Правильнее всего было бы обрамить рецензию на Human Revolution кучей всяких вставок с дополнительными материалами, в которых бы мы со знанием дела рассуждали о киберпанке, о тематических отсылках, о тонне «пасхалок». А вся статья была бы пропитана восторженным духом — дескать, крутейшая RPG появилась на прилавках, надо брать и все такое. Только незачем все это. Посвящать материалы великим играм, которые появляются раз в несколько лет, всегда очень и очень тяжело. И не потому, что слова куда-то пропадают, а от благоговения руки дрожат, как у стоматолога на первом приеме. Все несколько проще. Deus Ex сейчас на слуху у всех. Ее проходят, детально изучают, соревнуясь, кто быстрее «подсветит» все «ачивменты». А после открывают для себя заново в поисках иных путей и решений. И обсуждают. Помногу обсуждают… В данном случае наша связка рецензий «текст плюс видео» — лишь подтверждение общего мнения, не более того. Поэтому центральное место на данной страничке хочется посвятить пояснению того, почему Human Revolution стоит пройти хотя бы раз.
Адамово яблоко раздора
Мы так привыкли к простым и зрелищным играм. Почти всегда относимся к ним с иронией, приговаривая: «Ну пустое и простое развлекалово со спецэффектами — зато весело!» Все реже шутеры вместе с ролевыми, простите, эпосами и всякими там инди-стратегиями заставляют нас думать, изучать, проводить параллели с событиями реального мира. Во главе геймплея принято сейчас ставить зрелищность вкупе с доступностью. Это когда вроде и красиво все выглядит, но участия от зрителя требует минимального. Human Revolution уникальна тем, что она на многие наработки и законы индустрии, сформировавшиеся за последние лет семь, плюет с усыпанного неоновыми растяжками небоскреба ночного города.
Если отнестись к феномену третьей Deus Ex со здравой долей скептицизма, то можно предположить, что разработчики сделали историю Адама именно такой только потому, что слепо следовали канонам серии, потенциал которой так же безграничен, как и сам киберпанк. Отчасти это так. Но нужно понимать: на руках у Eidos Montreal были лишь общие правила придуманной некогда Уорреном Спектором концепции. Все остальное — это личное желание команды показать играющему миру, что с пути развития индустрии можно и нужно свернуть.
Суть геймплея Human Revolution легко описать сухими, испепеляющими своей убедительностью фактами, и в конкретном случае это будет ей на руку. Как приятно говорить о таких важных вещах, как нелинейность каждого уровня, масса вариантов развития событий на отдельном участке миссии, бесконечное комбинирование стелса с «шумным поведением», и понимать, что здесь все это действительно работает на должном уровне. Умение вести диалог с персонажем самым прямым образом сказывается на дальнейших событиях. И если вы кого-то подставили, то не забывайте, что спустя несколько часов обиженный простофиля в порыве ярости приставит к вашей голове дуло пистолета. А спасенный террорист предложит посильную помощь.
Та самая двухзвенная цепочка «выбор-последствие», которой без лишней скромности гордились девелоперы, практически всегда показывает свою состоятельность. Да, это работает. В Deus Ex: Human Revolution практически все работает. Сюжет увлекает с первых минут — события развиваются по принципу снежного кома, и уже ближе к середине игры вы будете с поразительной внимательностью и нехарактерной для вас чуткостью просматривать очередной ролик. Помимо центральной истории, есть ведь еще убедительная кипа дополнительных. Ни одну из них — действительно ни одну! — язык не поворачивается назвать сайд-квестом. Дополнительное задание здесь — полная интриг и неожиданных поворотов детективная история с характерно неочевидным концом. Неважно, что придется делать — помогать ли измученной матери узнать правду о гибели дочери, подстраивать смерть влиятельного плохиша-китайца так, чтобы сошло за несчастный случай…
Машина Спектора
Возможность выбора подходящего вашему темпераменту стиля прохождения предполагает гибкую систему прокачки. Сразу отметим, что все те красивые вещи, которые вытворял Адам Дженсен в трейлерах, вы сможете опробовать в полной мере. Невидимость, расчетливый ближний бой, безболезненное приземление с любой высоты, ультразащита и сверхскорость, способность видеть сквозь стены и ломать их — пробуйте, экспериментируйте.
При особой сноровке, желании изучить каждый закоулок и помочь всем на свете ближе к середине игры из главного героя получится сделать настоящего «универсала». Ведь опыт начисляют почти за любое контекстное действие. Начиная от поиска потаенных местечек и заканчивая уговорами особо упертых интеллектуалов. Вот тогда терпеливые почемучки смогут убедиться воочию, что кампанию можно пройти не только всадив каждой твари по пуле, но и бережно убаюкав транквилизаторами глупых ротозеев. А можно и то и другое. Или даже третье — проползти по душной «кишке» вентиляции, взломать дверной замок квартиры какого-нибудь крайне важного субъекта, спереть у него карманный компьютер с паролями и добраться до нужного места с наименьшими затратами.
Конечно, максимально Human Revolution раскрывается при «скрытном» прохождении. Ведь прятаться по темным углам, шнырять по крышам и вражеским офисам в режиме маскировки, вырубать всех исподтишка, складировать тела в неприметных кабинетах — всего этого негласно требует атмосфера. Но и как шутер Deus Ex тоже вполне хороша. Масса видов оружия (то, что отдельных экземпляров в каждой категории по одной штуке, не важно), слаженная работа ИИ (особенно на высокой сложности), красивое обращение героя с укрытиями и приятные на слух звуки выстрелов способны в одночасье превратить стелс-экшен в самодостаточный боевик. А толковая архитектура уровней позволяет комбинировать оба режима, водя охранников за нос поначалу и жестоко расправляясь с ними разрядом дроби в лицо после долгих пряток среди столов, ящиков, автоматов с колой и прочей мебели.
В перерывах между боевыми действиями различного устройства и стиля случаются шикарнейшие диалоги. То, что с собеседником можно напортачить и невольно заставить его замолчать — правда. Советуем вам с самого начала улучшить чип, отвечающий за личностный анализ и подбор правильного русла для общения. Так узнавать тайны будет веселее, а убеждать — проще. Разговорам вообще уделено много внимания. Даже тем, в которых вы непосредственно можете и не участвовать. Не стесняйтесь подслушивать болтовню обывателей — так они с вами ценными сведениями поделятся (где, что, у кого и как можно украсть), да и просто свежие сплетни на уши намотают. Общение с ключевыми же персонажами поначалу спихивают в ролики, но, опять же, ближе к середине все чаще у Дженсена будут случаться настоящие словесные дуэли. Именно в такие моменты аналитическое мышление и умение в нужный момент надавить на собеседника, зная его особенности, сослужат вам хорошую службу, принеся неповторимое удовольствие от положительного результата.
А стараться ведь есть во имя чего — то самое нападение на офис компании Sarif Industries грозится стать началом череды событий, описание которых благополучно следует опустить по «антиспойлерным» причинам. Ждавших красивой киберпанк-истории, но ранее не искушавших себя изучением подобных произведений ждет наиприятнейший сюрприз. Ну а игроки, видавшие первые две Deus Ex и пересмотревшие историю любви Декарта к «Нексус-6», будут слегка разочарованы. Ибо ничего принципиально нового они, как поклонники жанра, для себя не откроют — лишь восхитятся работой сценаристов над жонглированием давно принятыми в соответствующей культурной среде истинами.
Останутся в легком недоумении и технофилы-эстеты. Сериал Уоррена Спектора всегда был не про красивую графику. Первая часть на момент своего выхода считалась безнадежно устаревшей — фанаты самоотверженного искореняют несправедливость с помощью замены текстур, звуков и всего, что поддается. «Аудио» в Human Revolution не подкачало — шумные города насквозь пропитаны естественными звуками, а атмосферный и «густой» эмбиент сглаживает впечатление от на первый взгляд не самой лучшей картинки. Только вот неужели она кому-то пришлась не по душе — с таким-то дизайном?..
Deus Ex: Human Revolution крайне нетипична для ролевой игры образца 2011-го года. Она слишком комплексная, стильная, требующая к себе много внимания, не обделенная красивой историей с интересными дополнительными заданиями и великолепными диалогами, очень умная и достаточно долгая. Работающий сплав сразу из нескольких жанров, прекрасная сказка (сказка ли?) о ценности первозданной человеческой сущности и убедительное доказательство того, что иногда возложенные высокие надежды бывают оправданными. Стоит только верить. Поверьте и вы. Откройте для себя Deus Ex, если еще этого не сделали.
Плюсы: отличный сюжет; продуманные и небанальные второстепенные задания; интересная система диалогов; комплексная боевая система со стелсом, ближним боем и перестрелками; восхитительная атмосфера и непередаваемое ощущение того, что перед глазами та самая, настоящая Deus Ex; а еще здесь нет геев.
Минусы: можете указать в комментариях — у нас рука не поднялась.
Лучшие комментарии
Он скачал Deus Ex:HR с торрента, ты знаешь что делать.
«Минусы: можете указать в комментариях»
вот я единственный минус и выделил
Игра просто отличная, таких игр не выходило очень давно.
Я не жалею о потраченых денег.
А ты чего хотел то? Что бы Адам родился с железными руками и в очках ?!
А на счёт музыки… по твоей логике можно сказать что Slipknot украл идею у Макаревича, потому что у него тоже в музыке есть гитара :D
Т.е. двухэтажный город Хэнша, где по улицам ходят люди с киберпротезами — это повседневно? Странно, где же я тогда?..
Вы, похоже, совсем не поняли игру.