Современный подход издателей к «доению» успешных игровых проектов при помощи выпуска для них слабеньких дополнений уже вошел в тенденцию. Практически каждая новая игра создается с оглядкой на возможности ее дальнейшего «усовершенствования». И если раньше новые порции интересностей вводились малыми инъекциями в виде бесплатных патчей либо уже копились до созревания полноценного сиквела, то теперь издатели готовы выжимать каждый доллар из покупателя за отдельно взятый элемент, именуемый DLC. Раскусившие такое отношение игроки уже нервно вздрагивают при одном только упоминании этой аббревиатуры. Знаменитая серия исторических стратегий Total War недавно пошла тем же путем. Creative Assembly, создавая Empire: Total War и Napoleon: Total War, завещала своим детищам платные микродополнения, которые игроку предлагались либо вместе с подарочной версией, либо как платные DLC в системе цифровой дистрибьюции Steam. Так же случилось и с Shogun 2. Для нее были выпущены дополнения Hattori Clan Pack и Blood Pack с пресловутым статусом «микро», а также более насыщенное Rise of the Samurai, включающее новую кампанию в XI веке и порядка двадцати новых «юнитов». Но как нам удалось выяснить в дальнейшем, это была лишь небольшая прелюдия перед действительно полноценным самостоятельным аддоном, который уже трудно считать DLC. Shogun 2 — Fall of the Samurai предстает перед игроками во всем своем величии и повествует о горьком упадке некогда великой Японии и последующей гражданской войне, охватывающей очередную важную веху мировой истории спустя четыреста лет после событий оригинальной игры.
Закат сегуната
Shogun 2 — Fall of the Samurai показывает события эпохи упразднения самурайской чести в Японии — времена гражданской войны Босин. Тогда, в 1868-м году, неспособность сегуната Токугава решать проблемы японского народа и его желание изолировать страну от внешних связей привело к рождению грозной силы с иными взглядами. И ей был более симпатичен император с большими амбициями. Постоянное давление со стороны Великобритании и США привели к тому, что сегунат допустил целый ряд несправедливых торговых и экономических соглашений с западными державами, обеднивших страну. Для людей с юга во главе с императором это стало последней каплей терпения, и они восстали против несправедливого правления сегуна, собирая все больше единомышленников. В таких условиях игроку предлагается начать кампанию и возглавить один из шести сильнейших домов того времени: Тесю, Сацума, Тоса, Айдзу, Нагаока, Дзедзаи. Во власти игрока восстановление порядка на вверенных ему территориях и начало агрессивной внешней политики. Экспансии не избежать, не уйти и от прямых вооруженных столкновений сторонникам двух основных противоборствующих сил: сегуна и императора. Влекут ли вас новейшие технологии Запада или традиции самурая станут единственным верным путем для Японии? Все в ваших руках!
Вы знали, что на основе Rome: Total War телеканал History Channel вместе с разработчиком игры Creative Assembly сняли документальное историческое кино? Движок проекта идеально подходил для моделирования больших сцен сражений в сериале Decisive Battles. После этого к Creative Assembly за подобной помощью обращался еще телеканал BBC Two с целью создания исторической передачи Time Commanders.
Инструменты достижения цели со времен оригинальной Shogun 2 практически не изменились: такое же строительство городов, перемещение армий, дипломатические переговоры, сражения на суше и на море, шпионаж и пропаганда. Только к завоеванию Японии теперь присоединились чужеземцы — США, Великобритания и Франция. А у этих ребят уже как пару веков в ходу порох и свинец. Смертоносное оружие быстро распространяется по всему миру. Японская нация уже переняла опыт владения мушкетами и ружьями, даже их корабли постепенно снаряжаются дальнобойными пушками. Да и внутри страны за три века пусть и изолированной жизни произошли некоторые перемены. Например, изменилось провинциальное деление. Появился остров Хоккайдо с новой республикой Эдзо. Однако он доступен лишь частично. В тот временной период основные события происходили в юго-западном регионе Японии, где расположены разгоряченные силы императора. Присутствие провинции Эдзо символизирует в игре приверженность сегунату севера — на остров бежали те, кто в начале войны потерпел поражение от императорских войск.
Народная агрессия подогревается и извне. Происходит проникновение более свободолюбивых западных убеждений и идей. Их очень не хватало уставшему от нищеты и диктатуры народу. Поэтому в арсенале игрока появились новые ветки социального развития, помогающие на избранном пути. В ходе развития предлагается прибегнуть к помощи чужеземцев. Например, есть возможность открыть прозападное представительство в одной из провинций, где начнется активная торговля с заморскими странами. Стоит отметить, что это единственный способ в игре быстро обогатиться за счет резко увеличившихся объемов торговли. А открывшаяся возможность нанимать зарубежных агентов и быстро получать доступ к новым технологиям серьезно перевешивает баланс в пользу игрока. Интересно, что исторически сегунат был против прозападных настроений, но в игре удается достичь серьезного успеха в связях с иными державами, даже играя на стороне сегуна. Хотя можно и принципиально держаться традиций самураев. Например, отказаться от диковинного вооружения, а затем во славу чести водрузить над армией ниндзя старинное знамя и пойти в атаку под покровом темноты. Некоторые генералы даже имеют особенность «традиционалист», позволяющую армии сегуна старой школы получить преимущество над войсками нового типа.
Вы знали, что на создание серии исторических стратегий Total War разработчиков из Creative Assembly вдохновили две крайне популярные игры: первая — это настольная Warhammer, по праву заслужившая звание самой успешной военной игры за последние тридцать лет, а вторая — воплощение творческих идей Сида Мейера (Sid Meier), глобальная стратегия Civilization. Total War удачно впитала совершенно разные основы геймплея как стратегии в реальном времени, так и пошагового неторопливого режима стратегической карты.
Становление империализма
Да, оригинальная Shogun 2 напоминает о себе везде. На первый взгляд, казалось бы, изменений нет и вовсе. Обновленная фоновая заставка на фоне главного меню не в счет. Однако в ходе кампании приходит осознание того, что все теперь работает иначе. И ввиду таких микроскопических доработок игровой процесс в целом представляет собой уже совсем новый опыт. Безусловно, очевидные нововведения присутствуют. В игре представлено несколько десятков новых «юнитов», зданий и технологий: тридцать девять сухопутных войск, десять паровых и железных судов, а также три агента для глобальной карты, способных на убийство вражеских генералов, тренировку армий или даже распространение правительственной пропаганды в городах. Четыре ряда новых веток развития технологического древа позволяют получить важные стратегические преимущества в этой короткой войне. Открывшиеся после установки аддона возможности позволяют вооружить револьверами телохранителей генерала, организовать производство убийственного пулемета Гатлинга из недавних рекламных трейлеров Creative Assembly, усовершенствовать кораблестроение, построить фортовые сооружения для защиты береговой линии и портов. Последнее, кстати говоря, стало особенно актуально в связи с тем, что корабли могут обстреливать врага с моря, оказывая поддержку сухопутным армиям.
Артиллерии следует посвятить отдельный абзац. Прибрежные бомбардировки ввиду близости к морю подавляющего большинства городов стали лучшим способом завоевания провинций: ваши корабли могут обстреливать ключевые объекты, подрывая экономику врага. Разбитые ядрами пушек сельскохозяйственные угодья останавливают поток налоговых сборов, а взорванные шахты или разрушенные заводы могут привести к упадку даже самую развитую фракцию. Артиллерия XIX века в действительности была грозной силой в руках умелого противника — такой она представлена и в Fall of the Samurai. И если в начале игры у врага в лучшем случае найдется пара малых стационарных пушек, то к исходу противостояния императора и сегуна артиллерийские залпы начнут доноситься отовсюду, отражаясь гулким эхом в высоких горах Японии. Один залп парочки пушек Армстронга способен вывести из сражения добрый десяток бойцов. Да, здесь нет того разнообразия боеприпасов, которое было представлено в Empire: Total War, но включенный в Fall of the Samurai дальнобойный арсенал являет собой серьезную угрозу тем, кто решил сражаться при помощи самурайского меча. Важно отметить, что разработчики разрешили игроку лично целиться в неприятеля — режим от третьего лица при стрельбе с корабля или из пушки доступен при нажатии клавиши H. Порой это здорово помогает отправить снаряд туда, куда компьютер целиться отказывается.
Помимо пороха, в «Закате самураев» появилось еще одно чудесное нововведение — железная дорога. Она впервые представлена в серии, ведь до этого момента разработчики еще не охватывали столь поздних этапов истории. В конце XIX века Япония принялась активно строить узкоколейные железные дороги. Гражданская война 1868-го года не терпела зимних затиший, поэтому императором было принято решение закупить из Новой Зеландии паровозы и проложить первую железную дорогу в стране, для того чтобы ускорить перемещение войск к местам сражений, а также начать снабжать армии продовольствием без перебоев. Вот только прокладка транспортной инфраструктуры стоит огромных денежных вложений. А это большой риск: железнодорожные станции легко перехватываются вражескими силами, а пути всегда подвержены диверсиям со стороны вражеских агентов. Ради справедливости стоит отметить, что искусственный интеллект не слишком часто обращает внимание на существующие железные дороги, проводя свои армии мимо таких сооружений.
Чтобы паровозы работали без перебоев, желательно получить доступ к угольным залежам. Снизить стоимость артиллерии поможет захват рудоплавильного завода. Кузнечный цех улучшит качество холодного оружия в ваших армиях. А там, где есть храм, люди быстрее оправляются от сражений и настраиваются на новые свершения. Стратегическое планирование в Fall of the Samurai играет как никогда важную роль в управлении своей фракцией. За каждую область развития могут отвечать и ваши генералы. Назначая членов семьи или полководцев на чиновничьи должности, следует помнить о том, что их предательство может повлечь за собой непредсказуемые последствия вплоть до повального раздробления ваших земель на мятежные провинции. Преданность играет не менее важную роль, чем во времена самурайской чести из оригинальной Shogun 2. Игрок тогда становился свидетелем долгих периодов жизни Японии, а теперь временные рамки сужены до двадцати четырех ходов за один год. Поэтому события разворачиваются стремительно, требуя от игрока большей сосредоточенности на каждом ходу. В течение всего нескольких игровых месяцев ваши союзники, как и собственные полководцы, могут оказаться предателями, встав на сторону врага в самый неожиданный момент.
Вы знали, что в Empire: Total War должен был быть реализован полноценный интерфейс династий и семейного древа наподобие того, что мы видели в Shogun 2? Народные умельцы смогли его воссоздать в виде модификации, однако разработчики не спешили с внедрением династий и в Napoleon: Total War.
Войны никогда не заканчиваются
Shogun 2 предстала во всей своей красе ровно год назад и была крайне успешно встречена критиками. Fall of the Samurai несет с собой стремление возродить серию Total War, пробудить к японской тематике интерес тех, кому пришлась по вкусу механика Empire и Napoleon. И несмотря на весьма короткий период кампании, а также амбициозное желание разработчиков смешать совершенно разные технологии и идеи, аддон оказался на редкость удачным. Все-таки огромный опыт авторов в создании стратегий здесь вновь оправдался — им удалось не только обновить Shogun 2, но и создать фактически новую игру. Железные дороги, бронированные эсминцы и коварные торпедоносцы на фоне меча и отрядов ниндзя представляют собой не выдумки писателя-фантаста, а реальную часть истории японского народа, которую разработчики кропотливо воссоздали по ту сторону экрана и вновь красиво подали на радость поклонникам жанра.
Конечно, аддон не лишен недостатков. Есть претензии к упрощенной дипломатии. Негативную реакцию вызывают толкающиеся корабли у береговой линии. Искусственный интеллект игр серии безуспешно старается уподобиться человеческой логике, однако спустя десять лет он даже близко не подошел к поставленной задаче. Чтобы как-то исправить ситуацию, после выхода Empire: Total War разработчики создали сетевой режим. В Shogun 2 данная работа не была остановлена, не лишен нововведений и мультиплеер аддона. Например, появилась система развития навыков выбранного персонажа и возможность сделать его уникальным при помощи трех десятков новых доспехов. Была улучшена стратегическая карта сетевых сражений, на которой можно перемещать армии и флот. Игроку также доступно получение новых технологий, совершенствование своих войск и так далее. Присутствует и ставший традиционным для серии режим сражений с реальным игроком во время прохождения кампании. К сожалению, в обзорной версии игры в Интернете так и не удалось найти кого-то живого. Тем не менее возможности для совместного развлечения были расширены и наверняка будут развиваться в дальнейшем. Благо планы Creative Assembly не ограничиваются «Закатом самураев». Хотя о том, чего нам ждать в дальнейшем, они пока не спешат рассказывать.
В ближайшие пару месяцев поклонники серии вряд ли задумаются об этом всерьез, ведь аддон действительно удался и определенно точно увлечет всех неравнодушных к серии игроков без исключения. Мы намеренно вам не рассказали обо всех возможностях, которые разработчики приложили документом к обзорной версии игры. Честно говоря, мы и сами их изучили только после прохождения кампании, искренне удивляясь каждому припасенному разработчиками сюрпризу. Впрочем, неожиданности случались разные, порой они в корне меняли игровой процесс. Авторы со всей душой подошли к созданию Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai, поэтому мы ставим игре самую высокую оценку.
Плюсы: более пятидесяти новых «юнитов»; большое количество небольших усовершенствований; отточенный до блеска баланс; много приготовленных разработчиками неожиданностей в кампании и как минимум три совершенно разных способа ее прохождения; необычный для серии элемент глобальной карты — железные дороги; укрепившийся со времен Shogun 2 сетевой режим; стабильная работа без вылетов и «багов».
Минусы: очередные претензии к искусственному интеллекту; скудный список дипломатических действий; фракции практически не отличаются друг от друга; высокие требования к ресурсам компьютера и долгие загрузки даже на «топовом» железе; цели кампании постоянно повторяются.
Лучшие комментарии
или пулемётный залп из Гатлинга
P.S. Серия просто замечательная. Любишь стратегии — полюбишь TW.
так что падение саамураем ещё пофиксят!(ну по крайней мере должны ибо повстанци штурмуют в 2 раза лучше самого развитого вражеского дома)
P.S. самые пиз*атые повстанци были только в Риме и в Медивале 2!!!