«Цивилизация» Сида Мейера — нет более узнаваемого, почитаемого и любимого бренда среди приверженцев компьютерной мышки и клавиатуры. С играми серии можно вовсе не знакомиться, стараться всячески их игнорировать, предпочитать им менее требовательные к сообразительности, собранности и внутренней уравновешенности экшены от первого лица, аркады или стратегии от Electronic Arts (привет и прости нас, Command & Conquer!), но каждая новая Civilization — как концерт из свежего тура группы The Scorpions. То есть только начинаешь думать, что тебя уже ничем не удивить, а лучшие годы авторов позади, как сразу же залетает в голову и надолго там остается абсолютно противоположная и восторженная мысль: «С ума сойти — они снова сделали это!» Мы более чем уверены, что к пятой части «Цивилизации» эти слова подойдут просто идеально. А теперь постараемся объяснить — почему.
Глобальные изменения
Что может быть лучше стратегии во вселенной Civilization? Правильно — только очередная продолжательница серии. Раньше могло казаться, что у пятой части кардинальных нововведений много быть и не может — базисные принципы игрового процесса были отточены еще в триквеле, трехмерность ввели в четвертой главе и, собственно, все. Адаптацию для консольного рынка по имени Civilization Revolution и римейк самой первой «Цивилизации» за полноценные части франчайза мы считать не будем — это всего лишь эксперименты разработчиков, связанные с привлечением дополнительной аудитории.
Civilization 5 — вот одна из определяющих причин нашей симпатии к персональному компьютеру как к игровой платформе. Такие комплексные, хардкорные и в то же время не самые динамичные глобальные стратегии должны быть только здесь. Для начала похвалим Firaxis Games за желание идти в ногу со временем. С точки зрения совершенства технологий движок «пятерочки» смотрится великолепно — есть даже поддержка DirectX 11. Мы прямо не знаем, так ли это нужно игре, у которой в опознавательных элементах значатся огромное полотно глобальной карты и куцые горстки юнитов, нарисованных с полнейшим игнорированием понятия «пропорциональность». Обладатели видеокарт последнего поколения точно скажут разработчикам за это спасибо.
Однако манипуляции с модернизацией движка меркнут на фоне главного геймплейного нововведения «Цивилизации». Помните те четырехугольники, на которые разбивалась карта раньше? Так вот, поспешите их забыть. Теперь ситуацией заправляют шестиугольники, они же гексы. Да-да, совсем такие, о которых мы вам рассказывали в превью на Greed Corp, — разве что они не имеют свойства проваливаться по мере истощения земли. Наверняка некоторые из наших читателей сейчас равнодушно хмыкнут и пожмут плечами: «Ну гексы, ну четырехугольники — какая разница?» А разница меж тем очень большая.
Начнем с очевидного. Большее число сторон в единице площади — больше возможностей для врага, который решит напасть. Количество фронтов увеличивается, а значит и сложность ведения своей личной политики возрастет. Сами же разработчики утверждают, что переход к гексам — обдуманное и непростое решение, которое тем не менее напрашивалось уже очень давно. «Цивилизация» от этого станет только сложнее и интереснее, так что волноваться не стоит.
Как вы уже поняли, изменения в системе измерения площади повлияют на бои. Там тоже без некоторых поводов понервничать для фанатов сериала не обошлось. Смеем поклонников заверить, что все улучшения носят вполне рациональный характер. Теперь логики в схватках станет не в пример больше. Войска с оружием дальнего действия смогут без особых проблем расправляться даже с хорошо экипированными солдатиками (но рожденными для ведения ближнего боя) на расстоянии. То есть отныне справедлива тактика, когда метатели каких-нибудь копий засадят промеж глаз свои снаряды необразованным бабуинам, когда те еще будут находиться далеко на подступе.
Ну, и аналог «танкового раша» из C&C в Civilization 5 не работает. Печально, конечно, но собрать вокруг себя все виды войск, насадить их в каждую клетку по максимуму и отправиться в крестовый поход имени себя любимого не получится. Поклонники сейчас могут достать носовые платки или вонючие помидоры — кому что темперамент позволяет. А все потому, что отменена возможность собирать в каждом шестиугольнике невообразимое количество отрядов, образовывая тем самым громозарядные «ячейки смерти». Все станет строго как в аптеке — на каждый гекс по одной военной единице.
Лидеры и дипломатия
Насколько критичными окажутся указанные выше нововведения, мы пока предсказать не беремся. Но Firaxis Games, уверены, знает свое дело. А у нас тут новая пачка изменений и дополнений, о которых срочно необходимо вам рассказать. Так вот, похоже, под беспощадный нож пришлось отправить религию. Ее тут попросту нет. Вот вам и еще одна причина, почему теперь нельзя организовывать крестовые походы, — такого понятия в новой Civilization, к сожалению, больше не будет. Как утверждают сами разработчики, религия делала дипломатию предсказуемой. Наблюдается отчетливый уклон игры в сторону пацифизма. И усовершенствованная система взаимодействия между странами красноречиво об этом свидетельствует.
Враждебно настроенных выскочек здесь не любят — сразу усмирят и выстроят вокруг новообразованной обители Четвертого рейха мощный противоборствующий союз. Гораздо выгоднее и эффективнее будет подписать договор о мирном и долгосрочном сотрудничестве с государством, ресурсы и интересы с которым вам бы хотелось разделить. Firaxis Games буквально проповедует глобализацию «по образцу ООН».
Мультиплеер у Civilization 5 будет. Выяснить, чья же держава крепче и кто достоин занять кресло властителя мира, можно будет исключительно по Интернету. Firaxis Games также немало внимания уделяет пользовательским модификациям. Будет и возможность скачивать наиболее понравившиеся моды прямо из меню игры. Полноценный редактор, разумеется, тоже приложат.
В любом случае любителям устроить геноцид в планетарном масштабе и подчинить себе целые нации саму возможность действовать во благо своим принципам оставят, только вот сделать это станет на порядок сложнее.
Все, что касается визуального отображения мировых лидеров — темы, особенно развитой в Civilization Revolution — нашло свое закономерное продолжение и в пятой части. Теперь показать свою неприязнь или симпатию герои смогут, пользуясь уже всеми частями тела — место портретов займут полноценные фигуры в полный рост. И у них связь с реально существовавшими прототипами будет прослеживаться более четко — причем не только благодаря узнаваемым «фирменным» жестам, но и действиям, поступкам и повадкам. Вспомните сейчас того же Гитлера и представьте себе, на что был способен этот усатый расист с болезнью Паркинсона — в игре он, как и многие другие известные миру личности, проявит себя в полной мере.
Гексы вместо четырехугольников, поддержка DirectX 11 и всех современных технологий; явный уклон в сторону дипломатии, но не военного дела; кардинально переработанная боевая система — вот ключевые определения для Civilization 5. Сомнений в том, что она будет главной глобальной стратегией на ближайшие несколько лет, у нас нет абсолютно. А те изменения, которым она подверглась, должны пойти ей только на пользу — по-другому и быть не может, ведь новая «Цивилизация» просто не имеет права провалиться.
Лучшие комментарии
Системы выбора направления развития страны (монархия, авторитарный строй, демократия и тд и тп) просто бесполезна. практически ничего не изменяется, не считая пары бонусов… Могли бы и обыграть это как-то. Коронации монархов, выборы президентов, у которых есть свои плюсы и недостатки. Идея хорошая, но совершенно сырая.
Вообще, для меня история Civ 5 напомнила вторую Мафию… Ждали НЕЕЕЕЧТО… а получили посредственную игру
mustafar