1 сентября 2010 1.09.10 28 77K

Victoria 2: Обзор

Рядом с нами живут магические слова. Стоит сказать «сиськи», как вокруг уже толпятся люди. А вот если произнести «Paradox Interactive», то часть аудитории мгновенно сбежит. Послышатся стоны: «О-о-о, это слишком сложно, более страшных стратегий и не придумать!» Придумать, господа, еще как придумать. Недавно на прилавках появилась «Виктория 2» — самая суровая игра от Paradox, которая не терпит сопляков, способных развлечь себя только всякими Modern Warfare 2 и Battlefield: Bad Company 2.

Дня Победы не будет

Гордецы могут заявить, мол, не страши нас Кирилл россказнями глупыми — мы в «День Победы 3» играли, да так играли, что компьютер стонал и просил пощады: предлагал отрезать себе половину видеокарты и принести ее нам в жертву. Но спешу расстроить, предыдущий проект от Paradox — другой. Пускай в «Виктории 2» тот же движок, схожий интерфейс, практически идентичные меню, вот только цели перед вами в этих стратегиях стоят совершенно разные.

«День Победы» — про войну. Вы запускаете его и понимаете, что уже через пять лет надо будет нападать или обороняться. Если взяли под руководство Германию, то потихоньку подводите войска к Франции и Польше. Заранее разрабатываете улучшения для флота и авиации, ибо надо приструнить Великобританию. Над политикой тоже голову ломать долго не придется.

Выберем любую другую страну — и все равно будем готовиться к войне. Не мы нападем, так на нас свои танки кто-то направит.

Вся сложность — в военных действиях и жизни в то время, когда все в мире ополчились друг на друга. С одной стороны на фронтах ведем поединки, с другой — в тылу — заключаем союзы, исследуем новое вооружение, мотивируем граждан на победу. Это нелегко.

Но когда не идет война, когда надо веселить сытый и довольный народ, когда необходимо строить свое государство, а не разрушать чужие, когда всех не объединяет одно дело — вот именно тогда становится чертовски сложно. И про все это — «Виктория 2».

Невидимые ориентиры

Даже большие фанаты стратегий от Paradox могут растеряться после входа в игру. Вот мы выбираем государство, оказываемся на глобальной карте… а делать нечего. Война не намечается, страна либо процветает, либо медленно гниет. И невозможно резко вмешаться в процесс: неверных — на гильотины, наших приспешников — на передовые позиции, Францию оккупировать, русских припугнуть, Штатам намекнуть, что они за океаном спокойно не отсидятся.

Здесь нет столь удобных рычагов. Мы задаем ориентиры, указываем родине путь, по которому она пойдет в светлое будущее. Все остальное делают уже другие, и нам сложно повлиять на их решения.

Простой пример. Чтобы страна процветала, нужны заводы. Без них нет производства, экономика чахнет, армия не модернизируется, счастье людей стремительно падает, а голодные обыватели развлекают друг друга россказнями, кто, как и в какое бы место монарха-идиота проучил. Но монарх в большинстве случаев сам заводы не возводит. Поэтому нам нужны капиталисты, которые всем этим займутся. Мы же можем лишь создать выгодные условия для их бизнеса, то есть радикально снизить налоги. И тогда они потихоньку начнут приезжать, обживаться, строить планы и, возможно, заводы.

Но не факт, что даже с низкими налогами наша территория превратится в промышленный рай. Капиталисты частенько разоряются, им порой не хватает товаров для построек, не достает денег. Тогда они злятся, плюют на все и идут бунтовать. И у нас не индустриализация зреет, а революция.

И вновь нет рычага, который все исправит. Приходится, словно швее, строчка за строчкой кропотливо выводить узоры и обрезать лишнее. Где-то сменим министра, примем новый закон, оккупируем земли соседей. Но никакой спешки, никаких решительных действий. Внезапна и стремительна здесь только революция. Все остальное планируется и делается годами.

Напишем историю

Дабы мы не заскучали, пока ждем отклика на свои действия, разработчики продолжают подкидывать исторические события. На экране появляется сообщение, в котором нас, например, предупреждают о ввозе нелегальной литературы из САСШ. Мы можем либо закрыть на это глаза, и тогда будет расти свободомыслие (а в середине девятнадцатого века это весьма пагубно), либо приказать тайной полиции арестовывать такие посылки, но в этом случае отношения с американцами испортятся.

Обычно исторические события — не к добру. Что-то в любом случае мы теряем. И пускай позитивное влияние они тоже оказывают, но это мешает вести четкую политику и, например, целенаправленно понижать всеми методами недовольство. Но часто придется соглашаться на его рост, чтобы не поссориться с другой державой, получить деньги, не упустить какую-нибудь выгоду. Такие события вносят реалистичный элемент случайности.

Ну и плюс они напоминают нам, что игра все же историческая. Хотя в «Виктории 2» разработчики, кажется, меньше всего старались заставлять нас следовать реалиям. Теперь даже кампания всего одна. Мы начинаем в 1836 году, выбрать другую дату невозможно. Потому едва ли в 1917 году в России вспыхнет революция, и вам не придется принуждать товарища Ленина свалить за границу вместе со всеми его большевиками. Слишком многое за это время изменится.

Хотя знание истории и того, что было на самом деле, сильно помогает. Понимаешь, на кого стоит нападать, а кого предпочтительнее не трогать. Если управляете Австрией, то Балканы лучше оставить в покое, иначе за братьев-славян в драку полезет и Россия. Коль берете под руководство Китай, будьте готовы к вражде с Англией, ведь Восток — в ее интересах.

Лично мне проще всего играть Россией. Историю того периода знаю хорошо, поэтому без подсказок понимаю, что может дать увеличение западников, что станет, если начать гонения на славянофилов, с кем из соседей нужно дружить, чего не хватает империи.

Из грязи в князи

И все же открытым остается вопрос: что делать в игре? Если победа в войне — не цель, то к чему тогда стремиться? Увы, у таких стран, как Англия, Российская империя или Австрия одной определенной цели нет. Вы просто развиваетесь, потихоньку становитесь сильнее и постоянно разбираетесь с историческими событиями и их последствиями.

На мой взгляд, куда интереснее руководить чем-то поскромнее. Потому многие и выбирают Китай, Японию, Сицилию, африканские и южноамериканские территории. Их можно поднимать вверх, всегда есть с кем воевать и точно видишь цель. Сегодня мы — третий мир, но уже скоро станем лидерами!

Таким странам надо выбиться в «великие державы». Это условное обозначение для самых сильных. Если вы, например, сможете добиться, чтобы у Сицилии появился такой статус, то она больше не будет колонией и получит полную свободу.

Очень интересно управлять Китаем. Регион слабый, там нет того, кто смог бы всех подчинить. И вот выходите вы. Людской ресурс у вас просто невероятный. Можно накопить огромную армию и давить ей кого угодно. Есть возможность даже побороться с Российской империей, которой очень сложно удержать восточные регионы.

Но при этом и у вас жизнь не будет сладкой. Коль боретесь за статус «великой державы», на вас с опаской смотрят остальные «монстры». Англия начнет подводить солдат к границам и может в один не очень прекрасный день объявить войну. За освобождение какой-либо вашей провинции. Так что постоянно придется крутиться, договариваться с одними, бороться с другими, наращивать экономический потенциал. Здесь нет спокойствия Европы. Все очень агрессивно.

Викторианские огрехи

Не обошлось, конечно, и без недостатков. Поскольку игра очень объемна, все просчитать разработчикам очень сложно. Есть просто небольшие ляпы вроде тех, что, когда социалисты появляются в России, они выступают против профсоюзов и ведут себя словно консерваторы.

Есть бедствия и похуже — начиная с 1880 года, почти в любой стране, которую вы выбрали, вспыхивают восстания. Дух коммунизма, анархизма и фашизма бродит по миру и стучится в каждую дверь. И его с радушием принимают везде. Играть становится просто неприятно. Приходится заниматься сплошным подавлением восстаний. Скучная рутина. И с этой проблемой сталкивался отнюдь не только я, другие пользователи тоже частенько на революционеров жалуются. И когда переворотов нет, это, скорее, исключение из правил.

Немного огрустняет и движок. «Виктория 2» требовательна к процессору, но использует только одно ядро. Поэтому возможны небольшие подтормаживания, зависания. Ну и AI иногда выкидывает фокусы, которых от него никак не ждешь. Порой сложно понять его логику, особенно дипломатическую.

Правда, многое Paradox собирается исправлять. Вскоре должны выйти патчи, да и дополнения наверняка появятся. Может, там даже другую кампанию добавят, пересмотрят немного механику и сделают более разнообразные исследования. Сейчас они поверхностны.

Впрочем, если не обращать внимания на неприятные мелочи, то игра очень хороша. Возможно, она — лучшее, что создали «парадоксы» за последнее время. Кому-то, безусловно, будут ближе другие их проекты, более военные, но «Виктория 2» — настоящая глубокая стратегия. Она хороша практически во всем.

***

«Виктория 2», однозначно, — стратегия очень сложная. Если в «Дне Победы» и «Европе» нам приходится постоянно воевать, мы всегда четко знаем, что делать, то здесь необходимо просто вести страну через годы. И это оказалось гораздо труднее, нежели развязать мировую войну и выйти из нее победителем.

Плюсы: сложный и глубокий игровой процесс; отличный обучающий режим; большие возможности.
Минусы: некоторые исторические ляпы; AI порой ведет себя не очень адекватно; революционеры.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Victoria 2

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
13 августа 2010
180
4.3
121 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

в тотал вар хренова туча динамики, стратегических навыков там требуется минимум, больше тактических. В этой же игре все в разы сложнее и одновременно интереснее. Наверное редискам врятли понравится подобная игра, а кто любит глубокую, масштабную стратегию тот точно оценит, с оценкой согласен на все 100%, но революционеры дестивительно, как заноза в заднице =), мешает и выковырять ее непроста...
 ....не играл...теперь хочу...обзор хорош...
 Играл в Первую Викторию ,стилистика второй уже отличается от первой ,думаю стоит поиграть .А у меня к Кириллу вопрос ,ты смог добиться чтобы твоя держава ,поднялась или только поиграл чтобы составить обзор ??
Думаю что игра супер,обязательно [s]скачаю  [/s]добуду .
 игра реально чорошо для любителей стратегий но иногда играть откровенно скучно
[quote] Почему оценка Изумительно, мне решительно непонятно. Минусы: исторические ляпы, ладно, это еще можно понять; революционеры, это тоже ничего; но неадекватное поведение ИИ - это уже серьезный повод, чтобы поставить Похвально. Я пока читал обзор, гадал, проходняк это или похвально, а вы - изумительно...[/quote]  Все недостатки правятся патчами. Несложными.
 "Первые несколько минут просто смотришь на карту и не понимаешь, что делать. Война нигде не идет, даже казна пополняется налогами. И что тогда от меня требуется?" Вот именно то что я подумал, когда начал играть, не знаю не поперло, нету обьяснений, что делать нужно и т.п. Хоть я и люблю стратежки такого типа, но не поперло, только воевать и прикольно ! 
 авто обьясни, тут просто надо играть и делать что хочешь? песочница типа ? 
To: [b]Кирилл Орешкин[/b] Я смотрю, вы специалист в играх Paradox Interactive. Годы тренировки, да?
а почему революционеры минус? раз хотим игру правдопободную, значит революционеры не минус 
 когда увидел скриншоты сразу мысль - неужто конвейер запустился, пошли штамповаться клоны HoI, меню, карта все как в дне победы, лучше уж еще раз алжиром в семпер фай весь мир вынести. а тут такой обзор, раз такое дело, то думаю сыграю
Как выкрутиться России из ж*пы?"Простой пример. Чтобы страна процветала, нужны заводы. Без них нет производства, экономика чахнет, армия не модернизируется, счастье людей стремительно падает, а голодные обыватели развлекают друг друга россказнями, кто, как и в какое бы место монарха-идиота проучил. Но монарх в большинстве случаев сам заводы не возводит. Поэтому нам нужны капиталисты, которые всем этим займутся. Мы же можем лишь создать выгодные условия для их бизнеса, то есть радикально снизить налоги. И тогда они потихоньку начнут приезжать, обживаться, строить планы и, возможно, заводы."[strong]Виктория 2 научит! =)[/strong]  ЗЫ. хотя куда ниже. итак все ниже некуда. эх
Ненавижу такие стратегии,проста куча слов и карты оцтой! 
Очень интересный и содержательный обзор - спасибо! Буду пробовать играть =) 
эта игра для взрослых и умных . школате тут не место!
Хороший обзор. Да игра сложная, сначала думал нафиг обучение, начну компанию и разберусь в ходе игры что да как, ну не тут то было, игра оказалась сложней чем я предполагал, пришлось проходить нудное обучения, которое я прошёл за несколько подходов, уж очень было скучно, но мои мучения не были напрасными. После обучения, игра оказалась весьма затягивающей, было трудно оторваться, играя за Пруссию хотелось быстрее объединить Германию, играя за Японию хотелось сделать её цивилизованной страной и великой державой, а потом и в лидеры вывести. Paradox снова сделали отличную глобальную стратегию, я бы даже сказал симулятор государства. Всем советую поиграть, не пугайтесь сложности, просто потратьте побольше времени на обучения, и тогда Виктория 2 станет интересной и не такой уж сложной)))  
To: [b]Кирилл Орешкин[/b]  Посмотрим, посмотрим - может разрабы и не собираются вовсе над заплатками возиться.
Игра классная, но что касаеться огрехов, то это да. Я не знаю что до других стран, но с Россией оня явно напортачили. Например когда выделяешь Украину из состава, то она сразу с Крымом, которого мы им подарили через 150 лет, или то что у России ОЧЕНЬ много неколонизированных земель (по крайней мере к началу 19 века все эти земли были давно исследованы и входили в состав страны). Также здесь некоторые пишут мол задолбали революции. Они вылезают если чрезмерно повашать налоги. Эканомику надо строить не на собирательстве, а на заводах, и производить не только танки и самолёты, но и предметы общего потребления(например для черни это спирт, повседневная одежда и т.д.) и тогда ваши поданные будут довольны. Кстати надо еще следить за сознательностью, если она будет слишком высокой, то люди будут дребовать реформ, а нацианалисты выхода из состава страны. Удачной игры!
Читай также