11 января 2012 11.01.12 27 79K

Steel Armor: Blaze of War: Обзор

В последнее время танковая тема обрела невиданную популярность — спасибо Wargaming.net с их World of Tanks. Сотни тысяч игроков по всему миру, турниры, огромное сообщество, которое позволяет игре развиваться, разработка новых проектов — успех оглушительный. Но есть и те, кто с насмешкой относится к популярности WoT, презрительно кривясь, когда «танки» называют симулятором. Что, мол, эти «казуалы» с их аркадкой возятся, когда есть настоящие танкосимы? Но если взглянуть правде в глаза, то понятно, что жанр танковых симуляторов постепенно вымирает. Поклонников, готовых тратить деньги (как правило, такие игры стоят дорого), немного, больших продаж в такой ситуации не обеспечить, бюджеты на разработку новых игр все меньше и меньше — в итоге достойных танковых симуляторов на данный момент почти нет.

Понятно, что в такой ситуации выход новой игры в этом жанре — настоящий праздник для немногочисленных фанатов. Совсем недавно такой праздник устроили разработчики из Graviteam, выпустив Steel Armor: Blaze of War.

Оперативная фаза. Моим разбросанным по всему фронту войскам будет нелегко справиться с превосходящими силами противника.
Оперативная фаза. Моим разбросанным по всему фронту войскам будет нелегко справиться с превосходящими силами противника.

Командирская стезя

Это не первый танковый симулятор от команды украинских разработчиков. Ранее они выпустили «Т-72 Балканы в огне» и «Стальную ярость». Потом был отличный варгейм Achtung Panzer с не менее замечательным дополнением Operation Star, от которых SABoW в наследство достался игровой движок, поэтому вряд ли «Оскал войны» можно назвать чистым танкосимом. Это скорее смесь тактики и симулятора, поэтому тем, кто незнаком с предыдущими играми Graviteam, будет довольно тяжело разобраться что к чему. Новичкам лучше всего заранее проштудировать совсем немаленький мануал и настроиться на весьма «хардкорный» игровой процесс.

Steel Armor: Blaze of War
Steel Armor: Blaze of War

Отдельных «благодарностей» заслуживает «Новый диск», издатель Steel Armor. Несмотря на то что танкосимы ориентированы на очень узкую аудиторию и поэтому продаются, мягко говоря, не очень, рекламы игры не было вовсе. Хотя ничего не мешало, к примеру, пропиарить симулятор среди огромного сообщества игроков WoT.
Даже если потенциальный покупатель каким-то образом узнает об игре, у него появится серьезная проблема. Цифровой версии нет, обнаружить диск в магазине — большая удача. Остается «нелегкий» выбор между покупкой английской версии на малоизвестном среди отечественных игроков сайте и торрент-трекером, который давно в закладках. Понятно, что выберет большинство.
Судя по всему, хорошие продажи «Стального удара» не в приоритетах издателя.

Просто «покататься и пострелять» не получится. Даже режим «Быстрого боя», который, собственно, для этого и создан, поначалу напрягает обилием настроек и количеством времени, которое необходимо потратить для того, чтобы наконец сгореть от неведомо откуда стреляющего врага. В основном игровом режиме, «Операции», все еще интереснее. Каждая кампания разделена на две фазы — тактическую и оперативную. Оперативная фаза — эдакий пошаговый варгейм с передвижением фишек-взводов на игровой карте. Тут есть время подумать, каким образом будем бить противника, как сгруппировать силы, где провести разведку… И только когда вражеские войска столкнутся с подчиненным игроку подразделением, можно будет убрать генеральскую карту в планшет и самому забраться в боевую машину.

Командир и наводчик убиты; если повезет, то водитель сумеет вывести танк из-под огня. Хорошо, что в любой момент можно переключиться на другую машину взвода, — иначе многие бои заканчивались бы после первого попадания.
Командир и наводчик убиты; если повезет, то водитель сумеет вывести танк из-под огня. Хорошо, что в любой момент можно переключиться на другую машину взвода, — иначе многие бои заканчивались бы после первого попадания.

Но и в тактическом режиме чистого симулятора не будет. Игроку придется управлять не только своим танком, но и другими машинами взвода — а если не отключить соответствующую настройку, то и всеми отрядами, которые попали в этот бой. Конечно, можно предоставить ИИ возможность воевать самостоятельно, а самому действовать в одиночку, но победить в таком случае вряд ли получится. Танк игрока в «Оскале войны» ничем не отличается от других «юнитов» — никаких поблажек не ждите. Поэтому лучше все-таки взять в свои руки управление не только одним танковым взводом, который зачастую мало что решает в большом сражении, но и остальными войсками.

Бои местного значения

Выглядит немного странным выбор времени и места действия игры. Это не Вторая мировая, успевшая, если честно, многим надоесть, не ближайшее будущее с какой-нибудь вымышленной войной между США и Россией или Китаем и не современные конфликты на Ближнем Востоке. В «Стальном ударе» все куда прозаичнее. Действие всех трех кампаний происходит в 80-х годах прошлого века. Операция в Афганистане, где игрок командует советским танковым взводом, больше напоминает тренировочный режим — у противника только пехота. А вот в Анголе и Иране уже настоящие битвы с применением всех родов войск, в том числе и авиации.

Ирано-Иракская война и гражданская война в Анголе малоизвестны отечественному игроку — если он не военный историк, конечно. Кажется, какая, в сущности, разница, где и с кем воевать, — не ради сюжета же в танковый симулятор играют? Все верно, но из выбора места действия игры вытекает один существенный минус Steel Armor. Дело именно в месте, а точнее — в местности. Почти всегда придется воевать на ровной как стол поверхности — ни тебе каких-либо значимых высот, ни лесов, строений тоже минимум. Да, все достоверно: сложно ждать от иранских или ангольских полупустынь чего-то другого; но играть из-за этого не столь интересно — хочется все же более пересеченной местности.

Вид на внутренности М60 с места заряжающего. По сравнению с Т-62 американский танк выглядит ультрасовременно, что, впрочем, никак не гарантирует превосходства в бою.
Вид на внутренности М60 с места заряжающего. По сравнению с Т-62 американский танк выглядит ультрасовременно, что, впрочем, никак не гарантирует превосходства в бою.

С другой стороны, движок позволяет создать практически любую военную операцию, происходившую в богатом на войны XX веке. Судя по обсуждению на форумах, многие не отказались бы от продолжения Steel Armor в новом сеттинге, с уже современными танками. Правда, разработчики на тех же форумах довольно скептически относятся к подобным предложениям. Мол, современная техника еще не полностью рассекречена, что помешает полноценно воссоздать ее в игре, а делать «отсебятину» не хочется.

Броня крепка

Доступных для игрока машин всего две — Т-62 советского производства и американский М60А1. Столь малое количество управляемых моделей компенсируется их качеством. Реалистичные приборы наблюдения, анимация работы экипажа, отображение повреждений — все это выглядит отлично, хотя на виртуальных танкистов явно пожалели полигонов. Воюют эти два танка совершенно по-разному, как и было в реальности. У М60 есть дальномер, который автоматически определяет расстояние до цели, а экипажу Т-62 приходится высчитывать дистанцию по старинке — с помощью делений на прицеле. Зато у отечественной машины есть стабилизатор орудия, поэтому если уж обнаружили врага, то вряд ли потеряете его из виду.

Играть интересно на обоих танках. И что удивительно, не так уж и сложен этот симулятор, как кажется на первый взгляд. Почитать документацию, изучить прицелы (без этого никуда) — и вперед; а остальному можно научиться уже во время боя. И пусть придется часто погибать или отступать — подобные игры увлекательны даже тогда, когда победа достается противнику.

После боя. Видно, что в танк прилетело два ракеты из ПТУРа, которые сломали стабилизатор пушки, повредили боеукладку и убили командира и наводчика.
После боя. Видно, что в танк прилетело два ракеты из ПТУРа, которые сломали стабилизатор пушки, повредили боеукладку и убили командира и наводчика.

После окончания каждого сражения есть возможность изучить статистику. Сделано это немного необычно — с помощью свободной камеры летаем над полем битвы и рассматриваем, чем все закончилось. Попадания из любого оружия будут отмечены на технике с помощью специальных отметок-векторов с подробной детализацией — из какого оружия и куда попали, кто стрелял, к каким повреждениям привело попадание… Выглядит здорово, и я бы не отказался от такого режима в других играх, где есть бои с участием бронетехники, — всегда интересно, кто, кого и как подбил.

Очень не хватает сетевой игры, хотя бы кооперативного прохождения экипажем одного танка. Но пока разработчики намекают, что мультиплеер если и появится, то очень и очень нескоро. В наличии и другие недостатки — не самое удачное звуковое сопровождение; графика, которую вряд ли назовешь современной; частые вылеты и порой странная физика… Но глупо желать от столь небольшой студии всего и сразу. Со временем, если интерес к SABoW не утихнет, разработчики отшлифуют игру до идеального состояния, я уверен. А уж доводить дело до конца они умеют — достаточно сравнить Achtung Panzer сегодня и в момент релиза.

В этом ночном бою случились небоевые потери — утонувший танк пришлось бросить.
В этом ночном бою случились небоевые потери — утонувший танк пришлось бросить.

У Graviteam получился отличный симулятор, который будет интересен и тем, кто интересуется военной техникой и историей, и тем самым «хардкорным симуляторщикам», которые нос воротят от World of Tanks. Новичкам же лучше для начала познакомиться с Achtung Panzer — все-таки с ходу разобраться в SABoW, который и симулятор, и тактика одновременно, будет непросто.

Плюсы: подробная проработка техники; реализм; каждый бой не похож на другие.
Минусы: баги; убогая озвучка; нет сетевой игры; дизайн интерфейса родом из 90-х.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Steel Armor: Blaze of War

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
14 декабря 2011
11
3.8
18 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Игра на любителя.Я бы в это играть не сел.
Спс СГ!
Вроде не плохая игра, на днях надо попробовать
да да тож надо попробовать будет)))
Надо бы поиграть, интерестно построена игра тактика и само участие в бою, да и режима после боя действительно не хватает во многих похожих проектах)))
единственное немножко напрягает количество техники(
Игра классная, дизайн танка изнутри кстати немного напомнил Red Orcestra 2. Heroes of Stalingrad) Даже мне, как ОГРОМНОМУ любителю ВоТ понравилась)
Ну, игра же рассчитана на реализм, и деды наши, и прадеды (у кого как) в войнах тоже этим напрягались, isn't it?
Ну когда еще «Новый диск» относился с уважением к пользователю?
автор обзора, мягко говоря-рыхловат.
Тоесть, если я не нахожу диск в специализированном магазине, то я могу справедливо качать с торрентов? !okay!
Вот те игры, в которые действительно стоит поиграть, выходят в итоге малоизвестным проектом, хотя те, которые известны и очень сильно оплачиваются (не хочу ругать все), выходят УГ. ИМХО
Эта игра идёт на хард, однозначно!
Может эта и хорошая игра, но не для меня))
на любителя игра, танковый симулятор
Надо будет обязательно попробовать, хотя бы из чистого интереса.
выделенная статья после первого скрина, думал написано NO GAMES, ололо)
Да, нутро танка напоминает Капеллу. Вообще я играл в 2-3 танковых симулятора и от них не тащусь, если конечно без друзей играю, тогда дом протаранить — любимое дело, но обзор меня заинтриговал.
Захотелось попробовать.
Стоит попробовать хотя бы))

Спасибо СГ !)
Игра хороша. Только что бесит, так это компания, тупо тактическая карта, сдела ли бы миссиями, было бы интересно! А так игра интересная.
Что-то не заинтересовала.
Не обычно не фигня если честно…
Читай также