Вселенские катастрофы в отдаленном будущем — приятная такая тема для обсуждения, обыгрывания и обсасывания. С одной стороны, понимаешь, что «все взаправду» может быть настолько ужасно. И эта мысль слегка щекочет нервишки. С другой — никто же всерьез не верит, что мы (да, вот вы, я, дядя Вася, тетя Марина и соседка Клава) доживем до конца света? Он, конечно, будет, конец света, но не с нами. Не про нас. Может быть, наши внуки… Хотя нет, скорее уж правнуки, а еще скорее — неизвестные потомки, до которых нам никакого дела.
Безопасная тема, в общем. Вечно популярная. Вот и сейчас, даже не попросив прощения за неровный почерк, разработчики из Daedalic Entertainment решили поспекулировать на «жареной» идее, создав очередную игру про жизнь после смерти человечества.
Спаситель в отставке
Одного беспроигрышного сюжетного хода создателям A New Beginning показалось мало. Добавили путешествия во времени — другую «вечную» завязку, чей ресурс эксплуатации еще не исчерпан. И получился такой себе компот.
Главный «фрукт» в компоте, бывший ученый Бэнт Свенссон, тихо-мирно живет в домике на берегу реки, тесно общается с психоаналитиком, вспоминает прошлое и пытается прийти в себя после нервного срыва на почве переутомления. Разумеется, отдохнуть старичку никто не позволит: уже в прологе ему чуть ли не на голову сваливается миловидная девушка, одетая то ли как космонавт, то ли как рабочий дорожной службы. Визитершу зовут Фэй, она прибыла из будущего и рассчитывает на помощь Бэнта в деле спасения человечества. Свенссон узнает, что через несколько десятков лет на Земле случится экологическая катастрофа, весь климат «поедет», города будут разрушены, а редкие уцелевшие люди в результате уйдут в подземные бункера — прятаться. Фэй утверждает, что судьба всех Homo Sapiens зависит от пожилого исследователя. Чтобы предотвратить беду, всего-то и необходимо — изобрести альтернативный источник энергии, который сделает ненужными атомные электростанции.
Забегая чуть вперед, сообщим, что наметившаяся было прямая линия решения глобальной проблемы на поверку оказывается вовсе не столь очевидно-пафосной. Конец не так предсказуем, как мог бы быть.
Трагедия в лицах
Ролики в «комиксовом» стиле, откровенная двухмерность без намека на объем, зато невероятно патетический сюжет — да, вряд ли стоит лепить на A New Beginning этикетку, и так понятно, что перед нами инди-проект. Или вроде того. По доброй традиции квест рассчитан на ценителей. На тех, кто в состоянии проникнуться атмосферой благодаря одним только диалогам и репликам героев, тех, кому в современных адвенчурах не хватает хардкора, порой бессмысленного и беспощадного.
Бэнтом и Фэй мы управляем поочередно. Круглая «монетка» курсора при удержании левой кнопки мыши расслаивается на варианты: «посмотреть, использовать». В некоторых случаях — «открыть» или «активировать». Собственно, предметов для рассматривания и применения обычно немного, благо локации весьма ограничены пространственно. Но пропускать активные точки не стоит. Вещи, которые мы традиционно привыкли считать декорациями, (картинки на стенах, например) вполне могут оказаться необходимыми для прохождения. Потому что за холстом порой внезапно обнаруживается ключ. Впрочем, в основной своей массе цели мало отличаются от добротного стандарта в духе старинных двухмерных квестов.
Помимо привычных заданий на творческое использование отвертки, веревки и мыла, нам предлагают головоломки, которые сложно охарактеризовать иначе как «правильные». Ну, или классические. Сборка сложного устройства, возня с колесиками и рычажками — все как у людей. Мини-игры вплетены в геймплей и сюжетно обоснованы, за что разработчикам большое человеческое спасибо. Кстати, несмотря на то, что адвенчура в первую очередь рассчитана на геймеров, знакомых с квестами не понаслышке, для казуалов тоже оставили лазейку. Особо каверзные головоломки можно пропустить и перейти прямо к следующему сюжетному повороту. Удобно, да.
Мировая скорбь
Персонажи, как им и положено, комментируют каждую увиденную вещь. С юмором тут дела не очень — не в тему он как-то, когда все умирают. Зато ностальгической тоски — предостаточно. Жаль, что для каждого объекта заготовлена только одна возможная реплика, которую герой повторяет из раза в раз с упорством маньяка. Ах да, традиционный недуг малобюджетных адвенчур — однотипные «отмазки»-отрицания в ответ на попытку совместить несовместимое — цветет и пахнет в A New Beginning.
Тем не менее динамичных и напряженных сцен хватает. Чего стоит, например, один только эпизод с гибелью почти всех путешествующих во времени спасательных команд — красиво, трагично и трогательно. Может быть, чересчур пафосно, но это уже издержки жанра.
К сожалению, герои смотрятся довольно ходульно. Самый живой и неординарный — Бэнт Свенссон. Возможно, потому что он непривлекателен, стар, несчастен и оттого вызывает искреннее сочувствие в отличие от юной, заурядной, совершенно никакой девчушки Фэй. Таких барышень в адвенчурах — легион и еще чуть-чуть. Вот только выглядят модельки представительниц прекрасного пола обычно чуть «нормальнее», чем это явление из будущего в оранжевом костюме.
Мировая пустошь
И тут нам приходится, увы, завести грустную песню о зрительном восприятии. Да, интерьеры, ландшафты (постапокалиптические в особенности) сделаны с любовью, с изюминкой, приятны и атмосферны. Двухмерность тоже имеет право на существование, мы понимаем и разделяем убеждения разработчиков, пусть они и продиктованы пустыми карманами.
Daedalic Entertainment — студия, в которой работают люди креативные, умеющие мыслить нестандартно и даже слегка психоделически. Если в прошлогодней The Whispered World налет безумия лишь слегка приправлял историю, то вышедшая в 2008-м Edna and Harvey: The Breakout — настоящий апофеоз абсурда, рафинированный и чудесный. Нам думается, что явная неудача A New Beginning во многом связана с отсутствием сумасшедших героев, необычного юмора и попыткой втиснуться в «серьезные» рамки игры-катастрофы.
С персонажами получилось гораздо хуже. Они угловатые, неестественные, диспропорциональные. Фэй, судя по всему, страдает кифозом, из-за чего ее позвоночник постоянно выгнут дугой в области поясницы.
Но самое худшее начинается, когда эти неуклюжие фигурки пытаются двигаться. Невольный юмористический эффект от жуткой анимации перекрывает скорбную патетику сюжета напрочь. Нет, серьезно, как можно проникнуться проблемами умирающих потомков, когда на экране молодая и, в теории, красивая девушка ходит как помесь краба с уткой?
От создателей очаровательной, камерной, чуть философской, чуть наивной и очень сказочной The Whispered World можно было ждать еще одной столь же самобытной, мудрой и красивой истории. Не сложилось. Эпическая сага о конце света требует другого масштаба, бюджета, иного подхода, наконец. Просто не тот формат.
Плюсы: небезынтересный сюжет; почти сильные драматические сцены; классические головоломки.
Минусы: несоответствие формата сценарным идеям; некрасивая анимация; ходульные персонажи; повторяющиеся реплики; стандартные задачи.
Лучшие комментарии
Я видел её обзор Back to the Future epizode 2 и этот обзор.и в оюеих ПРОХОДНЯК вот отсюда и выводы
Что бы знали.
Спасибо за обзоры.
Жаль конечно — поразмыслить на серьёзную тему Daedalic-ам, видимо, не удалось…
Не пойму, зачем такие умники, как ты вообще отписываются под обзорами игр, в которые не играют, от скуки что ли.
Жаль, Whispered World был маленькой игрой, но большим шедевром, а тут поверю Марии и не буду брать.
Откуда такие выводы?
Охлол, одни знатоки русского языка кругом в Интернете. Хоть бы погуглить потрудились, прежде чем «исправлять» и выставлять себя на посмешище.
БУ