своих солдат в бой с катаной наперевес — то еще веселье, поверьте.
Война в джунглях
Дизайн карт, как и в оригинале, повторяет реально существующие места боев, но небольшие острова в Тихом океане совсем не похожи на огромный город на Волге. Если в Heroes of Stalingrad большинство локаций представляли собой городскую застройку, то здесь практически все боевые действия происходят на открытом воздухе, среди окопов и блиндажей. Многоэтажек минимум, да и те, что есть, — полуразвалившиеся здания с множеством входов и выходов: отсидеться в укромном месте, отстреливая набегающих врагов (как это часто происходило на картах «Апартаменты» и «Дом Павлова» в HoS), не получится.
Игра за снайпера стала заметно сложнее, особенно не повезло в этом американцам: досконально изучив карту, вражеские минометчики время от времени «работают», даже не видя противника, просто обстреливая места возможного нахождения метких стрелков. А уж если снайпера заметили, то «подарок» в виде мины не заставит себя ждать. Японцам чуть полегче, но и им зевать не стоит — увлекшись стрельбой по дальним целям, легко пропустить вплотную огнеметчика, который при должном умении с легкостью выжигает все и всех.
А вот бронетехники теперь нет совсем, что печально. Пусть особо эпичных танковых сражений во время войны на Тихом океане не наблюдалось, но нам этого и не надо; достаточно одной-двух машин на сторону — и это будет уже совсем другой бой. Может, со временем танки и добавят, но на нынешних относительно тесных локациях им развернуться особо негде — те карты, что сейчас есть, предназначены сугубо для пехотных баталий.
Обладатели RO2 тоже могут принять участие в сражениях на тихоокеанском фронте. Для этого вовсе не обязательно иметь само дополнение — хватит и оригинала. Правда, воевать можно будет только обычным стрелком, без возможности «прокачивать» оружие и навыки. Но и этого вполне достаточно для того, чтобы составить впечатление об аддоне.
Ничего кардинально нового от Rising Storm ждать не стоит: игра хороша, но это все те же «Герои Сталинграда» с поправкой на смену места действия. Как дополнение RS выглядит довольно слабо, особенно если учитывать время на его разработку — уж за полтора года можно было добавить что-то существеннее других моделек солдат да нескольких локаций. А ведь после релиза RO2 казалось, что стоит немного подождать, и новые карты, оружие и «юниты» достанутся нам в качестве патчей, а не аддонов, для которых приберегут что-то поважнее. Вместо этого авторы поленились поправить даже хорошо заметные недоработки — к примеру, камера в режиме наблюдения за другим игроком до сих пор неимоверно раздражает своим «дерганым» поведением, а в текстурах порой можно намертво застрять.
Так или иначе, альтернативы RO пока нет. Оттого еще печальнее, что разработчики совсем не торопятся развивать свое детище. Придется принять Rising Storm такой, какая она есть, и надеяться, что Tripwire Interactive все-таки не оставит без внимания один из лучших мультиплеерных боевиков на тему Второй мировой.
Плюсы: кинематографичность происходящего; оригинальные карты; «банзай-атаки» у японцев.
Минусы: большинство изменений чисто косметические; те же баги, что и раньше.
Лучшие комментарии
кажется, кому-то пора лечиться…