В мире не так много стран, которые могут похвастаться особым виденьем разработки игр. Все мы знаем своеобразные японские jRPG — специфические ролевки с тактическими сражениями и простынями диалогов. Можем отметить и отечественные поделки. Но кто еще создает нечто необычное, особенное и в духе своего менталитета? Разумеется, это не американцы, французы или англичане, вбрасывающие на рынок дорогие боевики, продолжения серий, нечто всегда популярное и массовое. Но есть одно государство, которое выделяется на фоне других и частенько выпускает своеобразные RPG и экономические стратегии. Речь, конечно же, о Германии.
The Settlers — апогей, ярчайшая демонстрация мысли немецкой игровой школы. Это экономическая стратегия для самых дотошных, где у вас не три вида товаров, не восемь, а более тридцати. И практически все они нужны. То есть нам приходится скрупулезно разрабатывать производственные цепочки, выбирать оптимальные пути получения того или иного продукта, а затем наслаждаться хорошо отлаженной системой.
Вот только не очень долго. Ибо как только вы все сделали и наконец-то вышли на тот уровень, к которому стремились, — все заканчивается. Да, это особый вид экономических стратегий. Понравится ли он именно вам? Сейчас и узнаем, ибо мы приступаем к разбору The Settlers 7: Paths to a Kingdom.
Экскурсия по всему королевству
The Settlers стоит разделить на две составляющие — кампанию и свободные сражения. Это как бы две игры в одной. Так часто бывает. Возьмем хотя бы Battlefield: Bad Company 2 или Modern Warfare. С одной стороны — сценарий, с другой — динамичные поединки с товарищами. В стратегии же свои разграничения. И мы начнем с разбора сюжетных миссий, которыми нас и встречает проект.
Нам быстренько в красивых картинках рассказывают историю о молодой принцессе, которая «к успеху идет» — собирается становиться королевой. Для этого ей надо побороть злобного врага, который мучает женщин, издевается над детьми и вообще ничего не понимает в плодородии, сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Что для стратегии экономической вообще кошмар.
Первый вопрос того, кто играл во все предыдущие части: «А что в седьмой особенного, новаторского, необычного и отличающего проект от предыдущих?» Практически ничего. Это очередные «Поселенцы», только более красивые, с новым сюжетом, заданиями и похорошевшим сетевым режимом.
И с первой до последней миссии разработчики основательно будут знакомить нас с The Settlers 7. Игрок, поздоровайся, это уголь. Уголь, это игрок. Создали шахты, наняли армию, прошли первую главу… Торговля, это игрок. Игрок, это торговля. Наладили продажу рубашек, устроили сражение, прошли шестой эпизод. И так до финала.
С одной стороны, здорово, что о нас так пекутся и буквально каждому ресурсу, каждому строению посвящают отдельный абзац в романе The Settlers 7. Но читать становится скучно, ибо ближе к концу «книжка» напоминает произведение «Дом, который построил Джек». Ибо из раза в раз повторяем то, что прошли в прошлых миссиях. Научились добывать камень в первом эпизоде, тогда во втором мы построим шахты сразу, а потом будем изучать выпечку хлеба. И ближе к концу уже успеешь заскучать, пока сделаешь все то, что уже прекрасно знаешь: пять минут на горную промышленность, десять на плодородие, еще время уделим торговле, потом пошьем рубашки, затем через час, наконец, доберемся до того, о чем речь пойдет, — до кавалерии.
Также есть небольшие проблемки и в балансе. Уже в первых миссиях, когда игрок только знакомится со здешней экономической системой, ему отвешивают смачные затрещины за любую невнимательность. Допустим, вам надо нанять дюжину мушкетеров, чтобы победить в бою, но все деньги вы потратили на копейщиков. Просто из-за невнимательности, ибо не понимали, что делать точно надо. И теперь пройти задание невозможно, ведь продать ничего нельзя, а золото добывать негде. Начинайте заново. Пускай вы уже и потратили полтора часа…
Потому кампанию надо воспринимать исключительно как тренировку, где можно изучить простую, но замороченную механику этой стратегии. Ну, или как некоего гида, который ведет по королевству The Settlers 7 того, кто сам себя занять не может. Но это путь туриста. Прогулялись, осмотрелись, но жить здесь не собираетесь. Мол, спасибо за интересную десятичасовую экскурсию, но мы поехали в свои «Старкрафты», «Модерн Варфееры» и прочие «Нидфоспиды».
Как заставить производственную машину работать?
Ну а коль вы не турист, а поселенец, и собираетесь основательно взяться за стратегию, то кампанию можно слать в экономическую преисподнюю на миссии так пятой. Механика примерно понятна, поэтому надо начинать уже «свой бизнес». Для начала стоит запустить свободную игру против компьютерных оппонентов. И именно в таком поединке вы увидите, в чем же суть «немецкой школы».
Но дабы для вас это не было неприятным сюрпризом, давайте разберемся, как тут вести хозяйство. Например, вы хотите разрабатывать инструменты, чтобы можно было строить еще больше зданий, и рабочие не переставали трудиться на благо поселения. Но беда в том, что некоторых необходимых ресурсов нет на вашей территории. И тут любой экономист поднимет руку и скажет, как быть. Надо начать торговлю.
И сразу второй вопрос: чтобы покупать да продавать, нужны кто? Правильно, торговцы. Но они не появятся в нашем государстве, если мы не заплатим им и не предоставим дорогие одежды. Поэтому придется сделать две цепочки. Наладить штамповку монет и устроить пошив рубашек.
Итак, разберемся с первой. Находим ближайшие горы и там возле залежей угля и золота разбиваем небольшой лагерь, где будут вкалывать шахтеры. Теперь мы добываем два новых ресурса, но необходимо сплавить их и превратить в красивые монетки. Для этого тоже строим специальное здание. Теперь одни орудуют кочергой, другие выплавляют деньги.
Но постойте! Они отказываются работать, если их не кормить. Причем кормить можно как простой пищей, так и дорогой. К еде плебеев относятся хлеб и рыба. И если последнюю можно просто выловить в реке без труда, то для булочек понадобится засеять поля пшеницей, построить амбар и соорудить мельницу. Получим муку. Но на муку, так сказать, масло не намажешь. Надо вырыть колодец, где можно брать воду, и заложить пекарню, откуда уже сами плюшки да ватрушки и станут появляться.
Дорогая пища — это мясо. И тут уже все не так просто, как с рыбой. Мало убить кабана. Надо его разделать и правильно превратить в колбасу.
Все, производство налажено. Шахтеры кушают рыбу, штамповщики золота поглощают мясо. И в нашем королевстве появляются первые монеты. Но ведь мы еще не разобрали цепочку создания рубашек. И уверяю вас, недостаточно для этого поставить одно здание. Надо пасти овец, стричь их, превращать мех в нитки, а потом уже из них создавать кафтаны. И для всего этого — отдельные ресурсы, отдельные затраты и отдельные строения.
Война в The Settlers 7 важна неописуемо сильно. Без сражений не откроете новые территории, а значит, не видать месторождений важных ресурсов и не сделать интересные производственные цепочки. И хотя здесь даже есть несколько типов войск, а армия сжирает часть нашего продовольствия, сами битвы очень условны. В игру не имеет смысла идти за хорошей дракой. Любое ваше решение — это не сложный выбор генерала. Это подсчеты экономиста. У противника десять солдат? Сделайте пятнадцать — и победите. У него крепость? Постройте мушкетеров, они ее сломают. Все очень условно. Что врага одолеть, что пшеницу вырастить — здесь все едино.
Дальше углубляться не буду в эту технологию. Полагаю, примерно понятно, что имелось в виду под «дотошностью немецких разработчиков». Но не подумайте, что все это скучно. Игра столь же увлекательна, а возможно, и еще более интересна, нежели Anno 1404. Тут не надо долго ломать голову, все интуитивно, да и в подсказок много. И главное — никакой рутины. Что сетевой режим, что поединки с компьютером — там некогда потягиваться, зевать, механически кликать мышкой, дабы построить какое-то будто бы и ненужное здание. В чем секрет? Об этом в следующей главе.
Стометровку бегут экономисты
Удивительно, что все самое сочное и вкусное в экономической стратегии находится в сетевом режиме. Ибо жанр этот все же для «одиночек». Часами сидишь, планируешь, наслаждаешься строительством и сладким чаем темной ночью. А производство идет, появляются новые товары, больше денег и так далее.
Да даже по описанию выше кажется, что Paths to a Kingdom должна быть самой неспешностью. Пока все игроки наладят производство, потом начнут нанимать армию, а уж пока дойдет до финального сражен… Стоп. Нет тут никакого финального сражения. И одерживает верх тот, кто первым набрал определенное количество очков победы.
Дают их за простые достижения. Кто шустрее захватил пять локаций, тому очко. И игроки стараются быстро отправлять свои войска на соседние территории, солдаты только и успевают шляпу придерживать, бегая от одной крепости к другой, — стоять некогда, конкуренция большая. Другое задание: изучите первым семь технологий. И монахи штудируют книги, пьют пиво не в свободное время, а прямо во время чтения священного писания, откуда они спешно и достают знания о мире. Ну а пока ваши подчиненные заняты своими поручениями, вы судорожно строите новые и новые здания, дабы первым отправить на работу 25 крестьян и приблизиться к победе.
Наличие живого соперника всегда подначивает и заставляет думать продуктивнее. Ведь какой смысл ломать в кампании голову над тем, как из одной цепочки побыстрее перейти в другую? Все равно победите в конце концов. А здесь та самая «нормализация производства» очень важна. И кто лучше расходует ресурсы, за тем и партия.
Но, увы, болеет игра главными болезнями всех не «ртсных» стратегий. Бои хоть и не затянутые, но они все же долгие. От сорока минут до полутора часов. И потому пользователи порой просто покидают матчи. И вроде бы вы так весело вырываетесь вперед, а компьютер вам уже сообщает: «Соперник вышел». А это не StarCraft 2. Здесь не результат важен, а процесс.
***
The Settlers 7 — отличное продолжение серии, которое можно любить и как звено в цепочке игр, и как отдельную стратегию. Она не хардкорно-экономическая. Но и не казуальная. Она просто приятная, ее можно рекомендовать всем, кто хочет просто с удовольствием посидеть за чем-то интересным и нетребовательным к скорости кликанья мышкой. Особенно стоит обратить внимание на сетевой режим. Он чуть ли не лучший в жанре. Никакой скуки и медлительности. То, что и надо в наши дни.
Плюсы: отличные стилистика и анимация каждого персонажа; интересное создание производства; прекрасный сетевой режим.
Минусы: слабый сюжет в кампании; жесткие наказания в миссиях; да и в целом кампания не ахти.
Лучшие комментарии
Gold22