Эх, давненько не выходило на PC достойных экшенов от первого лица, позволяющих покромсать кремниевое мясо в ближнем бою. Сначала мы пудовыми кулаками Риддика проламывали черепа заключенных и надзирателей в The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay в 2004-ом, затем, в 2006-ом, запинывали насмерть подлых гоблинов в Dark Messiah of Might & Magic, а после… А после любителям зрелищного «зубодробительного» во всех смыслах этого слова экшена пришлось лишь лениво почесывать виртуальные костяшки и вспоминать, скучая, приятный хруст ломающихся позвоночников.
И явился долгожданный проект вовсе не из златых палат какой-нибудь EA Games или Ubisoft, а из одной маленькой, но очень гордой чилийской студии ACE Team. Он степенно прошествовал по красной ковровой дорожке разработки без сопровождения свиты из тысячи рекламных роликов и интервью с создателями. И без всякого пафоса и ежемесячных PR-акций доказал на практике: приличный экшен можно сделать и без поддержки толстосумов-издателей. Посему развеем все заблуждения – Zeno Clash не стоит расценивать как очередной инди-проект: это действительно полноценная игра, не уступающая своим «не инди» собратьям по многим параметрам, хотя неопытность родителей и сказалась на некоторых аспектах.
Интерактивные галлюцинации
Подкупает Zeno Clash в первую очередь своим сеттингом. Пока большинство игроков язвили на форумах на тему доступности в Чили сильнодействующих препаратов, разработчики создавали уникальный в своем художественном бреду мир. По первому впечатлению от здешних декораций ZC напоминает сумасбродную American McGee’s Alice. Как и в лучшем воплощении наркотического сна за всю историю игровой индустрии, стиль нашего сегодняшнего гостя невозможно описать словами. Наиболее близкое определение – «первобытный футуризм». Вы не подумайте: ACE Team не делилась с нами галлюциногенными грибочками, если таковые у них имелись. Но как еще можно охарактеризовать мир, в котором аборигены в набедренных повязках и с боевым раскрасом на лице гуляют по улицам меж кособоких многоэтажных домов со стимпанковскими механизмами?
Source, кстати, один из самых непритязательных к железу движков, справился со своей задачей прекрасно: при хорошем качестве картинки от вашей видеокарты не потребуется полная поддержка внушительного набора прожорливых спецэффектов и прочих излишеств. Все гениальное просто, как говорится: серый дизайн уровней не скроет даже CryEngine десятой версии.
Фантазия разработчиков, однако, не ограничилась одними сюрреалистичными пейзажами: сюжету не хватило считанных сантиметров, чтобы преодолеть планку абсурдности, установленную вышеупомянутой American McGee’s Alice. Здешний сценарий – образцово-показательный бред сумасшедшего.
Папомама, я – веселая семья
Действие Zeno Clash разворачивается в… А вот когда и, вообще, в каком мире разворачивается это самое действие, разработчики умолчали. После короткой обучающей миссии нас сразу бросают в гущу головокружительных событий: наш подопечный – Брат по имени Гхат. Почему именно «Брат»? Оказывается, все его соплеменники, как и он сам, имеют общего Родителя. Знакомьтесь: Отец-Мать (или Папомама), нескладное долговязое существо, плодящее Братьев и Сестер со скоростью среднестатистической самки таракана. В один прекрасный день Гхат покидает Зенозоик (именно так называется дом всех детей Отца-Матери) и отправляется в загадочное племя корвидов, весьма нелицеприятных созданий, по словам самого Гхата, «снявших оковы реальности». Не пытайтесь увидеть в этой фразе сакральный смысл: бедолаги просто свихнулись.
Внимание! Спойлеры!Отец-Мать (Папомама) – самый колоритный персонаж Zeno Clash. Представляет он собой худосочное нечто с длинными конечностями, горящими глазами и странным голосом. Все зенозоикане считают Папомаму их общим Родителем. Потом, правда, выяснится, что это вовсе не гермафродит, а существо мужского пола, крадущее по ночам детишек у их настоящих родителей и заменяющее малышей поросятами. Именно потому, что Гхат узнает секрет Отца-Матери, тот/та гонит его прочь из племени.
И мы отказываемся верить, что такое можно придумать на трезвую голову. Но продолжение мы все-таки будем ждать, несмотря на заявление разработчиков о том, что отныне они будут заниматься только казуальными игрушками.
Прожив некоторое время бок о бок с сумасшедшими корвидами, Гхат возвращается в отчее племя, однако там ему оказываются не рады. Тогда изгнанник решает выяснить, что скрывает от своих детей весьма подозрительный Родитель и, узнав секрет Папомамы, убивает его/ее. Лишившиеся Отца-Матери Браться и Сестры открывают сезон охоты на неблагодарного сынка, в связи с чем убийце приходится спешно ретироваться. Во время своего побега Гхат встречает девушку Диэдру, которая будет его спутницей до конца странствий. Именно с момента знакомства изгнанника и Диэдры главный герой поступает под наш контроль.
Бокс для «чайников»
За развитием сюжета мы будем наблюдать в двух плоскостях: за n дней/часов до убийства Отца-Матери и в настоящее время. Но, забегая вперед, скажем: вне зависимости от того, куда и когда нас забросит Судьба-злодейка, геймплей не изменится ни на йоту. После каждой главы нам торжественно вручают пряник в виде порции галлюциногенной сюжетной кашки. Все остальное время вы проведете за принудительным ознакомлением физиономий Братьев, Сестер и корвидов с кулаками Гхата.
Причем, что самое обидное, именно боевая система не дотягивает до уровня сюжета и дизайна. Вот начинается драка: перед нами – три мускулистых Брата. Первого мы резко бьем локтем с разбегу и валим наземь мощным толчком в спину; увернувшись от атаки второго, проводим серию из трех коротких ударов в лицо и пинком в самое больное место заставляем сложиться пополам; третьего хватаем за волосы и что есть сил колотим лбом о наше колено. Выглядит это все весело и забавно до тех пор, пока нас не заставят повторить это еще пять раз. И еще. Причем Вы не встретите той вариативности, что была в Dark Messiah, в которой одну и ту же ситуацию можно было разрешить тысячей и одним способом: поджечь, заморозить, застрелить из лука или, используя телекинез, закидать ящиками с тухлыми яйцами. В Zeno Clash же слыхом не слыхивали о магии и холодном оружии, а помахать дубинами и молотами дадут лишь на некоторых уровнях. Пользоваться оружием дальнего боя (да-да, и такое имеется) необходимо только во время поединков с боссами, а если вы рискнете применить арбалеты или парные «пистолеты» (не то ракушки, не то рыбы, стреляющие острыми иглами) в рукопашном бою, во время первой же перезарядки Гхата лишат нескольких ценных зубов и костей.
Но самое смешное, что в Zeno Clash, файтинге от первого лица, в котором огромное значение имеют наши движения: удары, блоки, нырки – главный герой не умеет ни приседать, ни прыгать. Если в каком-нибудь Bionic Commando Rearmed неполноценность протагониста еще можно объяснить, то отсутствие элементарной возможности забраться на возвышенность в файтинге – нонсенс.
Именно дюжина досадных мелочей и не дает детищу чилийцев из ACE Team перейти из разряда необычных, но скучных экшенов на пару вечеров в пантеон самых увлекательных и красивых проектов в этом году. Главе этак к 11 из 18 в Zeno Clash становится банально скучно играть. Интрига в сюжете и своеобразный стиль тянут геймплей до финала, как полудохлую кошку за хвост.
***
И вот любители помахать кулаками на виртуальной арене досматривают финальные титры в надежде увидеть хоть какой-то намек на сиквел и разочарованно вздыхают: ждали ведь совсем не то. Хотели брутального и разнообразного мордобоя с дюжиной фриков в устрашающих масках, а получили умирающий бледный геймплей на руках у мощного сюжета и дизайна уровней. И снова отбой тревоги, товарищи. Уже который раз в 2009-ом поставить знак равенства между ожидаемым и полученным не получится. Может быть, скоро ситуация изменится?
Плюсы: образцово-показательная атмосфера бреда сумасшедшего сценариста; поначалу веселые поединки; интригующий сюжет.
Минусы: однообразный геймплей; примитивная боевая система.
Лучшие комментарии
Система боя мне понравилась (но вот однообразна, могли б больше ударов сделать, ну или комбо.
Извиняюсь за тупость. )))